«Собак столько нет, сколько эвакуировали объектов»: кто стоит за телефонным террором?

235921068_88305_17169693427873824205Казань во власти «звонарей»: на улице сегодня пришлось померзнуть всем — от депутатов и чиновников кабмина до школьников

Атаки телефонных террористов сегодня вышли на новый уровень: вслед за торговыми центрами звонки о заложенных бомбах затронули практически все важнейшие госучреждения. Простой коснулся Госсовета и правительства, аппарата президента, а также более 10 школ, спортивных учреждений — всего, по данным источников «БИЗНЕС Online», речь идет о 71 объекте, и цифра постоянно растет. Правоохранительные органы окружили ЧП стеной молчания, а наиболее популярной версией остаются учения ФСБ.

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА ПОСЛЕ ОТЧЕТА МАРАТА АХМЕТОВА

Казань сегодня повторила судьбу Нижнего Новгорода, оказавшегося в плену у телефонных террористов. Напомним, еще вчера на столицу области обрушился шквал звонков с сообщениями о заложенных бомбах в зданиях мэрии и заксобрания Новгорода, Кремля, минфина, нескольких отделений УФНС и ПФР, районных администраций, на Московском вокзале, в аэропорту Стригино и крупных ТЦ. Всего поступило более полусотни звонков.

Сегодня по такому же сценарию информационное пространство республики взорвали сообщения о якобы заминированных государственных и муниципальных учреждениях. Как будто невидимая рука повернула рычаг игрового автомата, и из него посыпались «жетоны» — эвакуированные одно за другим здания.

В числе первых сегодня поступило сообщение о взрывном устройстве в здании Дворца земледельцев. Срочную эвакуацию из здания объявили в районе 11:10. В этот момент только закончилась пресс-конференция, посвященная Дню работника сельского хозяйств и перерабатывающей промышленности, с участием вице-премьера РТ Марата Ахметова.

Многочисленных журналистов как раз повели в столовую на фуршет, однако отведать даров земли никому не удалось, так как из динамика послышался строгий мужской голос, предписывающий срочно покинуть помещение. Всерьез эту информацию никто не воспринял, и лишь после того, как пресс-секретарь министерства Гульнира Абдрахманова подтвердила, что это не шутка, журналисты поспешили на улицу, параллельно отправляя «молнии» в новостные ленты. 

В самом дворце не было признаков ЧП, сотрудники министерства и посетители проходили к выходу с олимпийским спокойствием. У выхода корреспондент «БИЗНЕС Online» не заметил даже намека на давку. Всего у «древа жизни» Дворца земледельцев собралось порядка 200 человек.

Представитель охранной организации «Сотня» Валентин Карымов, взявший двери Дворца земледельцев под охрану до приезда полиции, сообщил журналистам, что это не была учебная тревога. По его словам, поступил некий анонимный звонок, после чего и была дана команда на эвакуацию.

В ЦЕНТРЕ КАЗАНИ СОТНИ ЭВАКУИРОВАННЫХ ЧИНОВНИКОВ

Далее снежный ком прокатился практически по всем важнейшим госучреждениям республики — Госсовету РТ, правительству РТ, аппарату президента РТ, исполкому Казани, УФАС по РТ и т. д. Не обойдены вниманием оказались даже офисы партийных организаций — «Единой России», КПРФ и «Справедливой России». 

Первым об эвакуации парламентариев рассказал в своем «Инстаграме» депутат от КПРФ Артем Прокофьев. Корреспонденту «БИЗНЕС Online», прибывшему к зданию Госсовета, сотрудники парламента рассказали, что сирены прозвенели во время заседания Общественной молодежной палаты, которое началось в 11:00. В плане Госсовета указано, что в мероприятии участвовали вице-спикер парламента Юрий Камалтынов, однако среди эвакуированных он замечен не был. Зато на улице зябли депутаты Госсовета РТ Светлана Захарова и Лилия Маврина, а также депутаты Госдумы Айрат Фаррахов и Ирек Зиннуров

Услышав пожарную тревогу, находившиеся в здании люди направились к выходу. Несмотря на массовую эвакуацию по городу, было принято решение завершить заседание Общественной молодежной палаты напротив здания Госсовета прямо под открытым небом. «Сирена прозвенела примерно в 11:20. Мы спокойно собрались и вышли. В парке продолжили наше заседание и обсудили вопросы повестки», — в беседе с корреспондентом издания рассказала член Общественной и молодежной палаты, депутат Лаишевского района Алена Лисичкина

Эвакуации подверглись и сотрудники кабмина, однако расположенные поблизости здания Верховного суда РТ, министерства культуры и Казанской ратуши оказались нетронуты. По крайней мере, предупреждения о закладке бомб в них не поступали, сообщили корреспонденту издания охранники. «Работаем в прежнем режиме», — сообщил страж порядка в Верховном суде. К слову, многие замерзшие сотрудники правительства РТ зашли погреться в нетронутые «звонарями» здания.

