Самарская жизнь начала XX века на страницах журнала «Икътисад»

Обложка первого номера журнала.

Обложка первого номера журнала.

Мы предлагаем нашим читателям познакомиться с некоторыми материалами журнала «Икътисад», издававшемся в Самаре в период 1908 ‒ 1913 гг. Хотя издание имело заявленный статус финансово-экономического, на его страницах часто публиковались статьи на другие темы, больше всего ‒ общественной жизни. Не только татарской и мусульманской. Редакционная коллегия часто обращалась к вопросам жизни всего города и Самарской губернии и публикуемые ниже материалы, надеемся, позволят нашим современникам хоть немного почувствовать дыхание самарской жизни сто лет назад.

Большинство материалов публиковалось за подписью «редактор и издатель Мухамметфатых Муртазин».

Цели и способы достижения

С Божьей помощью мы стали издавать журнал «Икътисад». Цель издания: знакомить наших мусульман с экономическим положением в стране и с делами торговыми, сельскохозяйственными, промышленными и помочь им в выборе вида деятельности и оказание помощи в развитии своего дела.

Журнал не связан ни с одной политической партией и все, о чем пишется, связано исключительно с экономикой. Вместе с тем все советы сопоставляются с религией ислам. Особое внимание обращается на краткость и ясность публикуемых статей.

Во всем стараемся придерживаться золотой середины. Пусть Аллах даст возможность продолжить достойно сию работу.

(1908 — №1 – с.1).

В Ставропольском уезде Самарской губернии открыты залежи железной руды, в Бугульминском уезде – марганца. В Ново-Узенском и Николаевском уездах найдена нефть. Чтобы проверить верность этих слухов на месте отправился инженер Голубицкий. Было бы хорошо, если бы местные жители сами могли пользоваться этими полезными ископаемыми.

На Каспийском море на острове Жалакан найдено еще одно месторождение нефти. В день добывают около 40 тысяч пудов. Похоже, нефти там очень много.

Стало известно, что в Минске живет старик по имени Шмидт, которому исполнилось 137 лет. Это самый старый человек на свете. Со времен войны 1812 года до русско-турецкой войны 1877 он служил в войсках, имеет 46 медалей. До сих пор он в уме и сам себя обслуживает. Жена его умерла еще 70 лет назад, из родственников у него никого не осталось.

В Москве собираются открыть выставку против пьянства. На выставке будет сделан особый акцент о вреде алкоголя.

(1908 — №3 – с.93).

Новые дела

В Казани в номерах «Болгар» открылась библиотека «Путь», в Мензелинске на Базарной улице в галантерейном ряде открылась библиотека «Счастье». Там продаются разные книги.

В Стерлитамаке в доме братьев Утямишевых открылась типография «Нур» и переплетная мастерская. В работу примут все, что пожелаете.

Губернатору подан проект Устава о борьбе с пьянством. В учредителях — уважаемые люди Стерлитамака.

(1909 — №12 – с.362).

Самара, находящаяся на развилке многих дорог, известна многим путешественникам. Несмотря на то, что в Самарской губернии проживает более 300 тысяч татар, татарских сел, находящихся ближе к городу менее чем на 80 – 100 верст, нет.

В городе с 1890 года существовала школа, но особого продвижения в науках не ощущалось. Лишь двадцать лет назад, когда имамом стал служить уважаемый ахун Шигабетдин Минюшев, мусульмане стали познавать азы всевозможных наук.

Сегодня в городе имеется два мусульманских прихода, две школы, одно медресе, благотворительное общество и библиотека. Самарские мусульмане испытывают тягу к наукам. С тех пор, как стали преподаваться устные предметы, учеба идет довольно споро. В медресе в течение всего времени аккуратно ведутся записи доходов и расходов.

За это время 727 человек закончили медресе. 25 из них выучились на имамов и получили указ, пятнадцать стали учителями в медресе, один из них ахун, трое – имамы городских мечетей и один — редактор журнала. Каждый из них имеет своих учеников; кроме них еще с десяток учителей преподают в других населенных пунктах. В плане просвещения медресе проводит очень большую работу.

