«Я вас очень прошу – отзовите!»: в Госдуме стартовали бои за родные языки

Гаджимет Сафаралиев сразу предупредил коллег, что реакция в регионах на законопроект бурная, а тема языка настолько острая, что недолго самим повторить путь тех стран, которые запрещали русский язык Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/381875

Гаджимет Сафаралиев сразу предупредил коллег, что реакция в регионах на законопроект бурная, а тема языка настолько острая, что недолго самим повторить путь тех стран, которые запрещали русский язык

Пока противники законопроекта кроют его примерами Украины и Латвии, свою подпись под ним поставил идеолог «Единой России»

«Это, по сути, то же, что в ряде зарубежных стран сделали с русским языком — один к одному!» — высказал вчера депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов авторам скандального законопроекта о «факультативных языках» на заседании комитета по образованию Госдумы РФ. Между тем его председатель Вячеслав Никонов заявил «БИЗНЕС Online», что получает массу писем по поводу законопроекта и пока счет не в пользу его противников. Отзывы на законопроект принимаются до 6 июля, а рассмотрят его осенью.

«ЗАПРЕЩАТЬ ЯЗЫК НЕЛЬЗЯ»

По сути, именно накануне в Госдуме начались первые публичные обсуждения скандального законопроекта о необязательности национальных языков. На заседании комитета по образованию решался вроде бы проходной вопрос о рассылке документа по регионам. Но можно вспомнить, что именно с просьбой организовать обсуждение законопроекта на местах  отправлял свою челобитную спикеры Думы Вячеславу Володину Госсовет РТ.  Не удивительно, что в итоге все вылилось в небольшую стычку между авторами инициативы и ее противниками, свидетелем чему стала корреспондент «БИЗНЕС Online».

Первым начал протестовать член комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев, представляющий Дагестан. Он сразу предупредил коллег, что реакция в регионах на законопроект бурная, а тема языка настолько острая, что недолго самим повторить путь тех стран, которые запрещали русский язык. «Украина начиналась с запрета языка, Латвия — запрет языка. Запрещать язык нельзя. Мы говорим, что надо на добровольной основе. Зачем мы переводим это в вариативную часть? Хотим — изучаем, не хотим — не изучаем. Надеюсь, что власть услышит регионы, услышит представителей общественности, услышит преподавателей, в том числе родных языков. Как-то к этой ситуации надо подойти серьезно в том моменте. Законопроект сыроват», — пояснил депутат.

К слову, сам Сафаралиев, который в прошлом созыве возглавлял комитет по делам национальностей, являлся одним из авторов поправок в ФЗ «О языках народов РФ», которыми предлагалось расширить сферу использования языков народов России, а в некоторых случаях приравнять их по статусу к государственным языкам республик в составе РФ. Кроме того, в законопроекте было предложение позволять выбирать русский язык в качестве родного для обучения. В Татарстане тогда эту идею не поддержали, указав, что закрепление за русским языком не только статуса государственного, но и родного, приведет к уменьшению количества часов, выделяемых на изучение татарского. «Законопроект получил поддержку регионов, но не получил поддержку администрации президента. Тем не менее потом мы его сняли», — вспоминал в пятницу Сафаралиев. Несмотря на это, теперь парламентарий протестует против нынешнего законопроекта коллег.

Один из авторов законодательной инициативы Алена Аршинова тут же бросилась защищать свое детище, утверждая, что суть документа вовсе не в том, что обрисовал ее коллега. «Очень серьезный законопроект, и авторы готовы обсуждать максимально широко с привлечением общественности, мнение которой до сих пор игнорировалось по этим вопросам», — отметила она, добавив, что инициаторы готовы рассмотреть поправки в законопроект. Но и с этим депутат от Дагестана согласиться не мог, он лишь продолжал сгущать краски. «Я из многонационального региона. Я, как рентген, вижу ситуацию: как только мы переходим к добровольному, так сразу начинаем все терять. Это известная ситуация. Всегда существовала и всегда будет», — волновался он.

Ему на помощь пришел нынешний глава комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. «Это, по сути, то же, что в ряде зарубежных стран сделали с русским языком — один к одному, — возразил он авторам законопроекта. — Я бы предложил авторам отозвать законопроект и серьезно поработать над содержанием этой позиции. Я вас очень прошу — отзовите!» По словам депутата, норма о добровольности на сегодня уже и так реализована во всех учебных заведениях, а законопроект лишь все усложняет и создает «непонятную ситуацию». Заодно Гильмутдинов предложил обсудить этот законопроект на парламентских слушаниях по «языковому вопросу», которые постоянно откладывались начиная с прошлого года и наконец должны состояться 4 июля. Отметим, что на заседании Ильдар Ирекович был единственным представителем от Татарстана.

