Болгар рвется в небеса: для прямого авиарейса из Казани уже присматривают L-410

0_75f23_93c47aa5_XXLНеожиданной преградой на пути авиамоста стало ЮНЕСКО: чтобы не тревожить памятники, взлетную полосу предстоит строить заново

Как стало известно «БИЗНЕС Online», руководство Спасского района провело возле Болгара «рекогносцировку» с целью подыскать место для строительства новой взлетно-посадочной полосы — в активной проработке идея перезапустить авиасообщение с Казанью. Идею горячо поддерживают в госкомитете по туризму — 25-минутный полет над живописными местами и сам по себе аттракцион. Впрочем, без субсидий проект, что называется, «не взлетит».

«ЧТОБЫ ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ МОГ КУПИТЬ БИЛЕТ НА САМОЛЕТ И…»

Прорабатывается вопрос о возобновлении авиасообщения между Болгаром и Казанью, рассказал источник «БИЗНЕС Online», близкий к правительству РТ. В минтрансе РТ нам сообщили, что не знакомы с таким проектом. Зато информацию в беседе с «БИЗНЕС Online» подтвердил генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» (КАП) Магомед Закаржаев.

Он не стал говорить о том, от кого конкретно исходит идея, но рассказал, что есть желание открыть регулярный рейс, где главными пассажирами будут туристы. «Но делать только экскурсионный рейс нет смысла, — оговаривается гендиректор КАП. — Да, туркомпании смогут покупать места, но надо, чтобы и любой желающий мог самостоятельно на рейсовом самолете слетать в Болгар».

По словам Закаржаева, уже выбрано транспортное средство — это хорошо знакомые людям советской закалки 19-местные двухдвигательные турбопропы L-410. Должно быть два самолета — основной и резервный. Вариантов, какие машины брать, три. Первый — новые борта, которые обойдутся примерно по $5 млн за машину. Второй — отремонтировать имеющиеся у КАП самолеты (авиакомпания когда-то активно летала на «элках») — по $1 миллиону. Третий — купить на вторичном рынке: L-410 1984–1989 годов выпуска предлагают за $200 тыс. – $1,5 миллиона. Стоимость билета на 25-минутный полет он называть не стал, заметив, что это будет зависеть от субсидирования, без которого, по мнению Закаржаева, не обойтись — слишком дорого.

С «АК БАРС АЭРО» НЕ СРОСЛОСЬ

Публично речь о подобном проекте заходила три года назад. В июне 2014 года на совещании по вопросу улучшения транспортной доступности Болгара и Свияжска руководитель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов сообщил о планах по организации воздушных экскурсий в Болгар на самолетах Cessna. По всей видимости, имелись в виду Cessna Grand Caravan, которые тогда эксплуатировала авиакомпания «Ак Барс Аэро» (АБА). К слову, по подсчетам Иванова, перелет в обе стороны без субсидий должен был обойтись примерно в 5 тыс. рублей (по словам Закаржаева, в советское время билет стоил 3 рубля). Министр транспорта и дорожного хозяйства РФ Максим Соколов в ответ констатировал, что этот авиационный маршрут надо развивать, особенно с учетом того, что Казань — центр региональной авиации ПФО. «Надо решить вопросы по инфраструктуре», — сказал тогда министр.

С той поры многое изменилось. Во-первых, после банкротства авиакомпаний «Татарстан» и АБА республика перестала быть центром региональной авиации Поволжья, даже ликвидированы местное управление Росавиации и Татаэронавигация. По этим же причинам (и это во-вторых) у РТ больше нет самолетов Cessna Grand Caravan. Впрочем, как полагает Закаржаев, и тогда этот самолет был не особо желательным вариантом: однодвигательная машина не очень подходит для регулярных перевозок.

ПОПЕРЕК ПОЛОСЫ ВСТАЛО ЮНЕСКО

Но самый важный момент — инфраструктура. В самом центре Болгара недалеко от городища есть взлетно-посадочная полоса, и именно ее в 2014 году тестировали на возможность аэроэкскурсий.