Выпускники медресе в целом люди открытые и трудолюбивые. Во многом это заслуга основателей медресе — покойного Тимербулата Акчурина, старшего преподавателя Шигабетдина Минюшева и тех людей, которые болеют душой за существование мусульманского учебного заведения.

Самарское благотворительное общество было утверждено 23 сентября 1907 года. В первый год в обществе было зарегистрировано 55, на второй 25, а в этом году 57 членов. На собрания ходят активнее и с большей охотой, нежели в других обществах, собрания проходят чинно и благородно. Нет выкриков из зала и высказываний недовольства. Многие купцы с каждого благотворительного рубля одну копейку оставляют на нужды данного общества.

Купцы и сами стали получать образование. В прошлом году около двадцати купцов учили арабскую графику, в итоге научились читать и писать. В этом году около двадцати человек усваивают русскую грамоту.

3 февраля, по случаю начала строительства мечети в городе Санкт-Петербург, самарские мусульмане выразили благодарность его императорскому величеству, и послали телеграмму с известием, что жертвуют на строительство мечети 50 рублей денег.

28 февраля сего года, объединив оба прихода, хотим возвести минарет на Соборную мечеть, найти возможность построить одну школу на оба прихода. Для этого были выбраны и назначены люди. Дай Аллах возможности в достижении наших целей!

(1910 — №4 – с.127-128).

Новости торговли

10 августа 1910 года умер уважаемый в мире торговли купец Махмут бай Хусаинов. Таких знаменитых, трудолюбивых купцов-мусульман на всю Россию несколько человек. Из них Тимербулат Акчурин умер 19 сентября 1906 года, Ахмет бай Хусаинов – 11 декабря 1906 года. Габделгани бай Хусаинов покинул сей мир раньше других. Всех их наши люди будут вспоминать с большим уважением и любовью, потому что они много сделали для мусульман. Да будет Аллах к ним милосерден.

Самарское благотворительное общество пожертвовало 50 рублей тем шакирдам, которые закончили мэктеп (татарскую школу) и медресе для того, чтобы продолжать учебу на русском языке. В течение двух месяцев, начиная с 21 апреля, они будут обучаться русскому языку.

В мэктебе и медресе с 31 марта по 12 апреля будут сдавать выпускные экзамены. Лучшие ученики из мэктебе сдают экзамены в медресе.

Самарский народный университет открыл курсы для тех, кто обучается по программе средней школы. На первом курсе преподают русский язык, арифметику, природоведение, русскую историю, религию и письмо, на втором курсе изучаются история русской литературы, алгебра и сопромат, геометрия, общая история и рисование. Курсы работают с начала марта. Стоимость обучения – 2 рубля в месяц. Уроки начинаются с восьми вечера.

Журнал «Икътисад» — 1910. — №5 – с.160.

На курсах, проводившихся самарским мусульманским благотворительным обществом с разрешения начальства, 21 июня закончились занятия. За это время около 40 шакирдов научились писать и читать на русском языке.

Самарский народный университет стал издавать журнал «Известия», который выходит два раза в месяц. В каждом номере много пишут об образовании. Стоимость подписки – два рубля в год.

На одном из собраний редактор журнала «Религия и жизнь» встретил господина Фаизхана Даутова и задал ему два вопроса. Первый вопрос: «Как вы относитесь к конфликту о новом способе обучения? (в татарской национальной школе – прим. Ш. Г.)», господин Даутов ответил: «Мы не одобряем этот конфликт. Сам я не считаю, что новый способ пригоден для начального и среднего образования. Мы размещаем в журнале переводы писем слишком консервативных авторов лишь для того, что новое не получило большего распространения».

На второй вопрос: «Как вы оцениваете господина Мусу?» господин Даутов ответил так: «Если бы господин Муса в медресе «Хусаиния» продолжал работать с большим старанием, мог бы обойти нас всех. У нас тоже совесть есть. Когда видим хорошую работу, мы остаемся довольны. Однако он, поднимая вопросы общего выживания, нажил себе противников».

