Два государственных и партийный

1509355461_Atlasov1

Николай Атласов.

Особенности национального языка единороссов

Почему в контексте языкового вопроса высказались все, кто мог, но только не партии и, главное, не «Единая Россия»? Блогер «БИЗНЕС Online» Николай Атласов дает свой ответ на этот вопрос с неутешительным выводом: поза страуса неизбежно приводит к переменам, и хорошо, если они не дозреют к предстоящим президентским выборам.

МЕРА ПАРТИЙНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Бурные дискуссии вокруг изучения татарского языка в школах внесли серьезное разобщение среди значительной части жителей республики. Еще недавно мы все гордились тем, что Татарстан — это регион межнационального мира и согласия, где представители всех проживающих народов с уважением относятся друг к другу, а также к нашему общему дому. Споры вокруг языкового вопроса несколько омрачили это восприятие. Читая отклики и комментарии в СМИ и социальных сетях, нередко сталкиваешься с откровенным хамством в ходе дискуссий, причем резкость в выражении позиции свойственна обеим сторонам. И в том и в другом лагере есть радикалы, которые своими высказываниями подливают масла в огонь. Хочется сказать и тем и другим: остановитесь!

Известно, что вопрос изучения языков не всегда воспринимается безболезненно, особенно когда дело касается обязательности изучения неродного языка. А когда этот язык еще и государственный, вопрос приобретает политическое звучание. Не случайно нынешний конфликт вокруг татарского языка стал одним из детонаторов политизации настроений в республике, для власти особенно тревожных с учетом предстоящих президентских выборов. На этом фоне абсолютно понятно стремление руководства республики добиться такого решения вопроса, которое удовлетворило бы интересы большинства и не стало бы источником разжигания политических страстей. Тем более что такой опасности исключать нельзя.

Но вот что интересно: на тему целесообразности обязательного изучения татарского языка в школах высказались многие — различные общественные организации, неформальные родительские сообщества, ответственные органы власти, руководство республиканского парламента. Даже духовное управление мусульман, пусть и в косвенной форме, выразило свою позицию, но почему-то до сих пор молчат политические партии, в первую очередь партия власти «Единая Россия». Казалось бы, вот актуальный вопрос, ставший политическим, волнующий значительное число избирателей, однако партии молчат. Более того, почему-то до сих пор не слышно голосов избирателей, требующих от партий выразить свою позицию.

Политизация языкового вопроса в республике явно подчеркнула то, о чем давно известно: большинству избирателей, к сожалению, мнение партий по важнейшим политическим вопросам, и особенно партии власти, оказалось абсолютно не интересно. Наша политическая система пришла в такое состояние, при котором реальная роль действующих партий перестала соответствовать их формально высокому статусу. Люди, решая некие проблемы, обращаются в органы власти, к отдельным депутатам, к СМИ или общественным структурам, но мало кто рассматривает в качестве проводников своих интересов непосредственно политические партии. Да, тот или иной чиновник или депутат может быть партийным, но, оценивая его деятельность, большинство избирателей не воспринимают его в этом контексте. По тому же языковому вопросу высказались и президент Татарстана, и глава республиканского парламента, и многие депутаты, но мало кто воспринимает их позицию как мнение «Единой России», хотя бы ее татарстанской части. Скорее это либо личная позиция того или иного должностного лица, либо позиция руководства республики в целом, но «Единая Россия» никак не выразила своего отношения к вопросу.

«У НАС ИЗБИРАТЕЛИ И С ТОЙ И С ДРУГОЙ СТОРОНЫ…»

Молчание партии власти объяснимо. Недавно я задал вопрос одному единороссу из Казани, есть ли у их партии какая-либо официальная позиция по языковому вопросу в контексте нынешней ситуации. На это он мне ответил: «Кто ж будет высказывать официальное мнение по такой щекотливой теме? У нас же избиратели и с той и с другой стороны. Мы не можем занимать однозначной позиции, так как это станет ударом по электоральным интересам нашей партии».

Такой ответ, кстати, присущий не только «Единой России», но и другим парламентским партиям, очень явно демонстрирует эрозию действующей партийной системы. Она становится все более имитационной. Самые крупные партии постепенно перестают быть центрами политических дискуссий и в целом политической жизни. Отчасти потому, что одни темы неудобны и опасны с электоральной точки зрения, как нынешняя вокруг татарского языка, а отчасти потому, что та же партия власти уже давно не является источником формирования и принятия политических решений, реализуя решения, принятые в других инстанциях.

Честно говоря, весьма симптоматично, когда некоторые сторонники обязательного изучения татарского языка начинают апеллировать к таким персонам, как Ксения Собчак. Сей факт говорит о том, что среди действующих в республике партийно-политических сил у них нет пользующихся доверием защитников, так же, кстати, как прежде не имели таких защитников сторонники русского языка, получившие теперь мощную поддержку со стороны федерального центра. И в том и в другом случае местные партийные структуры предпочитают сохранять молчаливый нейтралитет в позе страуса.   

Чем опасна такая ситуация? Избиратели прекрасно видят имитационный характер нашей демократии и партийной системы. Конечно, такая система до поры до времени может существовать, пока в целом в политической жизни сохраняется стабильность. Но когда стабильности приходит конец, загнанные внутрь проблемы начинают обостряться. И тогда избиратели, срывая маску политкорректности, начинают выражать свое истинное настроение, прежде всего по отношению к власти как к главному источнику и гаранту дискредитировавшей себя политической системы. Перемены в этом случае неизбежны, и хорошо, если они осуществятся без серьезных потрясений.

Николай АТЛАСОВ.
«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 849

Комментирование запрещено