Сызранец Равиль-хаджи Кузахмедов: «Я вернулся совсем другим человеком…» / Хаҗ гамәлләребез кабул булсын иде

11-2С такой старинной притчи о появлении источника Зам-Зам начал свой рассказ наш собеседник — Равиль-хаджи Кузахмедов, который побывал на источнике, совершая хадж вместе с шестью представителями Сызрани с 14 августа по 14 сентября:

- В сборнике достоверных хадисов Имама ал-Бухари приводится следующий хадис:

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказал: — Первой женщиной, которая стала носить пояс, была Мать Исмаила , а стала она носить пояс для того, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привез ее [к тому месту, где ныне находится] Кааба, вместе с ее сыном Исмаилом, которого она еще кормила грудью, [а именно —] к большому дереву [,стоявшему у] возвышенности [, где впоследствии забил] Зам-зам [, который ныне находится в пределах] мечети. В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды. И [Ибрахим] оставил их там, оставив им бурдюк фиников и мех с водой, после чего двинулся в [обратный путь], а мать Исмаила последовала за ним [со словами]: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и [вообще] ничего нет?!» И она много раз повторила [эти слова], но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он ответил: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!» — после чего вернулась [к Исмаилу].

А Ибрахим пошел [дальше], достигнув же горного перевала, где они не [могли] видеть его, он повернулся в сторону Каабы, воздал руки к небу и обратился с мольбой к Аллаху [, произнеся такие слова: «Господь наш, поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растет, у Твоего Заповедного дома. Господь наш, пусть они совершают молитву, и склони к ним сердца [некоторых] людей, и надели их плодами, чтобы они благодарили [Тебя]!»

Что же касается матери Исмаила, то она кормила его грудью и пила воду [, которая у них была], а когда мех опустел, она и ее сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как [ее сын] корчится [перед ней, мучимый жаждой], а потом ушла [, покинув его], так как не мог смотреть [на его мучения]. Она увидела, что ближайшей горой [к тому месту, где она находилась,] была ас-Сафа, поднялась на нее, повернулась к долине и стала смотреть туда [в надежде увидеть кого-нибудь, но никого не увидела]. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла края своей одежды, бросилась бежать [,как может бежать изнуренный человек], пересекла эту долину и достигла ал-Марвы. Поднявшись на нее, она стала смотреть [по сторонам в надежде] увидеть кого-нибудь, но никого не увидела, и она проделала [этот путь семь раз].

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк Сказал: «Вот почему люди бегают между ними»[6] [, после чего Ибн Аббас продолжил свой рассказ]:

— Достигнув ал-Марвы [в последний раз], она услыхала какой-то голос, сказала себе: «Тише!» — стала прислушиваться и снова услышала голос. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать [твой голос, а можешь] ли ты помочь [мне]?» И тут на том месте [, где сейчас находится] Зам-зам, она увидела ангела, который [рыл землю] своей пяткой [или: …своим крылом], пока оттуда не забила вода. [Увидев это,] она обложила [источник, одновременно], наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах Ими обоими, что Пророк Сказал: «Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она оставила Зам-зам [или: …не набирала его воду…], он стал бы потоком [,Текущим по земле]!» [— после чего он продолжил свой рассказ]:

— И она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь [будет возведен] дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не бросает близких к Нему!» Что же касается [того места, где потом возвели] Каабу, то оно находилось на возвышенности наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от него. И [Хаджар жила] так, пока однажды [мимо них не проехали люди из племени джурхум, прибывшие со стороны Када. Остановившись [там, где сейчас находится] нижняя часть Мекки, они увидели парившую [в небе] птицу[8] и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но мы знаем, что в этой долине воды нет!» И они направили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду и вернулись, сообщив им об этом, после чего [все] отправились туда. [В это время] мать Исмаила сидела у воды, и они спросили ее: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?» Она сказала: «Да, но прав на этот источник у вас не будет», и они сказали: «Да».

Ибн Аббас сказал, что Пророк Сказал: «Я матери Исмаила, любившей беседовать с людьми, понравилось это».

