В Татарстане завершился VII всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы / Татар теле укытучылары җыены алкышлар һәм тешсез карарлар белән узды (ФОТО, ВИДЕО)

0rmtyHETUiY

Самарская делегация.

Педагоги винят парламентариев за то, что предпочли политическую выживаемость национальной гордости

Вчера в Татарстане завершился VII всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы. Пленарное заседание, которое прошло в Казани, не преподнесло сюрпризов. Озабоченность проблемами языка Тукая и Джалиля, его преподавания, новые подходы — дежурные темы, повторяющиеся из раза в раз на таких форумах. Однако в этом году пикантности добавил спорный законопроект о добровольности изучения родных языков, который рассматривается в Госдуме. Как обстоят дела в регионах России, за что отдельные участники ругали депутатов и какие решения предлагает Москва — в материале «Реального времени».

Самарская область: число татарских школ сокращается

Самарскую область представляла делегация в составе исполнительного директора Самарского областного татарского общества «Туган тел» и Самарской областной татарской национально-культурной автономии Фархада Сабирзановича Махмутова, директора МБОУ Школа «Яктылык» г.о. Самара Газизова Радика Равгатовича, и.о.директора ГБОУ СОШ с.Алькино м.р.Похвистневский Шайхутдиновой Гульчачак Камиловны, заместителя директора по воспитательной работе ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с.Денискино муниципального района Шенталинский Хаматшиной Нурсины Гадыевны, учителя татарского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Новое Усманово муниципального района Камышлинский Тазетдиновой Гульфии Мардгалиевны, учителя татарского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково Кабировой Рамзии Милавировны, учителя родного языка и литературы Мочалеевского филиала ГБОУ СОШ им. Н.С.Доровского с.Подбельск м.р.Похвистневский Мияссаровой Зулейхы Касымовны, учителя начальных классов МБОУ Школа «Яктылык» г.о. Самара Хайровой Рахимы Илдусовны, директора фонда НОФДО «ДДОЦ» при РДУМСО Руслана Ибрагимовича Мустафина.

gIh2qFJfuW0

В Кукморе.

0rmtyHETUiYBfrMK4P_QxQu-hPidm7t7sWx28SotttyIWXLck2Aa7qUxb7xyJsixPI8h7nEcqvaKQ

По пути в Казань заехали в Билярск, где проходит международный молодежный образовательный форум «Сэлэт», где принимают участие учащиеся школы "Яктылык".

По пути заехали в Билярск, где проходит международный молодежный образовательный форум «Сэлэт».

7WGFUmGy_LA

В работе молодежного форума принимают участие талантливые ребята из школы «Яктылык».

VII всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы прошел в эти дни в Татарстане. В его работе приняли участие порядка 700 педагогов из 30 регионов России. Есть также гости из Казахстана. Мероприятия форума начались накануне в Кукморе и продолжились вчера в Казани. Разумеется, самый болезненный вопрос, который волнует делегатов, касается законопроекта о добровольности изучения родных языков, рассматриваемый в Госдуме. Напомним, после высказываний президента России Владимира Путина о необходимости соблюдения добровольного принципа изучения национальных языков разгорелась дискуссия об объемах присутствия «татар теле» в учебных планах школ Татарстана. Аналогичные нешуточные споры возникли в Башкирии и в меньшей степени в других регионах.

Тем не менее сами учителя неохотно соглашались общаться с журналистами. Как и полагается, их возмущает, что уроки родного языка в республиках переводят из разряда обязательных предметов. В свою очередь в «ненациональных» регионах ситуация не особо поменялась.

Как рассказал «Реальному времени» директор самарской школы «Яктылык» Радик Газизов, его учебное заведение специализировано на изучении татарского языка, литературы и культуры. Ни одного учителя татарского не сократили, осталось прежним и количество часов.

— Татарский язык у нас по-прежнему остается в основной программе. В расписании уроков запланированы часы на этот предмет. Поэтому у нас такой проблемы не возникает, — отметил Радик Равгатович.

