Газинур Хайруллин: он стал героем Владимира Машкова в фильме «Кандагар»

За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героя Российской Федерации

За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героя Российской Федерации

20 марта 1992 года федеральным законом было установлено звание Героя Российской Федерации

«БИЗНЕС Online» предлагает рассказ о Газинуре Гарифзяновиче Хайруллине, втором пилоте знаменитого летного экипажа казанского Ил-76, который совершил на этом самолете дерзкий побег из Кандагара после более чем годового плена у талибов.

«ЧИСЛО ГЕРОЕВ ОСТАНЕТСЯ НЕИЗВЕСТНЫМ В СВЯЗИ С СЕКРЕТНОСТЬЮ МНОГИХ НАГРАЖДЕНИЙ»

Известно, что на начало 2018 года общее число Героев Российской Федерации составляет 1090 человек, 478 из них звание присвоено посмертно. Но точное количество присвоений остается неизвестным в связи с секретностью многих награждений, поэтому списки граждан, удостоенных звания Героя, и большинство указов президента РФ о присвоении этого звания официально не публикуются.

Что касается Татарстана, то, по данным sntat.ru, 11 его уроженцев стали Героями Российской Федерации, 4 из них – посмертно. Хотя и здесь статистика довольно относительна – кого из Героев считать нашими земляками? Автор книги «Герои Российской Федерации», вышедшей в Казани в 2012 году на русском и татарском языках, доктор исторических наук, профессор Анатолий Иванов (1938–2015) опубликовал на ее страницах более 50 очерков не только об уроженцах республики, но и о тех, кто учился в военных и гражданских учебных заведениях Казани, героях-татарах из различных регионов страны. В числе первых Героев России – Газинур Хайруллин, второй пилот знаменитого летного экипажа казанского Ил-76, который совершил на этом самолете дерзкий побег из Кандагара после более чем годового плена у талибов.


Газинур Гарифзянович Хайруллин в любом случае попадает в категорию «наших» – военный летчик, выпускник Балашовского высшего военного авиационного училища, родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное (административный центр Дрожжановского района Республики Татарстан, расположен в 200 км к юго-западу от Казани – прим. ред.). После школы пошел в армию – служил в Военно-воздушных силах СССР. После увольнения в запас снова пошел служить – поступил в летное училище, окончил его в 1983 году. Участвовал в доставке грузов в Афганистан, когда там воевали советские солдаты. Перевозил гуманитарную помощь в зону землетрясения в Армении в 1989 году. В 1992 году Хайруллин стал летчиком гражданской авиации. И подвиг свой он совершил уже на гражданке. После продолжал летать, в 2008–2009 годах возглавлял авиакомпанию «Татарстан».

«ГУЛЯМ МОГ ШАРАХНУТЬ РАКЕТОЙ – И ВСЕ ДЕЛА…»

Организатором презентации казанской книги «Герои Российской Федерации» в Москве, в музее Героев Советского Союза и России, в свое время выступило полномочное представительство РТ в РФ. «Прошло уже несколько лет, как она вышла в свет, – сказал в интервью корреспонденту „БИЗНЕС Online“ полномочный представитель РТ в РФ, вице-премьер республики Равиль Ахметшин. – Но с тех пор число Героев продолжает расти, так что, скорее всего, у книги будет продолжение. Работа над этим идет, материал накапливается. Но и сегодня далеко не лишним будет снова и снова возвращаться к воспоминаниям и рассказам о тех, кто совершал свои подвиги в прошлом…»

3 августа 1995 года гражданский Ил-76, принадлежащий татарстанской авиакомпании «Аэростан», выполнял третий коммерческий рейс из албанской столицы Тираны в афганский город Баграм, который контролировался «Северным Альянсом» Ахмад Шаха Масуда. Талибы считали его злейшим врагом. «Но мы, честно говоря, в нюансы не вникали, наше дело маленькое – доставить груз в целости и сохранности, – вспоминает командир корабля Владимир Шарпатов. – Я спросил у флайт-менеджера: „Что везем?“ Он ответил: „Ящики. Тысяча двести штук“. Конечно, все знали, что внутри патроны, но это не являлось нарушением. Албанское правительство и президент Афганистана Раббани заключили официальное соглашение, мы соблюдали все требования IKAO по перевозке опасных грузов… Патроны, из-за которых нас год продержали в плену у талибов, на самом деле сущая ерунда, семечки, мне доводилось возить куда более серьезные грузы. Какой нам был смысл беспокоиться? Два рейса выполнили нормально, а в третий раз не долетели до конечной точки…»

