Рустам Батыр: «Мавлид в Болгаре и оголенные тылы»

49127_2Почему день рождения Пророка собрал в древней столице булгар лишь три сотни человек?

Перед ДУМ РТ стоит задача раскручивать Болгар как место духовного единения татар и всероссийский центр отечественного ислама. О том, как муфтият с этим справляется, рассказывает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. В своем материале автор «БИЗНЕС Online» размышляет об истории Мавлида и констатирует провал его празднования в Татарстане в последнюю неделю осени.

ЧТО ТАКОЕ «БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК»?

Демонстрацией большого потенциала для развития организаторских способностей обернулось празднование руководством ДУМ РТ рождения Пророка Мухаммада — Мавлид ан-Наби, прошедшее на этой неделе в Болгаре. В полном соответствии с принципом, что в информационную эпоху «хвост виляет собакой», т. е. новостная подача важнее самого события, официальный сайт ДУМ РТ в данной связи сообщил: «Торжество в Болгаре традиционно является главным праздником Мавлид ан-Наби, который проводится во всероссийском масштабе». И тут же: «В Болгаре в пятый раз в федеральном масштабе открылся большой праздник Мавлид ан-Наби». Как вы думаете, что в понимании ДУМ РТ означает «федеральный масштаб», «всероссийский уровень» и «большой праздник»? Это значит, что его мероприятие посетили аж 300 человек. Как говорится, и смех и грех.

Проблема тут вот в чем. Перед ДУМ РТ стоит задача раскручивать Болгар как место духовного единения татар и всероссийский центр отечественного ислама. Предпосылок и вспомогательных факторов для этого предостаточно. Во-первых, Болгар является общетатарским духовно-историческим магнитом, т. к. ассоциируется с местом принятия ислама волжскими булгарами в 922 году. Этот исторический день, к слову, указом президента РТ Рустама Минниханова был признан официальным памятным днем на территории Татарстана. Во-вторых, к болгарским святыням с подачи муфтия Талгата хазрата Таджутдина ежегодно устремляются десятки тысяч татар со всего мира во время Жиена. В-третьих, благодаря усилиям первого президента РТ Минтимера Шаймиева Болгар обрел международное значение, войдя в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Попутно в городище и рядом с заповедной зоной развернута и продолжает строиться колоссальная инфраструктура. В-четвертых, опять-таки благодаря первому президенту и нынешнему руководству республики в Болгаре была возведена и открыта Болгарская исламская академия – самый грандиозный проект в сфере российского исламского образования страны за последние годы. Казалось бы, все возможные ветра дуют в паруса ДУМ РТ, но оно оказывается способным мобилизовать всего лишь 300 человек.

Для того чтобы понять суть этой цифры, необходимо знать, что в подчинении татарстанского муфтията находится ни много ни мало 1,5 тыс. приходов. И если бы каждый из них прислал на торжества хотя бы по 10 человек, то было бы уже 15 тысяч! А если 20, 50 или 100? Вот тогда было бы незазорно говорить о каком-то там масштабе. Повторюсь: перед руководством ДУМ РТ стоит подобная задача по раскрутке Болгара, поэтому, собственно, главные торжества по случаю Мавлида проводятся именно там, но оно, увы, оказалось не способно организовать даже тех, кто находится в его прямом подчинении.

Для сравнения: московский Мавлид проходит на площадке Crocus Сity Hall и собирает 7 тыс. человек. При этом вход в крупнейший концертный зал столицы платный. Стоимость билетов на праздничное представление мусульман начинается от 1,3 тыс. рублей. Интересно, сколько людей приехало бы на болгарский Мавлид, если бы надо было заплатить хотя бы половину от московских цен? Общедагестанский мавлид собирает 20 тыс. человек. Абсолютным же рекордсменом является Чечня. Там в 2015 году Мавлид проходил в виде митинга против карикатур на Пророка и собрал около 1 млн человек. Теперь вы понимаете, что такое на этом фоне 300 человек от ДУМ РТ?

