Рустам Батыр: «В Штатах сунниты и шииты молятся вместе, а у нас они враждуют»

1510128580_1510126585_1Путевые заметки из США: кто противостоит за океаном чиновникам-ксенофобам, запрещающим строить мечети. Часть 4-я

Автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр продолжает делиться с читателями своими впечатлениями от американской поездки. На этот раз в центре внимания известного мусульманского общественного деятеля оказались межрелигиозные отношения в США. О том, кто такие суши, почему местные протестанты ходят в гости к католикам и как расист Генри Форд способствовал развитию «плавильного котла», — в сегодняшнем материале.

ТОТ САМЫЙ ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЕЛ

Если бы из Мичигана нужно было привезти концептуальный сувенир, который как ничто другое отражал бы суть этого штата и всех остальных США, то, пожалуй, электрический блендер подошел бы на эту роль лучше всего остального. В Соединенных Штатах все смешивается со всем. Сами американцы называют эти реалии своей социальной жизни плавильным котлом. И когда в данной связи речь заходит о религии, то возникают совершенно удивительные феномены, которые одних шокируют, других вдохновляют. Мичиган не исключение. И это при том, что он, как, впрочем, и вся Америка, внутренне очень противоречивый.

С одной стороны, Детройт (столица штата Мичигана), который находится прямо на границе с Канадой, был последним пунктом в так называемой подземной железной дороге. К обычной подземке это понятие никакого отношения не имеет. Так обозначали тайную систему организации побегов и перебросок рабов-негров из рабовладельческих штатов юга на север, которая просуществовала вплоть до начала Гражданской войны в 1861 году. Из Детройта беглые рабы переплавлялись в Канаду, откуда их не могли экстрадировать и где они смело начинали свою новую жизнь.

С другой стороны, Мичиган был да и остается оплотом автомобилестроения США, крупнейшим представителем которого являлся знаменитый Генри Форд. Многие знают его как талантливого бизнесмена, впервые в истории применившего конвейерный способ производства автомобилей и создавшего свою концепцию «Автомобиль для всех», немало поспособствовавую созданию среднего класса в США. Но не все знают, что Форд был ярым расистом и антисемитом. Не случайно его портрет висел в мюнхенской резиденции Адольфа Гитлера, который считал его своим вдохновителем.

«Подземная железная дорога» и расист Генри Форд — это далеко не полный перечень ингредиентов плавильного котла в Мичигане, из которых произрастает его современная жизнь.

«СЕЙЧАС МЫ ДВИЖЕМСЯ К АМЕРИКАНСКОМУ ИСЛАМУ»

В Мичигане проживают около полумиллиона арабов. Это крупнейшая арабская диаспора в США. Она появилась благодаря Генри Форду, которому на заводах нужна была дешевая рабочая сила. Форд терпеть не мог мусульман, поэтому он начал завозить с Ближнего Востока арабов-христиан. Но когда они закончились, ему пришлось смириться и дать согласие на привоз арабов, исповедующих ислам. До сих пор бóльшая часть арабской диаспоры Мичигана — христиане. Однако среди них много и мусульман. Сейчас в радиусе 40 км вокруг Детройта расположено аж 200 мечетей.

Столь большое количество мечетей не означает, что в обществе нет антимусульманских настроений. Когда мы встречались с имамом мечети городка Уоррен Мустафой, он рассказал нам, с какими большими трудностями ему пришлось столкнуться, чтобы вместе с другими активистами открыть мусульманский центр. Его обманывали муниципальные чиновники и оскорбляли местные жители на общественных слушаниях. Его заставляли подписывать бумаги, согласно которым азан не будет докучать жителями соседних домов, и убеждать окружающих, что внутри мечети не будет приноситься никаких человеческих жертв. И все равно муниципалитет вынес решение против открытия мечети. Тогда имаму посоветовали обратиться в СМИ, что он и сделал. Дело получило огласку и дошло до федеральных властей. В ситуацию включилось министерство юстиции США, которое пригрозило муниципальным властям судом, в случае если они не прекратят ограничивать граждан Соединенных Штатов в реализации их конституционных прав. Один подобный суд местные чиновники уже проиграли и потому решили больше не рисковать. Добро на открытие мечети было дано.

Для мусульман России, особенно проживающих в ее центральной части, это до боли знакомая история. У нас тоже во многих регионах чиновники-ксенофобы не дают строить мечети. Только у нас, к сожалению, де-факто нет условного министерства юстиции, которое бы встало на защиту мусульман в вопросе их прав на свободу совести и вероисповедания. К слову, имам Мустафа называет нынешнего президента США Дональда Трампа с его антиэмигрантскими настроениями сумасшедшим и восхищается президентом РФ Владимиром Путиным. Он через интернет слушал речь нашего президента на открытии Московской Соборной мечети и был впечатлен его словами. Жаль, что не все российские чиновники прислушиваются к словам главы нашего государства.

