Создатель авиации МЧС России

Закиров Р.Ш., 2011 год

Закиров Р.Ш.

Так называется видеофильм, снятый в 2009 году по заказу министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о Р.Ш. Закирове. Как известно, сотрудникам этого ведомства не до дружбы с пафосом, поэтому они просто констатировали, что создателем авиации отечественного МЧС по праву считается их коллега Рафаиль Шакурович, в прошлом военный летчик-снайпер. А то, что она позиционируется как одно из самых оперативных и эффективных формирований не только в нашей стране, но и во всем мире, надо добавлять, учитывая мнения сторонних специалистов и спасенных людей в разных странах. И еще одно отметим особо: посвятивший свою жизнь военной и спасательной авиации генерал-лейтенант Закиров путевку в небо получил в Куйбышевской области, а именно в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков (СВВАУЛ).

Поэтому рассказ о генерале начнем с того момента, как он 19-летним юношей приехал из Казани в Сызрань, чтобы пройти вступительные испытания и стать курсантом названного училища. На дворе стоял 1968 год, и в один из летних его дней Рафик сообщил отцу и младшей сестренке Райсе радостную весть – зачислен! Это сообщение вызвало бы и добрую улыбку мамы Мавжуды ханум, но она пятью годами ранее покинула белый свет.

Начавшаяся строго регламентированная армейская жизнь с обилием теоретических занятий и большим вниманием к общефизической и строевой подготовке новобранцев была уроженцу столицы ТАССР не в тягость. Летную программу парень осваивал успешно и к выпуску имел за плечами 214 часов налета, а также второй спортивный разряд по вертолетному спорту. Кроме этого, Рафик стал капитаном хоккейной команды, участвовал в художественной самодеятельности и редактировал стенгазету.

Сызранский период биографии, закончившийся через четыре года получением лейтенантских погон, памятен еще и тем, что уже на первом курсе Закиров превратился в женатого человека. Его спутницей по жизни стала студентка Казанского государственного университета Саида, которую Рафик знал со школьных лет. А через год появился и первенец – сын Руслан. Так что к первому месту службы в 55-ом Севастопольском отдельном вертолетном полку, расквартированном в городе Броды Западной Украины, прибыли трое Закировых. Здесь глава семьи вступил в свою первую должность – командир вертолета Ми-24.

В следующие шесть лет он познает и другие должности: старший командир вертолета, командир звена, заместитель командира вертолетной эскадрильи. А в 1978 году военный летчик 1-го класса, командир эскадрильи Закиров осуществил перебазирование эскадрильи на Дальний Восток, где обустроил ее, личный состав и семьи подчиненных, занявшись в связи с этим и строительными делами.

Десятилетие окончания сызранского училища герой нашей статьи ознаменовал получением красного диплома Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. После чего он был назначен заместителем командира 162-го отдельного вертолетного полка ВВС Туркестанского военного округа. Этот полк, базировавшийся близ узбекского города Каган, был базой подготовки летчиков, которые отправлялись в Афганистан. Самому Закирову воевать «за речкой» не пришлось, его участие в боевых действиях вылилось в выполнение отдельных задач. Вскоре он получил назначение в Группу советских войск в Германии, где служил заместителем командира 225-го отдельного вертолетного полка, а в марте 1985 года возглавил его.

Через три года Рафаиля Шакуровича возвратили на родину, и он начал служить командиром отдельного исследовательского инструкторского полка в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. В 1989 году его назначили заместителем начальника центра по летно-методической и учебной работе, а еще через полгода перевели в Управление командующего армейской авиацией.

Первую половину следующего десятилетия Закиров трудится на старших командных должностях, самой высокой из которых стала такая – заместитель начальника боевой подготовки Управления командующего авиацией Сухопутных войск. В 1992 году он был командирован руководителем российской авиации в Камбоджу для работы под эгидой ООН. Вертолетчики РФ занимались там эвакуацией людей и доставкой гуманитарных грузов в регионы страны. Порой приходилось выполнять уникальные операции, которые были не под силу западникам, также представленным по линии Организации Объединенных Наций. Например, однажды в прибрежные воды океана упал Ми-8 камбоджийской компании, и над водой торчали только винты. Извлечь его из объятий океана хотели многие, но решить эту задачу не удавалось. Тогда Рафаиль эфенди предложил использовать для спасения «утопленника» вертолет Ми-26, и тот справился с порученным делом.

