«Золотая Орда» Первого канала как клин в единство российской нации / «Алтын Урда» сериалы – татарга каршы чираттагы уйдырма»

vYdhWqku9tkПервый российский канал начал показ 16-серийной приключенческой мелодрамы (именно так определил жанр сериала сам канал) «Золотая Орда». В то же время создатели картины делают акцент на том, что это фэнтези и что все герои и события вымышленные. Специально для съёмок было построено пять квадратных километров декораций и сшито почти две тысячи костюмов эпохи XIII века.

Этот сериал — звоночек и татарским властям: пора снимать и свои фильмы

«Конец XIII века. Русь под гнетом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат — опальный князь Борис — и старший сын Владимир. В столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды — Менгу-Темир, красавец и ценитель женской красоты. Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью, если Великий князь отдаст ему княгиню Устинью, жену Бориса. Ярослав не хочет нарушить законы веры и чести, но Борис сам идет на этот шаг, надеясь, что эта жертва обеспечит ему княжеский престол. Устинья с караваном отправляется на чужбину. Менгу оставляет Ярославу подарок от Великого хана — юную Наргиз, которая пробуждает князя к жизни и ставит его перед роковым выбором. На одной чаше весов — любовь и страсть, на другой — престол и жизнь самой Наргиз, которую не принимает ни народ, ни законная жена Ярослава. Тем временем Великий хан Золотой Орды Берке чувствует приближение скорой смерти и отчаянно мечтает о наследнике. В степи он встречает 16-летнюю Айжан, дочь богатого купца. Жестокий старик делает юную красавицу своей третьей женой. Казалось бы, вместе с окончанием свадебного обряда жизнь прекрасной Айжан оборвется, но юный художник Николка, пригнанный в Орду с посольством Менгу-Темира, готов отдать жизнь за свободу и поцелуй прекрасной чужеземки…»

Это описание сериала с сайта Первого канала.

— «Золотую Орду» мы задумали совместно с Первым каналом около пяти лет назад. Советовались, выбирали тему, которая может привлечь разную аудиторию не только в России, но и за ее пределами, будет интересна и на локальном, и на международном рынках. Мы поставили перед собой задачу снять сериал, которого еще не делали в России, который по истории, по масштабам воплощения не уступит лучшим западным образцам последних лет. Период расцвета Золотой Орды показался нам ярким, кинематографичным, поэтому он и был взят за основу. Однако мы сознательно ушли от исторических фактов, до сих пор вызывающих много споров, — все наши герои и события вымышленные, — говорит генеральный продюсер этого телепроекта Рубен Дишдишян.

Фантазия, как известно, вовсе не претендует на достоверность и реалистичность

— «По жанру «Золотая Орда» — фэнтези, а не реалистичная историческая драма. Я бы назвала сюжет «Золотой Орды» нашей фантазией на тему XIII века. А фантазия, как известно, вовсе не претендует на достоверность и реалистичность, она всего лишь похожа на реальность. …Тем не менее, при работе над сценарием мы ознакомились с огромным количеством справочной и исторической литературы, пообщались со многими консультантами. И только после того, как по части истории и быта был пройден большой исследовательский путь, мы стали фантазировать на выбранную тему, — вторит Дишдишяну креативный продюсер Елена Денисевич.

Режиссер сериала Тимур Алпатов также акцентирует внимание на том, что это вымышленная история:

— При подготовке мы привлекли трех исторических консультантов. Все они говорили абсолютно разные вещи, каждый вёл в свое русло, каждый говорил, что монголы были такими, или, наоборот, такими. Как было на самом деле — не поймешь. Есть, например, версия, что ига не было, что монголы были лояльны к нам, а русичи платили им деньги за определенные услуги. Или, например, откуда возникло представление, что монголы были грязные, необразованные дикари? Да, среди них были и такие, но в своем большинстве это были воспитанные, образованные люди, следящие за своим внешним видом. На четвертом месяце работы над материалом я четко понял, что правду мы не найдем. Именно потому было решено не гнаться за историческими соответствиями и снимать историческое фэнтези, где всё условно.

О том, насколько далеко в своей фантазии зашли авторы сериала, транслируемого по главному телеканалу страны в последние дни перед президентскими выборами, мы поговорили с историками, ведущими специалистами по Золотой Орде (кстати, не только из России, но и из Казахстана). Специально по нашей просьбе Ильнур Миргалиев, Жаксылык Сабитов и Искандер Измайлов посмотрели первые две серии, показанные 12 марта.

— Ваши первые впечатления?