[Ибн Аббас сказал]:

— Тогда они остановились там и послали за своими семьями, которые стали жить вместе с ними, а некоторые из них поселились там постоянно. Тем временем мальчик подрос и научился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили его [за его достоинства], когда же он достиг [совершеннолетия], они женили его на одной [из своих соплеменниц]. А после смерти матери Исмаила и его свадьбы [туда] приехал Ибрахим, чтобы повидаться с [теми, кого] он оставил [на этом месте], однако он не застал Исмаила.. Тогда он стал спрашивать о нем его жену, и она сказала: «Он ушел, чтобы добыть для нас [что-нибудь]». Потом [Ибрахим] спросил ее о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «Плохо, ибо мы претерпеваем нужду и бедствуем!» — и [стала] жаловаться ему. [Ибрахим] сказал: «Когда придет твой муж, приветствуй его [от моего имени] и скажи ему, чтобы он сменил порог у своей двери». А когда пришел Исмаил, он как будто бы что-то почувствовал и спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» [Его жена] сказала: «Да, к нам пришел такой-то старец, который спрашивал нас о тебе, и я рассказала ему [о том, что его интересовало], а потом он спросил меня о том, как мы живем, и я рассказала ему, что мы претерпеваем нужду и бедствуем». [Исмаил] спросил: «Дал ли он тебе какой — нибудь совет?» Она ответила: «Да, он велел мне приветствовать тебя и [передать] тебе, чтобы ты сменил порог своей двери». [Исмаил] сказал: «Это мой отец, и он велел мне расстаться с тобой, возвращайся же к своей семье!» — а потом он развелся с ней и женился на другой [женщине из племени джурхум].

После этого Ибрахим провел отдельно от них [столько времени, сколько] было угодно Аллаху, а затем пришел к ним, но [опять] не застал [Исмаила]. Тогда он зашел к его жене и стал расспрашивать о нем, а она сказала: «Он ушел, чтобы добыть для нас [что-нибудь]». Он спросил: «Как ваши дела?» — и принялся расспрашивать ее о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «У нас все хорошо и всего вдоволь», после чего возблагодарила Аллаха. [Ибрахим] спросил: «Что вы едите?» Она ответила: «Мясо». Он спросил: «А что пьёте?» Она ответила: «Воду»,— и тогда [Ибрахим] воскликнул: «О Аллах, благослови их мясо и воду!»

Пророк Сказал: «В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на него».

[Ибн Аббас] сказал: «Если же кто-нибудь станет питаться только [мясом и водой] за пределами Мекки, это обязательно повредит ему». [И продолжил рассказ:]

— [Потом Ибрахим] сказал: «Когда придет твой муж, приветствуй его и скажи ему, чтобы он укреплял порог своей двери». Когда пришел Исмаил, он спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» [Его жена] сказала: «Да, к нам приходил благообразный старец, — после чего она отозвалась о нем с похвалой и сказала: — «Он спрашивал меня о тебе, и я рассказала ему [о том, что его интересовало], а потом он спросил меня о том, как мы живем, и я сказала ему, что у нас все хорошо». [Исмаил] спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?» Она ответила: «Да, он приветствует тебя и велит тебе, чтобы ты укреплял порог своей двери». [Исмаил] сказал: «Это мой отец, а порог — это ты, и он велел мне не расставаться с тобой».

После этого Ибрахим провел отдельно от них [столько времени, сколько] было угодно Аллаху, а потом пришел к ним [и увидел, что] Исмаил точит свои стрелы под большим деревом рядом с Зам-замом. Увидев [Ибрахима,] он поднялся [со своего места, направился] к нему, и они [приветствовали друг друга, как подобает] отцу приветствовать сына, а сыну — отца, а потом [Ибрахим] сказал: «О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно повеление». [Исмаил] сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «А ты поможешь мне?» [Исмаил] сказал: «Я помогу тебе». Тогда [Ибрахим] сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь дом» — и указал на холм, возвышавшийся [надо всем] вокруг. И тогда они заложили основы этого дома, и Исмаил стал носить камни, а Ибрахим — строить; когда же были возведены стены, [Исмаил] принес и поставил этот камень для [Ибрахима], который встал на него и продолжал строить, Исмаил же [продолжал] подносить ему камни, и они говорили: «Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты — Слышащий, Знающий».

