Римзиль Валеев: «Споры о татарской партии показали, что она невозможна, но очень нужна…»

1Согласятся ли войти в ее политбюро Максим Шевченко и Сергей Шахрай?

Весьма парадоксальная идея создания татарской (федералистской) партии, высказанная в статье автора Римзиля Валеева, вызвала неожиданный резонанс. Почему же тема партстроительства оказалась актуальной для общественности? Журналист и общественный деятель в своем очередном материале для «БИЗНЕС Online» делится мыслями о региональном и национальном интересе в формировании общефедеральной политики.

ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ?

Пожалуй, все-таки не все потеряно. В России сохраняются важные элементы демократии и гражданского общества. Потому что президент страны стал самовыдвиженцем. То есть решил встать над партиями и разными политическими силами. Он не выделил главную партию, которая должна стать монопольной и единственной.     

Но никто не заблуждается насчет особого положения партии власти. Именно она имеет в своем багаже голоса большинства татарстанцев. Которые надеются, что она защитит их интересы. А если ЕР не очень энергично будет защищать их, тогда, наверное, мы обязаны будем напомнить о том, чего хотим.

Речь об интересах субъекта федерации, который добился валового регионального продукта в размере 2 триллионов рублей. Он перечислил более 800 млрд рублей в государственную казну при своем бюджете в 235 млрд рублей. И этот субъект — Республика Татарстан —  базовый регион для сохранения культуры, языка второго по численности в стране татарского народа. С его историей, системой культуры, образования. Именно их — Татарстан и татарский язык в последние месяцы полощут в СМИ, социальных сетях и идеологических тусовках как сепаратистов и нарушителей языкового порядка. Хотя закон соблюдали. Если не считать нестыковок с нормативным актом о стандарте образования, который сам не очень был согласован с законами РФ и РТ.

Ясно: кто-то из политических деятелей или групп должен защищать республику, ее финансы, экономику и культурную инфраструктуру. И отстаивать гуманитарные ценности татар от внешнего наезда и от самих себя. Значительная часть родителей-татар стала определять, что родной язык их детей — русский, тем самым создавая проблему якобы «запрета» татарского языка. Или отречения от реального двуязычия.

Самотек тут не уместен. Стала маячить перспектива оставить Татарстан без татарского языка, и даже без татар. И это при том, что 53 процента населения республики —  татары, то есть 2 млн человек. Как решить проблему, если какая-либо партия и государственная структура не заявит об интересах татар и Татарстана? Потому и появилась идея — нужна татарская партия. То есть демократическая, федералистская, чтобы через нее защищать все народы, чья самобытность, язык и культура могут исчезнуть ускоренно, форсируя темпы естественной ассимиляции. То, что татары и татарстанцы могут ее инициировать, заложить основы, не так уж плохо. Такое уже бывало, когда появились «Отечество — Вся Россия». Не слабо получилось, раз они вылились в большую партию.

НЕОЖИДАННЫЙ ЭФФЕКТ

Но прошлый блог был не столько о партии. Скорее о языке. В нем я высказал довольно крамольную мысль: вот в Латвии 40 процентов русскоязычных, около одного миллиона человек, борются за сохранение русского языка как языка обучения. Хотя бы при нынешних 30 процентах от общего объема. Вот бы, мол, и нам, татарам, коренному населению и гражданам России, иметь такие же права на родной язык! И добавил, что мы не бараны, ждущие дня жертвоприношения. Конечно, это метафора, но довольно рискованная. Я опасался, что за мной придут. Или наедут.

Однако настоящей «бомбой» в этом блоге оказалась идея о татарской партии. Звонки, интервью, споры, даже состоялся прямой эфир в программе ТНВ «Таяныч ноктасы» — «Точка опоры» с участием пяти оппонентов. Журналист Ринат Ахметзянов допытывался, как посмели высказать такую идею, кого мы с Рафаэлем Хакимовым видим в «политбюро» будущей партии. Другие интересовались, когда съезд, где устав и будут ли собирать взносы. Татарстанские «единороссы» уклонялись от споров на эту тему, но оправдывались, отвечая на протест писательской общественности, сильно критиковавшей за единогласное молчание при обсуждении вопроса о языках. Мол, мы сделали все, что могли, у нас партийная дисциплина.

Отвечаю на вопрос, кого хотели бы пригласить в новое движение, — буквально всех, кто любит родную республику и уважает ее жителей, признает федерализм, Конституцию и законы РФ. Из публичных фигур — Максима Шевченко, Сергея Шахрая, экономиста Вадима Хоменко, членов Союза писателей РТ, выразивших на собрании свое отношение к родному языку и литературе. А еще культработников, артистов, всю армию учителей, врачей и других бюджетников, понимающих ситуацию на местах. Неплохая команда получается!