В середине 90-х Закиров, ставший заслуженным военным летчиком, получает последнюю должность в ВВС – заместитель командующего миротворческими силами в Республике Таджикистан по авиации. Снова «горячая» точка, и снова он в роли спасателя. Кстати, впервые эту роль он примерил на себя в 1981 году, когда, прибыв на войсковую стажировку в дальневосточный полк, слушатель академии целый день вместе с экипажем снимал с крыш домов жителей поселка Переяславка, пострадавших от наводнения.

А теперь вернемся в начало 90-х годов. Тогда в России начали создавать спасательную службу, в которой предполагалось и наличие своей авиации. Занимавшийся учреждением чрезвычайного ведомства С.К. Шойгу был известен Закирову по совместной деятельности в составе государственной комиссии, которую сформировали для урегулирования военного конфликта на Кавказе.

Можно предположить, что наличие собственного положительного мнения о будущем министре МЧС, а также открывающийся фронт работ по созданию чрезвычайной авиации и личный опыт участия в упомянутых спасательных операциях подвигли Рафаиля Шакуровича к подаче рапорта о переводе из Управления авиации Сухопутных войск в МЧС России. Не обошлось здесь, видимо, и без того, что Шойгу, искавший единомышленников, которые способны оказывать помощь людям в любых условиях, увидел искомые качества в Закирове.

Одним словом, звезды сошлись, и 10 июля 1995 года полковник Р.Закиров был назначен начальником Управления авиации МЧС России. За длительный период работы в министерстве названия занимаемых им должностей неоднократно менялись, но все время там присутствовали два слова – начальник авиации. Под руководством Рафаиля Шакуровича создавалась Концепция авиационного обеспечения МЧС России, шло становление созданного двумя месяцами ранее Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России (ГУАП).

В детстве

В детстве.

В молодые годы

В молодые годы.

На своей свадьбе

На своей свадьбе.

С женой и сыном.

Из роддома со вторым сыном

Из роддома со вторым сыном.

На митинге в воинской части, 1987 год

На митинге в воинской части, 1987 год.

Отец Закирова Р.Ш.

Отец Закирова Р.Ш.

Полковник Закиров Р.Ш.

Полковник Закиров Р.Ш.

С курсантами-вертолетчиками

С курсантами-вертолетчиками.

С сыном

С сыном.

С однокурсником в училище

С однокурсником в училище.

Аэропорт Седанка, Дальний Восток, 2006 год

Аэропорт Седанка, Дальний Восток, 2006 год.

В Индонезии, 2008 год

В Индонезии, 2008 год.

В Рязанской области, 2010 год

В Рязанской области, 2010 год.

Директор ФГАП МЧС России выступает на сборе руководящего состава, 2013 год

Директор ФГАП МЧС России выступает на сборе руководящего состава, 2013 год.

Закиров Р.Ш. в Сызрани, 2012 год

Закиров Р.Ш. в Сызрани, 2012 год.

Закиров Р.Ш., 2008 год

Закиров Р.Ш., 2008 год.

Закиров Р.Ш., 2011 год

Закиров Р.Ш., 2011 год.

Закиров Р.Ш._1

Закиров Р.Ш.

Закиров Р.Ш._2

Закиров Р.Ш.

Закиров Р.Ш._3

Закиров Р.Ш.

Закирова Р.Ш. благодарит губернатор Суматры Шамсула Маариф

Закирова Р.Ш. благодарит губернатор Суматры Шамсула Маариф.

На 8-й международной выставке гидроавиации, Геленджик, 2010 год

На 8-й международной выставке гидроавиации, Геленджик, 2010 год.

Облет территории наводнения, Ставрополье, 2002 год

Облет территории наводнения, Ставрополье, 2002 год.

Обложка книги

Обложка книги.

Руководитель действиями авиации МЧС на учениях, Калининград, 2004 год

Руководитель действиями авиации МЧС на учениях, Калининград, 2004 год.

С внуком

С внуком.

