Муфтий РТ о футбольных фанах из Австралии: «Очень чисто разговаривают на татарском!»

2775824Камиль Самигуллин о ваххабизме, футболе, взаимоотношениях с Феофаном и подготовке духовенства к сдаче норм ГТО

Может ли футбол сделать общество более толерантным? И о чем лучше не спорить с Феофаном? Об этом можно было узнать вчера в пресс-центре чемпионата мира по футболу на брифинге с участием муфтия Татарстана Камиля Самигуллина. Корреспондент «БИЗНЕС Online побывал на мероприятии и выяснил, что борьба лучше футбола и хоккея и для чего муфтиям нормы ГТО.

«РОССИЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ, НО ПРИ ЭТОМ КВАРТИРА У КАЖДОГО СВОЯ»

Брифинг в пресс-центре чемпионата мира по футболу решили провести  на тему «Казань — северная столица исламского мира» — чтобы, так сказать, презентовать республику перед иностранными и российскими журналистами. Поэтому муфтий республики Камиль Самигуллин начал общение с ликбеза: 26% мечетей всей России расположены именно в Татарстане, а ДУМ РТ — самое крупное духовное управление мусульман в России. «Мы — самые северные из мусульманских городов, поэтому Казань — северная столица мусульманского мира, — заявил он. — Если обратиться к истории, в 922 году был официально принят ислам на этой территории, и, если мы вспомним, только в 988 году на Руси было принято христианство, то есть через 66 лет было Крещение Руси. Можно сказать, что первая местная религия, которая появилась на землях современной Российской Федерации, это ислам».

По мнению муфтия, футбол вряд ли может помочь в вопросе толерантности: «Это ежедневный труд, который зависит от каждого из нас. Нам нужно прийти к пониманию, что Россия — наш общий дом, но при этом квартира у каждого своя. Мы в одном подъезде можем жить: и православные, и мусульмане, и даже атеисты — это тоже некая религия, человек в чем-то убежден, верит в свою идею».

По поводу его отношений с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном, Самигуллин сообщил, что между ними есть неофициальная  договоренность, что они не спорят на темы, которые могут их разъединить. «Вполне нормально, что я мусульманин, и считаю свою религию лучше, — пояснил муфтий. — Если бы я так не считал, то я ее не исповедовал бы, согласитесь. И если мой сосед православный считает свою религию лучше, это его право. Почему это должно меня задевать? Есть внутренние вопросы, по которым мы никогда не сойдемся, и не нужно их поднимать. Это внутренняя кухня, если можно так сказать. Но есть общие проблемы, о которых нам нужно говорить и которые нас объединяют: наркомания, брошенные дети, социальное неравенство. У нас много тем, в которых мы должны быть вместе».

«ПОСТОЯННО СТАЛКИВАЕМСЯ С ИСЛАМОФОБИЕЙ»

Весной этого года  муфтий Татарстана предложил на законодательном уровне запретить ваххабизм в России. У журналиста одной из радиостанций в связи с этим родился вопрос по поводу выстраивания отношений с Саудовской Аравией, где ваххабизм культивируется на государственном уровне.

«Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, наследный принц Саудовской Аравии заявил, что ваххабизм развивался в его стране  против Советского Союза, и сейчас они намерены поменять свою концепцию и свое видение, — ответил Самигуллин. — Он об этом заявил, находясь в Америке. Мы всегда говорили, что ваххабизм — идея чуждая нам, у нас есть свои традиции и мы будем их придерживаться. Чтобы запретить ваххабизм, нужно дать четкое определение, что это. Иногда для сотрудника правоохранительных органов просто человек с бородой уже как бы становится ваххабитом, и мы с этим постоянно сталкиваемся, сталкиваемся с исламофобией. И я всегда говорил, что если бы не было ваххабизма, не было бы и исламофобии в нашей стране. Не было бы Беслана, Нордоста, чеченской кампании. Каким было бы отношение общества к мусульманам? Совершенно другим. Их деятельность вредит всей мусульманской умме. Поэтому нужно бороться с этими проповедями. Меня спрашивают: как вы будете их выявлять? А мы не будем этого делать. В России гей-пропаганда запрещена, не так ли? Но мы не ищем же „не таких“ специально! Если они начнут пропагандировать среди детей, тогда уже принимаются меры. То же самое и тут. Ваххабит не должен пропагандировать свои идеи, идеи ненависти к нашему обществу. Мы должны стоять против этого».

УРАЗА РОССИЙСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ СБОРНОЙ НЕ ПОМОЩНИК

Говоря о ЧМ, Самигуллин сообщил, что в мечетях города прибавилось количество иностранных прихожан — имамы то и дело присылают ему по Вотсапу фотографии иностранных делегаций. Вчера, к примеру, многих удивила группа людей из Пакистана, пришедшая полюбоваться на Кул Шариф. Да и во время праздничного разговления на Уразу бесплатно покушать в мечети приходили иностранные болельщики. Мечети в центре Казани посещаются не только мусульманами, но и представителями других религий, — рассказал Самигуллин. — Имамы всегда открыты к беседе, нам тоже интересно что-то узнать и поведать о своей стране. В составе 20 тысяч австралийских болельщиков, которые приехали в Казань на чемпионат  мира по футболу, оказалось 33 татарина. Я удивился: ни слова не знают на русском языке, но очень чисто разговаривают на татарском!»

Сам он чемпионат мира смотреть не будет, поскольку ему больше нравится играть в футбол, нежели смотреть. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Самигуллин отметил, что ему по душе виды спорта, где человек может продемонстрировать личные качества, в команде же все можно свалить друг на друга. Наши борцы, фигуристы, гимнасты на олимпиадах, то есть одиночки приносят больше медалей нашей стране, нежели спортсмены в командных видах спорта, отметил он. А, к примеру, единоборства муфтий считает более практичными в повседневной жизни. «Мы опираемся на слова Мухаммеда: он говорил, что сильный верующий более любим Господу, чем слабый верующий человек. Сам пророк занимался борьбой, то есть боролся, поэтому для нас это тоже некий акт поклонения». Кстати, на следующей неделе ДУМ РТ собирается с районными имамами сдать нормативы ГТО, и Самигуллин хочет продемонстрировать на всю Россию столь оригинальный способ напомнить о татарстанском духовенстве.

Некоторые аналитики перед чемпионатом мира заявляли, что российской сборной отчасти повезло, что первый матч они сыграют с Саудовской Аравией. Дескать, шел пост во время уразы, и поэтому спортсмены из мусульманских стран будут ослаблены. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у муфтия, так ли это. «Тут нет никакой связи, — ответил он, — во время поста я ездил и на велосипеде, и пробежки делал — к ГТО же надо себя готовить! Я знаю много мусульман, кто во время поста спортом начинал заниматься ежедневно вместо трех раз в неделю».

 «БИЗНЕС Online».

 

Просмотров: 1274

Комментирование запрещено