22 просьбы Гильмутдинова: депутат расписал Васильевой план, как спасти национальные языки

image1Глава комитета Госдумы по делам национальностей вместо отложенных слушаний написал в минобрнауки РФ письмо — ответа нет

«Для чего мы обучали в обязательном порядке татарскому языку? С какой целью? Вот в чем вопрос. Чего мы добились? Я считаю, что это неправильно!» — рассуждал вчера на пресс-конференции в Москве председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Готовясь к парламентским слушаниям, которые перенесены на март, он собрал с регионов предложения по развитию языков и самые важные из них направил Ольге Васильевой. С планом ознакомился «БИЗНЕС Online».

«ЛЮБАЯ ОБЯЗАЛОВКА НИ К ЧЕМУ ХОРОШЕМУ НЕ ПРИВЕДЕТ»

Комитет Госдумы по делам национальностей во главе с депутатом от Татарстана Ильдаром Гильмутдиновым направил министру образования РФ Ольге Васильевой свой список мер, которые должны усовершенствовать систему изучения и преподавания языков народов России. В письме, которое оказалось в распоряжении «БИЗНЕС Online» и ушло в минобразования РФ еще 23 ноября, изложены 22 предложения.

О том, что такое письмо существует, нашему изданию рассказал сам парламентарий в конце ноября во время годового расширенного заседания Всемирного конгресса татар. По словам Гильмутдинова, подобную выжимку мер он сделал из того перечня, который отправляли ему представители регионов, когда комитет по делам национальностей готовился к парламентским слушаниям, посвященным языковой проблеме. «Мы в рамках подготовки к парламентским слушаниям направили письма в регионы: как они видят реализацию в едином образовательном пространстве сохранения родных языков? Получили большое количество предложений. Мы их обобщили и самые, на наш взгляд, существенные, которые позволили бы нам выходить на конкретные решения со стороны федерального центра, направили в министерство образования», — заявил накануне на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» Гильмутдинов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Первоначально слушания были назначены на 16 ноября, но дважды откладывались. В итоге теперь они состоятся только в следующем году — ориентировочно в марте 2018-го. К слову, от Васильевой и минобразования депутат пока ответа на свое письмо не получил. В этом смысле ситуация чем-то напоминает историе с бывшим вице-премьером РТ Энгелем Фаттаховым, который тоже длительное время ждал письма от Васильевой, но в итоге результат оказался не том, на который рассчитывали татарстанские власти.

Что же Гильмутдинов предлагает федеральному министерству? Условно, все меры можно разделить по направлениям. Так, часть из них касается законодательно-нормативных изменений. Например, Гильмутдинов предлагает регламентировать изучение государственных языков в новой редакции федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и примерных основных образовательных программ, разработать единые рекомендации по преподаванию и изучению государственных и родных языков в общеобразовательных школах. Отчасти эти рекомендации уже выполняются — согласно методическим рекомендациям, разосланным минобрнауки России чуть больше недели назад, вводятся новые варианты учебных планов, предусматривающие изучение государственных языков республик (до 2 часов, исключительно по заявлениям самих родителей). На обязательности изучения государственных языков Гильмутдинов не настаивает, напротив, он считает такой подход вредным. «Какая цель и задача обучать тех ребят, для которых татарский язык не является родным, — русские, марийцы, чуваши и т. д.? Чего мы хотим добиться? Для чего мы их обучали в обязательном порядке татарскому языку? С какой целью? Вот в чем вопрос. Чего мы добились? Я считаю, что это неправильно, что мы в обязательном порядке в таких объемах по 5-6 часов обучали, плюс еще в 9 классе экзамены ввели. Зачем? Есть результат? Те, кто учит и хочет, для них есть возможность — пожалуйста, изучай. Я считаю, что вся наша ошибка состояла в этом», — заявил Гильмутдинов в беседе с нашим корреспондентом.

Депутат еще раз подтвердил свое мнение, что учить язык надо с младых ногтей, то есть начинать с ясельного возраста, причем лучше бы все это делать в игровой форме. «Сначала ребенка надо языком завлечь, чтобы он его полюбил, а не грузить его со 2 класса грамматикой, — со знанием дела рассуждал Гильмутдинов. — Упор сделать до пяти лет, потому что любой ребенок усваивает несколько языков в этом возрасте. Программы должны быть в игровой, интересной форме, чтобы завлечь ребенка в языковое пространство. А любая обязаловка ни к чему хорошему не приведет, а вызовет только отторжение».

Также в числе предложенных мер депутат упоминает в письме разработку ФГОС по направлению «Родной язык и литература» не только для школьного, но и для высшего образования .

«ОТСУТСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ФОРМАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УЧЕБНИКОВ»

Еще одно направление, в которое можно объединить меры, предложенные Гильмутдиновым, условно можно отнести к работе с учебниками и составлению образовательных программ. Так, депутат утверждает, что в настоящее время есть восемь примерных образовательных программ, которые прошли экспертизу на федеральном уровне. Так, эти программы есть по алтайскому, крымско-татарскому, украинскому, финскому, греческому, татарскому, вепсскому и карельскому языкам. «В этой связи необходимо рекомендовать продолжить работу по подготовке примерных образовательных программ по государственным языкам республик в составе РФ, а также другим родным языкам из числа языков народов РФ», — говорится в письме.