С женой, 2009 год

С женой, 2009 год.

С коллегами, Ногинск, 2009 год

С коллегами, Ногинск, 2009 год.

С министром на смотре авиации МЧС, 2008 год

С министром на смотре авиации МЧС, 2008 год.

С Шойгу С.К.

С Шойгу С.К.

С Путиным В.В. в самолете Бе-200, 2010 год

С Путиным В.В. в самолете Бе-200, 2010 год.

Тренировочный полет спасателей на вертолете Во-105.

Тренировочный полет спасателей на вертолете Во-105.

Первоочередных задач было много, и все они требовали неотложного внимания. Но для осмысления сделанного героем нашей статьи расставим эти задачи в некой очередности и начнем с оснащения чрезвычайного ведомства авиатехникой.

В одном из поздних интервью ИТАР-ТАСС генерал-лейтенант вспоминал: «В самом начале нашей работы нам приходилось просить самолеты у Министерства обороны. Для этого надо было подать заявку, дождаться ответа, на что могло уйти несколько месяцев. Эта схема была крайне неэффективной, так как при любой чрезвычайной ситуации на первом месте стоит оперативность. Именно поэтому и встал вопрос о создании «чрезвычайной» авиации».

Началась она с девяти вертолетов Ми-6 и 16-ти вертолетов Ми-8, полученных от военного ведомства в изношенном состоянии и малопригодных для работы в МЧС. Благодаря действиям Закирова и поддержке Шойгу количество летательных аппаратов к началу нового века значительно увеличилось. Парк авиации МЧС России пополнился современными самолетами и вертолетами. Была проведена оптимизация состава авиации, реформирована организационная структура и создана сеть мощных авиационных группировок центра и регионального подчинения, которые решили оснастить новыми многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200ЧС и самолетами Ан-3.

Первую амфибию МЧС получило в 2003 году, а к концу десятилетия их стало четыре. К тому времени министерство первым из государственных структур страны оформило заказ на российско-украинский самолет Ан-148. Свои подписи под контрактом на два аппарата поставили начальник авиации МЧС России Р.Ш. Закиров и президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» А.И. Федоров.

Что касается парка винтокрылой техники авиации чрезвычайного ведомства, то в 2006 году он состоял из 30 вертолетов пяти типов. При этом позиция генерала была предельно четкой. «Мы не ставим перед собой цели постоянного увеличения парка воздушных судов, – отвечал он на вопрос корреспондента журнала «Вертолет». – Нам не нужен формальный «железный ряд», не обеспеченный ни финансированием, ни запасными частями, ни техническим обслуживанием. Вся наша группировка должна быть боеспособной. Дело не в количестве летательных аппаратов, а в их готовности к работе и эффективности».

Но участившиеся природные катаклизмы, к которым стали добавляться и техногенные катастрофы, увеличили поле деятельности МЧС. Поэтому приходилось наращивать парк его авиатехники. Так, на 2011 год авиация министерства насчитывала 18 самолетов и 35 вертолетов. Самолетный парк состоял из воздушных пунктов управления на базе Ил-62М и Як-42Д, транспортно-десантных Ил-76ТД, транспортных самолетов короткого взлета и посадки Ан-74, многоцелевых Ан-3Т и противопожарных Бе-200ЧС. А в перечень геликоптеров входили вертолеты Ми-8 и Ка-32, легкие аварийно-спасательные Во-105 и ВК-117, а также тяжелые многоцелевые Ми-26Т.

Для управления такой техникой требовались опытные специалисты, и с их подбором начальник авиации МЧС также успешно справился. Комплектуя подразделения ГУАПа летными и инженерно-техническими кадрами, он приглашал на работу лучших летчиков, штурманов, специалистов из числа уволившихся из армии. Этот контингент был хорошо знаком Рафаилю Шакуровичу по многолетней службе в ВВС страны. И он звал под свое крыло авиаторов, готовых и дальше работать на благо Отечества, невзирая ни на что. «Те, кто приходят к нам за деньгами или славой, долго не задерживаются, – говорил генерал Закиров. – Ставку мы делаем на бывших военных. Они в трудную минуту не подведут, ныть не будут. Они привыкли переносить бытовые трудности и делают свое дело, не ожидая особой благодарности».