Всего, по данным источников «БИЗНЕС Online», в районе 12:00 звонки о лжеминировании поступили сразу в 19 объектов. Спустя примерно 40 минут после первой волны хлынула вторая, и  количество эвакуированных зданий возросло до 30. Последние данные еще хлеще — якобы всего был «заминирован» 71 объект. При этом список эвакуированных зданий постоянно пополняется, следить за этим можно с помощью текстовой трансляции на сайте «БИЗНЕС Online».  

Телефонные террористы также атаковали министерство по делам молодежи, здравоохранения, транспорта, строительства, земельных и имущественных отношений, образования, экономики, а также IT-парк. Еще одна линия атаки была обрушена на образовательные учреждения: КФУ, ТИСБИ, КХТИ, КАИ, КГЭУ и медицинский колледж. «Мины» были подложены и в более чем 10 школ: №31, №55, №72, №161, №169, №171, №144, №147, №125, №169, №179, а также гимназии №7, №8, №12, №125 и кадетскую школу. Временами доходило до абсурда: даже после того как одну из казанских школ обследовали полицейские и убедились, что бомб там нет, туда снова поступали звонки о минировании.

Спортивные объекты тоже подверглись телефонному нападению. Из Деревни Универсиады были эвакуированы сотрудники дирекции спортивных и социальных проектов, в соцсетях появились сообщения о том, что та же судьба постигла стадион «Трудовые резервы» и дворец единоборств «Ак Барс». Сеть фитнес-клубов «X-fit Ак Барс» через приложение разослали своим клиентам уведомления о приостановке работы клуба. «Уважаемые Члены Клуба! Клуб временно закрыт, проводятся пожарные учения. О возобновлении работы будет сообщено дополнительно…» Появилась пока непроверенная информация и об эвакуации мечетей.

«ДА ТУРИСТЫ МЫ, СТОИМ, ЖДЕМ»

Прибывший к 12 часам дня к «заминированному» исполкому корреспондент издания заметил, что со стороны ул. Батурина и Кремлевской находилось около 20 — 30 человек сотрудников, которые рассказали, что стоят здесь уже около 20 минут. «Нет, это не учебная эвакуация, был звонок о минировании, потом к нам в кабинет пришел охранник и сказал собираться», — сказала собеседница нашего издания. По оценкам опрошенных, из здания вывели не менее 100 человек, а может, даже больше.

Со стороны ул. Кремлевской у исполкома в 12:15 уже находилась одна машина ФГУП «Охрана» Росгвардии и два полицейских автомобиля, чуть позднее к мэрии подъехала «Газель» с кинологами, которые прошли вовнутрь. К 13:05 оцепление около здания исполкома еще не сняли. В пресс-службе мэрии от комментариев по поводу эвакуации отказались, адресовав вопросы УВД Казани.

В 12:30 завершалась эвакуация в соседних к исполкому зданиях — министерств образования и строительства. «Учебная это тревога, работает МЧС, — твердил выходящий из здания минобразования охранник. — Приходите через час». Напротив здания минстроя РТ со стороны ул. Дзержинского также стояли около 30 — 40 человек. Сотрудники минобраза спустя час после начала эвакуации, стоя на Кремлевской, шутили: «Столько собак нет, сколько эвакуировали объектов, поэтому еще не скоро пустят обратно». По словам чиновников, спустя почти час к зданию никто из спецслужб не приехал, хотя в соседнем исполкоме уже работали кинологи.

В Казанском кремле тоже все было неспокойно — около 12:00 эвакуировали оба корпуса аппарата президента РТ, а также совет муниципальных образований. На месте в 12:40 уже работали кинологи. По рассказам очевидцев, всего из этих зданий эвакуировали более сотни человек — они, как и многие другие эвакуированные, либо стояли у здания вместе с полицейскими, либо отправились на обед в ближайшие кафе и столовые.

«Да туристы мы, стоим, ждем», — сказал один из сотрудников аппарата президента, а рядом со зданием уже находилась пожарная машина, полицейский же просил обходить здание с другой стороны.

Узнать, был ли эвакуирован президентский дворец, не удалось — охранник только проверил документы корреспондента и отказался что-либо комментировать. В то же время музеи, сувенирные лавки продолжали работу в обычном режиме, металлических рамок на входе в Кремль не было, туристы проходили беспрепятственно. 

