«Чем уязвима вертикаль? Нельзя все вешать на один гвоздь – он выпадет со штукатуркой!»

view_5107Руслан Айсин о том, почему Конституция РТ, рожденная под угрозы о танках и «железных клетках», не пустая бумажка

В исторических условиях начала 90-х выбор татарстанцев и принятие Конституции РТ было предопределено тем, что Российская Федерация пребывала в ситуации политической нестабильности и цивилизационной неопределенности, считает политолог Руслан Айсин. В своем блоге для «БИЗНЕС Online» он пишет, что тогда регионы сами брали инициативу в свои руки, иначе хаос, который царил в центре, захлестнул бы и их. В этом и заключена вся гибкость федеративной модели, которая спасла страну от рассыпания.

 КОНСТИТУЦИИ ЛИШЬ ДОКУМЕНТИРУЮТ НЕКИЙ ВАЖНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

Почти все конституции так или иначе проходят определенную инициацию. Некоторые — через референдум, тем самым получая как бы народную легитимацию, часть же неизменно «рождает» себя через ритуал крови — революцию или переворот. Мы ни в коей мере не верим ни в линейность, ни случайность, ни в бессистемность исторического процесса. История — это всегда алгоритм борьбы. Каждому отводится роль, за каждым закреплена своя историческая энергетика.

Конституция фиксирует пиковую фазу борьбы, пытается схватить магию исторического момента, замуровать ее в янтарь. Сообщества — этнические, государственные, конфессиональные, социальные, культурные, еще какие-либо — так или иначе ориентированы на базовый документ, сакральный текст, будь то закон Хаммурапи, священные тексты Библии, Корана или лишенные религиозной энергетики, но оттого не ставшие менее почитаемыми в эпоху светскости и «гражданского общества» конституции и своды законов.

Если окинуть взором нашу историю, то мы увидим в ней подтверждение тезиса, что конституции лишь документируют некий важный исторический момент. Первая Конституция РСФСР 1918 года писалась в условиях Гражданской войны. Документ был окроплен кровью враждующих сторон. В архаические времена без принесения жертвы было немыслимо какое-либо серьезное действо. Сама драма истории началась с жертвоприношения, когда Каин убил Авеля.

Американская Конституция, считающаяся первой современной Конституцией, заложившей основы для «нового мира», была принята по итогам борьбы за независимость США. «Сияющий град на холме», как себя величают Соединенные Штаты, дал моду новой традиции — замене священных писаний на светские конституции, чья сакральность подтверждается кровью и «коллективным чаянием общества». Оно и становится главным ориентиром современности.

Из последних событий вспомним кровавые противостояния в Египте по время принятия новой постмубараковской Конституции 2012 года, едва не удавшийся военный переворот в Турции, предшествовавший новой Конституции Эрдогана 2017 года.

Ныне действующая российская Конституция тоже прошла через кровавое жерло инициации расстрела Белого дома в 1993 году. «Кровавая Конституция» — так ее до сих пор величают некоторые граждане.

ТАТАРСТАНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ БЫЛА ПРИНЯТА РАНЬШЕ РОССИЙСКОЙ НА ЦЕЛЫЙ ГОД

Конституции Татарстана 25 лет. Четверть века. Целая эпоха в условиях современности, характеризующейся ускоряющимся ходом времени. Татарстанская Конституция была принята раньше российской на целый год. При этом удалось избежать «кровавой отметины», противостояния. Баталии были, но они в основном проходили в стенах парламента, на страницах газет, в спорах интеллектуалов. В этом отличительная особенность татарстанской мирной модели. В то время как Москва, разрываемая между командой Бориса Ельцина и сторонниками Верховного Совета, делила власть, окончательно решив спор лишь путем силового подавления одной из сторон, Казань пошла другим путем. И это безусловное достижение всего народа республики.

