Фарид ШИРИЯЗДАНОВ: «Тарханы – представители правящей элиты»

Тарханная грамота.

Тарханная грамота.

При изучении истории Закамья, в частности Надыровского уезда, куда входили и земли нынешнего Камышлинского и Похвистневского районов, часто встречаются названия «тарханы» и «мурзы». А село Алькино в древности называли Тархан-Аул.

Процесс эволюционного развития татарского народа и его государственности включает в себя периоды: Тюркских каганатов, Булгарского царства, Золотой Орды и Казанского ханства (имело статус царства, именно после завоевания Казани Иван Грозный приобрёл титул царя Московского и Булгарского).

Татарский народ формировался путём воссоединения родов и родо-племенных союзов различных тюркоязычных народов и народностей на протяжении тысячелетий. Они владели огромными территориями, для управления которыми требовались мощные государственные устройства. Их формы и методы правления были уникальными, в основе которых лежали принципы народной демократии и чёткое разделение властей. Это хорошо видно на примере тарханства, что явилось прообразом нынешних губерний.

Тархан — почётное звание, титул представителей правящей элиты. Он выдавался за особые заслуги, героизм и достижения в развитии сферы экономики. Это название встречается в надписях, высеченных на камнях в эпоху гуннов и Кук-тюрок — прародителей многих народов, ныне живущих на земле.

Тарханство было зафиксировано в Тюркском, затем в Хазарском каганатах (каган — хан ханов), Волжской Булгарии и Дешт-Кипчаке (у половцев-кыпчаков), где тарханы составляли правящую элиту.

Тарханы не вмешивались в вопросы правления хана. Им были даны исключительные права. Они собирали дань с подвластного им населения. Во время войны со своим войском присоединялись к войскам хана.

В период Золотой Орды тарханами могли становиться за особые военные или иные заслуги как представители элиты, так и «чёрные люди».

В те времена титул тарханства присваивали также отдельным сёлам и городам. Например, возле реки Тобол был город Тархан-Кала. Село Алькино, что в Похвистневском районе Самарской области, в древности называли Тархан-Аул. Такие города и селения были и у чуваш, марийцев и  удмуртов.

В татарском толковом словаре пишется, что тархан:
— вассал хана (подчиняется ему);
– советник хана;
– освобождён от налогов.

После завоевания Казани и до 19 века этот титул выдавался татарам-башкирам и в Московском государстве, как официальный титул. Его в первую очередь выдавали тем феодалам, которые крестились и тем мурзам, кто активно участвовал в христианизации инородцев и подавлении их восстаний. (В эпоху Золотой Орды этот почётный титул в Московском княжестве стал выдаваться и крупным русским феодалам). В Русском государстве тарханство выдавалось за участие в Крымской, Азовской, Шведской, Севастопольских походах. Но былая значимость тарханства постепенно утрачивалась.

После завоевания Казанского ханства на протяжении веков шли войны за независимость, во главе которых стояли тарханы как Кучем батыр, Алдар батыр, Акай, Телякай, Саид и Туйкя батыры.

При изучении истории Закамья, в частности Надыровского уезда, куда входили и земли нынешнего Камышлинского и Похвистневского районов, часто встречаются названия «тарханы» и «мурзы». Например, основатель Надыровского уезда, старшина Надыр Уразметов и его родственник Ярмухаммад (Ярмак), основатель деревень Ермаково и Байтуган, а также Морат Бакый — выходцы из рода тарханов.

Морат Бакый (Морат бабкай) — оставил глубокий след в истории села Алькино и близлежащей округи. Он известен как вдохновитель и один из предводителей народа в борьбе за независимость и сохранение веры. Его прадед — Монаш тархан, род которого хорошо известен в истории.

Надер Уразметов — тоже выходец из древнего рода тарханов. В архивах хранятся тарханные ярлыки, выданные Казанскими ханами Мухамед Амином и Сафа Гиреем его предкам (на рисунке: ярлык на тарханство).

Тарханные ярлыки давали следующие права и обязанности:
1. Несение военной или иной службы государю.
2. Наследственность владения статусом.
3. Налоговый иммунитет.
4. Административно-судебный иммунитет.

Эти тарханы владели жалованным окладом и вотчинами на границах Казанского ханства и Нугайской Орды.

Согласно статье 43 Судебника 1650 года, в Московском государстве тарханный иммунитет был отменён. Феодальная элита бывшего Казанского ханства была включена в состав института служилых татар.

Сначала, как и русские, они тоже жаловались поместьями и вотчинами, верстались поместным и денежным окладом.

На этом закончилась славная эпопея тарханства и окончательно были разрушены рудименты (остатки, следы) от демократической системы государственности древнего татарского народа.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Город Самара.

samtatnews.ru

Просмотров: 1703

Комментирование запрещено