Жаксылык Сабитов — специалист по средневековой истории Улуса Джучи и этногенезу тюркских народов, эксперт института мировой экономики и политики (Астана, Казахстан):

— Первое, что сразу бросается в глаза — сериал исторически недостоверный. Почти все персонажи не соответствуют историческим сведениям, которыми мы сегодня обладаем. Некоторые вещи и даже персонажи вообще выдуманы. Например, князь Борис, якобы правивший в Суздали. Не было такого! Судя по контексту, события в сериале происходят в 1261-1262 годах. Князем Владимирским в то время был Александр Невский. А Ярослав, который показан как князь, возможно является братом Александра Невского, который, между тем, начал править только в 1263 году. Т.е. по сути, Невский в это время должен быть живой.

У показанного Ярослава и детей таких не было: старший и младший сыновья. Вообще, как историк скажу: с точки зрения российской истории искажений даже больше, чем с точки зрения истории золотоордынской.

С точки зрения российской истории искажений даже больше, чем с точки зрения истории золотоордынской

Берке вообще показан каким-то садистом. Эдакие 50 оттенков Золотой Орды. Привели, значит, к нему жену, он взял плётку и… зритель всё понял. Авторы сделали из него отрицательного героя. Кроме того, в фильме говорится, что ему 56 лет. Но в исторической науке уже достигнут консенсус относительно его возраста. Ученые склоняются к мнению, что Берке родился после похода Джучи на Хорезм, т.е. на описанный в сериале период ему должен быть 39-41 год. Никак не 56! Стариком его называть не стоит.

В сериале Берке называют великим ханом. Это абсолютный бред! Он был просто правителем Золотой Орды, но титул хана не носил. К власти он пришел в момент распада Монгольской империи. Существование Орды тогда стояло под вопросом. Против нее выступали три из четырех улусов. На самом деле, власть досталась ему в экстремальных условиях. Его называют ханом, но титул хана Берке не принимал. Ханом был уже его наследник Менгу-Тимур.

Искандер Измайлов — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии Академии наук Татарстана:

— Тема истории татарского народа и, в частности, Золотой Орды в последнее время в российском кинематографе стала актуальной. Достаточно вспомнить фильмы «Орда», «Легенда о коловрате», целый ряд сериалов об Иване Грозном. Это неразрывная часть российской истории, но преподносится она в своеобразном виде. Я сразу же с некоторым сомнением относился к этому сериалу. Однако российский кинематограф смог меня удивить. Настолько плохого сериала я и представить не мог!

Настолько плохого сериала я и представить не мог!

В последнее время в российском кино полюбили жанр «фэнтези». Причем, фэнтези может быть как с титрами «основано на реальных событиях» (например, фильм «Крым»), так и с титрами «не основано на реальных событиях» (например, сериал «Золотая Орда»). Создатели сериала оказались между двумя жанрами: для фэнтези он слишком историчен, а для исторического фильма это сплошная фантазия. Для профессионального историка просмотр подобной картины — серьезное испытание для нервов. Я всё же специализируюсь на средневековой истории, к тому же еще и археолог — знаком с материальным миром той эпохи. В общем, для меня это оказалось вдвойне серьезным испытанием.

Всерьез обсуждать детали исторической канвы сериала «Золотая Орда» сложно — это же фэнтези. Авторы, конечно, умудрились найти лазейку: сняли сериал, наверняка прозвучала критика, после чего они решили позиционировать свое детище как российскую «Игру престолов». Только вот для того, чтобы это стало «Игрой престолов», необходимо, чтобы за фильмом стоял хороший сценарий. В сериале канала HBO есть интрига, есть герои, образы. В российском же фэнтези нет ни исторической основы, ни ярких персонажей (может быть, за исключением некоторых женских образов). Какая-то история на перевёртышах: жену князя забирают в Орду, хан дарит наложницу… Словом, люди попадают в незнакомую обстановку и начинают действовать, а это избитый и неинтересный приём.

Почему в сериале нет Александра Невского? Может быть, авторы посчитали, что это снизит его образ?

А ведь между тем, история самой Золотой Орды очень богата. Там много ярких деталей, которые сами просятся на экран. Без всяких фэнтези. Но, к сожалению, наши сценаристы плохо знают как свою историю, так и историю Орды. Они попросту не в состоянии завлечь зрителя.

