Слезы Федерации: Татарстан и Самара остались единственными регионами-донорами в Поволжье

bf332f1fab934ef4Налоговые поступления во многих нефтегазовых регионах РФ упали, но власти нашли 100 млрд рублей на дотации Чечне, Крыму, Якутии и Дагестану

Аналитический отдел газеты «Реальное время» решил изучить, какие субъекты РФ — регионы-доноры, кто получает больше всех дотаций и как изменилась ситуация в кризис. Оказалось, что рост поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет в 2016 году впервые замедлился. Среди регионов, впервые за много лет снизивших налоговые поступления в федеральный бюджет, увы, и Татарстан. Стагнация федерального бюджета-2016 — следствие падения цен на нефть: свои поступления в федеральный центр снизили основные доноры, в том числе Ханты-Мансийский АО и Москва. При этом размер дотаций в дотационные регионы, несмотря на обмельчание налоговых поступлений не только не упал, но и вырос на 100 млрд рублей. В топ-10 самых дотационных регионов второй год подряд находится и небедный Башкортостан — размер дотаций соседу Татарстана за 6 лет вырос в 3,4 раза.

Рост налоговых поступлений в России замедлился в 2016 году

Сначала отметим, что для государственной казны, судя по всему, 2016 год был самым тяжелым за последние 3 года: по-настоящему кризис собираемости налогов ударил лишь в прошлом году. Об этом говорят в первую очередь цифры общего объема федеральных налогов и сборов по РФ. Так, по итогам 2013 года он составил 5,3 трлн рублей, в 2014 году в казну собрали на 14% больше — 6,1 трлн рублей, в кризисном 2015 году цифра выросла всего на 10% до 6,7 трлн рублей. В 2016 году общий объем сборов вырос лишь на полпроцента — до 6,8 трлн рублей.

Фактически можно говорить о стагнации. Как в таких жестких условиях работает Минфин, пытаясь сверстать бюджет, можно судить по цифре дефицита бюджета в 2017 году — он составил 3,16% ВВП или 2,745 трлн рублей. Cудя по разрозненным данным первого полугодия, экономика все-таки постепенно выбирается из кризисной ямы: летом этого года было объявлено, что правительство РФ предполагает снижение дефицита бюджета 2018 года до 1,6% ВВП (1,5 трлн рублей), а к 2020 году — до 0,8%. При этом чиновники ожидают, что пессимистичные прогнозы на 2017 год уже вряд ли сбудутся, а значит, доходы бюджета будут больше официального прогноза на 1 трлн рублей. Если судить по налоговой динамике, страна вернется на уровень досанкционной экономики — в 2014 год, когда сумма собранных налогов оказалась на 800 млрд рублей больше, чем в 2013 году.

Татарстан впервые за годы снизил объем налогов в федеральный бюджет

Общероссийскую динамику повторяют даже регионы-доноры, входящие по объему собираемых налогов в федеральный бюджет в топ-10. В том числе, увы, и Татарстан. Так, в 2013 году РТ отправила в Москву 192 млрд рублей, в 2014 году на 11,7% больше — 214,7 млрд рублей, в 2015 году показатель упал до 8,8% — в казну отправилось 233,7 млрд рублей. А в 2016 году впервые за много лет Татарстан собрал налогов в федеральный бюджет меньше, чем за прошлый год, правда всего на 2% — 229,4 млрд рублей.

В 2013—2014 годах РТ занимал шестое место по объему собираемых налогов. По итогам 2015 году Татарстан смог опередить Московскую область, переместившись на пятую строчку. Однако в 2016 году вновь сделал шаг назад.

Российский бюджет сильно просел именно из-за нефтегазовых регионов страны

Татарстан — не единственный регион-донор из топ-10, который по итогам 2016 показал отрицательную динамику, ее показали сразу 32 региона, собравшие в 2016 году меньше, чем в 2015 году. Из богатейших регионов — занимающая вторую строчку по налогам и сборам Москва, чьи сборы упали на 1% — с 1076 млрд до 1068 млрд рублей. Долговременный лидер (и лидерство регион сохранил даже в 2016 году) — Ханты-Мансийский АО (Югра) собрал аж на 15% меньше, чем по итогам 2015 года. Очевидно, причина в ценах на нефть: Югра (входит в состав Тюменской области) является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов в мире. На ее территории работают такие гиганты как «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО НГК «Славнефть», ПАО «Газпром нефть» и др. Из-за падения доходов нефтяных компаний общий объем налогов, собираемых Югрой в федеральный бюджет, упал с 1,7 трлн рублей до 1,445 трлн.