Хадж был организован в виде автобусного тура по географическим точкам: Самара-Казань-Москва-Дубай-Мекка-Медина, и в обратном порядке. Остановки происходили во всех мечетях, паломников сопровождали духовные наставники.

Равиль-хаджи поделился впечатлениями:

- В Дубае мы прибыли в самый большой аэропорт, за пределами которого нас встретила необычайная красота и незнакомая ранее по ощущениям, жара градусов 50-55, не меньше… Далее, прибыв в Мекку, мы посетили мечеть «Харам», атмосфера которой воплощает  мир и покой, не смотря на то, что там все время присутствует очень большое количество людей.

И уже тогда я понял, что ощущаю себя совсем другим человеком! Во-первых, потому, что это благодать Аллаха – из 1,5 миллиардов мусульман было выбрано для совершения хаджа 4 миллиона человек, и среди них оказался и я! А во-вторых потому, что ощущение радости и умиротворенности не покидало меня в течение всей поездки, да и теперь ловлю себя на мысли, что даже сны снятся другие, даже мысли другие и помыслы другие – чище, лучше…

Паломники посетили очень много святых мест, одно из которых – камень Кааба, который, по преданию Аллаха, был установлен так, чтобы люди могли обойти вокруг него. Вначале камень был белый, но после того, как огромное количество людей обходило камень, по 7 кругов каждый, очищаясь тем самым и отдавая недобрые помыслы и душевную  тягость камню, который со временем стал черным.

- Уже в поездке, — продолжает Равиль-хаджи, — пришел к мысли о том, что отправляясь в хадж, человек начинает все с чистого листа… Благие дела каждого мусульманина никогда не остаются незамеченными Аллахом.

В Мекке, где на горе Арафат проживали в палатках паломники в течение 3 дней, при отсутствии практически любой зелени, при достаточно сложных климатических условиях, когда кроме камней, песка и морской воды, нет ничего вокруг, людей, посетивших эти места,  встречает  огромный рог изобилия,  переполняющего все возможные пределы, из  яств, угощений, даров, которые преподносятся  из уважения, просто так,  незнакомым людям.

В религии существует понятие «савап». За все благие дела, добрые благодеяния, мусульманин получает «савап» — воздая́ние, вознагражде́ние, ми́лость, награ́ду Аллаха. Именно в Мекке пример савапа очень значителен.

Причем, нужно отметить, что савап не подразумевает возрастные разграничения, здесь, в благодеяниях во имя бараката, прослеживается  преемственность поколений, уважение к старшим, способность совершать добрые поступки для совершенно незнакомых людей, во благо, бескорыстно.

Завершая свой интересный рассказ, Равиль-хаджи сказал очень задумчиво и многозначительно:

— Надеюсь, Аллах принял мой хадж, верю в это, и счастлив тем, что мне в жизни повезло быть избранным среди многих…

Официальный сайт НКАТ г.о.Сызрань.

* * *

Быел Сызран шәһәреннән җиде кеше хаҗга барган иде. Хаҗдан кайткан хаҗиларның берсе — Равил Кузахмәтов һәр мөселман кешесенә ваҗип булган хаҗ гамәленнән алган тәэсирләре белән уртаклашты.

- Без автобусларга утырып Самарадан — Казанга, аннан Мәскәүгә юл тоттык. Остазларыбыз юлыбызда очраган һәр мәчет белән таныштырып бардылар, күбесендә туктап, намаз укыдык, ашап-эчеп, юлыбызны дәвам иттек. Ә Мәскәүдә самолетка утырып, Гарәп Эмиратларына очтык.