Но вот что особенно повергает меня в некоторый ужас и пессимизм: как бы создатели сериала не выпячивали вперёд слово «фэнтези», сериал всё же является прямым отражением некоторой исторической действительности — иначе бы он не назывался «Золотая Орда». К сожалению, авторы картины даже с историей Руси обращаются по-хамски. Вот есть в сериале образ Ярослава Юрьевича, последнего оставшегося в живых наследника великого князя, который получил ярлык на княжение от самого Бату. Никак невозможно понять, почему в этом фильме нет Александра Ярославича Невского. Зато есть какой-то вымышленный князь Борис (похоже это аллюзия к Борису Тверскому, который жил на 100 лет позже описанных в сериале событий). Мы, воспитанные на фильмах Эйзенштейна зрители, не видим в сериале Невского. Почему? Может быть, авторы посчитали, что это снизит его образ? Может, они испугались того, что зрители поймут, что это был вполне себе реальный князь, который взаимодействовал с Ордой, и не такой уж он и великомученник?

В кинематографе XXI века возрождаются церковные мифы XVI века, когда русское государство, усилившись, начало экспансию на татарские земли, и нужно было обоснование этой экспансии

С другой стороны, события, которые изображены во всех фильмах о Золотой Орде, имеют один общий момент: все они изображают Орду как какое-то инфернальное зло, которое существует вне Руси и является злокозненной силой, которая давит Русь. В первых двух сериях стартовавшего сериала есть отсылки к татарам, которые сожгли окрестности Новгорода, которые забрали русских в армию Орды — но в реальности такого никогда не было! Словом, отношение к татарам в российском кино не изменилось со времен Эйзенштейна. Единения российской нации тут точно не происходит.

В то время, как Русь показана как страна христианская и цивилизованная, Золотая Орда — вопреки всей правде — предстаёт как языческая страна. Ничего подобного! Берке — хан, который принял ислам. А при Джанибеке ислам уже 40 лет был государственной религией. Ислам изменил всю культуру и цивилизацию Орды. В сериале же подчеркивается, что это некое язычество. В кинематографе XXI века возрождаются церковные мифы XVI века, когда русское государство, усилившись, начало экспансию на татарские земли, и нужно было обоснование этой экспансии. Но ведь это же наша общая история!

Ильнур Миргалиев — руководитель Центра исследований истории Золотой Орды и татарских ханств имени Миркасима Усманова Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Татарстана:

— Мне, как специалисту, сложно оценивать этот фильм, он же не исторический и не документальный. В нем просто используется бренд Золотой Орды. Этнические обозначения, названия городов, имена ханов взяты из нашей тематики. А вот весь сюжет — это выдумка. Режиссеры и сами вначале об этом говорят. Как зритель скажу: фильм не впечатлил. Я не вижу внутреннюю логику. Сценаристы выбрали банальные сюжеты. Какое-то женское кино получилось: история показана через трагедию женщины. Женской аудитории, наверное, понравится. Эдакий «Великолепный век» на российский лад. Качество съёмок меня тоже не впечатлило.

— Описывая этот сериал, Первый канал, часто использует термин «монголо-татарское иго». Насколько он уместен?

Жаксылык Сабитов: — Монголо-татарское иго — это идеологическое клише. Русские от этого «ига» не так уж сильно страдали, как принято считать в общественном сознании. Русские княжества входили в состав Улуса Джучи.

Это то же самое, как если бы Путин отправил посла к Минниханову

В этой связи в сериале показаны странные вещи. Например, Берке отправляет к русскому князю посла. Это то же самое, как если бы Путин отправил посла к Минниханову — он же в Поволжье полпреда назначает. Ну, какие послы могут быть относительно княжества в составе Улуса Джучи? Да, там правили Рюриковичи, но княжества входили в состав Золотой Орды. Слово «иго» деформирует отношения русских княжеств и Орды. Русские княжества являлись подданными. А иго предполагает одинакового уровня субъекты.

Более того, складывается ощущение, что авторы сериала противопоставляют русский мир и ордыно-мусульманский мир. Именно Берке, бывший мусульманином, показан негативно. Плохие ордынцы — именно мусульмане. По крайней мере, именно такое впечатление остаётся после просмотра первых двух серий — уж не знаю, как дальше в сериале будут развиваться события. Показалось, что создателям фильма близки идеи евразийства Гумилева: он любил Золотую Орду, но считал, что исламизация Орды погубила её.

Ильнур Миргалиев: — Сам термин «иго» введён в оборот в XVII веке, причем, пришел он к нам из Польши. Означает «гнет русских земель». В советский период, по сути, это был главный термин, который всё объяснял: был период ига, затем Куликовская битва, затем период освобождения Руси от Золотой Орды. Русская национальная история и история других некоторых восточноевропейских народов строилась на антагонизме. Слово «иго» никак не может раскрыть отношения Орды со своими территориями. Абсолютно неадекватный термин.

— В 2012 году в России вышел художественный фильм «Орда», который также вызвал горячие споры и который многие обвинили в противопоставлении русского и золотоордынского миров. Насколько сериал «Золотая Орда» отличается от своего предшественника?

