Павел Шмаков: «Я сказал – увольнять никого не буду. После этого вызвали в прокуратуру…»

ELG_6373Директор школы «СОлНЦе» обжалует представление о татарском языке в суде, а профсоюз учителей уже начал готовить педагогов к сокращениям

С иском в отношении прокуратуры Вахитовского района выступил директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков. Как он сам рассказал «БИЗНЕС Online», полученное им представление о переводе татарского в факультатив незаконно хотя бы потому, что никакой проверки у него в школе не проводилось. Прокуратура же предупреждает: строптивому директору грозит дисквалификация, а школе — закрытие на 90 суток. Тем временем профсоюз работников образования РТ опубликовал методичку, как правильно увольнять педагогов.

«ОНИ НАШЕГО ПЛАНА НЕ ВИДЕЛИ, К НАМ ШКОЛУ НЕ ПРИХОДИЛИ»

К очередному судебному иску привела ситуация вокруг изучения татарского языка, обострившаяся этой осенью в школах республики. Как стало известно нашему изданию, с административным иском к прокуратуре Вахитовского района Казани обратился директор «СОлНЦа» (школы-интерната для детей, проявивших выдающиеся способности) Павел Шмаков. В исковом заявлении, которое было направлено в Вахитовский райсуд, он просит признать незаконными требования заместителя районного прокурора Елены Гавриленко и устранить нарушения прав, свобод и законных интересов школы.

В беседе с корреспондентом нашего издания Шмаков рассказал, что 21 октября получил ставшее теперь обыденным прокурорское представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании при утверждении учебных планов. Также Гавриленко потребовала привлечь виновных к дисциплинарной ответственности. В стандартном тексте представления несколько отсылок к конституционным правам граждан и ФГОСам. Вопреки им, как следует из представления, в учебный план включены предметы «Татарский язык» и «Татарская литература». «Данные предметы не предусмотрены нормативными актами в федеральном базисном учебном плане, и в примерных учебных планах они отсутствуют», — говорится в документе. В предписании отмечается, что татарский язык можно включать лишь в так называемые факультативные часы исключительно с согласия родителей. Шаг влево, шаг вправо — нарушение прав несовершеннолетних на образование.

«Проведенная проверка показала, что при утверждении МБОУ „СолНЦе“ плана на 2017–2018 учебный год не учтены мнения родителей учащихся. Отдельного письменного согласия на изучение предметов учебного плана от родителей не запрашивалось, — говорится в тексте представления, а дальше указывается об установленных прокуратурой нарушениях с недобором часов русского языка и литературы. — Выявленные проверкой нарушения требований федерального законодательства стали возможны из-за ненадлежащего отношения заместителя директора по учебной части и заместителя директора по национальным вопросам».

По словам Шмакова, веские доводы прокуратуры упираются в одно немаловажное обстоятельство: никакой прокурорской проверки в его школе не было.

«Они нашего плана не видели. К нам в школу не приходили. Просто они, как и многие, работают плохо», — высказывает свою точку зрения директор школы-интерната.

Более того, по словам Шмакова, учебный план школы он не согласовывал и с начальником районного управления образования, соответственно, в гороно его по определению быть не может.

«Мы не согласовали план по одной простой причине. В мае министр образования России сказал, что надо астрономию ввести. До Татарстана дошло в конце августа — нам велели убрать у учителя физики один час. По закону так нельзя делать, это надо делать в мае. Мы сказали: „Астрономию введем кружком“. Нам ответили: „Мы план не подпишем“, — объясняет Шмаков. — План лежит у меня, в гороно его нет. Он мною подписан, этого достаточно по закону. Но есть традиция, что он всегда согласуется».

ПРОКУРАТУРА: ПРЕТЕНЗИИ СЧИТАЕМ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ

После того как Шмаков получил представление, он посетил совещание, где, по его словам, были и сотрудники прокуратуры, которые объяснили, как правильно увольнять учителей татарского языка. «Я сказал, что увольнять никого не буду. После этого меня вызвали в прокуратуру и потребовали, чтобы я представил свой учебный план», — рассказывает директор, отмечая, что ему вручили требование явиться в прокуратуру 27 октября и принести с собой кроме учебного плана расписание занятий и положение о языках образования. Все это — в связи с проверкой.