НАШИ ПОТЕРИ

Есть куда еще расти для ДУМ РТ и в плане реализации задачи превращения Болгара в место единения татарского народа, что по понятным причинам было бы выгодно как Татарстану, так и всем татарам. Если поначалу Мавлид на святой для татар земле худо-бедно посещали региональные муфтии, то в этом году, кроме Талгата хазрата Таджутдина и муфтия Ульяновской области, из первых лиц регионального ислама не был замечен практически никто. Несмотря на это, аффилированный с ДУМ РТ и обслуживающий его в информационном отношении сайт Islam-today рапортует с места событий, что в торжествах принял участие председатель духовного управления мусульман РФ Равиль хазрат Гайнутдин. Это, конечно же, неправда. Откуда она берется? Из убежденности в том, что вместо того, чтобы работать с людьми, достаточно в нужном русле поработать с интернетом? Вот уж воистину — хвост пытается вилять собакой.

Видимо, по причине превращения болгарского Мавлида в местечковое мероприятие, от участия в нем уже традиционно воздержался не только президент Татарстана, но в этом году даже и Минтимер Шарипович – человек, всей душой радеющий за возрождение болгарских святынь. Мы можем лишь догадываться, какой болью в сердце аксакала нашего народа отзывается несоответствие числа гостей праздника тому значению, которое наш первый президент вполне справедливо придает болгарской земле. Видимо, для того, чтобы убедить общественность в том, что дела идут не так уж и плохо, Islam-today пишет, что в болгарском Мавлиде-2017 принял участие заместитель премьер-министра РТ Василь Шайхразиев. Но это тоже оказалось фейком, выдающим желаемое за действительное. В другой новости Islam-today также ввел читателей в заблуждение и про праздничный салют, которого, как отмечают журналисты, побывавшие на мероприятии, в этом году не было и в помине. 

Праздник Мавлид был поднят на знамена ДУМ РТ в нашей республике несколько лет назад в рамках процесса ее деваххабизхации в качестве одного из главных символов традиционного ислама. Все дело в том, что, согласно идеологам ваххабизма/салафизма, Мавлид представляет собой недопустимое в религии новшество, бид`а («ересь»). Поэтому данный праздник выступает своеобразным маркером, который позволяет не только отличать религиозных деятелей, симпатизирующих учению ваххабизма, но и определять степень распространения идей традиционного ислама. В данном контексте прошедший Мавлид дает серьезные основания для выводов о том, насколько нынешнее руководство ДУМ РТ справляется с возложенными на него задачами на идеологическом фронте. Получается, что бумеранг Мавлида, запущенный некогда ДУМ РТ против своих идейных противников, сегодня бьет по нему самому.

Помимо сказанного у ничтожности числа 300 есть еще одно очень важное в нынешней ситуации измерение. Все мы видим, какая атака идет в последнее время на Татарстан. Непродление договора, запрет на должность президента республики, который вскоре должен вступить в силу, отказ в санации ТФБ со стороны Центробанка, что привело к частичному обвалу республиканской банковской системы, обрушение статуса второго государственного языка… Уже начались информационные вбросы на предмет упразднения республики через присоединение к ней соседних областей.

В этой непростой ситуации глобального вызова мы все должны сплотиться вокруг нашего президента, чтобы он, чувствуя за спиной надежный тыл, мог смело бороться за интересы многонационального народа республики. Вот почему мобилизационный потенциал, в том числе ислама, сегодня важен для нас как никогда. Если в Чечне с населением 1,4 млн человек ислам мобилизует 1 млн, то, естественно, Рамзану Кадырову на подобном фоне намного легче разговаривать с московскими чиновниками касательно интересов своего региона. А на что опираться Рустаму Нургалиевичу? На сладкоголосого муфтия, который почти за 5 лет нахождения на своем посту так и не вырос в организатора и лидера, соответствующего уровню республиканских задач, и потому из 2 млн татар республики не может собрать на Мавлид и полтысячи? Муфтия, которому имамы прямо в лицо говорят, что не будут исполнять его решение об обязательности проведения пятничной проповеди на татарском языке, и который ничего не может с этим поделать? Как ни виляй информационным хвостом в интернете через фейковые новости, красивые постеры и пустые заявления, делу этим не поможешь. В Москве не дураки сидят и прекрасно видят, что у нашего президента совершенно оголены тылы. Конечно, кто-то скажет, что речь идет лишь о религиозном поле, но и оно крайне важно.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

Мавлид, в отличие от Курбан-байрама и Ураза-байрама, не канонический праздник. Его проведение никак не регламентируется исламскими первоисточниками. Естественно, сам Мухаммад не отмечал день своего рождения. Однако этот праздник возник стихийно в народе как выражение любви мусульман к своему любимому Пророку. Принято считать, что в исламском мире он начал отмечаться примерно с XII века. В этот день устраивали торжественные процессии с зажженными фонарями, флагами и даже с изображением матери Мухаммада Амины, в мечетях читались тематические проповеди, а в течение всего месяца проводились многочисленные молитвенные собрания, сердцевиной которых было чтение нараспев различных благопожеланий Пророку и песнопений о его рождении и жизни. У татар до революции, как отмечают исследователи, шакирды медресе нередко украшали минареты мечетей разноцветными бумажными лентами, а в окна минаретов вставляли фонари с зажженными свечами.