Самолетыбыз Дубай аэропортына килеп төшкәч тә күңелдә ниндидер тынычлык, илаһи нур барлыкка килде сыман. Урамда 50 — 55 градус эссе булуына карамастан, күңел­ләрдәге рухи күтәрен­келек тә­небезгә дәрт өстәп тора иде.

Мәккәдә Хәрәм мәче­тенә кереп намаз уку хаҗ га­мәл­ләренең иң мөһимедер. Андагы халык саны бихисап күп булуына карамастан, бөтен җирдә тынычлык һәм татулык мохиты хөкем сөрә иде. Мин монда үземне яңа туган кеше кебек хис итә башладым. Дөньядагы миллиард ярым мөселманның дүрт миллионы бүген Мөхәммәт пәйгамбәр яшәгән җиргә хаҗ кыла һәм шуларның берсе – мин! Бу җир чыннан да илаһи урын икән. Анда хәтта төшләрем дә матур, уй-фикерләрем дә пакъ булып тоелды. Хаҗдан кайткач та шул тойгылардан айный алганым юк әле.

Хәрәм мәчетенең иң изге урыны — Кагъбә ташы. Ислам дине риваятьләренә караганда, Нух пәйгамбәр чорында бу таш җәннәт бакчасыннан Әбү Ку­бәйс тавына төшерелгән һәм фәрештәләр аны сак­лап тор­ганнар. Ә Ибраһим Кәгъ­бә мәчетен төзи башлагач, Җәб­раил шушы җәннәт ташын аңа китереп биргән. Башта ул якут ташы кебек ак булган, тора-бара кешеләрнең гө­наһларын сеңдереп, кызыл-ка­ра төскә кергән. Без Кәгъбә ти­рәсен җиде кат әйләнеп чыктык.

Хаҗның тагын бер мөһим көне — Гарәфә көне. Ул Зөл­хиҗҗә аеның тугызынчы кө­нендә була. 60 метрлар чамасы биеклектәге Гарәфә тавында Адәм белән Һава Аллаһы Тәгаләдән ярлыкау алып кушылганнар, ә Мөхәммәт пәй­гамбәр соңгы вәгазен сөйләгән. Бу көнне Гарәфә тавында үткәргән мөселманның бөтен гөнаһлары юып төшерелә һәм урыны җәннәтә була. Ә шул гамәлне үтәмәгән хаҗиның хаҗы кабул ителми.

Иртән-иртүк ихрам кием­нәре кигән мөселманнар тау тирәсендә җыела башладылар. Ә төштән соң тау башындагы манарадан вәгазь ишетелде. Кояш баеганчы без барыбыз да догалар укып, вәгазь тыңлап басып тордык. Бу вакытта барысы да фани дөнья мәшәкатьләреннән арынып, тик эчке кичерешләргә бирелделәр, рухи чистарыну, бөтен җир шары мөселманнарының бердәмлеге хисләрен кичерделәр.

Кояш баю белән хаҗ кылучылар Мөздәлиф үзәненә таба йөгерделәр, һәм без андагы мәчет янында җыелып догалар укып төн үткәрдек. Ул хаҗ кылучылар өчен генә түгел, бөтен мөселманнар өчен дә изге төн булып санала, һәм бөтен кеше дә аны Аллаһы Тәгалә хакына Коръән аятьләре укып үткәрергә тиеш.

Гарәфә тавындагы зур сынаудан соң мөселманнарны мул ризыклардан сыгылып торган өстәлләр, һич таныш булмаган кешеләрдән күчтәнәчләр көтә иде. Бу инде савап эш атала.

Бер ай буе без, Сызран татарлары, изге сәфәрдә булдык. Аллаһы Тәгалә шушы гамәлләребезне кабул итсен иде. Хаҗга бару бәхетенә ирешкәнбез икән, Аллаһы Тәгалә каршындагы иң зур бурычыбызны үтәгәнбездер, дип өметләнәм.

Равил КУЗАХМӘТОВ.

Сызран шәһәре.

«Бердәмлек».

Просмотров: 886

Комментирование запрещено