Сразу после похода в прокуратуру Шмаков и обратился за помощью к юристу. «В моих интересах затягивать это дело, однозначно идти в суд. Я заинтересован в том, чтобы никаких скандалов в школе не было, чтобы не было никаких родительских собраний. У меня все спокойно в школе. Дети у меня учатся, счастливы. У меня есть только одно заявление одной мамы об отказе от татарского языка. И то с ребенком проблем там нет», — объясняет свою позицию директор школы.

«У меня из четырех учителей татарского две просто феноменальные, фантастические учительницы — жалоб там в принципе быть не может. Они мне принесли заявления о своем увольнени», — говорит Шмаков. По его словам, учителя татарского сами попросили поставить на родительских собраниях вопрос о своей дальнейшей необходимости школе.

В исковом заявлении Шмаков отмечает, что требование о явке считает незаконным. «До сведения руководителя или иного уполномоченного представителя МАОУ СОШИ „СОлНЦе“ не доводилось какое-либо решение о проведении какой-либо проверки, в том числе не сообщалось о целях, основаниях и предмете какой-либо проверки», — указано в тексте искового заявления. Требования предоставить документы, по словам Шмакова, не что иное, как вмешательство в хозяйственную деятельность учебной организации и незаконное возложение ответственности на административного истца. «МАОУ СОШИ „СОлНЦе“ как административный истец полагает, что единственной возможностью восстановления его нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также избавления от незаконно возлагаемых обязанностей является обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением», — резюмируется в заявлении. Оно подано в суд 27 октября и уже принято к рассмотрению.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» прокомментировали сложившуюся ситуацию в прокуратуре РТ. «Возможно, речь идет об обжаловании требования прокуратуры Вахитовского района Казани о явке руководителя образовательной организации и о представлении для изучения учебного плана, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Копия такого иска в суд от имени директора школы „СОлНЦЕ“ действительно поступила в районную прокуратуру на минувшей неделе. Если это так, то хотел бы напомнить, что истребование необходимых документов и материалов, а также вызов должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов являются законными полномочиями прокуроров при осуществлении возложенных на них функций».

По его словам, невыполнение законных требований прокурора грозит Шмакову и его школе административной ответственностью по ст. 17.7 КоАП РФ. «Такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 тысяч до 3 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток», — отмечает представитель прокуратуры. Галиев добавил, что информацией об обжаловании представления прокурора надзорный орган не располагает. Однако в любом случае надзорное ведомство будет последовательно отстаивать свою позицию и добиваться реального устранения всех нарушений, изложенных в представлении.

Напомним, ровно неделю назад наша газета писала о первом иске директоров школ в защиту татарского языка, который вместе с адвокатом Русланом Нагиевым подготовил руководитель одного из общеобразовательных учреждений Набережных Челнов. Административный иск они направляли в Верховный суд России, а свои претензии — министерству образования РФ. Жалоба конкретно касалась норм ФГОС, которые, по словам юриста, противоречили постановлениям Конституционного суда РФ. «Есть подзаконный акт, ФГОС, на который ссылается прокуратура. Мы считаем, что он подлежит изменению. И Конституция, и федеральное законодательство, и законодательство Республики Татарстан предполагают наличие государственных языков в республиках и преподавание на этих государственных языках, а вот ФГОС — исключает», – рассказывал тогда нашему изданию Нагиев.

Однако, по нашей информации, иск до суда так и не дошел — заявление придержал сам директор. Вопрос лишь в том, сделал ли это он по собственному желанию или на него надавили. Напомним, такого развития событий руководитель школы боялся изначально. Теперь Нагиев ищет других желающих стать истцами в деле о защите интересов татарского языка как государственного.

