«Руками татарских певцов мы убиваем татарскую музыку – такого не должно быть»

upload.phpИскандер Сираджи об идее Рауфаля Мухаметзянова петь на фестивале «Үзгәреш җиле» национальную классику по-английски

«Ту же татарскую песню, если мы хотим в пространство запускать, нужно петь на английском языке», — заявил в интервью Андрею Кузьмину для «Татар-информ» генеральный продюсер фестиваля «Ветер перемен» Рауфаль Мухаметзянов, анонсировав, что осенью здесь национальная музыка зазвучит на языке Шекспира. Новость вызвала дискуссию среди татарской интеллигенции. Известный журналист, член союза писателей РТ Искандер Сираджи делится своими мыслями о перспективах данного обновленчества на «БИЗНЕС Online».

НЕЛЬЗЯ ЛЮДЕЙ ЗАСТАВИТЬ ЗАБЫТЬ МУЗЫКУ!

Что такое нация? Нация — это совокупность присущих только ей традиций, музыки, искусства, религии, языка, истории. Если у нации забрать, например, религию, останется еще язык, если убрать язык, останется еще история, если убрать историю, останется родная музыка. Но нельзя людей заставить забыть музыку! Это не только я говорю, об этом высказывались множество великих людей. Музыка создана самим народом, она в душе каждого человека.

Для чего нам выводить на европейский уровень (а это очень условное понятие) татарскую песню, когда мы здесь должны создать хорошую татарскую музыку, создать качественную эстраду, а не то, что на сегодняшний день имеется. При чем здесь английский язык? Когда делали «Ветер перемен», насколько я знаю, Рустам Минниханов ставил задачу создать эстраду мирового уровня. Но он же сказал «татарскую эстраду мирового уровня»! Президент не призывал уродовать татарскую песню, а потом объявлять получившийся продукт неким мировым уровнем. Нельзя убивать песню! Некоторые певцы отказались участвовать в «Үзгәреш җиле», они сказали: мы не будем так петь, не хотим так петь, потому что татарская песня таким образом не поется. Таких артистов было много, они даже подходили ко мне. 

Когда проводятся фестивали, то это должна быть школа, чтобы вырастить собственных и композиторов, музыкантов, певцов и аранжировщиков. А что у нас получается? Музыкантов, режиссеров приглашают из-за пределов Татарстана, то есть мы несем только убытки и никакой прибыли не получаем. Дело в том, что, если создаешь национальную эстраду, там должны участвовать национальные кадры на всех его этапах, то есть в их душе должна быть татарская мелодия, пентатоника, моң, а что мы имеем? 

 Да, я слышал, что в интервью президент Татарстана сказал, что доволен фестивалем. А что он еще может сказать? Он что, должен был произнести: «Я дал команду, выделил средства, но продюсеры меня неправильно поняли». Нет, конечно. Что-то создали, даже качественные формы — много света, дыма и мишуры, но на самом деле то, что делают сегодня намного меньшими деньгами «Барс медиа», «Болгар радиосы», Вагаповский фестиваль, это более полезно для нации. Там говорят: «Татар җыры» — это татарская песня. А на «Үзгәреш җиле» хвастаются, мол, делаем европейскую музыку. Мы живем в период глобализации, когда малые нации стираются, сейчас мы в этот мир просто напросто глобализируемся, даже отказываясь от своей музыки. Мы хотим этого или нет? Возможно, кто-то этого хочет, но этот человек точно не татарин и он не хочет сохранить нацию.

АЛЕКСАНДР КЛЮЧАРЕВ БЫЛ ПО НАСТОЯЩЕМУ ТАТАРСКИМ КОМПОЗИТОРОМ

Можно ли переводить национальную песню на иной язык и выходить с этим на мировую сцену? Штучно это можно делать, находя хорошую песню, хороших исполнителей, таких суперпрофессионалов, например, как Филюс Кагиров, запустить песню «Син сазыңны уйнадың», но ведь не целыми фестивалями. Несколько песен можно попробовать, но не думаю, что это «выстрелит». Кстати, я в свое время видел, не знаю сохранилось ли это в фондах телевидения, когда для Москвы раньше делали татарские песни. Один куплет поется на татарском, второй на русском — так пел Ильхам Шакиров, например. Но я не слышал, чтобы кто-то пел на русском языке «Кара урман», стало ли это популярным в России, СССР? Нет! Национальная песня нужна только своей нации, да, бывает, что перепевают английские песни, но это все называется плагиатом. Так что перепевание татарской классики по-английски — это обезьянничанье, которое к национальной музыке никакого отношения не имеет. Не думаю, что президент имел в виду это, когда говорил, что нужно создать эстраду европейского и мирового уровней. Руками татарских певцов мы убиваем татарскую музыку — такого не должно быть.

Я тут не выступаю против представителей других национальностей. Например, композитор Александр Ключарев поистине был татарским композитором, даже больше, чем татары по национальности. Ключарев создавал истинно татарскую музыку, а люди из «Үзгәреш җиле» убивают ее, переделывают так, что там татарской мелодией и не пахнет. Человек может быть любой нации, но ведь в музыке есть определенные законы, которые раньше соблюдались, а сегодня их просто игнорируют, и то, что уже пересоздали, не является национальным.

Самое интересное, что Рауфаль Мухаметзянов — директор оперного театра и фестиваля «Үзгәреш җиле». Дело в том, что у нас есть балет мирового уровня, который ставился и за пределами России, — «Шурале», другие постановки. А у нас директор театра оперы и балета бегает по заграницам с мировой классикой. Но если он так ратует за национальное искусство, лучше бы он создал татарскую оперу, татарский балет и выезжал за пределы нашей необъятной страны, показывал ее там англичанам, французам, голландцам, немцам. Наверняка бы Татарстан и финансово поддержал такую идею. Почему у нас нет собственного балета и собственной оперы? Потому что в татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля их не ставят, а значит, композиторы не пишут. При этом на сегодняшний день в республике есть очень хорошие композиторы, поэты, способные написать очень хорошие либретто, ребята просто мирового уровня. Но мы им не даем расти. Кто не дает этого делать? Ответ очевиден.

И эти люди будут создавать настоящее татарское искусство? Не верю я этому, они могут только зарабатывать деньги. Наши талантливые композиторы не творят оперу и балет, потому что они все равно будут невостребованными руководством местного оперного театра. Вот это действительно печально.

Искандер СИРАДЖИ.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1073

Комментирование запрещено