Сериал Первого канала примитивен, он не показывает и доли того, что происходило в Улусе Джучи

Жаксылык Сабитов: — В фильме «Орда» всё было абсолютно деревянным, это абсолютно шаблонный фильм, где есть святой митрополит Алексий и плохие, злые и недалёкие ордынцы. Эта картина построена на сплошных клише. И исторических ошибок там море. Простите, там показано традиционное русское блюдо картошка. А события разворачиваются в XIV веке. Какая картошка в Европе в XIV веке, когда Америку открыли в XV? У фильма «Орда» была четкая идеологическая задача, снимался он с подачи православных структур. Что касается сериала «Золотая Орда», мне показалось, что целью здесь являются деньги: авторы захотели сделать кассу. А ошибки допустили не из-за злого умысла, а потому что не хватило хороших исторических консультантов. По идее, по истории Золотой Орды можно снять эпопею ничуть не хуже «Игры престолов». Но сериал Первого канала примитивен, он не показывает и доли того, что происходило в Улусе Джучи.

Ильнур Миргалиев: — В сериале «Золотая Орда», так же как и в фильме «Орда» 2012 года, противопоставление двух миров присутствует. Сценаристы стали играть на стороне мифов, которые до сих пор живы в российском обществе. Уже в первых же сериях прозвучали такие слова как «басурмане», «проклятые татары». Русь, русские князья, русский народ показаны белыми и пушистыми, а вот татаро-монголы, половцы — эдакие варвары проклятые. Конечно, всё это проиллюстрировано не так злобно и агрессивно, как в фильме «Орда», но это заметно.

— Насколько сериал «Золотая Орда» корректен?

Жаксылык Сабитов: — Ошибок в сериале, конечно, много, и это, безусловно, будет в Казахстане раздражать многих. Орда, особенно мусульманская её часть в лице Берке — в сериале отрицательный персонаж. А для Казахстана Берке — один из потенциальных позитивных исторических персонажей. Он был прагматичным политиком, при нем в Сарае открылась православная партия. По сути, Берке спас Орду. Без Берке её не было бы вообще. То, как его изобразили в сериале (по крайней мере, в первых двух сериях), не понравится тем, кто считает себя наследником Золотой Орды. Думаю, в Татарстане недовольные тоже будут.

Фильм создан русским миром, и татары в этом мире чужие

Ильнур Миргалиев: — Видно, что фильм создан русским миром, и что татары в этом мире чужие. Сериал показывает, что есть русские и есть татары, и кто хороший, а кто плохой — тоже ясно. Наш народ уже давно привык к очернению нашей истории. А сценаристам, режиссерам нужны сюжеты, на которых можно заработать, вот они и обратили свои взоры к Золотой Орде. Конечно, татар задевает, что их показали не совсем корректно. Тем не менее, бренд Золотой Орды вызывает у кинематографистов интерес. А значит, есть надежда на то, что следующие фильмы будут более корректными. С другой стороны, этот сериал — звоночек и татарским властям: пора снимать и свои фильмы. В 2019 году будет отмечаться 750-летие Золотой Орды. Мы, например, написали письмо театру Камала, чтобы они вернули в свой репертуар спектакль «Идегәй» (о событиях вокруг ханского престола — «Idel.Реалии»). Надо самим активно показывать свою историю и показывать её достойно и правильно.

Сериал «Золотая Орда» — определенное надругательство над татарской историей

Искандер Измайлов: — Он не корректен уже хотя бы потому, что изображает татар и Орду неким инфернальным злом, варварским и языческим государством. Это какие-то степи, палатки, кочевники, хотя уже даже во времена Берке и Бату были большие города: например, Укек, позднее Сарай-аль-Джадид — они были больше Владимира, Киева, Лондона, Парижа того времени. Создатели сериала пытаются впихнуть татарскую историю в некое прокрустово ложе, где правят злоба и интриги. Если уж это фэнтези, тогда хотя бы назовите это другим словом. У нас же нет исторических претензий к «Игре престолов». По сути, сериал «Золотая Орда» — определенное надругательство над татарской историей.

idelreal.org

* * *

Алтын Урда тарихын өйрәнгән белгечләр сериалда тарих бозылган, татарлар дошман итеп тасвирлана, аларга урыс дөньясында урын юклыгы сурәтләнә ди.

Русиянең Беренче каналы 16 серияле «Алтын Урда» («Золотая Орда») фильмын күрсәтә башлады. Әсәр экраннарга чыкканчы ук XIII гасыр ахырындагы тормышны бәян итү өчен биш дүрткел километр мәйданда декорацияләр эшләнгәне, ике меңгә якын тарихи костюм тегелгәнлеге хәбәр ителде. Әсәрдәге барлык геройлар да уйлап чыгарылган дип тә белдерелде.