А однажды начальнику авиации пришлось убеждать пилота с двумя дипломами в том, что такое пекло, как МЧС, ему не подойдет. Пилотом тем была Е.Орешникова, узнавшая из СМИ о создававшейся авиации МЧС России. Как пишет ветеран ведомства С.А. Бортан, «Рафаиль Шакурович, как это он умеет делать, тепло встретил молодую летчицу. После расспросов о ее летной подготовке, стаже работы, семье попытался отговорить Катю. Мотивировал тем, что придется часто летать на различные ЧС, длительные командировки, нести дежурство с экипажем, быть в отрыве от дома и семьи». Но та стояла на своем, и генерал с улыбкой сдался, не пожалев об этом после.

Уже в начальный период создания авиации МЧС в ней трудились 18 заслуженных летчиков и штурманов. Спустя десять лет их количество возросло до 45 человек. Если же говорить о кадрах авиаторов в целом, то налицо было формирование сплоченной команды единомышленников и профессионалов высокого класса. Об их работе рассказано в книге, которую министерство издало в 2005 году. А в конце следующего издательство «Вертолет» выпустило книгу упомянутого С.Бортана под названием «Лидер и его команда», которая посвящена Рафаилю эфенди и его сподвижникам – знатокам спасательного дела.

Несмотря на свою высокую должность, Закиров наравне с рядовыми летчиками выполнял положенную норму налета на подтверждение классности, своим примером учил подчиненных. Он не только освоил все новые типы вертолетов, поступивших в МЧС, но и в зрелом возрасте стал летать на транспортных самолетах и специальных «бериевских» воздушных судах (имеется в виду не советский государственный и партийный деятель Л.П. Берия, а советский авиаконструктор Г.М. Бериев). Так, генерал первым сел за штурвал многоцелевой амфибии Бе-200, отработал на ней взлет и посадку на воду, после чего высказал создателям ряд предложений по доводке самолета до требований МЧС.

Когда пришло время переобучать летчиков и инженерно-технический состав ведомства в ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс» (ТАНТК им. Бериева) управлению амфибией и ее обслуживанию, Рафаиль Шакурович возглавил эту группу. Поскольку альтернативы Бе-200 в мире нет, то интерес к этой машине возник в целом ряде стран, и Закиров демонстрировал самолет руководителям многих государств. А в августе 2010 года ему пришлось, стоя за креслом пилота, контролировать действия летчика, который в ходе операции по тушению лесных пожаров в Рязанской области выполнил на Бе-200 два забора воды из Оки и два сброса ее на горящий массив деревьев. Казалось бы – а что тут особенного? Ну, сбросил командир воздушного судна на два очага пожара по 12 тонн воды, так это же его обычная работа, правда, на необычной машине. Тем не менее сюжет о получасовой работе прошел по всем федеральным телеканалам, поскольку за штурвалом находился премьер-министр В.В. Путин.

Занимался генерал и организацией различных учений, возглавляя авиацию на них. Так, в июне 2004 года авиационная группа под руководством Закирова участвовала в международных учениях «Калининград – 2004» и заслужила высокую оценку руководства чрезвычайного министерства и иностранных наблюдателей 22 стран.

А в различных сложных ситуациях, которые постоянно «организует» природа или техника, выходящая из повиновения человеку, Рафаиль Шакурович, как правило, лично возглавлял работу авиации МЧС. Когда в мае 2001 года случилось катастрофическое наводнение в городе Ленске (Якутия), затопленном на 98% из-за затора льдов на реке Лене, Закиров организовал воздушный мост, по которому на самолетах Ил-76 доставляли спасателей, строительные материалы, технику, оборудование, продовольствие, одежду, медикаменты и т.д. Из различных регионов страны самолеты привозили строительные бригады. Вертолетчики МЧС снимали людей с крыш домов и эвакуировали их в безопасные места.

