Фарид ШИРИЯЗДАНОВ: «Представления о государственности тюрских народов уходят в глубокую древность»

Tiurkskii-kaganatТюрки — один из самых древних народов в мире. Это подтверждается тем, что тюрская лексика присутствует в шумерском (Азия), этрусском (Европа) языках, а также языках индо-европейцев и индейцев. В разные языки проникали не только их слова, но и элементы грамматики прототюрского языка.

Шумеры образовались от слияния двух народов, одним из которых были прототюрки, оказавшие на них огромное культурное влияние.

Тюрки жили по законам природы. В основе их мировоззрения лежала любовь к Родине. Об этом говорят Орхоно-Енисейские надписи. В понимании тюрок Йер-Су (Земля-Вода) — единое целое. Это — синоним понятия «родина».

Свою любовь к родине, к родной земле они довели до культа. Этот культ был связан с поклонением горам, озёрам, рекам.

Почитание предков и любовь к Родине — ключевые понятия в представлениях и идеологии тюрок. Об этом говорит и их традиция поминать усопших на третий, седьмой и сороковой день, через год после их смерти. Эти обычаи способствовали патриотизму и лучшему пониманию и почитанию своей истории. Тюрки исповедовали древнейшую религию — Тенгрианство.

Знать этот феномен — для нас означает следование древнему тюрскому правилу — почитанию предков и любви к Родине.

Представления о структуре государственного устройства, о взаимодействиях элиты и народа, о социальной справедливости у тюрок — уходят в глубокую древность.

В эпоху тюрских каганатов, в 6-7 веках, на самом верху власти находился каган. Его власть передавалась по наследству. Но право на передачу утверждалось на курултае (съезде) беков и князей. Если не было наследников — то каган избирался из числа беков. Главными задачами хана были:

  • защищать и расширять государство;
  • обеспечить экономическое благосостояние народа и государства;
  • укреплять величие государства и умножать его славу.

Главными качествами кагана считались:

  • мудрость;
  • мужество;
  • прямота и честность.

Для подданных главными качествами должны были быть:

  • послушание;
  • исполнительность;
  • дисциплина.

Это требовалось во всех делах и походах, организованных каганом и элитой. (Каган — хан ханов). Но каган не мог управлять не советуясь с беками. Он осуществлял своё правление согласно традиций предков. Если он нарушал эти правила, его могли сместить на курултае и выбрать другого кагана. Такая структура власти дошла и до наших дней. В нынешнем понятии беки — депутаты или министры, каганы — президенты.

Титул «бек» (князь) не давался пожизненно и по наследству не передавался. Его надо было заслуживать в боях, умелой работой в системе государственного управления или благодаря личным способностям и достижениям в экономической и политической сферах.

Каган и тюрская элита были обязаны в полной мере осознать свою ответственность перед своим народом за его судьбу и благосостояние.

Каган стремился сделать государство социально ориентированным. В тексте памятника в честь кагана Кюль Тегина написано: «Я ради тюрского народа не спал ночей и не сидел без дела днём. Показывал примеры героизма в сражениях. Я поднял и воодушевлял народ, готовый погибнуть. Снабдил одеждой нагой народ, сделал богатыми неимущий народ, сделал многочисленными малочисленный народ».

Тюрки создали крупнейшие в мире государства — Гуннскую империю, Тюрский Каганат и империю Чингисхана (который создал первую в мире конституцию (Яса) и сам, в первую очередь, подчинялся ей).

В этих государствах главенствовала социальная справедливость. Это всегда было в арсенале мировоззрения и идеологии тюрок. Их менталитету были чужды как тоталитарный социализм, с его механической уравниловкой, так и олигархический капитализм, с его монополизмом.

Тюрская идеология предполагает развитие общества в русле народного капитализма. Одна из его моделей сформирован казахским академиком, председателем Всемирной Ассамблеи Тюрских Народов (ВАТН) Ерментаем Султанмуратом в книге «Трансформация мира», которая представляет собой двухфакторную рыночную модель экономики. В ней все работники предприятия являются его собственниками.

Опираясь на эту модель, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул идею «общества всеобщего труда». В этом же русле, но с сильнейшей философской базой написано много трудов выдающимся татарским учёным, академиком, специалистом в области философии о собственности и межнациональных отношений Бургановым Агтасом Хусаиновичем. В его трудах красной нитью проходит мысль о том, что человек может быть свободным и самодостаточным лишь обладая собственностью. А конкуренция свободных собственников будет источником саморазвития общества. У него разработана своя концепция вывода России из тупика и предложена национальная идея для Татарстана.

Основы тюрского мировоззрения уходят в глубокую древность. Но они вполне современны и актуальны и для сегодняшнего тюркского общества, так как они прекрасно вписываются в систему общечеловеческих ценностей.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Город Самара.

samtatnews.ru

Просмотров: 1473

Комментирование запрещено