Самарские башкиры на переломе эпох

img_0727Башкиры древнейшие жители поволжских степей. Письменное свидетельство о принадлежности этого региона башкирам мы находим у секретаря посольства Багдадского халифата Ахмед Ибн-Фадлана. В 921 г. посольство Багдадского халифата проезжал через поволжские степи. Согласно его описанию посольство долго ехало через страну огуз-кипчаков, а затем, переправившись через реки Самур (Самара) и Чаган, приток Яика (Урала), посольство вступило «в страну из числа тюрок, называемого башкиры».

Башкирские отряды вместе с булгарами осенью 1223 года нанесли жестокое поражение войскам Субедея-багатура. Башкиры оказали сопротивление нашествию монголо-татар и лишь в 1237 году признали власть монгольских ханов. В составе Золотой Орды башкиры имели своеобразную автономию, они сохранили самоуправление, свободу вероисповедания и право на свои земли. Однако поволжско-оренбургских степей они лишились, здесь хозяйствовали монголы, а затем ногайцы.

В середине XVI в. башкиры приняли подданство русского царя,белого хана (Ак батша). Русские цари приняли башкир в свое подданство на таких же условиях как ранее монгольские ханы. В составе России башкиры свободно исповедовали свою религию — ислам, землями владели на основе вотчинного права. Со временем башкиры стали отвоевывать свои «старинные земли» у ногайцев и калмык в поволжско-оренбургских степях. Бассейны рек Камелик, Иргиз и Каралик заселили группы бурзян, кипчак, юрматы, усерган, тангаур и табын. В первые века после присоединения к Русскому государству башкиры занимались в основном скотоводством и охотой. Тогда степи были богаты дичью. Руководитель экспедиции Петербургской Академии Наук 1768 года. П.С. Паллас пишет, что здесь водились медведи, лоси, сайгаки, дикие лошади (тарпаны). Из птиц были дрофа, стрепет, кречет, серый журавль, серый гусь, глухарь, рябчик. Обилие пастбищ позволяло башкирам иметь целые табуны лошадей.

После Крестьянской войны 1773-1775 гг. башкиры были переведены в военно-казачье сословие, в губерниях создавались кантоны, которые делились на юрты. Деревни Муртазино, Ташбулатово, Кинзягулово, Имилеево, Утяшево, Каскиново относились к первой юрте, деревни Хасаново, Зямбеково, Байрамгулово, Хамбиково, Дингизбаево, Кустяново вошли в третью юрту 9-го кантона.

По данным Всероссийской переписи 1897 г. в Самарской губернии было зафиксировано 57242 башкира, из них в Николаевском уезде (башкирские деревни нынешней Самарской области входили в этот уезд) проживало 7461 башкира. В 1970 году в Самарской области проживало 5800 башкир, в 1979 г.-6320, 1989 г. – 7495, 2002 г.-7885, 2010 г.- 7290

Дома самарских башкир были сложены из самана и дерна, крыши закрывались камышом или соломой.

В пищевом рационе особое место занимали мясные блюда. Краевед и исследователь 1910 года И.Железнов о пище самарских башкир пишет так: «любимое лакомое кушанье башкирцев казы и бишбармак, за этими кушаньями следует в разных видах молоко, корот, потом из пшеничного теста калачи, лепешки, салмы и баламак. Из напитков самый драгоценный — кумыс». Башкиры этого региона употребляли в пищу вареный бараний курдюк, а также верблюжий горб.

Дети учились грамоте и получали образование в мектебах и медресе. В каждой деревне, где была мечеть, традиционно велось обучение детей. Историк А.П Чулошников исследователь кантонного периода Башкортостана упоминает об обучении башкирских детей этого периода. «Местная молодежь почти вся обучалась в мектебе или приходскими муллами, или вольнонаемными учителями. В каждом ауле, по данным начала 60-х годов XIX века, почти 2/3 детей обоего пола, начиная с 7-летнего возраста ходили в школы, причем девочек обучали жены мулл и другие грамотные женщины. В этом последнем отношении саратовские (и самарские) башкиры шли, таким образом, впереди остального башкирского населения, где женское образование даже в религиозных школах было тогда очень слабо распространено… Первое русское училище среди саратовских башкир возникло еще в 1852 году в центре Башкирского отделения в умете Камеликском, где обучались башкирские мальчики 1-й и 3-й юрт (Самарской губернии)» Грамотность иргизо-камеликских башкир была довольно высокой. По данным Всероссийской переписи 1897 г., в целом по Самарской губернии грамотность среди башкирского населения составляло у мужчин 35,4%, а женщин – 30,4%. Соответственно подобные показатели составляли среди русских 30% и 9,1%, а среди татарского населения 22,1% и 19,3%. Высокий уровень грамотности самарских башкир, в том числе женщин, стало основой активного участия их в политической жизни края и Башкирской Республики. Не случайно, на 1-м Всероссийском курултае (съезде) 20 июля 1917 г. в Оренбурге по «женскому вопросу» выступила единственная женщина – делегатка учительница Рабига Юмагулова-Кушаева. Делегатка от Самарской губернии выдвинула требование предоставить башкирским женщинам полные гражданские и политические права наравне с мужчинами.