Сериалның беренче ике сериясе күрсәтелгән 12 февраль кичендә үк социаль челтәрләрдә кискен фикерләр язылды. «Бу ачыктан-ачык татарларга карата нәфрәт уяту», «Рус халкы вәкилләренә (сериал авторлары — ред.) гасырларча күрше халыклар белән татулыкта һәм дуслыкта яшәү турында уйлану яхшы булыр иде», «Бер әйберне аңламыйм – нигә соң монгол димиләр, татар диләр? Теге Русиядә яшәүче урыс абзасы Татарстанда яшәүче татарларны күрә алмас дәрәҗәгә килә бит, аңлап бетерми бит кемнең кем икәнен. Безнең бабалар – татарлар иго оештырган диячәк», һәм башка күпләгән фикерләр язылды.

«Татарлар – чит, дошмани затлар, аларга рус дөньясында урын юк»

Алтын Урда тарихын өйрәнгән белгечләр дә сериалда тарих бозылган, татарлар дошман итеп күрсәтелә дип әйтә.

Шиһабетдин Мәрҗани исемендәге Тарих интиститутының Алтын Урданы өйрәнү үзәге җитәкчесе Илнур Миргалиев рус дөньясы Алтын Урданы үзенә кирәккәнчә генә файдалана, татарлар чит кешеләр, дошман итеп тасвирлана дип әйтә. Татарлар уфтана, әмма Татарстан һаман да татар тарихын дөрес чагылдыру өчен кинофильмнар төшерми, ди ул.

«Миңа, тарих белгеченә кинофильмга бәя бирү авыр, чөнки бу ни документаль, ни тарихи фильм түгел. Биредә бары тик Алтын Урда исеме, бренды кулланыла. Этник билгеләмәләр, шәһәр атамалары, ханнар исемнәре Алтын Урда темасына кагыла, ә фильмда күрсәтелгән сюжет – уйдырма. Режиссерлар үзләре дә бу хакта әйтә.

Тамашачы буларак фикер йөрткәндә, фильм мине гаҗәпләндермәде. Мантыйгы юк аның. Сценарий язучылар гап-гади, тапталган сюжет корган. Хатын-кызлар өчен кинофильм килеп чыккан. Фильм хатын-кызның авыр язмышына нигезләнгән. Гүзәл затларга ошар, мөгаен. Бу Төркия төшергән «Зиннәтле гасыр» (Muhteşem Yüzyıl) сериалының Русия өлгесен хәтерләтә.

Без инде татар тарихын бозып күрсәтүгә күнектек

Төшерү сыйфаты да күңелгә ятмады. Күренеп тора бит: фильм рус дөньясы тарафыннан иҗат ителгән, татарлар – чит, дошмани затлар, аларга рус дөньясында урын юк. Сериал дөньяның руслар һәм татарлардан торганын күрсәтә, аларның кайсысы яхшы икәнен аңлатып торырга да кирәк түгел. Без инде татар тарихы бозып күрсәтелүгә күнектек. Ә режиссер, сценарий язучыларга акча эшләрлек сюжет кирәк. Нәрсә турында фильм төшерергә дигәндә, Алтын Урданы алалар да фильм ясыйлар. Әлбәттә, тарихны бозып күрсәтү татарның күңеленә тия. Әмма Алтын Урда брендка әйләнде, кинемотографларны ул чор кызыксындыра. Шуңа күрә алга таба төшерелгән кинофильмнар азмы-күпме дөреслеккә тартым, гадел булыр дип өметләнәм.

Бу сериал – Татарстан хакимиятенә дә тагын бер тапкыр үзебезнең кинофильмнарны төшерергә вакыт күптән җитте дигән кисәтү. 2019 елда Алтын Урданың 750 еллыгы билгеләнәчәк. Тарих инстититуты Камал театрына «Идегәй» спектаклен репертуарга кайтаруларын сорап мөрәҗәгать итте. Безгә үз тарихыбызны лаеклы һәм дөрес итеп күрсәтүгә күбрәк көч салырга кирәк. Активрак эш итү мөһим», диде Idel.Реалиига Илнур Миргалиев.

«Казакъстанда күпләрнең күңеленә тиячәк»

Казакъстанның Астана шәһәрендәге Дөнья икътисады һәм сәясәте институтында эшләүче галим, Урта гасыр Җучи олысы һәм төрки халыклар этногенезы белгече Жаксылык Сабитов сериалда ялгышлар бик күп һәм берсузсез Казакъстандагы күпләрнең күңеленә тиячәк, Татарстанда да ризасызлар булачак дип әйтә.

