Биржа: халяльный заработок или азартная игра?

KSF_3597Биржевые игры и покупка акций предприятий уже давно стала привычным явлением для российской общественности. Причем не только для узкоспециальной, но и широкой: многих привлекает возможность получения инвестиционного дохода, которая не требует каких бы то ни было усилий со стороны акционера. Об этом продолжает рассказывать в своей авторской колонке для «Реального времени» муфтий Камиль Самигуллин.

Можно, если без претензий

В Куръане, разумеется, нет прямой информации и упоминаний об акциях. Во времена Пророка Мухаммада ﷺ таких форм инвестирования и зарабатывания денег не было. Но поскольку фондовый рынок все более прочно входит в российскую реальность, необходимо представить позицию религии относительно дозволенности купли-продажи акций на бирже.

Итак, акции — это ценная бумага, свидетельствующая о внесении средств в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивидендов. Ответственность каждого акционера по обязательствам акционерного общества ограничивается стоимостью принадлежащих ему акций. То есть за долги акционерного предприятия невозможно привлечь к ответственности какое-то конкретное лицо. Это означает, что, в отличие от частного предприятия, акционеры акционерного общества в случае его банкротства не несут личной ответственности за это, а значит такая форма предприятия считается неприемлемой с точки зрения фикха.

Известный ученый по фикху Турции Фатих Календер, ссылаясь на советников по фикху некоторых исламских банков, считает: «В том случае, если будет объявлено, что фирма отвечает своим капиталом, и акционеры, в случае ее банкротства, будут считаться отказавшимися от своих прав на получение компенсации, акционерное общество будет разрешенной формой предприятия». Иными словами, теоретически фирма может осуществлять акционерную деятельность при условии, что акционеры сознательно откажутся от претензий на возврат долга, который может возникнуть в связи с банкротством. Однако разве имеет значение отказ от получения виртуального или предполагаемого долга в будущем, если он не имеет даже определенного размера? Каждый, кто изучает фикх, знает: отказ от несуществующих прав является недействительным. Это подобно тому, как если бы покупатель купит какой-либо товар, не видя его воочию, и откажется от права на его возврат. Тогда как это право появляется у покупателя после того, как он увидит товар.

Нельзя, если с харамом

В 1992 году в Джидде состоялось заседание Академии фикха, на котором был рассмотрен вопрос купли-продажи акций на бирже. Тогда по этому вопросу было вынесено следующее решение: «Поскольку акции подразумевают соучастие их держателя в прибыли и убытках предприятия, то в рамках общего правила они считаются разрешенными. Однако религиозный хукм (решение), касающийся данной операции, напрямую связан с тем, является ли деятельность предприятия, выпустившего акции, законной с точки зрения религии или нет. Иными словами, если фирма занимается изготовлением и продажей алкогольной продукции, ростовщичеством, обманом и прочими запрещенными исламом видами деятельности, то в этом случае покупка и продажа акций этой фирмы будет считаться запрещенной, так как это подразумевает соучастие в грехе.

Если же фирма, акции которой продаются на бирже, не занимается деятельностью запрещенной исламом, но при этом к прибыли этой фирмы примешаны и харамные средства, то в этом случае акционеры должны приблизительно вычислить долю этой недозволенной прибыли и потратить ее на благие цели».

Деньги из воздуха

Некоторые из современных алимов рассматривали торговлю акциями, исходя из двух разных точек зрения:

  1. Покупка акций и соучастие в деятельности предприятия, которое занимается исключительно дозволенными видами деятельности, производя и продавая товары, дозволенные религией. Ислам не видит в такого рода операциях ничего предосудительного. Человек, который приобрел акции такого предприятия, становится его совладельцем в объеме приобретенной им доли, участвуя как в прибыли предприятия, так и в его убытках. В любой момент он может продать свои акции другому лицу.
  2. Покупка акций предприятия с целью использования их в качестве источника дохода и торговля на бирже. Алимы (ученые) не считали игру на бирже приемлемым видом торговой деятельности. Почему? Взгляните на искусственные колебания цен на акции — их владельцы в один год могут стать причиной увеличения стоимости акций своей фирмы. А на следующий год они могут специально обрушить цены на свои акции, продемонстрировав якобы неудовлетворительные итоги работы. Сегодня всем хорошо известно, какое большое влияние на рынок акций оказывают крупные инвесторы. Если предложение превышает спрос, то цены падают, если же спрос превышает предложение, то цены растут. То есть изменение стоимости акции зависит не от прибыли, полученной предприятием, а от спроса на эти акции. Современные торги на бирже, по мнению алимов (ученых), представляют собой не что иное, как азартные игры. Фатих Календер на сей счет приводит мнение специалистов: «Манипуляции, осуществляемые на бирже, — не азартные игры, хотя можно сказать, что они являются способом получения бесправной прибыли. Считаю неправильным характеризовать всю систему биржевых торгов, как азартные игры. Если определенная часть людей использует эту систему для получения бесправной прибыли, то это не делает всю систему незаконной. Для нас достаточно того, что эта система является законной по своей сути. Говорить о незаконности этой системы подобно тому, как если бы кто-то высказался о незаконности торговли только из-за того, что некоторые люди занимаются спекуляциями и формированием черного рынка».

На каждого мудреца довольно простоты

Что могу сказать я? Да, действительно, было бы неправильным говорить о том, что торговля является запрещенной только на том основании, что некоторые люди занимаются спекуляцией. Но допустимо ли иметь общее дело с теми, кто занимается спекуляцией, и заниматься торговлей, при которой в одно мгновение можно получить прибыль или потерпеть полный убыток?!

На вопрос биржевой торговли важно взглянуть и с другого ракурса. Бизнесу, нуждающемуся в финансовых средствах, вместо обращения в банк за кредитом или распродажи своего имущества, гораздо проще продать свои акции частным лицам, которые не будут вмешиваться в дела фирмы, требовать отчетов о работе и выплат взамен вложенных средств. Это, безусловно, дешевле и менее рискованно. Но не для покупателей. Обманутым акционерам, купившим акции за двойную цену, после сделки будет уже некуда обратиться со своими претензиями.

«Не помогайте друг другу в грехе»

Подытожим все эти мнения и суждения:

  • Запрещена покупка акций финансовых организаций, занимающихся ростовщичеством, так как покупка этих акций будет означать соучастие в ростовщичестве.
  • Запрещена покупка акций тех компаний, которые занимаются производством или продажей харама, например, алкогольных напитков.
  • Запрещена покупка акций тех компаний, которые хоть и занимаются продажей или производством разрешенной продукции, но при продаже этой продукции используют ростовщические операции, и если доля харамной (запретной) прибыли в этой компании превышает долю прибыли, полученной халяльным (рзрешенным) путем.
  • Запрещена покупка акций той фирмы, которая помимо производства и продажи халяльной продукции занимается запретными операциями, так как это будет считаться пособничеством и помощью в совершении греховного.
  • Но! Нет никаких проблем в покупке акций той компании, которая ведет прозрачную деятельность, не занимается ничем запрещенным с точки зрения религии и не препятствует выходу из числа ее акционеров тем, кто этого пожелает.

Теоретически купля-продажа акций кажется разрешенной. Однако в торговле акциями возможны манипуляции различных групп и искусственное вмешательство в ценообразование акций, вследствие которого некоторые вкладчики могут разориться, а другие получить бесправную прибыль. Поэтому современная биржевая торговля акциями, к сожалению, действительно, больше похожа на азартную игру. Кроме того, если принять во внимание и структуру современных акционерных обществ, то биржевую торговлю очень затруднительно считать разрешенной. Только Всевышний Аллах знает истину. А Он сказал в Куръане: «О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому, стремясь к милости и довольству своего Господа. Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться. И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Маида 5/2).

Камиль САМИГУЛЛИН.


«Реальное время».

Просмотров: 751

Комментирование запрещено