В результате довольно сильно просели налоговые сборы в Уральском федеральном округе (лидер среди округов по объему собираемых в федеральный бюджет налогов), в состав которого входит та же Югра: с 2,5 до 2,3 трлн рублей. Из других округов отрицательную динамику показал только Дальневосточный (минус 11,5% — с 114,2 млрд до 101,1 млрд рублей). Сильнее прочих рухнули показатели в Сахалинской области (-33,2%), Кемеровской (-40%), Тыве (-42%), Архангельской области (-65%), а в Забайкальском крае налоговый ручеек обмелел на 96%: с 3,7 млрд до 137,5 млн рублей. Край вообще считается проблемным, уже по итогам 2015 года регион предупреждали о сильном наращивании долговой нагрузки: «по ее уровню (82,7% к собственным доходам) Забайкалье занимает 15-е место в стране, сам уровень является критическим». Региональный председатель контрольно-счетной палаты края еще в 2014 году предупреждал, что край может в прямом смысле слова в 2016 году оказаться банкротом. В прошлом году бюджет Забайкальского края достиг предельного уровня государственного долга.

В минусах и соседи Татарстана: Башкортостан, чьи сборы упали в 2016 году на 5% со 119,3 млрд до 114,5 млрд рублей; Удмуртия, где падение составило те же 5% (с 90,2 до 85,6 млрд рублей). Из регионов же, входящих в топ-10 по объему налоговых платежей в федеральный бюджет, плюсовую динамику продемонстрировали Самара (см. ниже), Санкт-Петербург (рост налогов здесь вообще впечатляющий: на 34,6% с 365,6 до 492,2 млрд рублей), занимающий четвертое место. Вновь на пятое место вышла Московская область, обогнав Татарстан на повороте — здесь налогов удалось в 2016 году собрать на 21,17% с 232,7 млрд до 282 млрд рублей. Стабильные, но небольшие 0,6% показал Ямало-Ненецкий автономный округ, объем платежей которого вырос с 648,5 до 652,9 млрд рублей — третье место по стране; Пермский край тоже удержался на том же уровне 2015 года, собрав 131,2 млрд рублей, закрепив за собой 10-е место. Фактически, из-за низких цен на нефть оба региона стагнируют. В минусе, помимо вышеперечисленных Москвы, Югры, Татарстана, — Красноярский край, где объем платежей упал на 3,2% со 183,12 млрд рублей до 177,3 млрд рублей (седьмое место среди регионов) и Оренбургская область, чьи объемы просели на 10,6% со 165 до 147,6 млрд рублей.

Основные доноры бюджета РФ — регионы с нефтью, газом и металлургией

Высокие объемы налогов Ханты-Мансийского автономного округа (Югры), Ямало-Ненецкого АО, Самары, Оренбурга, Перми и Татарстана объясняются очень просто — здесь есть нефть и/или газ. С Москвой, Московской областью и Питером тоже все ясно — здесь самая высокая концентрация бизнеса. Добавим любопытное: из-за расширения Москвы, по мнению бывшего губернатора области, Подмосковье может ежегодно недополучать 35 млрд рублей налогов.

Впрочем, даже если с годами Подмосковье вовсе сольется со столицей РФ, до налоговых платежей Югры ей будет все равно далеко. Высокие налоговые платежи в федеральный бюджет Красноярской области объясняются наличием в ней металлургического бизнеса (от активов «Норникеля» Владимира Потанина до активов «Русала» Олега Дерипаски), крупнейшей энергетики (от Саяно-Шушенской до Красноярской ГЭС), а также машиностроения и деревообрабатывающей/лесной промышленности. Интересно, что Тюменская область, куда входят два главных нефтедобывающих региона страны (но считаются налоги отдельно) за год тоже просела по динамике, собрав на 11,2% налогов меньше, чем в 2015 году — 79,7 млрд рублей.

Конечно, 62 региона продемонстрировали положительную динамику, но надо иметь в виду, что основные доноры — нефтяные района РФ — в минусе. Так, например, почти в 4 раза выросла собираемость в Новгородской области, но цифра этих сборов на фоне гигантских объемов Югры не впечатляет: всего 5,2 млрд рублей. По отдельным регионам в графе поступлений налогов в федеральный бюджет отрицательные значения, что вовсе не значит недоборов налогов: цифра свидетельствует о том, что до этого регион перечислил, напротив, больше, чем было необходимо (общий объем сборов учитывается в консолидированном бюджете). К примеру, в Чечне в 2015 году собрали 2,7 млрд рублей, а по итогам 2016 года -980,5 млн рублей. При этом в действительности, если смотреть на цифры консолидированного бюджета, объем перечислений из Грозного в Москву вырос с 8,6 млрд до 9,6 млрд рублей.