(1910 — №7 – с.223-224).

В Самаре с большим усилием боролись с холерой и поэтому не было больших потерь. На данный момент вновь заболевших становится все меньше.

Самарским благотворительным обществом создан архив общественной мусульманской библиотеки. Устав библиотеки официально утвержден губернатором. Поэтому с большой охотой в фонд библиотеки принимаются старые книги.

С первого октября открывается Самарское медресе. Тех, кто успел записаться до начала занятий, принимают на основе экзаменов и определяют в соответствующие группы.

(1910 — №8 – с.256)

Мирсаяф Керимбаев, в прошлом году закончивший школу фельдшеров, поехал учиться в Париж. Там он будет служить в управлении «Мусульманин». Керимбаев на родине писал заметки в газеты на татарском и русском языках.

Самарский губернатор господин Якунин переведен в Екатеринославскую губернию. Вместо него в Самару назначен губернатор г. Олонецка Протасов.

В воскресенье с заходом солнца начался месяц Рамазан, в понедельник мусульмане начали поститься.

Скоро в Самаре начнется неделя летательных аппаратов, их будут показывать в действии. До чего изменилась жизнь!

(1910 — №9 – с.288).

В Самару прибыл вновь назначенный губернатор господин Протасов. В первый рабочий день он познакомился с руководителями ведомств. С мусульманским духовенством он вел себя очень просто и выразил удовлетворение. С пришедшими после приема работниками мусульманского кладбища поздоровался сам лично.

В последнее время поднялась цена на кирпич. За тысячу просят 35 рублей.

Обращаем внимание мусульманских сел, расположенных вдоль железной дороги. В связи с открытием медресе и приемом шакирдов, 10-й номер журнала «Икътисад» вышел с опозданием. Надеемся, что читатели нас простят.

Начались собрания в благотворительных обществах. Пока Дума не примет решение о начальном образовании, в Самаре по этому вопросу перемен ожидать не стоит.

Проездом из Самары в Петербург член Думы Махмудов выразил свое отношение к выходному дню для мусульман. «Считать выходным днем пятницу, а не воскресенье – ошибка. В действительности для мусульман нет никаких праздников, не считая времени пятничной молитвы. Коран разрешает приступать к работе сразу после пятничной молитвы». Это сугубо личное мнение господина Махмудова.

Если смотреть на этот вопрос со стороны экономики, конечно, это очень выгодно. Однако мусульмане тоже хотят отдыхать. А раз так, дело депутатов сделать так, как хотят их выборщики.

(1910 — №10 – с.320).

Школа для слепых

Российские мусульмане только-только начинают осваивать промышленное производство. А слепые и слабовидящие давно уже тянутся за прогрессом. Выучившись посильным ремеслам, они могут прокормить себя и семью.

В Самаре есть школа для слепых. Она каждый год принимает на воспитание 7–8 летних детей. После того, как дети начинают читать и писать, их начинают обучать профессиям: плетение из лозы, изготовление щеток и помазков из щетины, пошив обуви… Что удивительно, эти изделия ничуть не хуже тех, что изготовлены на других производствах и продаются по той же цене. Для продажи изделий, изготовленных слепыми, имеются специальные магазины.

Подростки, прошедшие обучение в данной школе, впоследствие начинают работать самостоятельно. Это хороший пример для тех мусульман, которые пытаются жить по старинке. Мы ничуть не хуже слепых и можем обучиться разным ремеслам и открыть свое дело.

(1910 — № 10. – с.301).

Увидел свет новый журнал на русском языке «Земледелец», который пишет об экономике и сельской жизни. Он выходит два раза в неделю, а стоимость подписки 2 рубля. Адрес: Самара, редакция «Самарский земледелец».

(1910 — №12 – с.377).

2 и 6 января состоялось общее собрание самарского мусульманского общества. Слушали отчет за прошлый год и приняли его. Из отчета видно: с декабря 1909 года по январь 1911 года состоялось 22 собрания совета общества и 11 раз проведено общее собрание. На одном из них отмечался праздник Мавлюд, на четырех – общий урок.

