Самарские татары и ислам в контексте современности

img-20130630132215-873В 1988 г., то есть на закате советской эпохи, на территории Самарской области оставалось 14 действующих мечетей. Переломным для религиозных организаций области, в том числе и для мусульманских приходов, стал 1989 г. С этого времени одна за другой стали регистрироваться махалля, открываться мечети. В конце 1980-х – 1990-е гг. среди татарского населения наблюдался всплеск интереса к религии, к национальной культуре, языку, актуализировалось национальное самосознание. По убеждению экспертов и прихожан, принявших участие в интервью, «подхлестнуло развитие ислама образование культурно-просветительных центров, которые обратили внимание, конечно, на свою историческую религию» (М. Федоров). «Через национальные, культурные традиции народов этнические мусульмане сохранили в себе религиозность. Поэтому тот толчок, который был дан со стороны государства, — принятие ряда законодательных актов – позволил активизировать приобщение этнических мусульман к исламу» (И. Галяутдинов).

Возрожденческое движение шло с двух сторон: по инициативе немногочисленного мусульманского духовенства и светских активистов. За несколько лет ситуация существенно изменилась. По мнению одного из активистов татарского общественного движения, в начале 1990-х гг., когда в Старой мечети на Курбан-байрам, Ураза-байрам собирались 200 – 300 человек, то многим казалось, что это очень много. «Сколько разговоров потом, что народ просыпается. На 40 тысяч татар 200 пришли на Курбан-байрам! Сейчас 5 тысяч не умещаются в Соборной мечети, во дворе примерно столько же на ковриках читают, и ещё в пяти местах, в других местах читают…» (Ш. Багаутдинов).

Увеличение количества прихожан в мечетях, наблюдавшееся в конце 1980-х гг. — начале 2000-х, позже приобрело некоторую специфику: среди местных этнических мусульман интерес к религии ослабел, мечети заполняются мигрантами-мусульманами, численность которых продолжает увеличиваться. Вот как комментирует ситуацию религиозного возрождения среди татар старший имам Самарской Соборной мечети Иршат хазрат Сафин: « Думаю, что о религиозном возрождении, как по всей стране, так и у нас в области говорить приходится прагматически. Да, было сначала поголовное увлечение, затем оно, бытовавшее у некоторых в виде моды, прошло. Основной костяк остался в вере. Но ревностных, исповедующих на самом деле, то есть практикующих, выполняющих обряды, не много. В контексте того, что так много мечетей, медресе и возможностей, отставших от общей волны не много. Да веруют, да соблюдают, но содержания в вере людей не так много. Внешне мы видим увеличение, но в общем потоке это не так много».

Подобное мнение высказывают и некоторые рядовые прихожане. Таким образом, очевидность религиозного возрождения в среде этнических мусульман, в частности, татар, с одной стороны, не вызывает сомнений, с другой предстает как явление неоднозначное, предполагающее дальнейшие качественные изменения в мусульманской умме.

В этом плане показателен вопрос об истинно верующих, об истинных мусульманах. «Истинно верующий или нет, об этом судит только Всевышний. Внешний показатель не может быть критерием оценки веры. Мы можем видеть человека, он поклоняется, совершает намаз, приходит в мечеть, например. Но что у него в душе мы не можем знать, что в душе у него происходит. Может быть он с какой-то своей целью хочет показаться другим людям, может хочет получить какие-то награды или еще что-то. Авторитет какой-то заслужить, возможно. Потому, что цель знает лишь Всевышний. Мы можем судить только по внешним признакам и оценивать. Но сказать, кто истинно
верующий, мы не можем (муфтий Т. Яруллин);

В 1994 г. было образовано Региональное Духовное управление мусульман Самарской области (РДУМСО), которое первоначально возглавил имам А. Мингачев, затем муфтий Самарской Соборной мечети Вагиз хазрат Яруллин. На V съезде мусульман Самарской области (сентябрь 2012 г.) на пост председателя РДУМСО был утвержден Талип хазрат Яруллин.

В ноябре 1999 г. была открыта Самарская Соборная мечеть, построенная при финансовой поддержке администрации области. В настоящее время мусульманская община области насчитывает 95 официально зарегистрированных приходов-махалля, свыше 70 мечетей и молельных помещений, строительство которых, хотя и не без проблем, продолжается. На территории области работают 2 учреждения среднего профессионального религиозного образования медресе «Нур» (Самара) и медресе «Гали» (муниципальный район Похвистневский, село Алькино).

За небольшим исключением сельские и городские махалля находятся в ведении РДУМСО, которое входит в состав Центрального Духовного управления мусульман России. Напомним оценку Председателя ЦДУМ, Верховного муфтия Т. Таджуддина. Выступая на праздновании 100-летнего юбилея мечети «Колмаюр» села Теплый Стан (2006 г.), Верховный муфтий назвал ситуацию в мусульманской общине Самарской области, сотрудничество ее духовных лидеров и администрации образцовыми. Столь высокая оценка фактически была подтверждена Т. Таджуддином весной 2014 г. на совещании полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе М. Бабича с председателями Духовных управлений мусульман.
Стабильной можно назвать ситуацию в мусульманской региональной умме и сегодня. Сохраняется конструктивное взаимодействие с органами власти и муниципального управления.