Кроме Татарстана в ПФО дотации не получает только Самарская область

При этом с 2011 года число недотационных регионов выросло с 11 до 13. Татарстан, Москва, Питер, за все эти годы ни разу не получили дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. В ПФО есть только еще один регион, не получавший дотаций с 2011 года (за исключением 2013 года, когда регион получил 182,7 млн рублей) — это Самарская область. К слову, в Самарской налоговые платежи выросли в 2016 году на 6%, увеличившись со 151 млрд до 160 млрд рублей — регион занимает восьмое место по общему объему перечислений налогов в федеральный бюджет (уступая Татарстану две позиции). Дотации не получают и «нефтегазовые регионы» РФ: Тюменская область, Югра, Сахалинская область, ХМАО и Ненецкий автономный округ. Два «нефтегазовые» региона — Оренбургская область и Пермский край — дотации получают.

Кроме этого, дотации не получают Калужская и Свердловская область (с 2015 года). Калужская область, несмотря не относительно невысокий объем налоговых платежей в федеральный бюджет (57,5 млрд рублей, с 2-процентным ростом к 2015 году — это 35-е место по России), считается развитым регионом. Впрочем, и здесь, к сожалению, 35,2% ВРП приходится на добычу полезных ископаемых — угля, глины, минерального сырья, нерудных полезных ископаемые и проч. Отсутствие дотаций у Свердловской области может объясняться высоко развитой черной и цветной металлургией в регионе (от активов «Евраза» Александра Абрамова до активов олигарха Искандара Махмудова и активов группы ЧТПЗ). Ни разу с 2011 года их не видели в Ленинградской области (объясняется высокой концентрацией бизнеса, предприятий — из-за очевидной близости к Санкт-Петербургу).

Еще 100 млрд рублей дотаций Москва взяла с регионов-доноров через налог на прибыль

Однако 72 региона дотации получают ежегодно. При этом объем их с 2011 до 2017 год вырос в 1,5 раза: с 396,9 млрд рублей до 614,6 млрд рублей. Особенно существенный рост пришелся на 2017 год, он составил почти 20%. В абсолютном выражении, что любопытно, ровно 100 млрд рублей. Откуда взяли? Как оказалось, взяли вовсе не из федерального бюджета, а собрав с регионов (в том числе и у Татарстана, разумеется): федеральная доля налога на прибыль выросла с 2 до 3% (из 20%).

По мнению председателя Счетной палаты, нынешняя методика, по которой определяются дотации на выравнивание бюджетов регионов, «существенно устарела», но 80% дотаций все равно распределили по ней. Однако еще в конце прошлого года отдельные эксперты утверждали, что говорить именно о росте поддержки регионов (а цифра в 614,6 млрд рублей, как не крути, впечатляет) не приходится: «регионам дали 10% акциза на алкоголь, но забрали часть акциза на топливо», поступления от которого превысили бы те самые 100 млрд руб.

Как «голодный» Крым смешал все карты, но не догнал лидеров по аппетитам на дотации — Чечню и Дагестан

Основные дотационные регионы который год все те же. Разве что с 2015 года в российском гнезде добавился еще один «голодный птенец с раскрытым ртом» — Крым. При этом он сразу же вырвался по объему дотаций, получаемых из федерального центра, на четвертое место — тогда ему центр перечислил 24,8 млрд рублей. Для сравнения, за тот же 2015 год Крым отправил в федеральный бюджет налогов и сборов всего на 12,7 млрд рублей, то есть почти в 2 раза меньше, чем получил из Москвы. В 2016 году Крым получил чуть меньше, 22,3 млрд рублей, но четвертое место сохранил — налогов же за тот же год он перечислил уже чуть больше, 16,8 млрд рублей. Видимо, в силу этого Москва решила в 2017 году «паек» крымчанам урезать до 18,4 млрд рублей, рассчитывая, что объем налогов (отражающий в том числе и ситуацию с экономикой) вырастет. В результате Крым как будто опустился на шестоее место. На самом деле нет (см. ниже).