Антиисламская истерия разгорелась в США после терактов 11 сентября. Это же стало и переломным моментом в пробуждении гражданской активности американских мусульман. Они поняли, что нужно действовать, чтобы показать соотечественникам свою открытость и миролюбивый характер ислама. Мы встречались с активисткой Сухейлой Амин. Она после теракта организовала проект «Мосты» и развернула огромную образовательную программу, направленную в том числе на чиновников и военнослужащих. Благодаря ее инициативе многие американцы, в том числе принимающие государственные решения, узнали немало положительного об исламе и мусульманах. Мы встречались с д-ром Саидом Ханом, основавшим после 11 сентября Институт социальной политики и понимания. В своих масштабных исследованиях, проходивших на территории всех США, Саид Хан показал, что если говорить о законодателях, то те из них, кто лоббирует законы, так или иначе направленные против мусульман, по статистике, с тем же рвением лоббируют законы против расовых и сексуальных меньшинств, абортов и профсоюзов. Это совершенно по-другому заставляет взглянуть на проблему исламофобии: ее истоки кроются отнюдь не в мусульманах, как многим кажется, а в определенном типе личности некоторых людей. На мусульман в данном случае лишь проецируется их ценностный мир. Данными исследований института Саида Хана пользуются политики и журналисты. И это помогает снимать межкультурные барьеры и способствует интеграции мусульман в американское общество. «Сейчас мы движемся к американскому исламу», — говорит об этом он сам.

«ВОТ ПОЭТОМУ УММА ИСЛАМА НАЧНЕТСЯ С США»

Впрочем, среди здравомыслящих американцев никакой исламофобии нет. В рамках визита мне удалось посетить воскресную службу в католическом храме Святого Имени. На проповеди пастор Джон Зенз говорил о любви и нравственности и в какой-то момент вышел на тему единства человечества. Он коснулся важности диалога с многочисленными христианскими деноминациями, иудаизмом, а затем заговорил и об исламе. «Мы можем не понимать некоторых устоев мусульман, — сказал он, — но они приходят в свои храмы, ибо верят в Бога. Бог один. И это общая основа наших трех монотеистических религий». Закончил пастор свою речь приглашением собравшимся прийти вечером в протестантскую церковь, где было запланировано мероприятие, посвященное 500-летию Реформации христианства.

Наша делегация посетила это мероприятие. Оно началось, что интересно, с исполнения русско-православной церковной музыки, которая, как пояснил православный священник, бывший в составе нашей делегации, очень сильно почитается во всем христианском мире. Главной частью вечера была дискуссия, точнее, беседа, обозначенная в программке как диалог между представителями католической и протестантской церквей, которые достаточно честно и при этом дружелюбно обсуждали свои стереотипы друг о друге и вопросы взаимодействия. Беседа проходила непринужденно, с шутками и даже анекдотами. В одном из них, например, рассказывалось, что Иисус Христос вместе со Святым Франциском и протестантом пришли как-то в бар. Католик и его протестанский коллега хотели проявить уважение и стали спорить друг с другом за право оплатить выпивку. «Не спорьте! — остановил их Христос. — Попросите принести просто воды. Об остальном я позабочусь сам». Способность смеяться вместе — это, наверное, апогей того, что мы называем межрелигиозным диалогом.

Американские мусульмане в плане юмора тоже не отстают. «Моя мама — суннитка, отец — шиит, — представилась нам на встрече Амин, — а я, стало быть, суши». Поначалу ее слова мы восприняли просто как удачную шутку, но оказалось, что концепция «суши» — это намного больше, чем юмор, это новое видение идеи исламского единства, которое мусульмане Америки начали воплощать не на словах, а на деле.

Как известно, внутриисламский диалог между суннитами и шиитами — давняя проблема всего исламского мира. На Ближнем Востоке сунниты и шииты до сих пор враждуют друг с другом. Да и в Татарстане, который, как мы не без оснований полагаем, является территорией толерантности, даже официальное духовенство ислама выказывает свое презрение шиитам и, например, через скрытые административные рычаги не дает им построить мечеть, о которой наши азербайджанские братья мечтают уже долгие годы. А если на каком-то международном саммите не дай Бог придется прочитать за шиитами намаз, то наши республиканские лидеры ислама после брезгливо его перечитывают, что уж говорить про обычных мусульман. Достаточно вспомнить большой международный скандал, разгоревшийся несколько лет назад, когда закамские мусульмане объявили шиитов неверными и стали распространять соответствующие материалы, на что консульство Ирана в Казани отреагировало нотой протеста. Каково же было наше удивление, когда, придя в огромную мечеть Исламского центра Америки, что расположена в городе Диарбоне, мы увидели совершенно иную картину. Сунниты и шииты там молятся вместе, плечом к плечу. «Мои внуки — суши, — сказал нам помощник имама по связям с общественностью Аиде Алаван, — и мы не можем иначе».