Нужно было еще ликвидировать ледяной затор, и вертолетом Ми-26 перебросили 14 тонн взрывчатки к нужному месту. После подрыва затора река пошла, но под угрозой затопления оказалась одна из деревень, располагавшаяся ниже по течению Лены. На помощь вновь отправился Ми-26, который, облетев деревню, загрузил на борт более 200 ее жителей и доставил их в безопасное место. Всего же из зоны стихийного бедствия тогда было вывезено около 23 тысяч человек. «Для посадки вертолетов, – вспоминал начальник авиации МЧС, – мы стали использовать крыши недостроенных зданий».

Запомнился ему и июнь следующего года, когда в ходе спасательной операции в Южном федеральном округе летчики ведомства выполнили более 500 полетов, причем не только днем, но и ночью. В зоне затопления оказались тогда 377 населенных пунктов. Из зоны наводнения при помощи вертолетов Ми-8 и Во-105 авиацией МЧС было эвакуировано 2500 человек и перевезено почти 10 тыс. тонн грузов. Вывозить людей довелось и самому Закирову. Так, в одну из ночей он летал в станице Кочубеевская Ставропольского края. «Дома были почти полностью в воде, – говорит генерал, – а на крыше маленькой сараюшки жмутся друг к другу люди. Вижу, еще час от силы и сараюшка рухнет. Уже в первом заходе мы сняли 37 человек, «восьмерка» была забита битком…».

Свое 55-летие Рафаиль эфенди «отметил» на тушении пожаров в Курганской области. В середине мая 2004 года там горело более 20 тысяч гектаров леса. С огнем боролись 2000 человек и более 200 единиц техники, но без авиации справиться с ним было трудно. С.Шойгу отправил Р.Закирова на место происшествия прямо с заседания выездной коллегии. Вместе с ним прибыли противопожарный Ил-76 и вертолеты Ми-26 и Ми-8, оснащенные водосливными устройствами. Только в первый день самолет и «восьмерка» сбросили на очаги пожара 560 тонн воды, но обстановка была настолько тяжелой, что пришлось усиливать авиагруппу еще одним Ил-76 и двумя вертолетами (Ми-26, Ми-8).

За неделю авиация МЧС России совершила 145 вылетов и сбросила на горящий лес почти 13 тысяч тонн воды и специальных огнетушащих реагентов. Благодаря действиям авиаторов удалось не допустить подхода огня к 13 населенным пунктам области. Каждый день начальник авиации МЧС начинал с воздушной разведки, а затем он делал еще по 5–6 вылетов на тушение пожаров. Даже день рождения генерал встретил в воздухе, в кабине вертолета.

Мы привели примеры экстремальной напряженности спасателей, но ведь любое бедствие требует от них проявления максимальной оперативности и высочайшего профессионализма. Возьмем, к примеру, вроде бы спокойный 2007 год. При подведении его итогов на традиционном летно-методическом сборе руководящего состава авиации МЧС России генерал-лейтенант Р.Ш. Закиров отметил основные дела.

Так, во многом благодаря летчикам авиационной базы МЧС во Владимире удалось справиться с последствиями весеннего паводка в Нижегородской, Вологодской и Екатеринбургской областях, избежать пожаров во Владимирской и Рязанской. Большой объем работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполнили специалисты авиабазы МЧС в Красноярске. Они боролись с паводком в районе Енисейска, спасали туристов в Хакассии и Читинской области, участвовали в ликвидации последствий взрыва на шахте Ульяновская в Кемеровской области, принимали участие в тушении лесных пожаров в Красноярском крае. Авиаторы Хабаровской базы МЧС выполняли полеты по оценке паводковой обстановки на реках, участвовали в тушении пожаров в регионе, обеспечивали авиационную поддержку при ликвидации последствий землетрясения в Невельске, что на Сахалине.

Причем летчики МЧС принимали участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не только в России, но и за ее пределами. В Греции, Индонезии, Испании, Италии и Черногории, где лесные пожары приняли в том году масштабы национального бедствия, высоко оценили работу российских воздушных «пожарных». Хотя, по данным генерала, обычно самолеты и вертолеты МЧС вылетают на чрезвычайные происшествия за пределы страны 2–3 раза в год. Вот вам и спокойный 2007-й.