Среди дотационных регионов — не обязательно субъекты с относительно большим или преимущественным проживанием нерусского населения (Дагестан, Якутия, Чечня). Необходимость дотаций носит, скорее, экономический характер. Больше всего дотаций перечисляют Дагестану — в 2017 году он получит 52,4 млрд рублей (на 12,2% больше, чем в 2016 году). И это понятно: по данным на 2015 год, экономика Дагестана небогатая, она находится на 74-м месте по размеру ВРП на душу населения (186,4 тыс.). Чечня, в 2013—2015 годах лидировавшая по объему получаемых из Москвы дотаций, совсем бедный регион, ее экономика находится аж на 83-м месте с жалкими 116,1 тыс. рублей ВРП на одного чеченца. Если сравнить показатели 2009 году, то по уровню развития экономики (точнее — по подушевому ВРП) Чечню можно сопоставить с Бутаном, тогда как Тюменскую область (с автономными округами) с Норвегией, Сахалинскую область с Гонконгом, Москву с Нидерландами, Чукотку с Австралией, Санкт-Петербург с Южной Кореей, Татарстан со Словакией. На выравнивание бюджетной обеспеченности вотчина Рамзана Кадырова получит в 2017 году 24 млрд рублей, что на 8,3% больше, чем в 2016 году. В похожих катастрофических экономических обстоятельствах живут крымчане — регион лишь на ступеньку выше Чечни (82-е место со 116,1 тыс. ВРП на душу населения). Отсюда и размер налогов, отсылаемых в федеральный центр: в 2014 году их собрали всего 2,9 млрд рублей, в 2015 году еще меньше — 2,7 млрд рублей. Прошлогодняя цифра в минус 980 млн рублей, свидетельствующая о «переборе» налогов, в этом свете кажется, конечно, сомнительной.

За что Севастополю стоит благодарить Кадырова

Любопытно, но объем чеченских и крымских дотаций в статистике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности представлен не весь! После скандального выступления Кадырова против сокращения финансирования Чечни, правительство поскребло по сусекам и нашло еще 16,4 млрд рублей на Чечню, плюс 18,65 млрд рублей — на Крым (не считая 5,17 млрд рублей на Севастополь — таким образом, город федерального значения получит в общей сложности 7,2 млрд рублей, сравнявшись с Хабаровским краем).

Так как приложение по выравниванию было уже сверстано, пришлось выделить отдельный вид дотаций — «на сбалансированность бюджетов». С учетом этой графы по факту Чечня оказывается на втором месте с 40,4 млрд рублей — это на 82% больше, чем в регион получил в 2016 году. А Крым становится вровень с Камчатским краем, который получил примерно столько же дотаций, сколько и в 2016 году (37,1 млрд рублей), хотя формально — «как будто бы» — объем дотаций ему понизили на 17%.

Размер дотаций небедному Башкортостану за 6 лет вырос в 3,4 раза

Причина дотирования Камчатского края (по величине дотации на душу человека в 2012 году, по крайней мере, был на первом месте) в отдаленности региона: товары туда приходится завозить, а экономика неразвита. При этом по объему налогов в федеральный бюджет Камчатка находится далеко не на последнем месте. Еще более парадоксальная ситуация сложилась в Якутии, которая долгое время была лидером по получаемым из Москвы дотациям. Якутия (или Саха), например, на 2009 год по подушевому ВРП была сравнима с Саудовской Аравией, в 2015 году регион находится на 8-м месте по объему ВРП на душу населения с 782,6 тыс. рублей (для сравнения Татарстан находится лишь на 16-м месте с 474,7 тыс. рублей на человека)! На самом деле объем дотаций вызван поправками на северные условия — в итоге, по расчетам экспертам, треть доходов бюджета региона обеспечивается федеральными дотациями.

Впрочем, если «измерить экономическую реальность в налогах», то окажется, что Якутию невозможно сравнивать с Татарстаном — в 2016 году регион перечислил федералам всего 46,1 млрд рублей. Объем необходимых дотаций вычисляется по сложной формуле, в которой учитывается несколько параметров — от ВРП до подушевого дохода, трехэтажные формулы двух основных индексов — налогового потенциала и бюджетных расходов, на основе которых рассчитывается эта самая бюджетная обеспеченность (можно посмотреть тут). Но так или иначе регионы, объем дотаций которым в 2017 году вырос более чем на треть, находятся внизу списка субъектов, ранжированных по объему ВРП на душу населения: Алтайский край (не путать с Республикой Алтай) на 70-м месте, Бурятия на 68-м, Ставропольский край на 66-м месте. И хотя Ростовская область (получившая в 2017 году на 3,5 млрд рублей больше, чем в 2016-м) в этом же рейтинге лишь на 52-м месте, в остальном в этом регионе очень слабая экономика. По данным на 2016 год, Ростовская область по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума оказалась на 47-м месте; по уровню безработицы — на 45-м месте и т. п. Регион является одним из самых коррупционных в России. Больше всего официально вырос размер дотаций соседу Татарстана — Башкортостану: на 43% с 11 до 15,7 млрд рублей (девятое место по стране). С 2011 года объем дотаций башкирам вырос в 3,4 раза! При том что регион считался и считается небедным — подобный рост денежного потока из Москвы не может не вызывать удивления.

Тыва, замыкающая десятку дотационных регионов, в рейтинге социально-экономического положения по итогам 2015 года находится на самом последнем месте.

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

«Реальное время».

Просмотров: 916

Комментирование запрещено