«Ни Алена Игоревна [Аршинова], ни я, ни другие депутаты нисколько не хотели вызвать ощущение восприятия нас как людей, стремящихся создать условия, связанные с майданом или чем-то еще», — пытался заверять собравшихся еще один автор законопроекта депутат Борис Чернышов.

«НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ПОЛИТИЧЕСКИ ОСТРОГО, ЧЕМ ЗАКОНОПРОЕКТ О ЯЗЫКАХ»

Так что главе комитета по образованию Вячеславу Никонову оставалось лишь выступить своеобразным примирителем двух полярных мнений. «Мы максимально серьезно должны отнестись к этому вопросу. Будет самое серьезное обсуждение, предусматривающее участие заинтересованных сторон. Мы предполагаем, что реакция может быть разной, поэтому относимся со всей серьезностью», — отметил он. Уже после заседания в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Никонов отметил, что ему приходит много писем по «языковому вопросу». «В основном, кстати, в поддержку законопроекта», — добавил он. Комментировать политические последствия не только принятия, но и в принципе существования такой законодательной инициативы он не стал, дипломатично пообещав «с учетом всех мнений и деталей рассматривать законопроект». «Нет ничего более политически острого, чем законопроект, связанный с «языковым вопросом», — добавил Никонов.

Аршинова же рассказала нашему изданию, что со стороны родителей уже не первый созыв ей поступают обращения с просьбой решить наконец «языковой вопрос». «Все предыдущие усилия, которые принимались, не привели к ожидаемому итогу», — констатировала депутат. Отправной точкой для нее стало выступление Владимира Путина прошлым летом в Йошкар-Оле. Впрочем, как утверждает Аршинова, даже прокурорские проверки, о которых просил президент, к желаемому результату не привели — родители по-прежнему продолжали заваливать ее письмами. «Люди говорят: „Нам что, переезжать? Мы разве в другой стране живем?“ А мне как на эти вопросы отвечать? Или говорят учителя: „Как нам переходить на ФГОС-2, когда нам надо давать второй иностранный, а мы недодаем русский? Еле-еле осваиваем английский, а немецкий дать не можем“», — рассказала она.

Поэтому, желая не только выполнить поручение президента, но и «оправдать ожидания избирателей», Аршинова и Ко внесли свой законопроект о добровольном изучении госязыков республик. «Я понимаю, что очень непростой законопроект. Я понимаю, что за нас и за президента голосовали как те, кто с одной стороны оказался, так и те, кто с другой. Я считаю, что эту тему замалчивать нельзя. Родители ожидают, что их услышат, они говорят, что у них есть проблемы, что национальный язык ставится фильтром для допуска к итоговой аттестации. Они просят, чтобы у них свой родной язык появился. Море обращений с поддержкой, что это их последняя надежда. Поэтому, конечно, я верю, что мы правильно сделали. Мы понимали, что будет дискуссия, мы к ней готовы. Я думаю, что тут должен быть консенсус», — считает депутат.

Аршинова заверила, что каждый регион может оставить свой отзыв на законопроект и каждое мнение будет учтено. Сбор предложений и поправок продлится до 6 июля, а это значит, что рассмотрение законопроекта в первом чтении состоится лишь в осеннюю сессию. «Мы предлагали его рассмотреть раньше, но поскольку он оказался тяжелее, видимо, из-за этого наш председатель комитета предложил собирать предложения до 6 июля. Я не спорила с этим. Законопроект переходит на осеннюю сессию. Максимальное количество сторон успеет высказаться», — отметила депутат. В то же время Аршинова отметила, что к их законодательной инициативе продолжают присоединяться коллеги из Думы.

При этом она видит благоприятный знак в появлении положительного заключения правового управления Госдумы. «До этого согласования точно знаю, что руководители Татарстана ездили на встречу к высоким руководителям, били во все колокола и прочее. Для меня это сигнал, что тихо, но процесс идет. Посмотрим», — заявила депутат. Заметим, однако, что переоценивать значение документа за подписью замначальника правового управления Госдумы РФ Ольги Гвоздилиной все же не стоит: там речь идет лишь о техническом моменте — надо ли получать отзыв на законопроект правительства РФ. Ответ — не надо, поскольку новелла не требует дополнительных бюджетных расходов.

