Война, будь то большая или маленькая, – это серьёзное испытание

image

Участник Афганской войны, главный ветврач Исаклинского района, уроженец села Старое Ермаково Дамир Гумярович ШИГАПОВ.

Афганистан – один из самых кровавых точек на планете Земля. На протяжение столетий здесь идут нескончаемые войны. Поэтому цивилизация в своём развитии там застыла на этапе феодализма.

Во все времена Афганистан был стратегически важной зоной на юго-востоке Азии и представлял огромный интерес для империалистических захватчиков. Но на всём протяжении его истории Афганистан не смог завоевать никто.

В конце 1970-х годов СССР, нарушив планы США, ввёл туда свои войска. Началась кровопролитная война, которая шла на протяжении 10 лет. Для чего же нам нужна была эта война? Когда разговор заходит на эту тему, возникает больше вопросов, чем ответов. Уроженец села Старое Ермаково Дамир Гумярович Шигапов рассказал о своём участии на этой войне.

- Каким образом Вы попали в Афганистан?

- Во второй половине XX века поколению мальчишек нашей страны пришлось воевать на разных горячих точках и в различных странах, где проливалась кровь. Но об этом особо не афишировалось. Это был пик разгара холодной войны между двумя мировыми державами – социалистическими и капиталистическими.

После призыва в армию я попал в Украину, где служил в разведроте. После прохождения года службы меня вызвали в штаб армии и предложили поехать в спецкомандировку. Таких, как я, оказалось много. Нам объяснили, что предстоит служить в горячей точке. При этом каждого персонально спрашивали: «Готов ли он поехать туда?»

Правда, были и такие, которые не захотели ехать. После того, как прошёл через Афганистан, я их не осуждаю. Возможно, так было честнее по отношению к себе и к тем, кто будет рядом с тобой.

В начале декабря 1981 года нас привезли в город Чернигов. Там переодели в гражданскую одежду и повезли в Москву, а оттуда самолетом — в Кабул. Из аэропорта нас доставили в узел связи Главного военного советника.

Через день за мной заехали советники, с которыми я полетел на Пакистанскую границу, в зону ответственности Пуштунских племён-гильзаев. Тогда в городе Мукур дислоцировалась 7 пехотная дивизия вооруженных сил Республики Афганистан.

- В каких условиях Вы воевали?

- На точке было 15 военных советников и 10 солдат срочной службы. Военные советники занимались обучением солдат и офицеров афганской дивизии. Два наших радиста обеспечивали непрерывную связь с Кабулом и Москвой.

Радиостанции имели секретную ЗАС аппаратуру, которая ни в коем случае не должна была попасть в руки врага. Поэтому эти машины были заминированы тротилом. Вдобавок, они были оснащены напалмом. Шестеро наших солдат занимались охраной объекта и радиостанции. Два механика-водителя БТР-60ПБ и БРДМ выезжали на боевые задания вместе с советниками.

По прибытии на место службы меня назначили механиком-водителем БТР-60 ПБ. Машина была в неисправном состоянии и находилась в рембате. Туда меня привез советник с переводчиком и оставили ремонтировать машину. Трудно представить : три дня назад я был в Москве, цивилизованной стране, а тут оказался у «чёрта на куличках», не зная ни обычаев, ни языка, ни людей. Здесь я один должен был принимать решения и, во что бы то ни стало, восстановить эту машину, в которой почти не разбирался. К счастью, я там познакомился с афганцем Абдуллой, который помог мне. Через неделю мы выехали на первое боевое задание.

В первом же бою оба пулемёта в моем БТР заклинило, солдаты афганской армии залегли под пулеметным огнем душманов, и атака захлебнулась. Тогда два военных советника — подполковник Клыченко и Мармур выскочили из БТР. Кого пинком, а кого за шкирку — они подняли всех афганских бойцов в цепь под пулеметным огнем и повели в атаку.

Войну интересно смотреть в художественных фильмах, а в реальности это жутко и страшно. Тут инстинкт самосохранения срабатывает вне зависимости от тебя. Те люди, которые переборов этот инстинкт, продолжают выполнять свой долг, безусловно, считаются героями.

Мне повезло в Афганистане тем, что рядом со мной были настоящие офицеры. На боевых выходах, ночью советники сами по графику стояли в карауле. А это — офицеры, в звании не ниже чина майора! А мне, рядовому солдату, за один год службы только один раз пришлось постоять в карауле, и то потому, что двоих советников отправили в Кабул после подрыва.

Или другой пример. Однажды, возвращаясь с боёв, мы попали в засаду. Потери были большие и много раненых. Был ранен и я. Из Кабула за тяжелоранеными прилетел самолет Ан-12, но всех забрать он не смог, в том числе и меня. Следом за ним прилетел другой самолёт с главным военным советником, маршалом Соколовым, для того, чтобы разбираться в случившемся. Советники к нему обратились с просьбой, чтобы на обратном пути он забрал оставшихся раненых. На это маршал ответил: «Борт полетит с ранеными сейчас же!» Он сказал, что сам останется ночевать здесь и улетит на следующий день. Вот какое отношение было к солдатам!

Но нам приходилось там учиться выживать на ходу, в невероятно жутких условиях. Зимой были морозы до 20 градусов, и мы буквально замерзали. А летом, когда жара доходила до 50 градусов, внутри БТР становилось как в духовке. А когда едешь в колонне, от пыли нечем было дышать. Среди афганских солдат и офицеров к нам отношение было разное. Были и такие, кто погибал, выполняя приказ, но и такие, кто в открытую показывал свою враждебность.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Слева — Дамир Гумярович ШИГАПОВ.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA- Что особенно запомнилось из образа жизни афганцев?