Кроме того, комитет по делам национальностей рекомендовал минобразования также усовершенствовать формирование федерального перечня учебников с учетом региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, а также права на получение образования на родном языке и в принципе его изучения. «У нас в реестре федеральных учебников по родным языкам и литературе всего по нескольким языкам учебники. У нас 24 языка в системе образования, около 60 языков изучаются как предмет. У нас сегодня есть у татар, якутов, хакасов и еще несколько народов свои утвержденные учебники, расположенные в федеральном реестре. У других нет. Создание учебников и пособий — дело серьезное и непростое. Если не будет со стороны федерального центра и минобразования поддержки, очень сложно будет такие учебники и пособия сделать. Нам кажется, что надо ряд полномочий в этом вопросе отдать и самим регионам», — заявил на пресс-конференции Гильмутдинов.

Что имеется в виду? Ответ на этот вопрос содержится в следующем пункте письма в ведомство Васильевой. Так, комитету по делам национальностей кажется не совсем правильным порядок формирования этого федерального перечня учебников, а именно то, что к научной и педагогической экспертизе не привлекают специалистов из регионов. «Таким образом, авторские коллективы заказывают экспертизу организациям, не имеющим специалистов в области преподавания языков народов России. Отсутствие соответствующих специалистов по преподаванию языков народов России в уполномоченных федеральных учреждениях может привести к формальной экспертизе соответствующих учебников», — указывается в документе. Поэтому Гильмутдинов предлагает дать возможность проводить такие экспертизы региональным учреждениям, которые «являются профильными организациями высшего профессионального образования или науки по теории и методике преподавания языков народов России и литературы на языках народов России». Наконец, также предлагается привлекать к написанию учебников по языкам народов региональные организации. Напомним, преподавание в школах Татарстана по учебникам, не включенным в федеральный перечень, — одна из претензий прокуратуры РТ по итогам проверок школ.

ОЛИМПИАДЫ, ФЕСТИВАЛИ ЯЗЫКОВ И ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

Еще одно условное направление, отраженное в письме к Васильевой, — работа с кадрами. Сюда мы отнесем такие меры как совершенствование педагогической подготовки учителей по родных языкам, бесплатная довузовская подготовка и другие льготы для абитуриентов, выбирающих группы специальностей по направлению «Языкознание», в том числе по языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, возрождение Института национальных школ. Кроме того, стоит предпринять меры, чтобы остановить сокращение количества ученых, которые занимаются изучением языков, фольклора и литературы коренных народов России, но в то же время повысить эффективность фундаментальных научных исследований, включая помощь народам, не имеющим письменности, в ее создании. Также среди мер значится создание Центра по методическому сопровождению изучения языков и даже Совета по этнокультурному образованию при минобразования РФ.

Среди популяризаторских предложений в письме Гильмутдинова можно выделить такие как проведение олимпиад по государственным языкам регионов, фестивалей языков коренных малочисленных народов, всероссийской научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка, и, наконец, создание и поддержка системы онлайн-обучения родным языкам. Все это — за счет федерального центра.

К предложениям общего характера мы отнесем увеличение количества научно-образовательных и просветительских проектов и программ для детей и подростков, совершенствование системы мониторинга состояния и развития языков народов России и анализ того, достаточно ли детям, особенно проживающим в сельской местности, образовательных услуг дополнительного образования.

«ГОВОРИТЬ, ЧТО ВСЕ, УМИРАЕМ, НИЧЕГО НЕ БУДЕТ, НАВЕРНОЕ, НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ»

В целом, Гильмутдинов полагает, что языковая проблема возникла от недопонимания. «Никто не говорит, что нельзя изучать родной язык, не об этом речь в принципе. Я постоянно об этом говорил, а многие об этом боялись даже рот открыть. Нужно было грамотно людям все объяснить, не только нам, политикам, — уверен депутат. — Появилось много людей, которые, не разбираясь в системе образования, не разбираясь в том, что такое государственный и родной язык, начали все это раскручивать, лишь бы себя показать, лишь бы пропиарить, лишь бы сделать себе капитал. Любое противопоставление языков — путь в никуда».

Так что единственный выход, по мнению парламентария, в совместной работе с федеральным центром. «При совместной работе и федерального центра, и республик во взаимопонимании и поддержке, понимая, что каждый язык нам нужен и каждый нужно сохранить. Нужно спокойно разобраться, чтобы дети знали свой родной язык», — сказал Гильмутдинов нашему корреспонденту.

А стенания союза писателей Татарстана о том, что «через 15-20 лет наши книги будет некому читать», парламентарию также не близки. «Нужно реально трезво оценивать все возможности системы образования, общества, семьи и государства, и так работать. А говорить, что все, умираем, ничего не будет, наверное, неправильный путь. Я думаю, никто этого не позволит», — надеется он.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1033

Один комментарий

  1. мы писали, мы писали, наши рученьки устали.