«Законопроект против родных языков – только маленькая капля в море проблем…»

1Айрат Файзрахманов уверен, что «коллективная Москва» пытается строить нацполитику, плохо понимая специфику на местах

Недавний круглый стол в Москве противников законопроекта о добровольности родных языков получился резонансным. Автор «БИЗНЕС Online» Айрат Файзрахманов отмечает, что их услышали на федеральном уровне – была развернута массированная информационная кампания за законопроект «о второсортных» языках: в ход пошли бьюти-блогеры, рекламные тексты в социальных сетях, сюжеты на центральных каналах, направленные в основном против Республики Татарстан.

«СТОИЛО В КОНЦЕ 1970-Х СОЮЗНОМУ ЦЕНТРУ ПОДНАЖАТЬ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЯЗЫКИ, КАК ЭТО СТАЛО ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ РАСПАДА СССР»

Круглый стол по защите родных языков, ставший одновременно и учредительным форумом демократического конгресса народов России, вполне закономерно выявил широкий спектр этнополитической проблематики в стране. Это и ликвидация системы общего образования на родных языках, исчезновение языков коренных малочисленных народов, противопоставление русского языка и языков республик, отсутствие какой-либо самостоятельности регионов в вопросах образования и в целом – ассимиляционная модель языковой и национальной политики, выхолащивание федерализма. Законопроект Госдумы против родных языков – лишь одна из цепочек в череде событий, связанных с кризисом языковой политики в стране.

Сегодня путь к формированию единой российской нации в многонациональной стране почему-то стал возможным только через давление на родные языки. Очень топорно и просто. Видимо, понятие «диалектика» – не для современных российских идеологов. На этом фоне советская национальная политика кажется многим более выверенной и благосклонной к национальным культурам, чем в современной России. Повторю расхожий тезис: стоило в конце 1970-х союзному центру поднажать на национальные школы и языки, как это отозвалось на межнациональных отношениях, а потом стало одним из факторов распада СССР.

С течением времени национальных проблем не стало меньше, как бы ни хотелось многим. Поэтому участникам круглого стола постоянно приходилось выходить за рамки «законопроекта о второсортных языках». Не примут закон, так придумают еще какую-нибудь «хитрость». Да и с имеющимся законодательством, по признанию участников, языковая унификация неизбежна.

В этом смысле Татарстан здесь далеко не самый бурлящий регион. Судя по выступлениям участников, республики Северного Кавказа переживают языковую ситуацию более эмоционально. Здесь все острее, родные языки в последнее время стремительно теряют свои позиции. Образование на родных языках отсутствует, даже в Чечне. При этом надо помнить, что свято место пусто не бывает, молодежи всегда нужно пространство для самовыражения, а с утратой языка и четких этнических ориентиров приходят или философия безудержного потребительства, ради которой ее приверженец готов покинуть родину, «продать» страну, или радикальная идеология, замешанная на чувстве социальной несправедливости. Особенно это актуально для более молодежного Кавказа. В то же время, как отметили участники круглого стола, «они еле сдерживают молодежь», часть которой очень остро переживает нынешнюю языковую ситуацию. Кавказ – дело тонкое, и с ним шутить нельзя. Кстати говоря, в национальных республиках Сибири дела не лучше – место коренных российских народов, которые мало заботят федеральный центр, занимают китайцы.


«ПОЧЕМУ-ТО БЫТУЕТ МНЕНИЕ, ЧТО ЕСЛИ ОБЪЕДИНЯТСЯ ТАТАРЫ, БАШКИРЫ, ЯКУТЫ, ОСЕТИНЫ, ЧУВАШИ, ТО ОНИ НЕПРЕМЕННО РАЗВАЛЯТ СТРАНУ»

Появление осетинской школы во Владикавказе, открытой по инициативе главы республики, стало единственным событием, которое как-то скрашивает невеселый языковой ландшафт Северного Кавказа. При этом в Северной Осетии сокрушаются, что закрываются отделы осетинской литературы в книжных магазинах. Но и в Татарстане, в сердце Казани, убирают единственный магазин татарской литературы! Поэтому политике языковой унификации федерального центра способствует и политика, а вернее, ее отсутствие на местах. С трибун говорят, как они хотят сделать лучше, а на деле происходит «как всегда».