Продолжая тему заграничной работы, отметим, что впервые наши летчики участвовали в борьбе с лесными пожарами за рубежом в 1998 году в Хорватии и Греции. Первый блин не вышел комом, и на следующее лето греки снова пригласили МЧСовцев. В августе того же года авиационная группа министерства приняла участие в ликвидации пожара на нефтехимическом комплексе в городе Измит после сильного землетрясения, постигшего Турцию и оставившего без крова около 600 тысяч человек. Возглавил эти работы начальник авиации МЧС России Р.Ш. Закиров. Пожар, который длился несколько дней, мог инициировать взрывы резервуаров со сжиженными углеводородными газами и выбросы высокотоксичных веществ, что привело бы к экологической катастрофе в районе пролива Босфор.

Но этого удалось избежать благодаря тому, что впервые в мировой практике здесь было осуществлено групповое тушение пожара тремя самолетами Ил-76ТД, разработанными «Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина», с применением новейших отечественных авиационных технологий.

В 2000 году помощь россиян понадобилась во Франции, где также горели леса, а через пять лет вертолеты Ми-26 работали на ликвидации последствий землетрясения в Пакистане. Кроме того, авиаторы МЧС ежегодно принимали участие в международных учениях, которые проводятся в разных странах мира. Они были представлены на этих сборах спасателей в Исландии и Италии, Норвегии и Швеции.

Одним абзацем выше упоминались новые отечественные авиационные технологии. Вместе со специалистами ГУАП их разработкой и практическим применением при проведении спасательных операций занимался Рафаиль эфенди. В результате свет увидели такие уникальные технологии: тушение пожаров вертолетами Ми-8, Ка-32 и Ми-26 с применением водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15; борьба с разливами нефти с помощью вертолетного опрыскивателя подвесного ВОП-3; тушение природных и техногенных пожаров с помощью самолетов Ил-76 и выливных авиационных приборов ВАП-2, не имеющих аналогов в мировой практике.

Позже под его руководством были разработаны способы борьбы с крупными разливами нефтепродуктов на морских акваториях и способы обеспечения дегазации и дезактивации зараженных участков местности. А ВСУ-5, ВСУ-15, ВАП-2, ВОП-3 и работа авиации с ними не раз демонстрировались на авиасалонах, выставках, учениях и всякий раз получали высокую оценку отечественных и зарубежных специалистов.

За разработку водосливного устройства ВСУ-15 Р.Ш. Закиров с группой авторов был удостоен в 1998 году премии МЧС России. Отметим также, что тяга генерала к новым знаниям позволила ему защитить диссертацию и получить степень кандидата наук. Высоко был оценен и его ратный труд в системе ВВС и МЧС. Он награжден орденами Красной Звезды, Мужества, «За военные заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени и 24 медалями, а также именным холодным и огнестрельным оружием. Есть в коллекции начальника чрезвычайной авиации и титул «Человек года», полученный в конкуренции с лучшими авиационными руководителями страны. А в год своего 50-летия он стал генерал-лейтенантом.

Несмотря на сверхзанятость и постоянные перелеты по стране на борьбу с бедами Рафаиль Шакурович находил время и для общественной работы, и для хобби. Так, он являлся одним из семи заместителей председателя Наблюдательного совета АВИАСОЮЗА, а со школьным увлечением – хоккеем – не расставался никогда и в МЧС был капитаном команды ветеранов. Не забывал генерал и родное сызранское училище летчиков, появляясь здесь на разных мероприятиях. Например, в мае 2000 года он вручал ветеранам училища и лучшим военнослужащим грамоты и ценные подарки по случаю 60-летия СВВАУЛ. А спустя 12 лет прилетал на встречу с однокурсниками, посвященную 40-летию их выпуска.

Непросто, наверное, было жить семье такого «крылатого» офицера, налаживать быт на новых местах. Старший сын получил среднее образование, побывав учеником 11 школ, а супруга, когда удавалось, работала в школьных и дошкольных учреждениях. Дети и жена жили, по сути, проблемами главы семьи, а, учитывая решавшиеся им задачи, можно сказать, что и проблемами страны. Рафаиль эфенди это ценил, называя своими главными ценностями Саиду ханум и Руслана с Радмиром. Со временем появилась и подрастающая ценность – внук.

