«Чтобы татарская молодежь имела свой дом…»

upload.phpБыть ли в Казани площадке для проектов Нурбека Батуллы, Йолдыз Миннуллиной и Ильяса Гафарова?

На прошлой неделе мэр Казани Ильсур Метшин встретился с креативной татарской молодежью, где почти все участники подняли вопрос о выделении помещения под центр современной татарской культуры. Мэр, в свою очередь, был впечатлен презентованными проектами и пообещал найти соответствующее место. «В таком большом городе, как Казань, мы точно найдем подходящее помещение», — отметил он. Каким может стать «татарский «Штаб», выясняла корреспондент «БИЗНЕС Online».

«РЕБЯТА ЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАЛИ, ЧТО НАЗРЕЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕНТРА СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

«Ребята четко сформулировали, что назрела необходимость центра современной татарской культуры. Не офис им нужен, где стол, стул, телефон, кабинет и т. д., а место, где они могут реализовывать свои творческие идеи», — так охарактеризовал итоги встречи на этой неделе креативной татарской молодежи с мэром  Казани Ильсуром Метшиным в разговоре с «БИЗНЕС Online» первый заместитель руководителя исполкома города Дамир Фаттахов. По его словам, несмотря на то, что встреча в первую очередь носила ознакомительный характер, она сразу же перешла в рабочую плоскость: мэром были даны поручения по конкретным вопросам татарской молодежи. А просьба практически у всех участников встречи была одна — Казани необходим центр современной татарской культуры.

С предложением о создании в столице Татарстана такого центра выступил председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. Для реального объединения татарской молодежи, по мнению председателя ВФТМ, требуется специальная среда, а именно — площадка, которая бы работала в ежедневном режиме. «Там молодые люди могли бы общаться друг с другом, создавать и реализовывать новые проекты», — отметил на встрече Яруллин. Предложение поддержало большинство участников встречи, среди которых были недавний обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла, поэтесса Йолдыз Миннуллина, основатель лейбла альтернативной татарской музыки Yummy Music Ильяс Гаффаров и др.

Вообще, эта тема отнюдь не нова, Яруллин и Ко уже не первый год регулярно общаются с чиновниками разного уровня на эту тему, но, видимо, лоббистов уровня Ярослава Муравьева, пробившего в аппарате президента строительство «Штаба», в среде татарских общественников нет. Однако нынешний «языковой кризис» и насущная необходимость в популяризации национальной культуры изменили ситуацию. А на этой неделе о «татарском „Штабе“» уже заговорили и на официальном уровне.

МЕТШИН — БАТУЛЛЕ: «ПРОДОЛЖАЙТЕ ТО, ЗА ЧТО ПОЛУЧИЛИ «ЗОЛОТУЮ МАСКУ»

Подробности самой встречи с Метшиным, которая состоялась в префектуре «Старый город», сообщает пресс-служба мэрии.

Так, в частности, герой года из мира искусства, хореограф и танцовщик Батулла, рассказав о своем новом проекте — хореографическом спектакле «Шамаиль», который был представлен недавно на сцене ЦКС «Московский». Поделился он и своей мечтой — ставить современные спектакли с «национальной чертой» и показывать их не только в Москве, но и за границей. При этом обладатель «Золотой маски», естественно, добавил, что для репетиций труппы требуется комфортное помещение. Метшин отметил, что перформанс, который состоялся в рамках церемонии вручения премии «Золотая маска», где Нурбек выступил на татарском языке, прославил Казань на всю страну, и пообещал помочь хореографу с реализацией новых проектов.

«Я считаю это нашей общей победой, — сказал Батулла. — Жизнь в Казани кипит, молодежь объединяется. Было бы хорошо, если бы этому объединению способствовали, может быть, тогда мы сделали бы еще одно произведение». «Правильно будет, если мы определим грант, на который вы сможете поставить ваш новый спектакль, — сказал Метшин. — И с площадкой для репетиций вопрос решим. В таком большом городе, как Казань, мы точно найдем подходящее помещение». Также глава города поддержал идею Батуллы о показе спектаклей за рубежом. «Продолжайте то, за что получили „Золотую маску“. А мы со своей стороны готовы поддержать ваши гастроли за пределами нашей страны, помочь с участием в крупных зарубежных фестивалях. Самое главное – пусть родится мысль, идея, а остальное сложится», — сказал мэр.

Поэтесса Миннуллина, один из авторов громкого показа эскиза спектакля в Мергасовском доме на лаборатории фонда «Живой город», рассказала о городских проектах, в рамках которых объединяется несколько видов искусств, реализуемых творческим объединением «Калеб». «Некоторые из постановок можно увидеть на сцене Камаловского театра. Однако, учитывая интерес к этим постановкам со стороны жителей и уже существующий богатый репертуар самого театра имени Камала, нужно новое пространство для такого рода постановок», — подчеркнула она.