Членами общества являются 60 человек, один из них — Почетный член, трое — пожизненных члена, остальные законные члены. Среди них — четверо женщин.

Общество зимой проводило двухмесячные курсы для купцов, весной двухмесячные курсы для детей. Первые курсы посещало 20 человек, вторые – 44. Библиотекой пользовались 2842 человека.

В фонде общества собрано 1116 рублей 47 копеек денег. 444 рубля 20 копеек израсходовано на нужды общества. Остальная сумма переходит 93 на следующий год. Имущества имеется на сумму 1970 рублей 96 копеек.

С решения благотворителей, 1 копейка с каждого рубля отходит на содержание общества. Таким образом, в фонд поступило 68 руб. 90 коп.

В Совет избраны Сунгатулла Ханафиев, Мухамметсафа Дебердиев, Хасан Мамин, Махмут Баишев, Махмут Уразгильдеев и Насибулла Губайдуллов, председатель — Мухамметфатыйх Муртазин, секретарь Хангирей Аптеков, казначей Габдусаттар Маннафов остаются на своих местах.

Членами ревизионной комиссии избраны — мулла Хади Батталов, Шакир Уразгильдеев и Шайхульислам Хасанов. За то, что единовременно внес в благотворительный фонд более 500 рублей, Махмут Баишев избран почетным членом общества.

Кандидатами в члены Совета избраны Сунгатулла Хабибуллин, Аглиулла Узбеков, Шайхульислам Хасанов, Хисамутдин Мифтахетдинов, Шакир Уразгильдеев, Гадерахман Маннафов. Кандидаты в ревизионную комиссию -Давлетшах Жиганшин, Шакур Муллин и Габдурахман Губайдуллов.

Членский взнос объявлен в размере 3-х рублей.

Инспектор народного училища, пригласив из медресе одного учителя, стал сам обучаться мусульманскому письму и чтению. Раньше он работал среди киргизов крестьянским начальником. «Для чиновников знание мусульманской письменности важнее, чем знание немецкого и французского», — считает этот инспектор. В прошлом году землемеры, которые должны были ехать в Сибирь, тоже изучали мусульманскую грамоту. Теперь русская интеллигенция понимает важность изучения мусульманской религии и языков. Учителя, знающие русский язык, имеют возможность неплохо заработать в летние каникулы, преподавая русским мусульманские языки и письмо.

На вопросы, которые были опубликованы в 11 номере журнала «Икътисад» приходят ответы с разных мест. Наши читатели выражают солидарность с программой журнала. В следующем номере будут опубликованы результаты опроса. Читатели очень привержены к литературному творчеству. В будущем их произведения увидят свет в нашем журнале. Спасибо всем, кто прислал деньги в фонд журнала!

(1911 — №1 – с.31-32).

В медресе назначено время экзаменов — со 2 по 24 апреля, с 9 утра до полуденного намаза.

Общее собрание благотворительного общества, по примеру прошлого года, вынесло постановление о курсах русского языка начиная с 15 апреля по 15 июня.

Прихожанам 3-го прихода Городская управа выделила землю для строительства мечети. Прихожане начертили план мечети и отдали на утверждение. В этом большом приходе много бедного люда, но они всегда заодно, потому и дела у них всегда идут хорошо. Собрали две тысячи рублей денег, построили здание мечети, и у них еще остались деньги. Видимо потому, что многие работы выполняют сами.

Второй приход был открыт исключительно по просьбе нескольких прихожан и уже два-три года не имеет своего муллы, муэдзина и молельного дома. Выходит, что название есть, а существа нет. В этом году из деревни хотел приехать какой-то мулла, чем ввел в заблуждение самарских татар. А ведь уже был такой случай, когда приехал человек, назвавшийся муллой, собрал полторы тысячи денег с разрешения министра на покупку здания под молельный дом и был таков. Так доброе имя самарских татар, которое уважаемые мусульмане добывали прилежным трудом и старанием, за какой-то год было очернено, и об этом узнала вся округа.