Круглый стол по защите родных языков выявил еще одну проблему: мы плохо знаем ситуацию у других народов, нам малоизвестны общественники других народов, мы не обмениваемся полезным опытом. Каждый варится в своем соку, каждый по отдельности пишет челобитные в Москву и каждый в итоге оказывается неуслышанным. Более того, мы не знаем позитивных практик друг друга. Для нас стало откровением, что в соседнем Башкортостане организовалось массовое родительское движение за сохранение родных языков, члены которого теперь активно требуют с администраций учебных заведений соблюдения своих прав, входят в родительские комитеты, делятся между собой полезным опытом. В то же время Татарстану есть что рассказать другим республикам о своих языковых практиках, но опять же есть опасения, что республику обвинят в мифическом сепаратизме.

Чего таить: было немало и тех, кто говорил: проведения круглого стола не допустят федералы, тесное сотрудничество республик и особенно горизонтальные связи для «них» якобы неприемлемы. Получается настоящий сговор национальной интеллигенции против национальных интересов России. Почему-то бытует мнение, что если объединятся татары, башкиры, якуты, осетины, чуваши, то они непременно развалят страну, даже если при этом они будут говорить о российской Конституции, федерализме и языковой политике. А если они заговорят о законодательстве своих республик, то это уже будет полный сепаратизм. Страх и тотальное недоверие теперь дошло и до такого почти параноидального уровня. Еще один момент: представители федеральной власти вслух вот уже 10 лет говорят о том, что национальные школы – это угроза национальной безопасности страны. Хотя даже в годы сталинских репрессий не было такой национальной школьной политики, а теперь даже родные языки оказались в ряду врагов.

«ПОЛУЧАЮТСЯ ЭДАКИЕ РОССИЯНЕ, КОТОРЫЕ НА ВЫХОДНЫЕ РЯДЯТСЯ В АБОРИГЕНОВ С БУБНАМИ И ПОЮТ ДИФИРАМБЫ ДРУЖБЕ НАРОДОВ»

Коллективная Москва также варится в своем соку и строит свою национальную политику, плохо понимая специфику на местах. Для российских политических партий национальный вопрос и вовсе находится за гранью приоритетов, для них эта сфера – дремучие дебри. С точки зрения языковой ситуации, преподавания родных языков в школах в республиках очень разная ситуация, а законопроект Госдумы один на всех. Под одну гребенку причесывают и народы Крайнего Севера, и полилингвальный Дагестан, и моноэтничную Чечню, и Башкортостан с тремя практически равночисленными народами, и Якутию с ее развитой инфраструктурой национальных школ. Участниками круглого стола подмечено, что в случае принятия законопроекта Татарстан еще как-то попробует оставить повсеместно в школах родной язык в количестве одного часа (!), но многие республики не смогут у себя сделать и этого.

При этом существующие общефедеральные площадки в виде ассамблеи народов России, федерального агентства по делам национальностей не вызывают доверия. Пока освоение бюджетов сведено к фольклорным фестивалям и культивации «единства российской нации». Получаются эдакие россияне, которые на выходные рядятся в аборигенов с бубнами и поют дифирамбы дружбе народов.

Именно по этим причинам народам России нужна общая политическая площадка. Именно поэтому необходим Демократический конгресс народов. Он нужен не только адыгам, удмуртам или бурятам, он нужен и русскому народу, потому как нынешняя языковая политика больно ударит и по русскому человеку. Кому-то понадобилось в нынешнее непростое время нарушить межнациональное спокойствие в республиках, а депутаты Госдумы взяли это дело под козырек. Обращает на себя внимание то, что провокации в сфере языковой политики идут одновременно с нарастанием внутренних противоречий и внешнего давления.

Надо признаться, нет никакого желания превращать язык и развитие культуры своего народа в политический фактор, но за нас уже давно это сделали. Поэтому представителям народов России, национальным романтикам приходится играть на политическом поле. Хочется спокойно заниматься развитием общественных национальных проектов, но когда у них отнимают будущих «потребителей», то приходится бороться за справедливые правила игры.

«КТО НАЧАЛ ВОЙНУ ПРОТИВ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ НЕ В КУРСЕ, ЧТО ПРОТИВ ЗАКОНОПРОЕКТА АКТИВНО ВЫСТУПАЮТ ДРУГИЕ РЕГИОНЫ. ДЛЯ НИХ ГЛАВНЫЙ ПРОТИВНИК – ТАТАРСТАН»

Круглый стол получился резонансным, потому что в его основе лежали реальные языковые и национальные проблемы. Нас услышали на федеральном уровне и … через несколько дней развернули массированную информационную кампанию за законопроект «о второсортных» языках. В ход пошли бьюти-блогеры, которых неожиданно стал волновать вопрос преподавания родных языков, а в социальной сети «ВКонтакте» стали продвигать рекламу для формирования «нужного» общественного мнения о языках.