Отметим, к моменту публикации этого материала большая часть сотрудников ведомств и социальных объектов уже вернулась на рабочие места.  

 «БОМБЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАЛОЖЕНЫ, НО ЭТО МУЛЯЖИ, ИХ НАХОДЯТ КАК РАЗ ТЕ, КТО И ЗАКЛАДЫВАЛ»

Главное отличие от повальных эвакуаций торговых центров города в прошлом месяце в том, что под удар телефонных террористов попали преимущественно госучреждения — министерства и ведомства республики. Эвакуирован был также и ряд социальных объектов. Однако эвакуация коснулась только Казани, из других городов республики тревожные сообщения не поступали.

По описаниям источника «БИЗНЕС Online», трудоустроенного в одном из эвакуированных ведомств, звонок был инициирован специальной программой. «Голос был как будто нечеловеческий, мужской машинный голос. Сказали: «В вашем здании бомба, в вашем здании бомба. Через 40 минут произойдет взрыв», — и бросили трубку», — описал произошедшее собеседник издания.

Как и прежде, главная странность — стена молчания, которой окружают происходящее силовики. Начальник отдела по работе со средствами массовой информации ГУ МЧС РФ по РТ Андрей Родыгин вместо ответа на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» бросил трубку. Телефоны сотрудников пресс-службы МВД по РТ также не отвечали, а в пресс-службе УФСБ по РТ заметили коротко: «Комментариев нет».

Собеседник издания в правоохранительных органах на условиях анонимности заметил, что жители республики стали свидетелями «информационной войны на нервах с целью спровоцировать как можно больше публикаций в СМИ и комментариев под ними». «Это всего лишь DDoS атака, но в офлайне с целью парализовать работу госучреждений. В итоге мы получили такой небольшой паралич», — заключил источник.

Напомним, с первыми сообщениями об эвакуации, которые поступили 10 сентября, журналисты заподозрили силовиков в проведении массовых учений. Эта версия по-прежнему остается самой популярной, в том числе по результатам опроса читателей «БИЗНЕС Online».

С опровержениями этих подозрений выступали заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин и председатель совета по общественной безопасности «Офицеров России» Антон Цветков. «Бытует мнение, что, возможно, это учение. Это не учение», — убеждал Швыткин. Оба спикера подбросили на брифинге журналистам целый букет других версий — от происков ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.) до украинских злоумышленников.

Однако «Ведомости» со ссылкой на сотрудника пресс-службы одного из ведомств указывали, что корни телефонного терроризма действительно следует искать в ФСБ. Источники «БИЗНЕС Online» в силовых ведомствах также подтверждают, что в Казани развернуты невиданные по масштабам учения. «Бомбы действительно заложены, но это муляжи, и в рамках учений их находят как раз те, кто и закладывал», — сообщил источник издания. Молчание силовиков по этому поводу связано с тем, чтобы не нагнетать панику среди населения, а также не провоцировать хулиганов заниматься телефонным терроризмом. 


«ТО, ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ, — ЭТО СРЕДСТВО МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» порассуждали о том, кто может стоять по ту сторону телефонных звонков. 

Олег Нечипоренко — главный аналитик всемирного антикриминального и антитеррористического фонда, ветеран внешней разведки КГБ СССР:

— Предполагать можно кого угодно — начиная от не очень адекватного амбициозного человека, который по разным причинам обладает неустойчивой психикой, заканчивая теми, кто посвятил себя искусству разрушения, то есть террористами. Терроризм постоянно мутирует, он в динамике с точки зрения средств и методов использования. Были сначала машины-бомбы, потом стали машины-утюги, которые ездят по людям. Были самолеты с заложниками и требованиями выполнения каких-то условий террористов, потом самолеты сами превратились в бомбы без выдвижения каких-либо условий. В одно время были шахиды — самоубийцы, которые шли, чтобы превратить окружающих в бомбовое мясо. Вот сейчас появились убийцы-одиночки, которые орудуют огнестрельным или холодным оружием. Сегодня телефонный терроризм — это широко распространенный метод благодаря современным средствам коммуникации, коммуникационным технологиям, которые террористы активно используют в своих целях. Сегодня вот этот метод имитации взрыва значительно дешевле, чем готовить какую-то акцию устрашения. То, что сейчас происходит, — это средство массового поражения. Сложность заключается в предотвращении звонков. Не реагировать на них нельзя, потому что они могут нести действительно полноценную угрозу. В то же время этой рассылкой угроз они привлекают большое число различных контртеррористических структур, сил. Экономический же ущерб наносится. Возможно ослабление мер безопасности и на объектах, когда будут сосредоточены на одной стороне, а может произойти акция в другом месте. А говоря и называя кого-то конкретно сейчас, не имея четких оперативных достоверных сведений, можно только обидеть кого-то. Обидится и начнет творить что-то еще более страшное. Это очень неприятное, эффективное воздействие на психическое состояние людей, которое вызывает тревогу, страх.