Число формальных инициаторов законопроекта действительно растет как на дрожжах. Только за последнюю неделю «отцов» у инициативы стало на пятеро больше. Самый примечательный момент — появление в списке тяжеловесов. Соавтором законопроекта стал заместитель секретаря генсовета «Единой России», ответственный за идеологическую платформу партии, депутат Госдумы, бывший замдиректора ВГТРК Евгений Ревенко. К сожалению, вчера Ревенко в течение дня так и не нашел времени, чтобы ответить на вопросы «БИЗНЕС Online». Но понятно, что его подключение можно рассматривать как сигнал о повышении ставок со стороны федерального центра. Законопроект получает официальный статус, представить его как несогласованную инициативу и отозвать без потери лица теперь будет значительно сложнее.

Вместе с тем уже есть два случая, когда депутаты из национальных регионов под градом общественной критики отозвали свою подпись под законопроектом. Речь идет о депутате Ирине Марьяш из Кабардино-Балкарии и Ольге Севастьяновой из Коми. Татарстанских депутатов среди «вносителей» законопроекта нет.

«ТРЕБУЕМ, ЧТОБЫ ВЫ ЗАЩИТИЛИ ТАТАРСКИЙ — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК»

Напомним, вызвавшая бурную реакцию в национальных регионах законодательная инициатива внесена несколькими депутатами Госдумы и предполагает серию правок в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Законопроект уточняет, что «преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ». Однако этим авторы не ограничиваются, законопроект затрагивает также изучение родных языков. Сейчас они присутствуют в обязательной (инвариативной) части ФГОС. Если школа выбирает вариант учебного плана, где есть этот предмет, родителям остается только выбрать, какой именно язык они хотят изучать, но отказаться от предмета как такового не могут. Поэтому, в частности, появился специфический предмет «Русский язык как родной» — преподавать его приходится таким образом, чтобы ученики не получили преимуществ при сдаче ЕГЭ перед одноклассниками. Текст законопроекта же можно трактовать таким образом, что родные языки должны быть полностью перенесены в факультативную часть.  В законопроекте прямо говорится, что родители вправе выбирать «факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включая родной язык из числа языков народов Российской Федерации и государственный язык республик Российской Федерации» (добавка к существующему тексту закона выделена курсивом).

На новый законопроект, внесенный в Госдуму, казанский Кремль отреагировал болезненно. Официальный представитель Кремля Лилия Галимова заявила, что законопроект «носит конфликтогенный характер». Позднее она рассказала, что работа по решению вопроса ведется — «в рабочем режиме, кабинетно». «Это связано с тем, что мы в процессе учебного года и в очередной раз нарушать учебный процесс, менять учебные планы и вызывать волнение нет смысла», — резонно объясняла Галимова. Позже спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заявил о том, что «добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить». А затем на очередном заседании Госсовета депутаты раскритиковали данный законопроект и выступили резко против него.

Дискуссия набирает обороты, и темой самым активным образом озаботились уже не только в Татарстане. В языковой конфликт уже вовлечен совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), который предрекает социальные конфликты на этой почве. Документы в защиту государственных языков национальных республик РФ приняли союз журналистов Дагестана, лезгинская федеральная национально-культурная автономия, конгресс карачаевского народа и другие организации.

На прошлой неделе курултай башкир (аналог всемирного конгресса татарприм. ред.) выступил с обращением, где просит Госдуму отказаться от рассмотрения законопроекта. В курултае единогласно заявили, что документ направлен на постепенное «уничтожение российского народа». А еще чуть ранее на change.org появилась петиция с требованием отозвать из нижней палаты Федерального Собрания депутатов Госдумы от Чувашии Олега Николаева и Аршинову, которые являются одними из инициаторов данного законопроекта. Автор петиции — помощник депутата Госсовета Чувашии, юрист Юрий Осокин требует от депутатов Госдумы от Чувашии сложить свои мандаты, «так как они утратили доверие народа».

Против данного законопроекта также высказались ряд татарстанских депутатов в Госдуме. Айрат Фаррахов, Александр Сидякин, Марат Бариев, Ирек Зиннуров и Равиль Хуснуллин отметили, что данная законодательная инициатива несвоевременна. Как рассказал «БИЗНЕС Online» думец Фаррахов, в случае, если законопроект пройдет в первом чтении и не будет отозван авторами, то депутаты от Татарстана будут пытаться внести в него правки.