Человек по фамилии Панченко выдумал инструмент измерения глубины воды под баржей. Инструмент успешно прошел испытания, и теперь господин Панченко хочет получить на него патент. Получено разрешение от губернатора на открытие магазина книги под названием «Икътисад». В магазине будут продаваться учебники на мусульманском и русском языках, книги по экономике и другая литература. Ответственным управляющим назначен редактор одноименного журнала Мухамметфатыйх Муртазин.

В селе Габдрахманово Бугульминского уезда произошел большой пожар, и много людей осталось без крова. По сообщению комитета помощи погорельцам, губернатор обратился в соответствующие инстанции с просьбой продавать им лес по сходной цене. Видите, когда мусульмане обращаются за помощью, государство им никогда не отказывает.

Из-за голода в Самарской губернии, Губернское земское собрание постановило до нового урожая давать семена крестьянам взаймы.

(1911 — №7 – с.222).

Правление «Иктисад», обратившись в Главное управление землеустройства, попросило пособие. Решение не известно.

Есть разрешение Губернской управы на строительство мечети для 3-го прихода. Мечеть будет построена на очень красивом месте из бревен. На строительство здания господин Юсуф Акчурин обещался пожертвовать пятьсот рублей денег.

Комитет, который в голодные годы собирал пожертвования и раздавал голодающим, и в этом году взялся за работу. Они не стали тратить время, ожидая разрешение на сбор пожертвований, а стали работать под эгидой «Самарского отдела русского общества охранения народного здравия», которое имея разрешение, не находило применения для своих сил. В совет этого общества из мусульман избраны господин Галихан Букейханов и имам Мухамметфатыйх Муртазин.

Этот комитет в прошлый голодный год собрал пожертвований на сумму 226772 рубля и накормил 8367 голодающих из 84 деревень, 3743 из них являются мусульманами. Комитет им очень помог. Надеемся, что и теперь друзья-мусульмане будут положительно отзываться об этом комитете и помогать бедным всеми возможными средствами.

Наш народ бедствует сильнее других. Плохие вести приходят из Бузулукского и Николаевского уездов. Означенный выше комитет, с разрешения господина губернатора, начал свою деятельность. Помощь поступает отовсюду. 6 ноября редакция газеты «Волжское слово» отдала в помощь голодающим доход от продажи одного тиража газеты, а коллектив газеты пожертвовал по три копейки с каждого рубля. Это хороший пример для остальных.

Открывшийся в Самаре магазин «Икътисад» посылает учебники и письменные принадлежности во все места, где они требуются и с каждым днем работа его улучшается.

(1911 — №8-9-10 – с.296-297).

Самарская татарская общественная организация открыла две русско-татарские школы на два прихода и обратилась в Городскую управу с просьбой включить их в городскую систему образования, а все расходы по содержанию взять на себя.

В Самаре есть центральная тюрьма, которая объединяет все большие тюрьмы России. Там постоянно содержится до восьмисот человек. Среди осужденных есть и мусульмане. Есть там и библиотеки для русскоязычных людей. А вот мусульманских библиотек до сих пор не было. Только в этом году выделено место и для мусульманской библиотеки. Поэтому идет сбор книг и брошюр для осужденных мусульман.

Если будут жертвователи книг, пусть обращаются по адресу: Самара, мулле третьего прихода Хади Батталову.

(1911 — №11-12 – с.358-359).

Потребительские общества

В селе Старое Кутлумбетово Самарской губернии стараниями Ашировых открылось потребительское общество. С 1910 по 1911 год это общество получило 1580 рублей. Если 873 из них потрачено на нужды общества, то 706 рублей 61 копейка — чистой прибыли.

Для предпринимателей, работающих в сельской местности это очень выгодное вложение денег. Кроме того, члены потребкооперации могут закупать лучшие товары у производителей. В данный момент у общества имеется 17 тысяч 269 рублей 97 копеек денег.

В последние годы все больше людей кооперируются для общего дела. В 1910 году в России работало 4240 потребительских обществ. И с каждым годом их количество растет.