Потом появилась совершенно безосновательная и насквозь лживая статья Романа Романова о Татарстане. Видимо, те, кто начал войну против родных языков, даже не в курсе, что против законопроекта активно выступают другие регионы. Для них главный противник – Татарстан. Буквально на следующий день появилась статья Ильи Ремесло «Разжигатели из Татарстана: кто и зачем пытается расшатать республику», в которой член Общественной палаты не удосужился даже проверить свой список разжигателей, часть которого в республике вызвал только гомерический смех. А вот на массы за пределами Татарстана такая манипулятивная статья произвела впечатление. И снова РТ для них – империя зла, единственный в мире регион, где якобы процветают националисты. Вслед за бьюти-блогерами на ресурсе «Регнум» (!) выходит интервью с муфтием от Чувашии и Москвы Альбира Крганова, который ратует за добровольность преподавания родных языков. Одновременно в Чувашии вышла длинная статья с интервью от инициаторов проекта о том, как плоха «обязаловка» и как будет хорошо родным языкам от их законопроекта. Депутаты в свое оправдание рассуждают о фонде родных языков, который, заметим, никак не прописан в их законопроекте. Но зато это уже их аргумент. Обещать не значит жениться. И после недельной арт-подготовки, в четверг, практически одновременно выходят сюжеты на центральных телеканалах в поддержку законопроекта Госдумы.

«РУССКИХ В ТАТАРСТАНЕ ТЕПЕРЬ «ЗАСТАВЛЯЮТ» УЧИТЬ В КАЧЕСТВЕ РОДНОГО ЯЗЫКА ИМЕННО РУССКИЙ!»

Вот только аргументация у сюжетов оказалась из прошлого года и во многом неподходящая под нынешнюю ситуацию. Главный аргумент сюжетов – в республиках заставляют учить языки. При этом журналисты центральных телеканалов не удосужились узнать, что русских в Татарстане теперь «заставляют» учить в качестве родного языка именно русский язык! И «заставляют» учить в соответствии с поручением президента РФ, постановлениями прокуратуры и федеральным законодательством, где «Родной язык и литература» являются обязательными для обучения (ответ ФАДН). И добровольность трактуется федеральными органами власти не как отказ от изучения родного языка, а как возможность его выбора! На этот счет имеется официальный ответ федерального агентства по делам национальностей и министерства образования и науки РФ.

Что касается излюбленного аргумента русскоязычных родителей о том, что русский язык как родной не имеет соответствующих образовательных программ, то, как оказывается, на сегодняшний день в реестре примерных образовательных программ размещена рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык». Оппоненты же не готовы ждать и года, пока будет апробирована такая программа, – им нужно торопиться избавить Татарстан и татар от татарского языка.

Еще один устаревший «аргумент», используемый в информационной атаке, о якобы худшем знании русского языка в республиках, хотя результаты ЕГЭ говорят об обратном! Нет ни одного исследования, которое бы подтверждало, что именно башкирский язык в Башкортостане приводил к худшему знанию русского языка. Кстати, если уж продолжать эту логику языкового противопоставления, почему по отношению к английскому языку в школе не используется формулировка «Преподавание и изучение иностранных языков не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации»? Пока же законопроект говорит только о мифическом ущербе родных языков русскому языку.

Еще один момент – в качестве аргумента используются слова Владимира Путина о добровольности выбора языков. Тем временем речь в законопроекте идет именно о возможности не изучать предмет «Родной язык», и нам в качестве аргумента приводят совершенно иную ситуацию, ловко жонглируя словами президента РФ (о выборе языка) в свою угоду.

Кроме того, в пику круглому столу по вопросам сохранения родных языков в Общественной палате Российской Федерации 4 июня (вчера вечером стало известно, что его дата перенесена – прим. ред.) пройдет закрытый круглый стол, «посвященный соблюдению прав граждан на добровольное изучение родного языка». Обращают на себя внимание некоторые из заявленных тем и тезисов для обсуждения, которые говорят сами за себя: «соответствие практик преподавания русского языка и национальных языков требованиям законодательства, задачам стратегии государственной национальной политики, интересам этнических и социальных общностей» и «использование различных форм принуждения к получению образования на национальных языках – негодное средство для расширения использования национальных языков». Как ожидается, круглый стол подготовит свои рекомендации, и уже понятно, что за рекомендации будут от Общественной палаты – от органа, который, по идее, должен слушать и слышать аргументы субъектов Российской Федерации и разных групп общественности. Получится ли у этого органа слушать разные стороны, если пока ни один из участников круглого стола от 21 мая не приглашен на круглый стол? На него не приглашена даже руководитель комиссии по образованию президентского совета по правам человека Анита Соболева, которая весьма аргументированно выступила против данного законопроекта. Заметим, мы, в свою очередь, приглашали и инициаторов законопроекта, и представителей ассамблеи народов, и всех депутатов, и членов Общественной палаты.