Центрами духовности и грамоты выступали мечети, обучение детей входило в круг основных обязанностей служителей религии. Мечети же были почти во всех башкирских деревнях Самарской губернии. Так, в Утекаево была соборная мечеть во главе с имамом-хатибом Алтынбаем Габдрахмановым, в д. Имилеево (Кыпсак) мечеть была построена еще в 1799 году. В деревне Хасаново во 2-й соборной мечети имам-хатибом был Галиулла Ишкарин. К этой мечети относились деревни Зиямбетово, Байрамгулово, Хамбиково, Дингизбаево, Ташбулатово и Кустяново. В соборной мечети д. Муртазино имам-хатибом и мугаллимом был Ахметзян Саитбатталович Муртазин. К этой мечети были приписаны прихожане деревень Кинзягулово и Имилеево.

Самарская губерния является родиной многих выдающихся политических деятелей Башкортостана. Одним из активных деятелей башкирского национального движения 1917-1920 гг. был Харис Юмагулович Юмагулов. Он родился в деревне Хасаново Имелеевской волости Пугачевского уезда Самарской губернии. В 1914-1915 гг. он учился в Московской высшей сельскохозяйственной академии. По воспоминаниям А.З. Валидова, в день открытия 1-го Всебашкирского курултая 20 июля 1917 г. в г.Оренбург все лозунги на башкирском языке с приветствием курултаю были написаны Харисом Юмагуловым. Он был членом Башкирского областного шуро, председателем Башревкома в 1919-1920 гг., был уполномоченным БашЦИК при ВЦИК. В 1937 г. он был обвинен в участии в антисоветской националистической организации, в том же году расстрелян.

В этой же деревне родилась вышеупомянутая Рабига Юмагулова(Кушаева). Деревня Хасаново — родина писателя, лауреата премии имени Салавата Юлаев, Хадии Давлетшиной. Ее роман «Иргиз» о самарских башкирах, об их удивительно- красивой и богатой жизни в степях Поволжья.

Уроженцами деревни Дингизбаево Николаевского уезда (ныне Больше-Черниговского района) были народный поэт Башкортостана Рашит Нигмати и министр просвещения БАССР Фатима Хамидовна Мустафина.

Видный государственный и общественный деятель, писатель Губай Давлетшин родился в деревне Ташбулатово. В этой же деревне родился Габбас Давлетшин основоположник башкирского языкознания. В 1930 г. он издал «Орфографический словарь башкирского языка», написал первый учебник башкирского языка для вузов республики. Уроженцем иргизских башкир является и автор повести «Пламя в степи» Башар Хасан. Основой для романов и повестей всех этих выдающихся писателей является удивительно-богатое устно-поэтическое творчество народа. Сегодня фольклор самарских башкир, в основном, уже только в архивах. Однако, радует то, что молодые таланты постоянно приезжают в Уфу на различные творческие конкурсы и побеждают. Самарскими башкирами гордится наша республика, надеемся, что они будут радовать нас своими успехами и в будущем.

Литература и источники:
1. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.; Л., 1939. С. 66
2. Башкиры в начале XXI века. Статистический сборник. Уфа, 2008
3. Железнов И. Уральцы. Т.1. Спб., 1910. С.254-255.
4. Асфандияров А.З., Асфандиярова К.М. История башкирских деревень Саратовской и Самарской областей Российской Федерации. Кн-10. Уфа, 2002. С. 25
5. Надыргулов У.Ф. Иргизо-камеликские башкиры. Уфа, 1996. С. 23
6. История башкирского народа. Т.5. Уфа, 2010. С.119

Н.М.КАЛМАНТАЕВ, доцент БашГУ,
член исполкома Всемирного курултая (конгресс) башкир, 
председатель комиссии по истории башкирского народа.

Сборник «Национально-духовное возрождение мусульманских народов
конца XIX в. и конца XX в.: перекличка эпох. К 125-летию Самарской
Исторической мечети»: материалы научной конференции.

Просмотров: 1663

Один комментарий

  1. Неправильные названия деревень. Не Муртазино, а Муратшино, не Утяшево , а Утекаево, не Хамбиково, а Хамбилево, Зямбеково — Зянбердино.