«В тот августовский день как раз все шло хорошо, – рассказывает в одном из своих интервью Хайруллин. – На горизонте – ни одного облачка. Настроение у экипажа было приподнятым, ведь маршрут знали прекрасно, поэтому не сомневались, что полет будет успешным. Правда, с нами собирался лететь один афганец, который должен был сопровождать груз. Но он почему-то так и не появился. Нам дали команду лететь без него».

Все шло хорошо до тех пор, пока на хвост не сел истребитель Миг-21 «Талибана», за штурвалом которого сидел пакистанский пилот. «Когда шли над Кандагаром на высоте 9700 метров, – продолжает Шарпатов, – диспетчер потребовал совершить посадку для досмотра груза. Попытались упираться, и тогда на связь вышел Миг-21, уже „висевший“ у нас на хвосте. С пилотом „Талибана“ Гулямом у нас сложились хорошие отношения, на земле мы прекрасно общались. Но приказ есть приказ. Если бы не подчинились, Гулям мог шарахнуть ракетой – и все дела… Он потом приходил к нам в тюрьму, талибы ему звание генерала дали… А тогда в воздухе я попробовал совершать какие-то маневры, тянул время, надеясь стряхнуть истребитель…»

«ЗЛОПОЛУЧНЫЙ ЯЩИК СО СНАРЯДАМИ НАМ ЗАСУНУЛИ ДЛЯ РОВНОГО СЧЕТА»

Экипаж из Татарстана не торопился приземляться, выгадывал время. Пилоты успели передать домой, что их вынуждают сесть. Кружили долго, объяснив это тем, что нужно выработать топливо. Но уловка не сработала. Экипаж получил последнее предупреждение. Как только самолет сел в Кандагаре, к нему ринулась обезумевшая толпа. Тогда летчикам действительно стало страшно. Первую ночь экипажу разрешили остаться на борту, но уже на следующий день их оставили спать на улице.

«Несмотря на это, мы все еще ждали, что ситуация скоро разрешится, – рассказывает Газинур Гарифзянович. – Все стало рушиться, когда талибы показали журналистам из Пакистана, какой груз мы перевозили. Среди ящиков с патронами они „откопали“ один со снарядами. До этого мы не знали, что в нем». «Этот ящик с малокалиберными снарядами нам засунули в конце загрузки для ровного счета, – сообщает Шарпатов, – но это запрещенный для перевозки на гражданских самолетах груз».

На третий день всех семерых членов экипажа (в фильме «Кандагар» их только пять) – командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова  увезли в неизвестном направлении. Команду поселили в хозблоке, где бетонный пол должен был служить им постелью. Через некоторое время летчики нашли старые рулоны с тканью, разорвали их и застелили вместо простыней. Так было мягче спать. На вопрос, что было страшнее всего, Хайруллин, не задумываясь, сказал: «Неизвестность. Просыпаясь утром, мы не знали, доживем ли до вечера. Это было невыносимо, но надежда на скорое освобождение еще теплилась. Она умерла после Нового года, когда обещание нас освободить так и осталось обещанием. Тогда мы несколько дней вообще не разговаривали».

«ТО, ЧЕМ ИХ КОРМИЛИ, НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ ЕДОЙ»

Государственный советник при президенте Татарстана в те годы Тимур Акулов отправился к талибам добровольно. Востоковед по образованию, он прекрасно понимал, с кем ему придется иметь дело, и где-то в глубине души сильно сомневался, что у него получится найти общий язык с теми, кто удерживал наших соотечественников в плену, но не полететь он не мог.