«СЦЕНА ПУСТЬ НЕБОЛЬШАЯ, НА 100–200 ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ, НЕ НАДО ТЫСЯЧНЫЙ ЗАЛ…»

Побеседовав с участниками встречи, «БИЗНЕС Online» поинтересовался, каким они видят новый центр и где бы он мог расположиться. «Место, где они [креативная татарская молодежь] могут показать экспериментальный спектакль, где есть соответствующая инфраструктура, сцена пусть небольшая, на 100–200 посадочных мест, не надо тысячный зал, где есть какая-то репетиционная база, где есть хорошая студия, где есть хорошая возможность делать выставки, проводить лектории, куда они могут приглашать гостей. Чтобы татарская молодежь имела свой дом, свою площадку…» — говорит один из руководителей исполкома города Фаттахов. По словам чиновника, о национальном молодежном центре прозвучало пока без привязки к территории, но не исключался и вариант НКЦ «Казань». «Возможно, это будет какая-то другая территория, которая есть в Казани, где они бы имели эту площадку для самореализации», — добавил при этом наш собеседник  

По словам Фаттахова, мэром дано конкретное поручение — продумать, где бы мог быть такой центр: «Благодаря поддержке президента Татарстана на серьезный уровень вышли ремонт и реконструкция дворцов культуры, в рамках которых уже открылись ЦКС „Московский“ и ДК имени Ленина. Мэром дано поручение, чтобы предоставляемые площадки были также максимально задействованы ребятами». В частности, по словам Фаттахова, с Yummy Music они уже договорились, что их базовым учреждением может стать как раз ЦКС «Московский», с учетом нового оборудования, концертного зала, который там есть. «Понятно, что он не станет чисто татарским национальным центром, но они имеют возможность его использовать. Ими уже ряд мероприятий был там проведен: премьера того же „Шамаиля“», — добавил он.

Председатель ВФТМ Яруллин считает, что центр современной татарской культуры должен находиться в центре города. «Мы ищем площадку в центре, потому что все креативные сообщества, я не говорю только про татарские, но и про другие, с которыми мы работаем, потому что мы принципиально не замкнутое сообщество, находятся либо в центре, либо в театрах, либо у них есть свои пространства. Мы часто говорим, что Казань – спортивная столица, культурная, третья столица, но незаслуженно забываем, что Казань еще и студенческая столица. Здесь очень много студентов, и они практически все сконцентрированы в центре. Это и КФУ, и КНИТУ, медицинский университет и все остальные, с которыми мы плотно работаем. Их студенты являются нашими активистами, участниками, генераторами каких-то идей, они все находятся в центре, поэтому естественным образом мы ищем там, где поближе. Но и многие из нас, по крайней мере ВФТМ, находятся в центре, поэтому как-то не хочется, чтобы административные дела отодвигали нас, чтобы расстояние причиняло какие-то неудобства. В этом наше пожелание», — рассказал он «БИЗНЕС Online».

Что касается самого центра, то председатель ВФТМ также отмечает, что это «однозначно не административные кабинеты или комнаты». «У нас у всех, у молодежных организаций, есть свои офисы, там, где мы базируемся. Мы, например, работаем под крылом ВКТ, у нас в центре города в отличном месте хороший офис. Нам не это нужно. Нам нужно пространство, где будут концентрироваться молодежные сообщества, генерировать идеи, показывать их. „Генерировать“ – это значит репетиционные точки, „показывать“ – это значит сцена, зал. Но если посмотреть на срез сообществ, то это не те вещи, которые можно посмотреть сидя. Например, рассматривались разные ДК, там, где люди могут сидеть, посмотреть. Но рок-концерты сидя не посмотришь, мы по „Мин татарча сөйләшәм!“ знаем, что такую музыку очень сложно слушать сидя. Поэтому мы ищем такое место: или бывший завод, или те помещения, у которых, если упрощенно сказать, уже есть высокий потолок и которые подходят и под репетиции, и под театры, и под творческие вечера, концерты», — рассказал о своем видении Яруллин.

«ЧТОБЫ НЕ БЫЛО СИЛЬНЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ СО «СМЕНОЙ», С НИМИ МЫ ДРУЖИМ, ОБЩАЕМСЯ»

На этой неделе стало известно, что отремонтированный ДК им. Ленина, который расположен в Авиастроительном районе Казани, может стать домом татарского кино, где будут проводиться различные мероприятия. На вопрос «БИЗНЕС Online», не получится ли так, что разные креативные татарские движения рассредоточат по разным площадкам, вследствие чего не останется потребности в едином центре, Яруллин заметил, что не может это прогнозировать, но при этом выступает как за то, чтобы татарская тема была интегрирована в общие городские темы, так и за отдельный культурный центр, где бы это все было сконцентрировано: «Потому что по опыту знаю, что, когда сообщества близки друг к другу, на перекрестке рождаются очень интересные проекты».