Региональное Духовное управление мусульман Самарской области – это консолидированный орган, куда можно обратиться по любому вопросу. Особенное место в жизни мусульман занимает махалля №30 (Самарская Соборная мечеть), в мутаваллият которой входят представители всех приходов области. Ежегодно в махалля проводятся отчетные собрания, а раз в три года – отчетно-перевыборные собрания РДУМСО и мутаваллият Соборной мечети активно сотрудничают с татарскими национально-культурными организациями, которые со своей стороны также стремятся к тесному взаимодействию и с РДУМСО, и с конкретными приходами. «Ни один светский праздник не обходится без участия ДУМСО, членов общественных советов приходов. И наоборот» (Ш. Галимов).

В настоящее время в области зарегистрированы 18 татарских национально-культурных организаций. Наиболее активными являются: областное татарское общество «Туган тел» (1989 г.), областная татарская национально-культурная автономия (2010 г.), татарская национально-культурная автономия г. Самары (2001 г.), городская национально-культурная автономия татар г. Тольятти (2001 г.), региональная творческая общественная организация «Дуслык» (2011 г.), Ассоциация содействия татарским предпринимателям Самарской области (2011 г.), культурно-исторический фонд «Булгарское наследие» (2008 г.), городская общественная организация Самарский татарский творческий союз артистов «Ялкынлы яшьлек».

Одно из приоритетных направлений деятельности татарской общественности – сохранение и развитие системы национального образования. На этом поприще более двух десятилетий задавали тон активисты «Туган тел». Затем к этой деятельности подключились областная и городские (самарская и тольяттинская) национально-культурные автономии, региональная творческая общественная организация «Дуслык». Несмотря на усилия общественности, численность школ с преподаванием родных (нерусских) языков, в том числе и татарского языка, неуклонно сокращается. Если в 2000-2001 учебном году на территории области работали 23 школы с преподаванием татарского языка и других предметов этнокомпонента, то в 2015 – 2016 учебном году — 13 школ.

На основании результатов опроса, проведенного в 2015 г. – 2016 учебном году, можно сделать вывод о социальном заказе на изучение предметов и тем этнокультурной направленности. Так, каждый второй эксперт отметил, что ближайшие годы в Самарской области будет достаточное количество родителей, заинтересованных в обучении своих детей родным языкам, предметам этнокультурной направленности. Более трети экспертов уверены, что такой же интерес родители проявят к изучению предметов на родных языках и предметов религиозной направленности. Учитывая, что 94 % респондентов из группы учащейся молодежи продемонстрировали готовность изучать этническую (народную) культуру, более 97 % респондентов – родителей поддерживают изучение в школах предметов либо тем этнокультурной направленности, рекомендуем управлениям образования, администрациям общеобразовательных школ и вузов активно использовать возможности учебных программ, ресурсы внеклассной и внеаудиторной образовательной и воспитательной деятельности.

Наиболее востребованные направления изучения этнокультуры - это: история родного края, национальная кухня. Достаточно много студентов и школьников готовы изучать национальные традиции и праздники, народное изобразительное творчество, народные ремесла, историю народов региона, национальную литературу, народный эпос, народные сказания, национальные виды спорта, географию родного края, национальные танцы, традиционную религиозную культуру. Есть желающие изучать народную музыку, народное песенное творчество, традиционные виды труда и хозяйственной деятельности, традиционный костюм. Студенты и школьники наиболее активно поддерживают такие формы знакомства с народной культурой как поездки в другие города и регионы, посещение театров, концертов народного творчества, народных праздников, тематические туристические походы, посещение музеев и выставок.

В образовательном пространстве региона существует запрос на изучение родных языков. Так, более половины студентов и школьников выразили готовность изучать национальный язык, в том числе абсолютное большинство респондентов, идентифицирующих себя русскими. Хотели бы обучаться на национальном языке 10 % респондентов, при этом старшеклассники татарской школы «Яктылык», участвующие в опросе, предпочитают обучению на родном языке углубленному либо стандартному изучению родного языка. Родители учащихся школы «Яктылык» также предпочитают, чтобы их дети изучали родной язык, но не обучались на родном языке Встречается мнение, что религиозные организации вообще не должны вмешиваться в общественную жизнь. Тесное сотрудничество между татарскими национально-культурными и мусульманскими организациями воспринимается однозначно позитивно. При этом некоторые эксперты подчеркивают, что в общественной жизни, в социальном служении роль религиозных организаций, прежде всего, православных и мусульманских ничем не заменима. Так, по мнению старшего имама Соборной мечети, это участие может включать социальную, образовательную, культурную и медицинскую сферы.