Знающие генерала соратники отмечают его целеустремленность, умение работать с людьми и брать на себя ответственность, без показухи нести на плечах бремя настоящего лидера, занимаясь любимым делом – авиацией. А те часы, когда Закиров, сев за штурвал и сказав заветное – погнали!, поднимал воздушное судно в небо и действовал там в соответствии с ситуацией, всегда были для него праздником. Министр МЧС в упомянутом видеоролике называет его другом и надежным товарищем, с которым многое пережито и сделано.

Да, в этом ведомстве Рафаилю Шакуровичу удалось реализовать многие свои командирские задумки. Возглавляемая им авиация МЧС России за 16 лет приняла участие в более чем 370 спасательных и гуманитарных акциях международного, российского и регионального масштаба. Многие операции чрезвычайных авиаторов оказались исполненными впервые и не имеют аналогов в мире.

Были у генерала и задумки по возрождению санитарной авиации, по распространению опыта вертолетного дежурства в Москве и Санкт-Петербурге на все крупные областные города, в которых есть или прогнозируются транспортные проблемы; по прикрытию основных трасс России малой авиацией в целях обеспечения безопасности на них и экстренного реагирования на дорожно-транспортные и другие происшествия.

Тем не менее, в феврале 2011 года Президент РФ Д.Медведев своим указом освободил Р.Закирова от должности начальника авиации — начальника управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России. Но с любимой авиацией ведомства герой этой статьи не расстался, поскольку стал директором Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России (ФГУАП), которое в течение первых семи лет существования именовалось ГУАПом.

Отвечая в конце марта 2012 года на вопросы корреспондента, новый директор отметил, что у ФГУАП есть несколько авиационных баз: Раменское /Подмосковье/, где базируется сам ФГУАП МЧС России и авиационно-спасательный центр, а также Владимир, Екатеринбург, Красноярск и Хабаровск. ФГУАП прикрывает самолетами всю территорию страны, а вертолетами – ее юг, и для этого вертолетные подразделения ФГУАП расположены в Минеральных Водах, Ростове-на-Дону и Сочи.

Думается, что с особым удовольствием Закиров сообщил о налаженном на автотрассе Москва-Санкт-Петербург круглосуточном дежурстве пяти вертолетов Ка-32, оборудованных всем необходимым для оказания экстренной помощи – медицинским модулем и аппаратами искусственной вентиляции легких. В дальнейшем планировалось патрулирование трасс Москва-Казань и М-4 «Дон».

После тяжелого горячего лета 2010 года было сделано все, чтобы вооружить для борьбы с природными пожарами экипажи Минобороны, Погранслужбы и МВД. Их авиатехнику по примеру МЧС оборудовали водосливными устройствами. Планами ФГУАП было намечено расширение авиапарка МЧС в соответствии с принятым решением о финансировании авиации в пределах 19 млрд рублей на пятилетие вперед, начиная с 2011 года.

Рафаиль Шакурович выступал в конце 2013 года на ежегодном летно-методическом сборе руководящего состава авиации МЧС России, который прошел в два этапа: теоретический и практический. Директор был по-прежнему востребованным и насыщенным идеями, он не почивал на лаврах, сохраняя свои высокие профессиональные качества, глубокую порядочность и неподдельную интеллигентность. Но в мае следующего года новый глава МЧС отправил Закирова на заслуженный отдых, назначив директором ФГУАП другого человека. А вскоре подвисла судьба и самого предприятия, но это уже иная история.

Будем надеяться, что эти перемены идут в русле той фразы, которую Закиров произнес, давая интервью «Комсомолке» в должности руководителя ФГУАП. А сказал он следующее: «Нужно, чтобы в нашей стране эта система МЧС надежно крутилась». Действительно, ведь страна привыкла, что помощь с неба всегда приходит быстро и оперативно. Пусть так и продолжается!

А Рафаилю эфенди пожелаем продолжать жизненный полет на высоте счастья и семейных успехов. С 2008 года день его рождения совпадает с праздником под названием День Волги. Есть в этом что-то символическое: появление на свет известного спасателя и Дня реки, которую надо спасать. Пусть и она, и рожденный на ее брегах волжанин сохраняют свои силы долго-долго!

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 3 (17), июль — октябрь 2017 г.

Просмотров: 1741

Комментирование запрещено