Также председатель ВФТМ добавил, что в центре планируется сконцентрировать три творческих направления – театр, музыку и образовательное направление. «Это делается в том числе и потому, чтобы не было пересечений со „Штабом“, чтобы не бороться за одну и ту же аудиторию, а, наоборот, дополнять друг друга; чтобы не было сильных пересечений со „Сменой“, с ними мы дружим, общаемся. По поводу кино ничего сказать не могу, но думаю, что музыка, театр и знания должны концентрироваться в одном месте. Мы проговорили что-то типа технического задания – рассказали, какие сообщества у нас есть, какие пространства им больше подходят, а в мэрии знают лучше, чем мы, какая площадка подходит под эти цели», — говорит Яруллин.        

По словам Фаттахова, предоставление площадок в ЦКС «Московский» и ДК им. Ленина снимет определенный голод и напряжение по каким-то направлениям, но не отменяет задачи создания для казанцев единого татарского центра. «Для аудитории важно знать, что есть такой татарский молодежный центр, куда они идут целенаправленно, где они могут найти литературу на татарском языке, потому что там есть соответствующий маркет, в котором они могут их приобрести, что там постоянно идут экспериментальные, молодежные спектакли, как в „Углу“ или „Сдвиге“, например. Что есть территория, где идут репертуарные постановки в течение недели, и они не просто раз в месяц могут взять в аренду ЦКС „Московский“ или воспользоваться этой площадкой, а это их база, их место. И концерты молодых татарских исполнителей, современной электронной музыки тоже сейчас очень актуальны в молодежной среде», — считает Фаттахов.

 «МЫ ПЕРЕДАЛИ МЭРУ КОНЦЕПЦИЮ НОВОЙ ТАТАРСКОЙ ШКОЛЫ И ОТКРЫТОГО ТАТАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

«Но мы не ограничились только центром, мы передали мэру концепцию новой татарской школы и открытого татарского университета, озвучили свои идеи по этому поводу. Мы все эти три идеи озвучили. И все люди, которые курируют эти вопросы, на этой встрече были – и Дамир Фаттахов, и Айрат Фаизов (председатель комитета по делам детей и молодежиприм. ред.), и Азат Абзалов (начальник управления культуры прим. ред.). В будущем через них мы будем эти вопросы конкретизировать. Но они обещали в долгий ящик не откладывать. Я так понимаю, что после этой встречи мы будем в еженедельном режиме все это обговаривать, работать над этим», — продолжает Яруллин.

«Основная задача была, чтобы ребята высказались, мы все поручения мэра взяли в работу, есть протокол встречи, потому что был вопрос и грантовой поддержки, и выпуска татарских книг, чем мэр тоже заинтересовался, поручил поработать со сметами, был поставлен вопрос проработки гранта на тот или иной спектакль – и для помощи проката, и для создания нового продукта», — положительно оценивает итоги встречи Фаттахов.     

 «В сухом остатке в очередной раз я для себя в том числе убедился в том, что у нас есть достаточно четко сформулированная целевая аудитория в лице татарской молодежи — это во-первых. Во-вторых, она очень разная и очень серьезно представлена в разных сферах, будь то дизайнеры, композиторы, хореографы, писатели  и т. д. Как мне кажется, ими достаточно четко было сформулировано то, что и нам близко, и мне было приятно, что это созвучно и с моим внутренним пониманием. Это ощущение того, что невозможно заставить молодых людей, современную молодежь словами „надо учить татарский язык“, „сходи на татарский спектакль“ или „сделай что-нибудь национальное“. Заставить невозможно, можно сделать только то, что интересно, модно, актуально. И на встрече это в очередной раз прозвучало. И я для себя сделал вывод, что выход, точнее у нас только один совместный путь – сделать так, чтобы их продукт был конкурентоспособен, интересен и востребован не только в Казани, в республике, в России, но и на международной арене», — отметил Фаттахов.

«О существовании Йолдыз Миннуллиной мэр услышал впервые, а про Нурбека знал. Мы ему рассказали о том, какие еще есть сообщества, кроме нас, мэр пообещал оказывать помощь каждому. Главное — пообещал поднять и глобальные вопросы. Например, о том, как развивать эти направления, как удовлетворить потребности татарской молодежи Казани. Он [Метшин] заявил, что теперь посоветуется по этим вопросам со своими помощниками и предложит какие-то конкретные шаги. Мэр сказал, это будет им домашним заданием, чтобы подумать на эту тему», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» еще один участник встречи, музыкальный продюсер Гафаров.


«БИЗНЕС Online».

 

Просмотров: 1139

Комментирование запрещено