«Для мусульманской уммы важно представить готовые рецепты реализации ислама»

132316В стенах КФУ поспорили о том, как готовить современных улемов

Пленарное заседание VII международного форума «Ислам в мультикультурном мире» прошло без большинства заявленных VIP’ов, зато можно было выступить по-татарски. О том, отчего мнения прогрессивных татарских богословов 100-летней давности сейчас будут «выглядеть анахронизмом и утопией», что такое срединный путь в исламском образовании и почему «дремучее средневековье» иногда бывает полезно, — в материале «БИЗНЕС Online».

«ИДЕИ ДЖАДИДИЗМА ПОВЛИЯЛИ И НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТУРЕЦКОГО НАРОДА»

Пленарное заседание VII международного форума «Ислам в мультикультурном мире» в КФУ по какой-то неизвестной причине прошло без участия большинства заявленных первых лиц. Даже татарстанское духовенство было представлено первым заммуфтия Рустемом Валиуллиным и проректором Казанской православной семинарии игуменом Евфимием. Не было и ранее заявленного президента Болгарской исламской академии Камиля Исхакова. Среди новшеств традиционного форума, пожалуй, было то, что рабочими языками конференции кроме русского, английского и арабского был и татарский. Впрочем, на пленарке им воспользовались лишь два человека — Валиуллин и генеральный консул Турции в Казани Турхан Дильмач.

К слову, хозяин площадки — ректор КФУ Ильшат Гафуров — также начал свое приветствие на языке великого Тукая, плавно перейдя на госязык РФ. Гафуров сообщил, что в Казань приехали на конференцию более 100 человек со всего мира, а выбор места не случаен: «Казань, исторически являясь местом пересечения Востока и Запада, всегда играла определяющую роль в азиатском векторе внешней и культурной политики Российского государства. Во многом по этой же причине в Казанском университете был создан 210 лет тому назад знаменитый впоследствии Восточный разряд, сыгравший ключевую роль не только в развитии отечественной ориенталистики, но и в вопросах сближения и взаимопонимания носителей различных культурных традиций, а также осмысления их религиозно-философского наследия».

Среди выступающих следом были президент Тунисской академии искусств и литературы Шарфи Абдельмаджид, и. о. генерального консула Ирана в Казани Алибеман Еглабали Зарч, президент международной ассоциации иранистов Турадж Атабаки, бывший министр по делам религии Туниса Мизури Ларусси, они говорили в основном приветственные речи. Лишь Дильмач в своем спиче коснулся темы татарского богословия: «Мы знаем, что Волго-Уральский регион был богат на больших исламских ученых. Труды Галимджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Бигиева до сих пор не утратили своей актуальности. Идеи джадидизма повлияли и на мировоззрение турецкого народа».

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ИСЛАМА

Оживление в не самый зажигательный, с точки зрения корреспондента «БИЗНЕС Online», ход пленарного заседания форума внесло, пожалуй, выступление первого заместителя председателя духовного управления мусульман РФ Дамира Мухетдинова, известного в мусульманских кругах сторонника модернизации ислама, регулярно подвергаемого критике из другого лагеря. Вот и на пленарном заседании VII международного форума «Ислам в мультикультурном мире» он поднял данную тему. Из-за того что Дамир хазрат спешил на самолет в Стамбул, он вкратце изложил видение проблемы.

«В течение последних лет мы работаем над программой обновления исламского интеллектуального дискурса, основополагающие идеи которого большинству из участников нашей конференции так или иначе известны. Опираясь на принцип гуманизма коранического откровения, мы призываем к гуманизации исламского дискурса, продвижению таких принципов, как нравственный консерватизм, признание плюрализма мнений как неотъемлемой части исламской традиции и божественного установления, диалога цивилизаций, культур и религий, а также утверждению милосердия как важнейшей составляющей межчеловеческих взаимоотношений», — сказал Мухетдинов, добавив, что развитие отечественной модернистской мысли в исламе приостановилось со смертью Ризы Фахретдина, Зыя Камали и Мусы Бигиева и во второй половине ХХ века не происходило. Между тем даже их труды в области фикха, будучи механически перенесенными в современность, будут выглядеть анахронизмом и утопией.