В 1898 году они объединились в Союз потребителей. Сейчас в этом Союзе находится 385 обществ, и товар получают через этот Союз. В прошлом году, например, товаров поступило на сумму 2000375 рублей.

Если бы Потребительские общества действовали самостоятельно, то не смогли бы получать существенную скидку. А Союзу из 385 обществ каждый пойдет на уступки, отдаст лучшие товары в долг.

Сейчас это общество действует от своего имени. Клеит свои этикетки на чай, кофе, уксус, горчицу, ваниль, ученические тетради, всевозможные кондитерские и парфюмерные изделия московских и петербургских фабрик, мануфактуру, галантерейные изделия, спички, свечи, лекарства. Все это поставляется потребительским обществам по самым низким ценам и в долг. Но, понятно, все имеет разумные границы.

Чтобы вступить в общество, нужно внести пай в размере 50 рублей. Небольшим обществам разрешается выплата его по частям, например на пять лет по десять рублей. Союз существует за счет этих паев и ежегодных поступлений с прибыли Потребительских обществ из расчета три копейки с одного рубля.

Как открыть такое общество, как начать работать – начинающим предпринимателям расскажут в Союзе. Там же помогут написать проект Устава, выдадут готовую форму прошения, которую нужно просто заполнить и отправить по нужному адресу. Создавать общества очень нужное и полезное дело и для мусульман.

(1911 — №4 – с.105-106)

Чудо-пекарня

В Самаре жена Неклютина открыла новую пекарню, где хлеб пекут при помощи пара. Здание пекарни – двухэтажное. На нижних этажах держат муку, на верхнем находится сама пекарня. Там ставят тесто, месят и разделывают. Здание железобетонное, внутренние стены украшены блестящими узорами, крыша крыта стеклом. Днем светло от улицы, ночью включают электричество. На первом этаже в одной комнате находится ржаная мука, в другой крупчатка. Мука при помощи самоноски подается наверх. Движение происходит при помощи электричества. Там все так деликатно обустроено, что в муку не попадет ни одной соринки.

Мука, попадая на второй этаж, опрокидывается в квашню. В разных местах стоят всего шестнадцать емкостей для разного сорта муки. Все они на колесиках, и их можно передвигать и крутить.

Тесто месят при помощи электричества. Когда включается тестомесильная машина, в квашню опускается крутящееся коромысло, которое перемешивает муку и воду. Через какое-то время коромысло поднимается и вновь опускается в тесто. В это время квашня крутится и так тесто перемешивается. Эта совершенно беззвучная машина удивительным образом месит по 120 пудов теста в час.

Когда тесто готово, его переваливают на разделочный стол. Там тоже без участия человека тесто разделяется сначала на куски побольше, весом 20 фунтов, потом оно попадает в другую машину, которая делит тесто на мелкие кусочки. Работники пекари, одетые во все белое, делают из них французские булочки и раскладывают на деревянные доски. Когда булки поднимутся, перед отправкой в печь их ставят на специальные этажерки.

В пекарне всего четыре печи. Но в них нет огня, они обогреваются паром, который образуется в другой печи, которая топится углем в подвале дома. Таким образом, в печах пекарни всегда одинаковая температура 150–200 градусов и они всегда готовы к работе.

Печи эти тоже устроены по-особому. Там два дна. Когда надо загружать хлеб, выкатывается верхнее дно, на него ставятся этажерки с булками и закатываются обратно в печь. Это очень облегчает работу пекарей. Мелкие булки засовываются при помощи длинных лопат.

Внутри печи горят электрические лампочки. Они включаются, когда открываются дверцы печи и отключаются, когда дверцы закрываются. Жар в печи во всех местах одинаковый. Хлеб выпекается в течение 1,25 — 1 часа, булки – 17 минут.

Пекарня работает 16 часов в сутки. Восемь часов одна смена, восемь часов – другая. За это время самоноски поднимают на второй этаж две тысячи пудов муки. Пекарня за сутки выпекает 4-6 тысяч буханок хлеба весом в 10 фунтов или 80–120 тысяч булок.