6 ноября 1992 года на 12-й сессии Верховного Совета Республики Татарстан 12-го созыва была принята Конституция РТ. К разработке проекта новой Конституции были привлечены лучшие специалисты: юристы, политологи, социологи, лидеры общественного мнения. Руководил работой комиссии президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Главный документ республики существенно отличался от предыдущих конституций тем, что он был провозглашен в соответствии с результатами народного голосования (референдума) о государственном суверенитете Республики Татарстан, который состоялся в марте того же года, когда 62% жителей высказались за этот новый формат государственности. Конституция фактически законодательно закрепляла новый статус республики как суверенного демократического государства.

Сейчас эти конституционные положения, сама постановка вопроса в таком разрезе представляются невозможными в существующей политической реальности. Но, как мы определили выше, каждая Конституция — продукт своей эпохи, которая отражает состояние вызова времени. В тех исторических условиях выбор татарстанцев был предопределен тем, что Российская Федерация пребывала в ситуации политической нестабильности и цивилизационной неопределенности. Регионы сами брали инициативу в свои руки, иначе хаос, который царил в центре, захлестнул бы и их. В этом и заключена вся гибкость федеративной модели, которая спасла страну от рассыпания и ухода в беспросветную тьму беспутства.

При этом Москва то и дело грозила Казани силовым произволом, пугала «железными клетками» и танками. Безответственная, недальновидная элита не любит искать компромиссы, руководствоваться здравым рассудком, а пускает в ход силу и угрозы. Но это тупиковый путь. Запах крови лишь раззадоривает хищника. Разве мало нашей стране кровопролитий, войн, горя и несчастий?! Или историческая судьба так распоряжается нами? Вряд ли. Историю же делаем мы сами.

ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАК И НЕ СТАЛА ДЛЯ НАС ГЛАВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СКРЕПОЙ

Увы, в нашей стране нет устойчивого правового сознания. Законы и общественные парадигмы меняются по воле одного человека или в угоду политической конъюнктуре. Правовая ответственность так и не стала для нас главной гражданской скрепой, как модно сейчас говорить, хотя Татарстан всегда настаивал на прерогативе права над сиюминутными политическими импульсами. И сегодня республика, по сути, единственная организованная сила, которая бьется за демократический путь страны, за законность. Да, в этом есть прямая заинтересованность. Казань в эти дни вынуждена отбивать атаки прокуратуры на конституционные права и нормы в системе образования. Шутка ли, но именно прокуратура должна следить за соблюдением законности в стране, а сегодня она выступает политическим цензором и инструментом давления. И это печально.

С приходом к власти Владимира Путина в 2000 году начинается процесс прогона региональных конституций через прокрустово ложе — приведение в соответствие с федеральным законодательством. Конституцию Татарстана нещадно насилуют и обдирают. Сегодня она мало чем похожа на свой аналог 1992 года. Чем уязвима вертикаль? Слишком сильное давление приводит к ее надлому. Сверхцентрализация стала причиной крушения Российской империи и советского государства в течение всего одного века. Нельзя все вешать на один гвоздь. Рано или поздно он падает вместе со штукатуркой.

Сегодня как никогда важно понять, что Конституция — это не стопка страниц с юридическим текстом, это фиксация исторического момента и волеизъявления граждан, которые (пока что формально) являются главными носителями власти в стране.

Пусть те, кто считает, что Конституция — бесполезная бумажка, поймут, что «без бумажки ты букашка». Это фривольное выражение, так популярное в народе, лучше тысячи монографий объясняет суть того, как важно в нашей стране быть в юридической канве.

Давайте осмыслим тот факт, что успехи Татарстана были бы невозможны без декларации о государственном статусе РТ 1990 года, референдума и Конституции 1992 года, первого варианта договора между Москвой и Казанью 1994 года. Четверть столетия — большой срок для человека, но лишь миг для истории.

Зафиксируем этот миг и сохраним его для будущих поколений. С праздником Конституции, дорогие татарстанцы!

Руслан АЙСИН.
«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 792

Комментирование запрещено