Мухетдинов даже предположил, что улемами, то есть исламскими учеными, можно назвать исламоведов советского периода: «Замещающую роль в интеллектуальном процессе российских мусульман сыграла и исламоведческая советская школа, ярчайших представителей которой в силу глубины их познаний и широты охвата материала можно причислить к улемам второй половины ХХ века». В конце своего выступления заместитель председателя ДУМ РФ пригласил собравшихся на всероссийскую научно-практическую конференцию «Чтения имени Шигабутдина Марджани». Она состоится с 22 по 24 ноября в Санкт-Петербурге.

«НАС КРИТИКУЮТ, ЧТО МЫ ВПАЛИ В КАКОЕ-ТО ДРЕМУЧЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

Суть выступления Мухетдинова — обновление исламского богословия, отход от его средневековых мировоззрений, в том числе и в процессе обучения будущих улемов. Ректор БИА Рафик Мухаметшин, понимая, что это в некотором смысле камень в его огород, постарался дать аргументированный ответ.

«Дамир хазрат говорил, что важен реформаторский дискурс ислама. Но для мусульманской уммы, может быть, эти вопросы не то что актуальны, они его не приемлют. Для них очень важно представить какие-то готовые рецепты реализации ислама, а научное сообщество, естественно, обязано обсуждать данные вопросы. Система исламского образования с этой точки зрения занимает какое-то срединное положение, — считает Мухаметшин. — С одной стороны, нам необходимо готовить людей, не нарушающих устоявшиеся в течение многих веков каноны ислама, которые они должны преподнести мусульманской умме, чтобы пользоваться авторитетом. С другой стороны, исламское образование должно быть в стороне от одноименных процессов, которые происходят и в науке, и в мире». Заместитель муфтия Татарстана подчеркнул при этом: «Нас критикуют, что мы впали в какое-то дремучее средневековье, но я прекрасно понимаю, что без этого нельзя». По мнению ректора БИА, это классическая основа ислама, хотя вместе с тем наблюдается, что в учебных заведениях пытаются ввести «суперновые программы, напичканные конфликтологией, социологией и так далее». 

Далее VII международный  форума «Ислам в мультикультурном мире» продолжил свою работу в формате круглых столов, площадкой одного из которых была мечеть «Аль Марджани», и была она посвящена памяти великого просветителя.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1124

Один комментарий

  1. Сейчас великих учёных способных донести и уложить аккуратно информацию в голову крайне мало ,и это особенно печально в век информационной доступности ,когда даже принимая душ человек слушает радио встроенное в душевую кабину. Люди часами сидят в интернете ,поэтому нужно предоставить качественный контент ,заинтересовать современного мусульманина применяя где-то жёсткую ,порой юмористическую ,или прости Господи в формате стендапа форму риторики. Нужно дать информацию таким образом что бы молодые люди понимали всю ответственность перед богом ,людьми , давали отчёт своим действиям и поступкам и не шли за псевдо исламскими ценностями приходя в террористические или ещё какие нибудь организации не имеющие ничего общего с исламом сообщества. Нужно показать Ислам таким образом , чтобы человек понимал что в современном мире без прямого руководства от всевышнего мир скатится во времена Садома и Гаморы ,и что без религии данной нам всевышним мы не сможем противостоять современным проблемам ,где у людей повсеместно одни проблемы и пессимистические настроения. Нам нужен свет ислама ,нам нужны современные проповедники ,нам нужны люди которые простым и понятным языком донесут слова Аллаха до наших ушей и самое главное мозга. И только тогда мусульманское общество будет заниматься продвижение науки ,созерцанием прекрасного не скатываясь к разрушению и и запретам всего и вся ,даже вещей которые не запрещал нам Аллах.