До недавнего времени на эту асфальтовую 900-метровую ВПП садились легкие самолеты авиалюбителей, а в советское время — рейсовые Ан-2 и те же L-410. В сентябре 2016 года болгарская полоса широко упоминалась в связи с курьезным происшествием. Сообщалось, что шедший на посадку самолет чудом не столкнулся с выехавшим на взлетно-посадочную полосу автомобилем. Избежать столкновения удалось лишь благодаря мастерству летчика. Причем «конфликт интересов» летчиков и водителей, похоже, стандартная ситуация для Болгара. Вот что пишет один из авиаблогеров: «Рядом с городищем Болгар находится отличная взлетно-посадочная полоса. Делаю проход — оцениваю состояние покрытия, препятствия, силу и направление ветра. Включаю фару и захожу на посадку. Навстречу по левой полосе ВПП мне едет уазик, нагруженный какими-то матрасами, но ВПП широкая, поэтому я сажусь на правую сторону. Мы друг другу не мешаем, но ощущение, что садишься на автомагистраль».

ВПП интересовался и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, курирующий возрождение и строительство Болгара. Бывший руководитель татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавкат Умаров рассказал «БИЗНЕС Online», что летал туда на собственной Cessna, когда работы в Болгаре только стартовали: «Сел на эту полосу — она мне понравилась. Позвонил Минтимеру Шариповичу: слетал, полоса в хорошем состоянии, наверное, надо с определенными наработками развивать. Но то ли работы было много, то ли вопросы более животрепещущие появились, но все осталось на уровне разговоров».

Теперь же, по словам Иванова, этот вариант и вовсе отпадает. «Болгар включен в список объектов наследия ЮНЕСКО, а одно из сопутствующих требований — снижение антропогенной нагрузки на музей-заповедник. Это и запрет на использование ВПП. Поэтому идея была приостановлена», — рассказал он «БИЗНЕС Online».

Соответственно, нынешний проект предполагает строительство ВПП с нуля. Как сообщил источник «БИЗНЕС Online», в трех километрах от Болгара руководство Спасского района уже осмотрело предполагаемую площадку под километровую полосу и павильончик для 15–20 пассажиров. Сам глава администрации Спасского района РТ Камиль Нугаев в разговоре с нашим изданием ответил, что «мысль витает», но пока «это просто мечта о будущем». Глава оценил создание площадки примерно в 150 млн рублей, отметив, что у района таких денег, конечно, нет, нужна республиканская программа.

Директор казанской авиакомпании малой авиации «Вектор» Марат Фазлеев в беседе с «БИЗНЕС Online» оценил строительство непосредственно километровой асфальтовой полосы примерно в 30 млн и тут же выдал идею летать не из международного аэропорта «Казань» (как предполагается), а с пригородной площадки «Вишневка» (там базируется «Вектор»), что в 15 км от столицы РТ. «Если нам здесь землю помогут закрепить за собой, мы при помощи спонсоров готовы заасфальтировать полосу», — заверил он.

«САМ ПОЛЕТ — ЭТО УЖЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ДЛЯ ТУРИСТА!»

Но будет ли рейс востребован? Как вспоминают ветераны отрасли, в советское время малая авиация была крайне популярна, в том числе и на данном направлении. «Сначала мы туда летали три раза в день на Ан-2, — рассказал Умаров. — Маршрут: Казань — Камское Устье, потом — в сторону Тетюшей, затем поворачивали на Спасск-Татарский. Там была просто площадка, потом построили полосу, начали летать на Л-410. Загрузка была!.. И не только на этом направлении. Летали в Теньки, Камское Устье, Тетюши, Тарханы, Сарманово, Муслюмово, Актаныш, Елабугу, Мензелинск, Черемшан, Аксубаево, Билярск. На Ан-2 перевозили до 500 пассажиров в день…»

Он убежден, что и возобновленный маршрут будет пользоваться спросом. «Если будут вновь открывать рейс, я только за. А если построить полуторакилометровую полосу, дать информацию по всему миру, что Болгар — культурный центр ЮНЕСКО, есть полоса, гостиница, заправка с таким-то топливом, минимальное техобслуживание, то туда полетят любители. Полно же в мире людей с самолетами! Если раскрутить, и обычные пассажиры летать будут! Особенно если билет сделать тысячи полторы — дотация-то наверняка будет», — уточняет наш собеседник.

Впрочем, во времена СССР ситуация была принципиально иной. «Раньше ведь моста не было, пассажиров — навалом, особенно когда переправа вставала», — припомнил Закаржаев. Примерно на то же самое обратил внимание Нугаев. По его словам, в советское время не было не только нормальной переправы, но и хороших дорог: «Я сам родом из деревни в 90 километрах отсюда, так мы в райцентр по два дня добирались, а сейчас в Казань на машине максимум два часа. И в любой семье сейчас даже не по одной машине». Вместе с тем он полагает, что «для туристов это здорово». Впрочем, глава тут же оговаривается: «Если будет такой интерес». Ведь для этого должна появиться культура туристических полетов и малой авиации в целом.