Тем временем законопроект против родных языков — только маленькая капля в море проблем. И без него назрела необходимость выражения консолидированного мнения республик, народов России, как и 100 лет назад национальный вопрос становится в ряд первоочередных проблем страны. Что же мы видим сегодня? Новая стратегия национальной политики формируется практически без участия самих наций и широкой научной дискуссии. Вместо  этого – одобрение имеющегося проекта единой российской нации имитационными структурами. В московских кабинетах решается, как и в каких пропорциях «сохранять» языки и культуры народов. Однако ассимиляционным курсом мы только увеличиваем фигу в кармане миллионов сограждан. Богатейшая история, национальная культура, литературное наследие народов России закрывается от взора россиян. В результате Кавказ предстает перед обывателем в образе бородатого боевика с автоматом, в то время как он имеет удивительную и многочисленную интеллектуальную элиту. А Татарстан рассматривается как логово сепаратистов, несмотря на все его акты лояльности. Сея такое недоверие и хаос в общем доме, они только расшатывают становый хребет государства.

Итак, пока профильные федеральные органы говорят об обязательности родного языка, депутаты Государственной Думы и пропагандистская машина считают иначе, путаясь и используя аргументы прошлого года. Посмотрим, смогут ли на этот раз лоббисты межнациональных противоречий в России «занести» свой доклад президенту. От этого зависит многое не только в республике, но и во всей стране.



«РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА СТАНОВИТСЯ ВАЖНЫМ ПРОГРАММНЫМ ДОКУМЕНТОМ В ЧАСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ»

Сейчас конгрессу народов важно сформулировать общую идеологическую платформу. Принципы уже заявлены – соблюдение Конституции Российской Федерации, языковое равноправие, реальный федерализм, национальная политика, основанная на учете интересов народов России. В этом смысле резолюция круглого стола становится важным программным документом в части языковой и образовательной политики. В завершение приведу те пункты резолюции, которые могут определить и дальнейшую стратегию Конгресса народов:

«…Мы решительно осуждаем политику деления народов и их языков на сорта и призываем соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы ради сохранения ее народов и России в целом как единой страны.

От Государственной Думы Российской Федерации мы требуем:

– Внести изменения и дополнения в федеральный закон „Об образовании“ в части обеспечения конституционного права граждан на получение среднего (полного) общего образования на родном языке, с соответствующим кадровым и учебно-методическим обеспечением, разработать федеральную концепцию развития школ с обучением на родных языках (из числа языков народов РФ и государственных языков республик).

– Утвердить перечень языков народов России, являющихся национальным достоянием страны (языки в основном или преимущественно находящихся на территории РФ или не имеющие статуса официального языка вне России).

– Внести изменения в закон «О языках народов РФ» в части обеспечения статуса официальных языков в РФ государственных языков республик РФ с обязательной публикацией федеральных нормативно-правовых документов на этих языках.

От правительства Российской Федерации, министерства просвещения Российской Федерации мы требуем:

– Внести во ФГОС в качестве ключевых образовательных компетенций компетенции в области родного языка с государственной итоговой аттестацией выпускников 9-х и 11-х классов.

– Создать общероссийскую систему разработки, рецензирования и издания учебно-методических пособий на языках народов РФ.

– Организовать постоянный федеральный мониторинг и службу по созданию условий для изучения родного языка и обучения на родном языке детей народов РФ, включая подготовку билингвальных педагогических кадров, учебно-методических комплектов.

– Отменить положение о проведении итоговой аттестации учащихся средних общеобразовательных учреждений исключительно на русском языке.

– Закрепить преподавание учебной дисциплины «Государственный язык республик Российской Федерации» в инвариатиной части учебных планов.

– Обеспечить особыми мерами поддержки языки коренных малочисленных народов, многие из которых нуждаются в срочной фиксации и ревитализации.

– Внести в федеральные государственные образовательные стандарты вузов и ссузов подготовку специалистов для преподавания родных языков, региональных предметов.

В рамках деятельности демократического конгресса народов Российской Федерации призываем:

– Организовать создание Родительских комиссий по работе с семьями и защите родных языков. Активизировать работу с широкой общественностью по пропаганде и сохранению родного языка, воспитанию подрастающего поколения на основе этнопедагогики.

– Подготовить и рассмотреть альтернативный вариант проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ с учетом специфики и действующих законов субъектов Российской Федерации».

Айрат ФАЙЗРАХМАНОВ.


«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1148

Комментирование запрещено