«Урда, Бәркә образы белән тасвирланган мөселманнар да сериалда тискәре итеп күрсәтелә. Ә Казакъстан өчен Бәркә – позитив тарихи персонажларның берсе. Ул прагматик сәясәтче булган, аның чорында Сарайда православ фирка оешкан. Асылда, Бәркә Урданы коткарып кала. Бәркә булмаса Урда бөтенләй дә булмас иде. Сериалда тасвирланган әлеге геройга карата Татарстанда да ризасызлар булыр.

Хәтта персонажлар да уйлап чыгарылган

Күзгә ташланган беренче әйбер – сериал тарихи яктан дөрес түгел. Барлык диярлек персонажлар да безгә билгеле тарихи мәгълүматка туры килми. Кайбер әйберләр, хәтта персонажлар да уйлап чыгарылган. Мисалга Суздальда хакимлек иткән кенәз Борисны алыйк. Ул бөтенләй булмаган! Контекстка күрә, сериалда вакыйгалар 1261-1262 елларда бара. Ул вакытта Александр Невский Владимир кенәзе була. Кенәз итеп күрсәтелгән Ярослав, мөгаен Александр Невскийның бертуганы булып чыгадыр, ул 1263 елда гына идарә итә башлый. Ягъни, Невский ул вакытта тере булырга тиеш. Фильмда күрсәтелгән Ярославның олы һәм кече уллары булмаган. Тарихчы буларак әйтә алам – Русия тарихы Алтын Урда тарихына караганда да күпкә бозып күрсәтелгән.

Бәркә сериалда ниндидер садист итеп күрсәтелгән. Аңа хатынын китерәләр һәм ул кулына камчы ала һәм … тамашачы аннан соң ни булганның барсын да аңлый инде. Авторлар аннан тискәре герой ясаган. Тарих фәнендә Бәркәнең ничә яшьтә булуына карата уртак фикергә ирешелгән инде. Фильмда аңа 56 яшь диелә. Галимнәр ул Җучиның Хорезмга явыннан соң туа дигән фикердә, сериалда тасвирланган чорда аңа 39-41 яшь тирәләре булырга тиеш. Берничек тә 56 яшь була алмый. Аны берничек тә карт итеп күрсәтергә ярамый.

Сериалда Бәркәне бөек хан дип атыйлар. Бу чеп-чи ялган! Ул Алтын Урданың идарәчесе генә, әмма хан титулына ия булмаган. Ул хакимияткә монголлар империясе җимерелгәч килә. Ул вакытта Урданың яшәп калуы сорау астында була. Дүрт олысның өчесендә аңа каршы чыгалар. Чынлыкта хакимлек аңа бик экстремаль шартларда гына эләгә. Аны хан дип атыйлар, әмма Бәркә хан титулын кабул итмәгән. Аның варисы Мәңгүтимер хан була», ди Жаксылык Сабитов.

«Авторлар хәтта Русия тарихына да төкереп карый»

Татарстанның Археология институты галиме, тарих фәннәре докторы Искәндәр Измайлов беренче ике сериядә үк Урданы ниндидер явызларча күрсәтү, Русиядән читтә торучы һәм Русиягә басым ясаучы бер рәхимсез көч итеп тасвирлау бар ди.

«Сериал төшерүчеләр ике жанр арасында боргалана: фэнтези өчен ул артык тарихи, ә тарихи фильм дияр өчен фантазия ярылып ята. Профессиональ тарихчы өчен әлеге фильмны карау – нервларны сынау булып тора. Мин Урта гасыр тарихы белгече, моннан тыш әле археолог буларак та, бу чор белән яхшы таныш. Кыскасы, миңа әлеге фильмны карау бик җиңел булмады.

Әлеге фильмда тарихи нигез дә, үзенә җәлеп итә алырлык геройлар да (кайбер хатын-кызларны алмаганда) юк. Ниндидер башлы-күтле тарих: кенәз хатынын Урдага алып китәләр, хан шуның өчен кәнизәк (наложница) бирә. Кыскасы, кешеләр таныш булмаган мохиткә эләгә һәм гамәл кыла башлый, ә бу инде тапталган, кызык түгел алым.

Татарлар Новгород тирәсен яндырып, урысларны Урда армиясенә алалар. Булмаган хәл бит бу!

Кызганыч, фильм авторлары хәтта Русия тарихына да төкереп карый. Мисал өчен бөек кенәзнең исән калган соңгы дәвамчысы Ярослав Юрьевич бар. Ул Батуның нәкъ үзеннән патшалык итү ярлыгын алган. Бу фильмда Александр Ярославович Невскийның булмавы бик гаҗәп. Аның каравы кайдандыр кенәз Борис уйлап чыгарылган (күрәсең 100 ел соңрак яшәгән Борис Тверскойны истә тотып эшләнгәндер – И.И).

