«Электронный век» Рафаэля Хакимова: реклама, криптовалюта и язык — как последний рубеж обороны собственности

8171Новый отрывок из книги директора Института истории им. Марджани

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов подготовил для «Реального времени» новый отрывок из своей мемуарно-аналитической книги «Шепот бытия», которую он продолжает писать. Сегодня колумнист интернет-газеты представляет на суд читателя главу «Электронный век».

Книгопечатание сделало из средневековых народов нации

Наши язык, стиль, форма и содержание письма достались нам из прошлой жизни — времени торжества механики и рационализма. В ту эпоху жизнь двигалась медленно, без скачков, она была пронизана книгопечатанием. Типография стала материальным символом достижений эпохи Просвещения. «Книгопечатный принцип единообразия, непрерывности и линейности переборол сложности древнего феодального и устного общества. Революция была совершена новыми литераторами и юристами» (М. Маклюэн). Изменения коснулись не только письма. Книгопечатание благодаря своему единообразию создавало гомогенную общественную среду, без чего средневековые народы не смогли бы трансформироваться в нацию. Печать породила индивидуализм, национализм, индустрию, массовые рынки, всеобщую грамотность.

Для татар, разбросанных по всей Евразии, это было особенно важно. Татары не имели государственных структур, единых организаций по аналогии с министерством просвещения России, а потому единая идеология, литературный язык, нормы поведения во многом складывались благодаря печатной продукции. К началу ХХ века татары стали одной из самых читающих наций империи.

Печатная речь распространилась на устное слово, создав у грамотных людей единый «высокий слог» и сходные нормы поведения. С появлением многочисленных типографий, распространением газет, журналов и книг начали говорить и мыслить в стиле печатных образцов. В русской культуре утвердился язык классической литературы ХIХ — начала ХХ веков.

Поэты Серебряного века пытались уйти от прежнего письма с вырождающейся дворянской моралью и тоской по прошлому. У символистов жизнь полна неясных, смутных настроений, переживаний, мимолетных впечатлений. Символ становится неким условным знаком, соединяющим мир вещей и мир идей.

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?..

Александр Блок. 22 мая 1901

Футуристы пошли дальше в экспериментировании с языком.

В пору, когда в вырей
Времирей умчались стаи,
Я времушком-камушком игрывало,
И времушек-камушек кинуло,
И времушко-камушко кануло,
И времыня крылья простерла.

Так писал родоначальник футуризма Велимир Хлебников. Он учился на математика, пытался вычислить будущее, увлекся литературой и стал воплощением поисков в науке, литературе и социальной жизни. Это — полузабытая фигура даже для казанцев.

Язык рекламы указывает путь развития письма

Несмотря на появление новых направлений, письмо русской классической литературы продержалось до ХХI века, и только сегодня в интернете и соцсетях появился новый, электронный (в чем-то похожий на телеграфный) стиль без длинных предложений, деепричастных оборотов, знаков препинания.

В появлении электронного стиля сыграла свою роль газета. Она тяготела не к книжной, а мозаичной форме, предлагала не отрешенную «точку зрения», а участие в коллективном процессе восприятия информации. Слог газеты демократичный, но он начисто лишен ценности с литературной, книжной точки зрения.

Вместе с газетой появилась реклама, перекочевавшая затем на TV, радио и интернет. Без нее уже не могут существовать СМИ. Конечно, в России реклама порой оказывается своей противоположностью — антирекламой в силу низкого уровня изготовления, неумеренной длительности, сопоставимой с временем передач. Она навязчива. Вместо слоганов — длинные занудные диалоги, взятые из фильмов. Но язык рекламы указывает на путь развития письма. На изготовление хорошего рекламного объявления уходит больше труда, ума и искусства, чем на любой текст газеты или журнала. Реклама выводит информационный шум на стабильный уровень убеждения. Она сходна с процедурой промывания мозгов. Стремительная атака на бессознательное во многом объясняет эффективность качественной рекламы.