Для тех, кто умеет выпекать хлеб даже в обычной печи, здесь много чудесного и неизведанного. Эта статья написана для сравнения, насколько далеко ушел прогресс.

Трое выборщиков из Самарской губернии, посовещавшись, решили выдвинуть на выборы в Государственную Думу купца из деревни Кривая Речка Бугульминского уезда господина Мингаза Мингалиева.

Он избран 63 голосами из 65 возможных.

Отчет журнала «Икътисад» за 1911 год.

Журнал «Икътисад» отпечатан тиражом 11.250 экз. Из них 171 экз. отправлен цензору и оставлен в оригинале, 7.098 экз. разошлось по подписчикам, в управлении имеется еще 2.181 экз. Расход средств составил 1.034.85. Денег за подписку и рекламу поступило 931.90 руб.

Отрицательный баланс составил 102.35 руб., совокупный отрицательный баланс за прошлые годы — 202.20 руб.

Выходит, что журнал почти окупает расходы на издание. Не достает всего 305.15 руб. На покрытие этих расходов попросили денег с Главного земельного управления. Если деньги не будут выделены, будем искать другие источники. В любом случае речь не идет о закрытии издания.

Конечно, мы надеялись, что доходы покроют все расходы. Но не получилось, потому что деньги, взятые людьми на разные нужды, не были возвращены в управление. Поэтому, давать журнал в долг больше не имеем возможности.

Впредь номеров журнала будем печатать ровно столько, сколько имеется подписчиков. Правда, в этом случае тому, кто подписался позже, журналов может не хватить. Поэтому просим подписчиков
подписываться на журнал с начала года.

В расходном листе не оговорен гонорар для авторов. Оставшиеся в управлении журналы и обменный фонд газет и журналов пойдут в счет оплаты труда редактора.

(1912 — №1 – с.32)

От правления «Икътисад»

В связи с тем, что еще нет разрешения на выпуск журнала «Икътисад» два раза в месяц, а номер уже был подготовлен под номером 8 и 9, издательство не нашло возможности напечатать его. Поэтому не удивляйтесь, что этот номер не похож на предыдущие.

(1912 — №8 – с.253)

Мы обращались к губернатору с просьбой об открытии отдельной мусульманской типографии. Ответ был отрицательным. Поэтому «Икътисад», по-прежнему, будет печататься в Оренбургской области.

Мечеть 3-го прихода, которую ранее задумывали строить из бревен, возводится из камня. Двухэтажное здание выглядит очень красиво. Скоро приступят к возведению минарета. Господин Махмут Баишев нашел подрядчика из среды уважаемых людей, из своих средств выделил 40 тысяч штук кирпича. За ним последовали и другие мусульмане – жертвовали и деньгами, и кирпичом. Вот так деревянная мечеть превратилась в каменную. Дай Аллах в скором времени достроить эту мечеть!

В этом году, похоже, поступающих учиться в приходскую школу будет много. Двое шакирдов (учащихся), закончившие приходскую школу, поступили в гимназию, еще один – в реальное училище.

В медресе и школе занятия начнутся с 1 октября. В этом году погода стоит хорошая, и деревенский люд еще не закончил осенне-полевые работы. Поэтому собрать сельских детей на учебу очень трудно.

(1912 — №6 – с.187-188).

Губернское присутствие решило закрыть мусульманское благотворительное общество, посчитав его опасным. Правда, до сегодняшнего дня вреда от него никто не ощутил, но вот Устав его присутствиюпоказался ненадежным.

(1913 — №2 – с.63).

Присутствие, которое занимается проверкой обществ, 7 декабря 1912 года заслушало доклад министра внутренних дел, который циркуляром № 2 от 20 января 1910 года предложил закрывать общества, объединяющие чуждые государству элементы. Они служат их внутренним национальным интересам, считают в присутствии. Опираясь на пояснения Правительственного Сената за номером 8397 от 4 сентября 1909 года, таковые общества являются причиной национальной раздробленности и угрожают общей безопасности и миру. В число указанных чуждых обществ зачислили и Самарское мусульманское общество, зарегистрированное 22 сентября 1907 года, и вынесли решение закрыть его по Уставу организации. 8 февраля донесли свое решение до Совета организации. А 17 марта состоялось собрание о ликвидации организации.