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗДАЕТ РЕКОМЕНДАЦИИ, КАК ПРАВИЛЬНО УВОЛЬНЯТЬ ПЕДАГОГОВ

Тем временем учителя татарского языка уже вовсю готовятся к увольнениям. На днях на сайте татарстанской организации профосоюза работников народного образования и науки РФ даже появилась информация «в помощь учителям». «В связи с приведением учебных планов школ Татарстана в соответствие с действующим законодательством об образовании произойдут изменения условий в трудовых договорах с учителями татарского языка», — предупреждает профсоюз. На сайте опубликовано два образца уведомления учителя: об изменении условий трудового договора в части уменьшения объема учебной нагрузки и о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности (штата). В первой «шпаргалке» говорится о том, что условия договора меняются и теперь работнику предоставляет новое количество часов.

«В случае несогласия продолжить работу в новых условиях Вы будете уволены по пункту 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка», — сообщается в рекомендованном директорам уведомлении. Второй вариант, уже более строгий, — об увольнении педагога. Интересно, что в нем даже четко говорится возможная дата сокращения: «Уведомляем Вас о том, что на основании Приказа № ___ дата _____ с 27 декабря 2017 года будет сокращена численность учителей татарского языка». В то же время администрация школы может предложить учителю другую должность: «При появлении в школе вакансий до 27 декабря 2017 года Вам будет сообщено об этом дополнительно. В случае согласия на перевод на другую должность следует достичь договоренности об условиях перевода».

В момент публикации материала пообщаться с главой профсоюза Юрием Прохоровым не удалось. Однако, как пояснил источник «БИЗНЕС Online» в образовательной отрасли, в соответствии с законом об образовании РФ для учителей принимается тарификация (то есть распределение нагрузки) на целый учебной год, никто не вправе ее менять. Однако в связи с изменениями учебных планов принятая нагрузка для педагогов татарского языка будет сокращаться и вместо 22 часов в неделю, которые были раньше, теперь, к примеру, может остаться только 10 (если вообще останется). «Полная ставка обозначает не менее 18 часов в неделю. Если сокращаются часы, соответственно, сокращается и зарплата, меняются условия работы. Кроме того, при отсутствии этой нагрузки человеку не будет считаться и пенсия по выслуге лет», — объясняет сложившуюся ситуацию эксперт. Другой собеседник издания, знакомый с ситуацией, также подтверждает, что сокращения уже начинаются, но для начала директора постараются перевести учителей в группу продленного дня либо отправить на курсы переквалификации.

Результаты перемен в школах уже видны в социальных сетях родительских сообществ, где появились жалобы как со стороны родителей, так и со стороны самих учителей. К примеру, мама ребенка из елабужской школы №6 сообщила, что с новой четверти русский язык у них будет вести учитель татарского языка. «Я знаю, что многие из них по диплому могут преподавать русский язык, но в национальной школе!» — эмоционально высказывается родительница. Другой случай, когда педагог английского языка говорит о сокращении своей ставки в связи с тем, что три часа будет отдано ее коллеге: «Я учитель английского языка с высшим образованием и педагогическим стажем 12 лет, ставка у меня составляет 21 час. После последних событий директор заявил, что забирает у меня 3 часа английского языка в 5-м классе и отдает их учителю татарского языка, у которой часов стало меньше». В очередной раз администрация школы берет всю ответственность на себя, пытаясь угодить педагогам, при этом не обидев родителей. Министерство образования РТ, как уверяют наши собеседники, снова молчит. Хотя недавно на вопрос «БИЗНЕС Online», как поступят с учителями татарского языка, руководитель профильного ведомства ответил: «Ни одного учителя мы не собираемся оставлять на улице». 

Как добавили в надзорном ведомстве, прокуроры на местах при проверках исполнения законодательства об образовании не ставили да и не могут ставить вопросы об увольнении педагогов, т. к. это является прерогативой работодателей. «Именно работодатели должны оперативно изыскивать возможности по обеспечению дальнейшей занятости педагогов в случае сокращения нагрузки. В любом случае факты незаконных увольнений педагогов не останутся без реагирования со стороны надзорного ведомства», — заключил Галиев.

 «БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1109

Один комментарий

  1. Директора школ после того давления что было оказано на них со стороны федералов..просто обязаны устроить им честные выборы в 2018..!)))