«В первый раз я попал к талибам в составе солидной делегации, куда входил представитель министерства иностранных дел России, – рассказал „Российской газете“ Тимур Юрьевич. – Мы встретились с советом „Талибана“ в Кандагаре. Уже через 15 минут нам дали понять: никакого разговора не будет, пленники – преступники, они перевозили оружие, чтобы убивать их братьев, и судить летчиков будут по законам шариата, а это значило одно – их расстреляют. Когда мне удалось добиться слова как представителю республики, где живут мусульмане, я заговорил по-арабски. Намеренно говорил медленно и долго, но понял, что меня не понимают. Талибы были шокированы. Тогда они пригласили своего министра иностранных дел, чтобы он перевел им. Больше часа я рассказывал им про Татарстан. Через несколько недель мне и Муниру Файзуллину – менеджеру компании, где работали ребята, – разрешили навестить пленников».

Акулов считает, что видеть его экипажу было тяжело. Они не верили политикам. Но, так или иначе, это была единственная возможность связаться с домом. «То, чем их кормили, нельзя назвать едой, и в каждую свою поездку я вез им минеральную воду, соки, продукты. Но самое главное – письма от родных. А однажды взял с собой чемоданчик с космической связью. Это глава Татарстана Минтимер Шаймиев дал его, чтобы летчики могли связаться с домом. Чемодан килограммов 20 весил, но я его дотащил. Еще подарки вез охранникам и их детям, чтобы с нашими ребятами по-человечески обращались».

Тем не менее диалог возник, «Талибан» даже разрешил пленникам проголосовать на выборах президента Российской Федерации, которые специально для них в Кабуле организовали руководство и ЦИК Татарстана.

«НАС ПРЕДЛАГАЛИ ОБМЕНЯТЬ НА «КАМАЗЫ», ВЕРТОЛЕТЫ, ЗАПЧАСТИ ДЛЯ САМОЛЕТОВ»

В неволе они провели больше года, но не сломались. Переговоры российских властей с «Талибаном» не увенчались успехом. Рассказывает командир корабля: «Ждали, что Россия предпримет настоящие шаги для нашего освобождения. Видим: родная страна не особо шевелится… Кто действительно пытался вызволить нас, так это президент Татарстана Шаймиев. Присылал разных переговорщиков, однажды почти условились об освобождении, но в последний момент все сорвалось. Предлагали обменять нас на „КАМАЗы“, вертолеты, запчасти для самолетов, даже деньги на выкуп собрали – более 2 миллионов долларов наличными… Но талибы цену набивали, мы для них служили козырной картой. Кто о них раньше знал? А так мир услышал, что в Афганистане есть движение вчерашних студентов, выпускников медресе. Международные делегации ездили, наш МИД по официальным каналам обращался за содействием к руководству Саудовской Аравии и Пакистана, совет безопасности ООН дважды требовал освободить экипаж. Все без толку! Словом, постепенно я пришел к выводу: единственный способ вырваться на свободу – угнать свой же Ил».

Пленники решились на отчаянно-дерзкий побег. Они угнали свой Ил-76 прямо из-под носа боевиков. 16 августа 1996 года экипаж самолета благополучно приземлился в Объединенных Арабских Эмиратах, а оттуда его доставили на Родину. Этот побег летчиков из Татарстана был описан в десятках газет по всему миру и в документальной книге, в 2010 году про него сняли полнометражный художественный фильм «Кандагар», где роль второго пилота, которого авторы фильма почему-то окрестили Серегой, исполнил актер Владимир Машков. Газинур Хайруллин ходил на показ в Казани. «Я вообще не хочу об этом вспоминать, – сказал он перед началом сеанса. – Вы видите кино, а для меня это другое… Я бы хотел посмотреть этот фильм вместе с ребятами». Но после сеанса он признался, что фильм ему понравился.

За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, Газинуру Хайруллину и командиру экипажа Владимиру Шарпатову указом президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года №1225 было присвоено звание Героя Российской Федерации. Остальные были награждены орденами Мужества.

Вернувшись в Казань, Газинур несколько лет летал в качестве командира экипажа на Ил-76 авиакомпании «Татарстан», а в 2008-м был назначен ее гендиректором. Потом вернулся за штурвал самолета.


«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1215

Комментирование запрещено