Объявления, реклама — это хорошие новости. Газета, сайты всегда переполнены плохими новостями для поддержания читательского интереса. Наводнения, пожары, катастрофы, убийства, скандалы доминируют в потоке информации. Рекламные объявления, напротив, несут радостную весть о новых товарах, хотя в России опять-таки перебор с рекламой лекарств — создается впечатление будто вся страна больна. В целом реклама оповещает о способности экономики производить разные товары. При спаде экономики реклама исчезает с поля зрения — это наводит тревогу.

Когда-то новостью было то, что пресса узнала, где-то увидела и сообщила. Выражение «сделать новость» раньше звучало подозрительно. Сегодня существуют не только ньюсмейкеры, но и сами журналисты выступают в роли интерпретаторов. Новость делается, как и любой товар, причем изготавливается из чего угодно, лишь бы она продавалась. Благодаря мозаичности информации в газетах, журналах, на сайтах появляется образ, или срез общества. Это — не повествование, не точка зрения, не объяснение и не комментарий. Это — корпоративный образ действующего сообщества, зовущий к максимальному участию в социальном процессе.

Газета и интернет похожи. Изначально газета дублируется в электронной форме, затем остается просто электронная версия, но она уже имеет преимущества не только в силу доступности, но и большей насыщенности. В интернете появляются звук и видеозаписи, параллельные комментарии. Интернет расширяет возможности для самовыражения. В этом проявляется демократичность электронной эры, но появляется и побочный эффект. Интернет любому неучу дает возможность для самовыражения, что приводит к вульгаризации как контента, так и языка сообщения.

Молодежь — не потерянное поколение. Просто мы стали архаикой

Молодежь не читает книг, газет, журналов, не смотрит телевизор. Фильмы скачивает из интернета, общается с друзьями в соцсетях. Таковы данные социологических исследований. Сталкиваясь с незнанием молодежью простых вещей, общеизвестных событий из истории, отсутствием навыков для семейной жизни, мы возмущаемся и хотим навязать свои знания. Молодежь — вовсе не потерянное поколение. Просто прервалась связь времен, а мы давно стали архаикой. Одна из казанских газет назвала меня «историческим экспонатом». Чего же обижаться? По крайней мере, экспонат. В Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ порой приходят как в музей, осматривают карты на стенах, старые фотографии, заглядывают в аудитории — бывшие камеры, где сидели Ленин, Мулланур Вахитов, декабристы, Велимир Хлебников, Хасан Туфан, Фатих Карим, Шакир-карак. Некоторые осмеливаются заглянуть в кабинет директора, где справлял свое 50-летие Петр I. Они удивленно смотрят на меня, ничего не произносят, осматривают как экспонат, молча уходят. Осталось повесить табличку «Руками не трогать, он еще живой».

Наступила другая эра. Неважно, осознают старики этот факт или нет. Исчезла проблем «отцов и детей», поскольку два поколения живут в разных мирах. Старшее поколение смотрит телепередачи, читает газеты и книги, а молодежь не имеет дома телевизора за ненадобностью. Вся информация поступает из интернета и соцсетей. Более того, появились различия внутри самого молодого поколения, разделенного на старшую и младшую часть. Наступило время новых гаджетов. Их «пекут» непрерывно, они разлетаются по всему миру в один день, одновременно появляясь в разных концах планеты. Мир стал единым в прямом смысле слова.

Язык общения молодежи в соцсетях мало похож на письмо классической русской литературы. Часто он вульгарный до неприличия, особенно у троллей, финансируемых непонятными российскими органами. Русский язык переполнен американизмами. Появился англо-русский сленг, понятный только молодежи. Пока власть «воюет» с США с помощью тупых троллей, американские ценности тихо-тихо проникают в сознание через домашнюю страничку. Все вокруг возмущаются этой ситуацией, учителя русского языка и литературы бьют тревогу. В ответ государством проводятся какие-то мероприятия для услаждения слуха пенсионеров. Федеральная власть начинает душить языки народов России, якобы мешающие усвоению русской речи. Поиск врагов народа — извечная российская страсть. Какие такие законы? Как говорил Иван Грозный: «хочу казню, хочу милую». Никому невдомек, что ученики татарских школ русский знают не хуже самих русских. По крайней мере, показатели ЕГЭ по русскому языку в Татарстане лучше, чем по России. Чего же боле?