Как отметил д-р Саид Хан, в Мичигане мусульмане обоих деноминаций представлены в соотношении 65% суннитов и 35% шиитов. И это создает совершенно иную среду внутри мусульманской уммы. Алаван прочитал нам целую лекцию об исламском единстве. «Кого вы включаете в единство ислама? Касается ли это, например, ахмадийцев?» — уточнил я, упомянув про течение в исламе, к которому, к слову, принадлежал известный татарский писатель Равиль Бухараев и представителей которого суннитские богословы считают неверными (кафирами). «Мы относим к исламскому единству всех, кто ведет свою историю от нашего Пророка, — ответил он. — Но давайте для начала разберемся между суннитами и шиитами. Не беспокойтесь об остальных. Мы — вот кто на самом деле проблема». «А у вас мечеть суннитская или шиитская?» — спросил помощника имама мой коллега. «Я надеюсь, что мои внуки унаследуют наш взгляд на мир, — ответил он, — и мы будем называть мечеть просто мечетью».

Развивая свою мысль, Алаван стал говорить, что в США сформированы абсолютно уникальные условия, когда многообразие представленных здесь традиций ислама выводит мусульман на совершенно иной качественный уровень восприятия своей веры. «Америка — это дар Аллаха, — сказал он. — И ей суждено стать идейным лидером исламского мира». «После России», — поправил его ваш покорный слуга. «Скажите, есть ли в вашей стране, — парировал он, — хоть одна мечеть, где сунниты и шииты принципиально молятся вместе». Мне вспомнился пример исламского комплекса в Отрадном города Москвы, где суннитская и шиитская мечети очень близко соседствуют друг рядом с другом, но этого было явно недостаточно, и я был вынужден промолчать. «Вот поэтому умма ислама начнется с США», — подытожил помощник имама.

«У МЕНЯ ДВЕ ПОДРУЖКИ: КАТОЛИЧКА И ПРОТЕСТАНТКА. Я ПРОВОЖУ В ИХ ЦЕРКВЯХ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ, ЧЕМ В МЕЧЕТИ»

Впрочем, пока многие американские мусульмане живут все еще в старой, средневековой парадигме исламского раскола. Сухейла Амин рассказывала нам о расизме внутри ислама. Выходцы из азиатских, арабских и африканских стран часто ненавидят друг друга. Для того чтобы начать преодолевать внутриисламский раскол в Мичигане, религиозные деятели ислама объединились в совет имамов и договорились вместе работать над тем, чтобы внутренние конфликты мусульман Ближнего Востока не переносились в диаспоры, на территорию США.

Американские мусульмане активно выстраивают диалог и с представителями других религий. «Мы стараемся участвовать в общих межрелигиозных мероприятиях, — говорит имам Мустафа. — И если раньше лидеры конфессий, встречаясь, больше пытались обратить других в свою веру, то теперь мы скорее сосредоточены над решением общих проблем». «У меня две подружки: католичка и протестантка. Я провожу в их церквях больше времени, чем в мечети», — шутит на эту тему Сухейла Амин. Она тут же вспоминает весьма забавный случай: «Однажды я была в церкви своей подруги, пастор читал проповедь на тему межрелигиозного единства. Тут мне понадобилось выйти по малой нужде — я встала, чтобы незаметно покинуть службу. „Вот взгляните на Амину, разве она не свидетельство близости наших религий?“ — воскликнул пастор, увидев меня, и начал пространно рассуждать на эту тему. „Оставьте меня в покое, — взмолилась про себя я, вынужденная продолжать стоять на месте. — Мне бы до туалета добежать!“».

Неделю назад мы в России отметили День народного единства. Это праздник, который транслирует в наше общество очень важные смыслы. И слава Богу в нашей стране мы в целом живем в мире и согласии. Но никогда нельзя почивать на лаврах. Лучше всегда учиться, даже у того, кого принято считать нашим геополитическим противником. «Отправляйтесь за знаниями даже в Китай», — говорил Пророк во времена, когда еще не было США.

Рустам БАТЫР.
«БИЗНЕС Online».


КОНТЕКСТ:

«Вашингтон – самый эфиопский город на планете»

* * *

Рустам Батыр: «Расчетливыми являются россияне, а не американцы», «Для американцев право на ношение оружия как для нас татарский язык»

Просмотров: 858

Комментирование запрещено