С ним солидарна заместитель директора Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника по развитию Лилия Сафина. В беседе с «БИЗНЕС Online» она отметила, что на увеличение турпотока «маленькие самолетики» вряд ли окажут влияние («Теплоходы на 200–300 человек к нам заходят и за 15 минут выгружаются»), с другой стороны, это было бы необычно и интересно. «Если эти планы реализуются — скорее всего, они связаны с открытием на следующий год гостиницы „Кул Гали“ достаточно высокого уровня (среди прочего теннисные корты, лыжные трассы, средневековая историческая баняприм. ред.), специальную программу для авиатуристов делать будем», — предположила она. Сафина подчеркнула, что туристов с каждым годом становится все больше. В этом году их количество достигнет примерно 520 тыс. (в 2016-м — 472 тыс.), во многом это связано с тем, что Болгар получил возможность принимать круизные теплоходы: в этом году их было 128.

Более всех оптимистичен Иванов: «Болгар развивается очень серьезно: появляются новые объекты, турпоток растет. И новая полоса для небольших самолетов будет очень серьезным инфраструктурным шагом вперед. Туда можно будет прилетать не только из Казани, но и из Ульяновска, Самары, из ближайших аэропортов, в том числе из Бегишево. И мы уверены, что такими полетами заинтересуются туристы. К тому же сам полет до Болгара — это путешествие над красивейшими волжскими и камскими местами, замечательная природа, отличные пейзажи. То есть сам полет — это уже удовольствие».

К слову, с ним согласны авиаблогеры. Вот что пишет один из них: «Перелет из Казани в Болгар. Маршрут пролегает через Камское Устье. Масштабы водных просторов просто поражают. Устье Камы просто огромно! Жалею, что не взял с собой спасательных жилетов (не дай бог отказ мотора, тут уже до берега не доплывешь). И к берегу жаться нельзя — там заповедник, полеты над ним ниже 2 тысяч метров запрещены. Но как же тут красиво! Сюда стоит прилететь!»

Надо отметить, что столь модерновое развитие территории может получить поддержку со стороны руководства Болгарской исламской академии — ректора Рафика Мухаметшина и президента попечительского совета Камиля Исхакова, которые нацелены на то, чтобы сделать БИА современным и престижным учебным заведением. Прямое авиасообщение с Казанью, безусловно, способствовало бы развитию проекта. Напомним, в строительство БИА вложено 1,2 млрд рублей. Это целый комплекс учебных и жилых строений, состоящий из 7 блоков: основного учебного и 6 жилых кампусов для 110 учащихся и 30 преподавателей и работников.

МАЛАЯ АВИАЦИЯ В ТАТАРСТАНЕ ЗАЯВЛЯЕТ О СЕБЕ

Мысль об авиасообщении между Казанью и Болгаром вполне соответствует витающим в республике идеям о возрождении малой авиации (подчеркнем, что витают они не только среди фанатов авиации, но и в чиновничьей среде).

Еще в 2008 году замминистра транспорта РТ Павел Чернов, выступая на коллегии минтранса с докладом «Развитие малой авиации в РТ и организация региональных авиаперевозок», сообщил о проведенной инвентаризации аэродромов малой авиации. Всего их оказалось 23 — действующих, не подлежащих восстановлению и тех, которые можно восстановить. Всего было предложено возродить 10 аэродромов, реконструировать и построить 7 вертодромов, 20 вертолетных площадок и 20 площадок для авиахимработ. Среди перспективных площадок были указаны Болгар, Актаныш, Мензелинск, Нурлат, Сарманово, Чистополь. Осуществить замысли предполагалось к 2011 году, но вмешался кризис, о малой авиации забыли.

Как видим, сейчас эти идеи прорастают снизу. Напомним, недавно администрация Елабуги выдвинула идею восстановления своего старого аэродрома. Более того, речь идет не просто о создании ВПП, рулежки и вагончика для пассажиров, а о целом авиационно-промышленном комплексе с аэровокзалом, гостиницей, кафе-рестораном, парковкой, заправочной станцией и ремонтной базой. В Арском районе энтузиасты при помощи администрации возродили бывшую площадку химавиации. А помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов предложил создать республиканскую ассоциацию малой авиации.

Что ж, возможно, Болгар с немеренной лоббистской мощью его покровителей станет первой ласточкой.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1078

Комментирование запрещено