Без, Эйзенштейн фильмында тәрбияләнгән тамашачылар, ни өчен Невскийны күрмибез? Бәлки авторлар бу аның образын кимсетү булыр дип курккандыр. Бәлки, тамашачылар Невский Урда белән хезмәттәшлеккә барган һәм ул кадәр бөек булмаган дип шикләнерләр дип борчылганнардыр.

Икенче яктан, Алтын Урда турындагы барлык фильмнарда тасвирланган вакыйгалар бер моментка нигезләнә: Урданы ниндидер явызларча күрсәтү. Русиядән читтә торучы һәм Русиягә басым ясаучы бер рәхимсезлек итеп тасвирлау бар. Беренче ике сериядә татарлар да искә алына. Алар Новгород тирәсен яндырып, урысларны Урда армиясенә алалар. Бу булмаган хәл бит. Эйзенштейн чорыннан Русия киносының татарларга мөнәсәбәте әле дә үзгәрмәгән. Бердәм россиян милләтен ясау бара дип һич әйтеп булмый», ди Измайлов.

«Бәхәсле тарихи фактлардан читкә киттек»

Дөрес, «Алтын Урданы» төшерүчеләр дә сериалда чын тарих түгел дип аклана. Тарихтан артык белеме булмаган тамашачыда Алтын Урда заманнында нәкъ шулай булган икән дигән уй да туарга мөмкин.

Сериал режиссеры Тимур Алпатов әсәрдә уйлап чыгарылган тарих булуга басым ясый.

«Без өч тарихчы белгечне җәлеп иттек. Алар өчесе дә (кемнәр икәне белдерелми — ред.) абсолют төрле әйберләрне, монголлар шулай булган да, болай булган дип сөйләде. Чынлыкта ничек булганын аңламассың. Изү (иго) булмаган, монголлар безгә лояль булган, русичлар аларга билгеле бер хезмәтләр өчен акча түләгән. Яисә, мисал өчен, монголлар шапшак һәм белемсез кыргыйлар булган дигән сүз каян килеп чыккан? Әйе, алар арасында андыйлар да булган, әмма күпчелеге тәрбияле, белемле, үзләренең өс-башын карап торган кешеләр булган», дигән Алпатов Беренче каналга.

Русиядә моңа кадәр төшерелмәгән сериал булдыру максаты куйдык

Әлеге телепроектның баш продюсеры Рубен Дишдишян «Алтын Урда» русияләргә генә түгел, ә чит ил тамашачысына да кызыклы булыр дип өметләнә. «Без тарихи яктан да, соңгы еллардагы Көнбатышның кино үрнәкләреннән калышмаган, Русиядә моңа кадәр төшерелмәгән сериал булдыру максаты куйдык. Тарих та, геройлар да уйлап чыгарлыган, без әлегә кадәр күп бәхәсләр тудырган тарихи фактлардан читкә киттек», ди Дишдишян.

Фильмның креатив продюсеры Елена Денисевич та «Алтын Урда»ны реалистик тарихи драма түгел, ә фэнтези ди. Шулай да сценарий өстендә эшләгәндә тарихи әдәбият, белешмәләр белән танышуларын, күпләгән киңәшчеләр белән сөйләшүләрен әйтә.

Сериал турында Беренче канал тасвирламасы

«XIII гасыр ахыры. Русь монгол-татарлар изүе астында. Ярослав кенәз таркау урыс кенәзлекләрен берләштереп, изүдән котылу турында хыяллана. Әмма аның бертуган абыйсы Борис кенәз һәм улы Владимир моңа каршы чыга. Русь башкаласына Алтын Урдадан илче Мәңгүтимер​ килә. Ул бик чибәр була һәм үзе дә чибәр хатын-кызларны ярата. Меңнәрчә урыс сугышчысын алып китәргә дип килгән илче, әгәр дә Ярослав кенәз аңа Борисның хатыны Устиньяны бирсә, сугышчыларның яртысын калдырырга әзер булуын белдерә. Ярослав мондый адымга барырга теләмәсә дә, Борис мондый корбан белән үзенең кенәз дәрәҗәсен саклап калуга өметләнеп, хатынын биреп җибәрергә ризалаша.