- Живут они в жуткой бедности, в диких условиях. Однажды, во время боевой операции, на карте было отмечено, что здесь находится кишлак. Но его виз не было видно. Рядом была впадина с отвесными стенами. Оказывается, люди там вырыли норы и в них жили. Землю они обрабатывали сохой, запрягая быков. Урожай убирали серпом, молотили цепами. На 20 градусном морозе ходили в галошах на босу ногу.

Наши представители предлагали бедным разделить земли богатых и самим обрабатывать её. Но они категорически отказывались, говоря, что это предопределено Аллахом и эти земли богатым даны «сверху». При этом говорили: «Мы бы взяли эту землю, если бы вы постоянно здесь находились. А то вы уйдете, за вами придут душманы, и нас защитить будет некому».

- А что там происходило за время пребывания наших войск и что делалось со стороны наших властей?

- С обеих сторон погибло и искалечено огромное количество людей. Но было сделано и очень много во благо народа, истерзанного войнами, продолжавшимися на протяжении столетий. Там были построены больницы, школы, мосты, дороги, водопроводы, газопроводы, плотины и дома. А также здания предприятий и многое другое.

- Исходя из того, что Вы увидели, пережили, какие выводы и умозаключения можете сделать?

- В боевых условиях, где  каждую секунду живёшь под угрозой смерти, ты в полной мере познаёшь себя и тех, с кем ты воюешь. Война раскрывает многое.

Недавно страна отмечала 25-летие вывода советских войск с территории Афганистана. В Кремлёвском зале в Москве, где это происходило, присутствовало тысячи людей. Я там стою на балконе и думаю: «Неужели никого из наших ребят здесь нет?» И только так подумал, вижу своего командира, советника.

Крепко обнялись с ним, и я у него спросил: «Неужели то, что мы там пережили было зря?» И он мне ответил: «Нет, не зря. В боевых условиях мы узнали степень боеспособности наших войск. Это произошло впервые после Великой Отечественной войны. Афганская война вскрыла все наши недостатки и слабые места. Мы пересмотрели тактику ведения боёв и систему вооружения».

Затем мы там оставили добрую память о себе. Например, даже полевые командиры, с кем мы воевали, с добром вспоминают о нас. Мы очень многое сделали во благо афганского народа. Это сейчас особенно наглядно, когда там находятся американские войска. Кроме того, что сеют смерть, приумножают разруху, нищету, они не создают никакие блага. Более того, при них стремительно растёт производство наркотиков и расширяется зона их распространения.

Наши ребята, которые воевали там, в порыве ностальгии приезжают в Афганистан. Одеваясь как афганцы, они посещают места своего боевого прошлого. Общаются с полевыми командирами, с которыми воевали друг против друга. При этом они им говорят: «Русские солдаты воевали честно, и русский солдат – настоящий боец, не то что эти американцы!»

Наши ребята там устанавливают памятные знаки, ищут останки погибших и разыскивают пленных.

- Как Вы чувствовали себя после Афганистана, в процессе адаптации к мирной жизни?

- В первые пять лет я видел один и тот же сон. Будто я оказался в окружении врагов и у меня кончились патроны. В это время с ужасом просыпался.

После увольнения в запас и по приезду домой, в первые дни, было очень тяжело. Потому что там ты каждый день чувствовал себя востребованным, находился в гуще событий. А здесь жизнь текла размеренно, обыденно. О том, что мы пришли с войны, особого значения не придавали. И об этом тогда особо не афишировали.

Война сближает людей. После службы я поступил в Ульяновский сельхозинститут. Тех, кто служил в Афганистане, нас тогда набралось 28 человек. Мы создали свой отряд «Красная Звезда». По просьбе отдела внутренних дел занимались с неформальными молодежными движениями, наркоманами. В общежитии мы своими силами построили душевые, а заработанные деньги перечислили в Фонд помощи детей Афганистана.

Мы всегда встречаемся с однополчанами как родные братья. Ведь в минуты опасности тогда готовы были отдать жизни друг за друга.

В Исаклинском районе, где я живу сейчас, в 1989 году создан и функционирует до сегодняшнего дня общественная организация ветеранов войны в Афганистане. В парке Победы мы установили памятник погибшим, посадили деревья и установили памятную стелу. На 9 мая и в день вывода войск из Афганистана, 15 февраля, все афганцы района вместе с семьями собираемся и празднуем. Дружим мы, а также дружат и наши дети.

Дамир Гумярович Шигапов за мужество и героизм, проявленный в боях, награждён орденом Красной Звезды и орденом «От благодарного афганского народа». Если наши войска дислоцировались на Севере Афганистана, то они воевали на Юге как советники, в составе вооружённых сил Афганистана. Им  многократно было сложнее, чем северянам. Воевали они в афганской форме, без документов, на территории, где существовал родоплеменной образ жизни, границы между которыми были условными. Общепринятые, цивилизованные законы там не воспринимались. Существовало «обычное», «адатное» право. В полной мере действовали законы кровной мести.

В настоящее время Дамир Шигапов работает главным ветврачом Исаклинского района и активно участвует в общественной жизни и в патриотическом движении в этом районе, да и не только.

Беседу вёл Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

samtatnews.ru

Просмотров: 1135

Комментирование запрещено