На собрании присутствовало 55 человек. Посовещавшись, решили, что библиотеку и мебель нужно отдать медресе, 500 рублей денег - на строительство новой мечети и школы 3-го прихода, оставшиеся 690 руб. 16 коп — на строительство женской школы при первом приходе. Для того чтобы собрать недостающую сумму и проследить за строительством школы была избрана комиссия из 8 человек и дело было передано им.

10 марта уважаемый учитель Шигабетдин хазрат Минюшев прибыл в Самару с тем, чтобы отпраздновать 25-летие со дня начала своей педагогической деятельности. Нынешние и бывшие его шакирды из школы и медресе, несмотря на распутицу, приехали на торжественное собрание. 10 марта было объявлено праздничным днем, и учеба была отменена. Юбиляру его бывшие шакирды подарили серебряные часы, а учащиеся – дорогую книгу.

Ученикам школы тоже были розданы подарки, а они в свою очередь устроили торжественное собрание для своих учителей. На собрании были зачитаны поздравительные телеграммы и письма. В честь уважаемого учителя была подготовлена к печати его биография и описан весь его двадцатипятилетний труд на ниве образования.

25 марта у городской управы просили и получили разрешение на собрание, на повестке дня которого был вопрос об открытии попечительского общества. Однако, в связи с тем, что околоточный надзиратель заставлял говорить только на русском языке, народ выразил недовольство, и собрание было перенесено на другое время.

В правление журнала «Икътисад» в продажу поступила брошюра с переводом Ахметзяна Бикиева «Как разбить небольшой плодовый сад». Там есть советы, как выращивать овощи. Стоимость 7 копеек, по почте – 9 копеек.

(1913 — №3 – с.94-95).

Товарищество «Икътисад»

Для того, чтобы в дальнейшем обеспечить бесперебойный выход в печать журнала «Икътисад» нужно создать организацию и поручить ему все дела, связанные с выпуском издания. С этой просьбой обращаемся к наиболее активной части подписчиков и передовым умам нашей нации. Если назначить паи по пятьдесят рублей, найдутся ли желающие приобрести их и стать совладельцами организации? До пятнадцатого ноября ждем писем от желающих вступить в данную организацию. Она будет называться «Товарищество «Икътисад», а управление, состоящее из трех человек, и распорядителем которого будет Мухамматфатыйх Муртазин, будет находиться в Самаре. Устав будет утвержден нотариусом. Средства товарищества будут состав-
ляться из паев, подписки и рекламной деятельности. Ежегодно в журнале будут печататься отчеты о работе, расходах и приходах товарищества. Дивиденды, получаемые товариществом, в течение трех лет не будут выдаваться пайщикам, а будут копиться в товариществе. Только после третьего года дивиденды будут разделены между пайщиками соответственно вложенным капиталам. Товарищество, таким образом, собирается приумножать капиталы пайщиков. Есть желание увеличивать количество пайщиков. Как только наберется 20 пайщиков, товарищество возьмется за работу.

Целью товарищества является сохранение журнала в том виде, в каком оно есть. Со временем постараемся выпускать его еженедельно. Так как годовой расход журнала «Икътисад» составляет всего 1800 рублей, надеемся, что выпуск журнала не прекратится. Данное товарищество создается не ради получения прибыли, а ради служения народу. Поэтому мы надеемся, что пайщики найдутся и с удовольствием поддержат наш журнал. Гарантирую, что товарищество будет управляться честно и хорошо.

(1913 – № 5-6. – Б. 129-130).

Сборник «Национально-духовное возрождение мусульманских народов
конца XIX в. и конца XX в.: перекличка эпох. К 125-летию Самарской
Исторической мечети»: материалы научной конференции.

Просмотров: 1505

Комментирование запрещено