Устинья кәрван белән чит җирләргә китә. Мәңгүтимер​ исә Ярославка Бөек ханның бүләге буларак яшь Нәргизне калдырып китә. Нәргиз аркасында кенәз тормыштан тәм таба башлый. Әмма аның алдына икенең берсен сайлау зарурлыгы килеп баса. Бер якта – мәхәббәт һәм дәрт. Икенче якта – тәхет һәм Нәргизнең тормышы. Нәргизне халык та, Ярославның хатыны да кабул итми. Шул ук вакытта Алтын Урданың Бөек ханы Бәркә тиздән үлеме җитәчәген сизенеп варисы турында хыяллана башлый. Далада ул бай сәүдәгәрнең кызы 16 яшьлек Айҗанны очрата. Кырыс карт әлеге яшь чибәрне үзенең өченче хатыны итә. Туй йоласыннан соң гүзәл Айҗанның бәхете өзелер кебек, әмма илче Мәңгүтимер​ Урдага китергән яшь рәссам Николканың ирек өчен һәм гүзәл кыз белән бер үбешү өчен гомерен дә кызганмаячагы билгеле була…»

«Орда» фильмы да кискен тәнкыйтьләнгән иде

Алтын Урда темасы экраннарга беренче тапкыр гына чыкмый. 2012 елда «Орда» фильмы дөнья күрде. Әстерханнан 120 чакрым ераклыкта, Алтын Урданың элекке башкаласы Сарай-Бату (Сарай, Әл-Мәхрусә) шәһәре хәрабәләре янында фильм өчен махсус шәһәрчек тә корылган иде. «Орда» дөнья күргәч татар җәмәгатьчелеге, галимнәр әсәрне кискен тәнкыйтьләде.

Фильмга консультант буларак чакырылган тарих фәннәре кандидаты Вадим Рудаков төшерүчеләр белән хезмәттәшлектән баш тартты. «Орда» турында ул Азатлыкка «Сценарийда Алтын Урда турында башка сыймаслык кыргый уйдырмалар (алардан хәтта XIX гасырда ук тарихчылар үзләре баш тартты) урын алганга күрә, гади генә итеп әйткәндә, чәчләр үрә торды. Шул кадәр күп хата, ялган, ахмаклык! Мин күргәннәрдән бу (Сарай-Бату) Алтын Урда шәһәре түгел икәнен әйтә алам», дигән иде.

azatliq.org

Просмотров: 935

4 комментариев

  1. Вот истина в том,что нет единой российской нации.Где вы её видели?Мы с детства слышим о том,что небо русское,мороз русский,душа русская,сапожки русские,земля русская и.т.д.А современный лозунг:»Россия-для русских!».Ещё я слышал поговорки типа:»Хороший татарин-обрусевший татарин» и «Незваный гость лучше татарина!».Надо понять,что единой российской нации не будет ещё долгое время.Необходима настоящая федерация со-всеми правами автономных республик.И дружба народов РФ.Это обещает нам кандидат в президенты Грудинин.Будем за него голосовать.)))

  2. Надо снимать фильмы, где татары и русские вместе отражают ынешнюю угрозу, а не дерутся меж собой — а то взаимная драка преобладает в фильмах про ордынский период, а там ведь были и другие страницы — Грюнвальдская битва, война с Тамерланом, битвы у Синих вод

  3. Сценарий плоский и примитивный, на дебилов рассчитан, штамп на штампе. Русские против татар, ненавидят, но вынуждены силы копить, а ордынцы настолько примитивны, что к ремеслам не обучаемы. Как у тех кто тебя ненавидит можно идти воинов просить, и жену венчаную забирать. Или сценаристы полагают, что позади русского отряда заградотряд ордынский с пулеметами стоял бы. Меня хватило на 10 минут этого бреда. Там ни истории ни логики. И Золотой век пораньше шёл, мама смотрела тётка, а тут 21,30 поздновато для этой аудитории. Зачем это называть Золотой ордой? И почему «Смерть Сталина» чёрную комедию запретили, а это нет?

  4. А что думали, русские будут снимать фильм про благородных татар, которые пришли с миром? Враг он всегда немытый, грубый, злой и похотливый. Снимать нужно свои фильмы. Да и по сути, вы считаете, что воины-завоеватели были святыми? Просто грязь вояк она не имеет крови. Русичи творили такие жи зверства, что и мы. Чего тут греха таить?
    Для татар такие фильмы полезны. Теперь знаем какого это быть проигравшими. Какого это утратить былое могущество. Учить язык завоевателя, изучать его культуру, жить по его указке. А кому-то и нравится быть частью этого нового мира. Сколько татарских ханов обрусело, предало своих? Сейчас происходит то же самое. НЕ время ли задуматься? Татарлармы без, я татарлар түгел? Үзебезне хөрмәт итәбезме, юкмы?

Добавить комментарий для М. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>