Из знаковых фигур хотелось бы позвать певца Салавата, получившего государственную премию имени Тукая за исполнение песни о любви к Татарстану. Хотелось бы пригласить Ильшата Аминова, узнаваемого телеведущего, если партийная дисциплина ему позволит. Ведь демократия и федерализм — по существу — надпартийные, всеобщие понятия, не так ли?            

МЕЖДУ МУСТАЕМ КАРИМОМ И АКАДЕМИКОМ САХАРОВЫМ

Гуманитарные ценности сами по себе весьма влиятельны. Растут симпатии к Григорию Явлинскому и другим кандидатам, поддержавшим язык и самобытность татар. А еще кто будет представлять интересы двух десятков национальных республик, язык и культуру коренных россиян? Классик башкирской литературы Мустай Карим, написавший «Не русский я, но я — россиянин!», еще в советское время, был признан Героем Социалистического Труда СССР. Разве сегодня такая же этническая и гражданская идентичность не актуальна? По-моему, более чем. Жаль, что автор этого слогана не до жил до наших дней. А то бы сам, возможно, сказал и другую версию: «Россиянин я, но я не русский!» Уверен, что нерусские россияне — тоже мощнейший фактор стабильности и мотор развития страны. У них неслабый политический потенциал. Поэтому споры о татарской партии показали, что она невозможна, но очень нужна.

Не случайно в течение всей прошедшей недели меня расспрашивали насчет татарской партии. Бесполезно говорить, что мы с Хакимовым ее не организовываем, а только предлагаем создать общенародную структуру. Люди ждут ее. Если чисто этническая партия невозможна, речь может идти о федералистской, демократической партии. Или консолидации с существующей партией.  На данном этапе речь может идти не о партии, а о движении, защищающем народы и регионы.

Как видно, среди 64 зарегистрированных партий таких программных целей никто не ставит. Или они забыли о своих намерениях? Может быть они не замечают, что появились политики и партии, откровенно призывающие вернуть монархию, сломать конституцию, изменить конституционный строй федеративного государства?  А народ все-таки замечает. Поэтому оказалась тема федерализма и национальных республик столь щекотливой. Даже Жириновский заявил, что не хочет ликвидировать или сливать такие республики как Татарстан, Башкортостан.

 Сам бог выборных технологий велел и остальным партиям, особенно имеющим большой электорат в регионах, уточнить свои планы насчет уважения языков и культур народов страны. А татарам же приходится напоминать, что им не все равно. Мы обязаны добровольно изучать и применять свой язык, чтобы не перекладывать ответственность за сохранение своей самобытности и родного языка на другие народы. Остальные, кому надо, подтянутся. Кто не хочет учить языки, тот обычно не постигает даже азов тригонометрии или иностранного языка. Кстати, татарский язык тоже можно учить как второй иностранный, который тоже кое-где вводится. Пусть добровольно. Языковая среда и функционал имеются.

И в заключении. Время показывает, что партии сейчас стали продуктом политтехнологий. Вместо идеологии — рекламные слоганы. Но даже консолидация финансовых и административных ресурсов не заменит энергию реальных масс. Или думаете, что их уже нет? Куда же они делись, миллионы, сотни миллионов?

Об этом я подумал, вспомнив, как в декабре 1989 года в Москве хоронили Андрея Сахарова. Был такой академик и диссидент, он же отец водородной бомбы, трижды Герой Социлистического Труда.  Он умер в дни работы съезда народных депутатов СССР. 

Посмотрите эти кадры, вглядитесь в лица. Найдите в сети другие сюжеты об этом времени. Долго ждали начала гражданской панихиды, ее мог открыть только академик. Ждали Сергея Лихачева, единственного академика, не подписавшегося под письмами против Сахарова. 30 лет прошло, но люди помнят эти похороны. И Минтимера Шаймиева видели с гвоздикой в руке. Никаких специально организованных волонтеров, транспарантов.  Были там самодельные плакатики с зачеркнутой цифрой «6». На съезде депутат Сахаров призывал убрать шестую статью Конституции СССР — о монопольной роли единственной партии — КПСС. Через четыре месяца это было сделано. Многопартийность стала реальностью. С тех пор идет поиск согласованности партийных целей с интересами народа. И он не завершен. Что не так уж плохо. Народ как таковой где-то есть, даже если превратился в электорат.

 

Просмотров: 1021

Комментирование запрещено