Накануне ВТОЦ провел пикет в Казани с требованием отклонить законопроект. «Депутаты Аршинова, Николаев, Саралиев, Смолин, Чернышов! Ваш законопроект нарушает статьи 1, 5, 68, 72 Конституции РФ»; «Путин, Володин! Ратифицируйте Европейскую хартию региональных языков»; «Президент Минниханов! Требуем, чтобы вы защитили татарский — государственный язык!»; «Депутаты Госдумы РФ от Татарстана! Требуем: вы должны выступить против антиконституционного законопроекта» — плакаты с такими требованиями держали представители ВТОЦ.

Бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов также раскритиковал данный законопроект, назвав призывы отменить изучение национальных языков в школах аморальными. «Это значит, Конституцию отменить? По Конституции у нас объявлено равноправие всех субъектов Федерации — республик, краев, областей. Гарантировано изучение родного языка, сохранение национальных культур. Эти вещи связаны с правами человека. В таком случае эти люди выступают за отмену прав человека как базового принципа Конституции. Это никому не нужные глупости. Каждый гражданин России должен думать о гражданских правах всех россиян разных национальностей. Это путь к стабильности и развитию. Всякий национализм, попытка ущемления кого-то по национальному признаку — это антикультурно и аморально», — заявил он.


«БИЗНЕС Online».

 

Просмотров: 1350

4 комментариев

  1. Каждая нация и народность имеют полное права изучать,ценить и развивать свой родной язык,а как будуд общаться с остальным миром они сами определят в зависимости от экономической коньюктуры.

  2. Эти депутаты, которые выступают против татарского и других языков, читают Конституцию РФ? Любые ограничения ЗАПРЕЩАЮТСЯ! а языковой закон и есть ограничение в очевидной и явной форме.

    • Aza City, не волнуйтесь, депутаты прекрасно знают Конституцию. Не волнуйтесь, все будет по Конституции, по Закону, демократично, подавляющим большинством голосов, а, может быть, и единогласно.
      Вы что же думаете, что Президент Путин, гарант Конституции, не знает Конституцию? Он говрил, что знает. Даже клятву на этой самой Конституции давал. Я ему верю, что он знает. Но понимает ее не так, как Вы. Он считает, что все языки равны, но русский — все таки «равнее». На его изучение, развитие, распространение и пропаганду внутри страны и за рубежом тратятся миллиарды наших общих бюджетных средств по государственным и негосударственным программам. Вы, наверное, слышали о таком понятии и «проекте», как «Русский мир». Все религии равны и отделены от государства. Но, опять-таки, православие «равнее», а ислам более отдален от государства, чем православие. (Я читал, что есть мощные государственные и муниципальные (особенно в Москве) программы (даже конкретные планы с графиками ввода в строй) строительства православных храмов, монастырей и других объектов. А вот о таких же государственных и муниципальных программах в отношении других религий (конфессий) я не читал и не слышал). И его, Путина, мнение важнее, чем Ваше и мое. А наше с Вашим мнение еще могут признать националистическим, экстремистским и так далее… И опять следственный комитет, прокуратура суд все решат по закону, — у нас же правовое государство с таким замечательным правоведом Путиным во главе.
      Скорее бы уж этот поганый и провокационный, разжигающий на мой взгляд, межнациональную рознь закон приняли! Думаю, что он помог бы так называемым национальным меньшинствам лучше и скорее понять уровень и степень равенства или неравенства народов, их культур и языков в Российской Федерации.
      Ленин когда-то оценивал Российскую империю как «тюрьму народов». Но народы и языки как-то жили, как минимум, — сохранялись. А что творится теперь в нынешней «Путинской просвещенной демократической правовой и толерантной» Российской Федерации?! Согласно данным государственных переписей населения нерусские народы и их языки стремительно вымирают, «русифицируются » и ассимилируются. Почему наше Государство Российская Федерация (именно с большой буквы) и его Президент Путин лично не несут ответственности за вымирание народов и языков?
      Уважаемые и неуважаемые руководители Всемирного Конгресса татар, почему срочно не созван Конгресс татар, почему Конгресс татар недостаточно эффективно защищает Великий татарский народ, его язык и культуру?!
      Почему считаю, что недостаточно эффективно? Ну если наш народ и его язык умирают…
      Чего и «кому» ждем? Команды сверху?
      Шамиль Ахмеров

  3. Я что-то не совсем понял, почему за татар решать будет мнение русских. Имхо, в принятии решений должны участвовать только не русские народы (поскольку вопрос касается именно их будущего), а русских можно привлечь в качестве консультантов, но никак не арбитров (поскольку русский язык защищён на государственном уровне). Если исходить из принципа гарантии равных возможностей — такое решение будет справедливым, поскольку, к примеру, у татар не спрашивают каким должно быть содержание программы русского языка и литературы.