Наступило время прощания с русским классическим письмом

Арсенал любого языка ограничен определенным наборов слов, метафор, символов. Из эпохи к эпохе ряд мифологических структур и символов повторяется, приобретая новые имена. Перетасовка инструментов уплотняет язык, увязывает с художественными образами, аудио- и видео сюжетами. Концентрированный язык позволяет усваивать больше информации в единицу времени.

Для общения остается все меньше слов. Жизнь стала потоком впечатлений. Сюжета нет. Мир распался на конкретные формы, как у Кандинского или Пикассо. Музыка Софьи Губайдуллиной — не мир мелодии, а мозаика звуков, они становятся картинкой только в конце сочинения.

Вывод простой. Наступило время прощания с русским классическим письмом. Наступило время iPhone’ов с молодежным языком без деепричастных оборотов, краткими слоганами и яркими символами. Часто язык оказывается развлекательным. Он еще не устоялся, тем не менее, он — вызов классическому письму по манере, форме, стилю.

Я сам стиль русского языка усвоил по рассказам Тургенева. Сегодня очень трудно отказаться от него, в этом слишком много сконцентрировано смыслов и впечатлений. Однако нужна лингвистическая реинкарнация, если хочешь быть в ногу со временем.

В Институте истории мы, огорченные плохим знанием молодежью истории, сделали пробный 16-минутный ролик «Краткая история татар» на трех языках. За 3 месяца его посмотрело более полумиллиона человек, а еще перепосты, и уже трудно оценить всю зрительскую аудиторию. В основном смотрит молодежь самых разных стран. Для нас этот факт — повод для пересмотра всей стратегии издания печатной продукции. Книги не становятся критерием эффективности работы. Они приобретают роль подготовительного материала для иной продукции. Язык роликов уже не письменный и даже не устный, он символический.

Если не отстоим договор, не отстоим и собственность

Меня нередко критикуют за крайности. Особенно одергивали за то, что призывал пролонгировать Договор-2007. Говорили, время договоров прошло. У меня была простая логика. Если не отстоять договор, не сумеем отстоять и татарский язык, а вслед за этим наступит время «черного передела» собственности. Не я это придумал, такова логика политики, от которой не уйти, хотя можно проигнорировать. Причем передел собственности будет в пользу не России, а тех олигархов, которые держат свои счета далеко от государственных границ, там, куда прокуроры не доберутся. Впрочем, о прокурорах отдельный разговор, они уже вошли в анналы истории республики, причем не с лучшей стороны…

Наши госслужащие выбрали путь сдачи достижений республики и возвращения к 90-х годам. Если не нужна стабильность, то это правильный путь. Игнорирование роли политики и упование на рыночные отношения неизбежно ведет к экономическим и культурным потерям. Мне теперь осталось с ехидцей повторять: «А кто предупреждал? Предупреждал! Сами выпутывайтесь».

Несколько лет назад я написал статью о криптовалюте. Тогда bitcoin стоил около 100 долларов. Поводом для статьи стал невероятный рост популярности криптовалюты, несмотря на энергичное противодействие всей банковской системы мира. Тогда над моей статьей комментаторы посмеялись, а знакомые снисходительно улыбались, мол, что ты можешь понимать в финансах. Сегодня все заговорили о виртуальной валюте, а bitcoin уже перевалил за 7 тысяч долларов! Банковская система оказалась под страшным ударом. В России все еще рассуждают о негативных последствиях криптовалюты. Почему не поумничать, когда есть такая возможность…

Сегодня найдется немало комментаторов по поводу роли великого русского языка. Почему не поумничать, пока ветер перемен не развеет старческие фантазии о собственном величии…

То ли еще будет! Об этом помолчим.…

Рафаэль ХАКИМОВ.

«Реальное время».

Просмотров: 954

Комментирование запрещено