На протяжении XX века, за исключением периода 1940-1960-х гг., когда часть районов с компактным расселением татар были переданы в Пензенскую и Ульяновскую области, численность татарского населения Самарской области изменялась незначительно, удельный вес имел тенденцию к сокращению. Более существенное влияние оказала урбанизация. В 1921 г. подавляющее большинство татар – сельские жители: сельчан в 10,8 раза больше, чем горожан. В 1960-х гг. уже очевидно влияние урбанизации, в частности Всесоюзная перепись населения 1970 г. зафиксировала небольшой перевес татар-горожан (на 2800 человек). В последующие десятилетия темпы урбанизации ускорились: в 1979 г. татар-горожан в 1,7 раза больше, чем сельских жителей; в 1989 г. соответственно в 2,1 раза; в 2002г. — в 2,3 раза; в 2010г. – в 2,4 раза.

Урбанизация охватывает все сферы жизнедеятельности, включая профессиональную структуру, образ жизни, организацию быта. Выделим такую сферу деятельности как предпринимательство, в
которой самарские татары весьма активны и успешны. Ярким примером успешного предпринимательства как социальной практики является население села Алькино муниципального района Похвистневский. Здесь оригинальным образом соединились традиционный уклад (строгое соблюдение мусульманских предписаний, следование национальным традициям) и урбанизированные формы хозяйственно-экономической деятельности. На первом Всероссийском сходе предпринимателей из татарских сел, организованного исполкомом Всемирного конгресса татар и Всероссийской общественной организацией «Татарские села России» (март 2012 г.) село было представлено как образцовое.

Таким же примером инкорпорации традиционного в современную культуру бизнеса, на наш взгляд, является халяль — индустрия. Популярность бренда «халяль» подтолкнула Региональное духовное
управление мусульман Самарской области образовать специальный комитет «Халяль», который на коммерческой основе осуществляет «координацию деятельности по организации и содействию в сфере изготовления продуктов питания и обеспечения населения дозволенными продуктами в соответствии с предписаниями мусульманского вероучения» (февраль 2012 г.). На сайте РДУМСО комитет имеет собственную страницу, в том числе представлен перечень сертифицированных предприятий, реализующих продукцию «халяль». По состоянию на ноябрь 2016 г. сертификат имеют 9 предприятий.

Практическое значение имеет вопрос об участии государства в строительстве мечетей. Этот вопрос был задан респондентам, принимавшим участие в пилотном опросе (октябрь 2014 г.). Среди респондентов почти в два раза больше одобряющих участие государства в строительстве мечетей, чем выступающих против такого участия: соответственно 46 % и 24 %. Среди тех, кто поддерживает участие государства в строительстве мечетей, часть полагает, что государство должно финансировать строительство (24 %), другие полагают, что следует оказывать только организационную поддержку (22 %). Пятая часть респондентов затруднились с выбором позиции.

Литература и источники:
1. Интервью проводились в рамках проекта Института истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан «Татары и ислам в регионах Российской Федерации». В качестве экспертов выступили муфтий РДУМСО Т. Яруллин, старший имам Самарской Соборной мечети И. Сафин, секретарь РДУМСО Н. Сулейманов, председатель религиозного общества мусульман Красноглинского района Самары И. Минхаметов, советник президента Самарской региональной творческой общественной организации «Дуслык» И. Галяутдинов, исполнительный директор Самарской областной татарской национально0культурной автономии Ш. Галимов, доцент СамГУ М. Федоров (в 1996-2002гг. — консультант Губернатора Самаркой области по религиозным вопросам), активист татарского национально-культурного движения, журналист Ш. Багаутдинов, прихожане Фархад Файхутдинов, Фарид Шириязданов, Абдурахман, Артур Рахматуллин, Мнир хаджи. Интервьюеры — Н. Мухаметшина, Н. Явкин.

2. «Азан». 2006. 9 июня. – С.1-2.

3. 30.04.2014г., Самара. Архив автора.

4. Подсчитано на основании справок министерства образования и науки Самарской области.

5. Программа Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем (ИЭА РАН). Было опрошено 450 респондентов (студенты, старшеклассники, родители школьников)
и 180 экспертов (преподаватели и администрация СОШ, вузов, активисты НКО, госслужащие).

6. Подсчитано: http:www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac (Дата обращения 20-22.10.2016 г.).

7. URL.http://tatar-duslyk.ru (Дата обращения 25.03.2014 г.).

8. URL: http://www.islamsamara.ru. (Дата обращения 6.11.2016 г.).

9. Распределенный научный центр межнациональных и межрелигиозных проблем. Опрос проводился в субъектах ПФО. В Самаре опрошено 100 респондентов. Выборка квотная целевая по полу, возрасту, образованию.

Н.С. МУХАМЕТШИНА, д. п. н., профессор Самарского государственного архитектурно-строительного университета.

Сборник «Национально-духовное возрождение мусульманских народов
конца XIX в. и конца XX в.: перекличка эпох. К 125-летию Самарской
Исторической мечети»: материалы научной конференции.

Просмотров: 1043

Комментирование запрещено