Сегодня Мавлид также отмечается по-разному. В Москве, например, придумали оригинальный формат масштабного шоу-спектакля, в котором, к слову, принимают участие многие знаменитости мусульманских кровей, в частности Марат Башаров. А в болгарском Мавлиде, по задумке муфтия РТ, была предпринята попытка реконструировать дореволюционный сценарий проведения Мавлида у татар: с мунаджатами, чтением Корана и коллективной декламацией салаватов, стоя на ногах. Правда, затея эта, как мы увидели выше, не вызвала особого интереса у широких кругов мусульман. К сожалению, наше духовное руководство не может понять одну простую вещь: мы сегодня живем в мире тотальной конкуренции, в том числе и идей, а потому религиозным деятелям, если они действительно хотят быть вместе с народом, надо уметь транслировать не только то, что, по их мнению, правильно, но и научиться слышать самих людей и откликаться на их реальные потребности.

БЛАГО РОЖДЕНИЯ ПРОРОКА

В связи с Мавлидом важно также отметить следующее: в действительности никто в точности не знает, когда родился Пророк. Это неудивительно, ибо в древности, как мы все понимаем, никакого четкого учета населения не велось. В исламских источниках в данной связи существует огромный разброс как по дням, так и по месяцам: 2, 8, 10, 18 раби аль-авваль, за восемь дней до окончания этого месяца, в раби аль-авваль без уточнения дня месяца, 10 мухаррама, за пять дней до окончания мухаррама, в сафаре, раби ас-сани, раджабе, рамадане, 12 рамадана. Преобладающей же в суннитском исламе стала дата 12 раби аль-авваль (в шиитской традиции доминирует празднование дня рождения Пророка 17 раби аль-авваль).

Судя по всему, за день рождения Пророка условно приняли день его смерти, который, как считается, пришелся на 12 раби аль-авваль. Соответственно, позднее в исламской традиции возникло убеждение, что совпадение дня рождения и дня смерти является свидетельством особой Божьей благодати. Впрочем, если быть честным, то мусульманские историки далеко не единодушны относительно и даты смерти Пророка. Здесь мы наблюдаем не менее внушительный разброс дат, чем в случае со днем его рождения: 1, 2, 8, 10, 12, 18 раби аль-авваль, за восемь дней до конца раби аль-авваль, 2 сафара, 11 рамадана. Нет единодушия и в отношении возраста Пророка на момент кончины (63, 62, 65, самым распространенным стал возраст в 63 года). А это уже удивительно, ибо если незнание точной даты рождения Пророка еще можно понять, то разноголосица касательно даты его смерти выглядит очень и очень странной, что, к слову, красноречиво говорит о степени надежности информации, содержащейся в хадисах, признанных вторым после Корана источником религиозных знаний в исламе.

Хронологическая неуверенность относительно даты рождения Пророка обернулась для мусульманской традиции во благо: Мавлид стали отмечать в течение всего месяца раби аль-авваль, получившего в народе второе название — месяц Мавлида, т. е. рождения Пророка.

Безусловно, каждый из нас только выиграет, если в этом месяце найдет хотя бы немного времени для изучения литературы о жизни Пророка. В самом деле, много ли среднестатистический татарин знает об этом великом человеке? К сожалению, не всегда. Сегодня мы много переживаем за татарский язык, опасаясь, что вместе с его исчезновением может умереть и наша нация. Но ведь веками национальное самосознание татар держалось не только на языке, но в значительной степени, а может, даже прежде всего, и на религии. И если мы сами будем любить Пророка и прививать эту любовь нашим детям, то, помимо прочего, это поможет нашему народу сохранить себя и пройти через все исторические перипетии и испытания. Быть может, и для этого в том числе в наш мир и пришел Пророк Мухаммад, да пребудет с ним мир и благословение Бога!

С праздником!

Просмотров: 1037

Комментирование запрещено