Что я думаю насчет того, могут ли быть причастны сами спецслужбы к этому в качестве повода для масштабных учений по всей стране? Знаете, тогда, в конце 90-х, в Москве запустили такую штуку, что это, мол, все в рамках учений спецслужб проходило. Но это, как говорится, надо взвесить на весах, чего больше приносят такие мероприятия — добра или зла, пользы или вреда. Не берусь здесь оценивать. Это на усмотрение тех, кто призван осуществлять борьбу с терроризмом. Возникает вопрос: не сможет ли эта вещь притупить бдительность граждан? Считаю, что здесь преобладает как раз эффект токсичности и поражения сознания больших групп людей.

Рафил Нугуманов — депутат Государственного Совета РТ пятого созыва, общественный уполномоченный по реализации экономической амнистии в РТ:

— Я думаю, нашу Россию проверяют на вшивость. Нужно к этому спокойнее относиться. Конечно, все нужно делать для того, чтобы народ не пострадал. Меры предусмотренные уже есть. Нашим спецслужбам совместно со спецслужбами других стран нужно принимать все меры, чтобы выйти на этих подонков. Нормально их и не назовешь…

Говоря о мерах, то блокировать сообщения нельзя, ведь за ними и правда террорист может стоять. Два-три раза сделают учебную тревогу, а на четвертый раз реальную — это уже страшно.

Учения ФСБ? Мне кажется, это смешно, зачем самому себя пороть плеткой? Это огромный ущерб, финансовый в том числе. Мы и так можем провести учения в течение 15 — 20 минут, и на этом они закончатся. А для чего делать их такими масштабными? Это маразм. Всю Россию проверять? Это не то…

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— Те, кто стоит за этими атаками, — идиоты, и непонятно, каких целей они добиваются. Если бы были учения ФСБ или других структур, то они бы были в определенном здании, на определенном объекте, и наверняка работники и посетители были бы об этом предупреждены. А в Татарстане, да и в некоторых регионах России, подобные звонки возымели массовый характер. Конечно, подобное явление может дестабилизировать обстановку, держать общество в страхе какое-то время. Кому-то, видимо, это выгодно. И, мне кажется, эти люди смогут добиться только уголовного преследования в свой адрес. В любом случае бесследно это не пройдет никогда, рано или поздно этих телефонных террористов поймают.

А правоохранительным органам я бы посоветовал не реагировать на подобные сообщения. Этим людям важна реакция. Такими звонками они ублажают свои комплексы, болезни. Если реакции не будет, то и необходимости в них у преступников отпадет. Настоящий террорист не будет спрашивать разрешения, звонить предварительно и сообщать о бомбе, так что полное игнорирование может спасти положение.

Дмитрий Горовцов — член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, член комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности:

— Недели две назад такая волна захлестнула очень многие города России и субъекты РФ, однозначно, связано это  с происками террористического бандподполья, которое, на мой взгляд, проверяет готовность наших служб и правоохранительных органов к чрезвычайным ситуациям. Это проверка на прочность и готовность оперативного реагирования спецслужб.

Что касается учений, я бы исключил этот вариант, потому что он сам по себе дикий и ничего подобного со стороны спецслужб никогда не использовалось. Есть оперативная информация, что это происки бандподполья. Тема была предметом обсуждения на разных совещаниях. Когда из Перми стали поступать первые сведения о заложенных взрывных устройствах, то изначально присутствовала версия о том, что это школьный и бытовой терроризм — как раз начало учебного года. Версия связана с тем, что, возможно, у некоторых школьников было желание сорвать занятия, перенести урок, но позже от этого мнения быстро отказались, как только стали поступать аналогичные сообщения из других субъектов РФ. Спустя время появилась информация, что это спланированная акция и направлена она на проверку готовности спецслужб и наших граждан. Как и любая вылазка террористов, это попытка дезорганизовать нашу жизнь, органы управления и работу транспорта.

С этим можно и нужно бороться. Меры принимаются. Другое дело, что в условиях нынешней техники и интернета сложно одномоментно перекрыть все каналы. Поверьте, меры предпринимаются.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1098

Один комментарий

  1. Предположений и вопросов много. Возможно, это примитивная игра в «плохую пятую колонну», в конце которой будет объявлено, что за звонками стоят сторонники Навального, «пытающиеся дестабилизировать обстановку в стране».