В Самаре существует лишь одна татарская школа. В Самарской области осталось около 10 таких учреждений. При этом директор «Яктылыка» обратил внимание, что число таких школ постепенно сокращается. Причина банальная: большинство из них расположены в сельской местности, в которой молодежи становится все меньше.

224c4ef9605b414c

Директор самарской школы «Яктылык» Радик Газизов и председатель «Милли шура» Василь Шайхразиев.

9d59ba803113e333Чувашия: взамен чувашского языка — культура родного края

Что касается пресловутого законопроекта, председатель региональной НКА татар Чувашии, член «Милли шура» Фарит Гибатдинов считает, что «должно победить федеральное сознание»: все народы России способствуют развитию страны.

— Наша Конституция гарантирует равноправие народов. Законы не должны ущемлять этносы. Надеюсь, что вскоре все вернется на круги своя и будет по-прежнему, — поделился Гибатдинов мыслями с корреспондентом нашей интернет-газеты.

Не обошел он стороной и татарстанских депутатов Госдумы — татар по национальности, проголосовавших за законопроект в первом чтении.

— Свою этническую составляющую эти законодатели задвинули на второй-третий план. Тут, к сожалению, включилась политическая выживаемость: они находятся в рамках своей партийности, — посетовал делегат из соседней республики.

К слову, в Чувашии изучение татарского языка в специализированных школах осталось на прежнем уровне (5 часов в неделю). Хуже дело обстоит с языком титульной нации республики. Чувашский, по словам Гибатдинова, прекратили преподавать. Взамен ввели новую дисциплину — культура родного края.

Московский «огнетушитель»

На пленарном заседании съезда было запланировано выступление председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. Однако спикер регионального парламента не удостоил своим вниманием участников форума. За него пришлось отдуваться министру образования республики Рафису Бурганову, вице-премьеру РТ, председателю национального совета «Милли шура» Василю Шайхразиеву и главе комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разилю Валееву.

«Огнетушителем» в Казань направили директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Андрея Петрова. Чиновник из Москвы попытался успокоить собравшихся общими фразами.

— Есть определенная обеспокоенность, — начал выступление Петров. — Но работа над законопроектом идет вдумчиво. Будут внесены поправки ко второму чтению. У нас, на площадке министерства, создана рабочая группа, в которую вошли ученые, представители органов управления образования основных регионов, где очень сильны традиции преподавания родного языка. Мы внимательно следим, как строится ваша работа на местах.

Он предложил вырабатывать общие решения «вместе, сообща, не допуская перегибов».

— В рамках нашей рабочей группы по обеспечению преподавания родных языков мы начинаем работу над созданием концепции преподавания родных языков в средней школе. Уверен, что такая Всероссийская ассоциация преподавателей родных языков тоже должна быть создана. У нас много общих проблем, у вас есть уникальный опыт, которым нужно обязательно делиться, — рассказал представитель Ольги Васильевой.

С надеждой на второе чтение

Василь Шайхразиев добавил, что Минпросвещения и главы регионов всегда прислушиваются к чаяниям учителей, протягивая руку помощи. При этом он согласился, что нужно объединять усилия для решения сложившихся проблем. Далее он перевел разговор в другое русло.

— Нами очень много сделано, — констатировал спикер. — Главное — не растерять уже наработанное. И мы должны вводить новые практики, новые технологии в преподавание татарского языка. Мы обязаны ориентироваться на завтрашний день.

Разиль Валеев вернулся к теме спорного законопроекта.

— Этот вопрос мы обсуждали в Госсовете Татарстана, — констатировал татарстанский парламентарий. — И вы, наверно, слышали о том, что еще до официального принятия законопроекта мы обращались в Госдуму. Мы четко заявили о том, что ни в коем случае нельзя принимать этот закон. И даже после его принятия в первом чтении мы снова собрались и отправили на рассмотрение в Госдуму требование, чтобы закон в таком виде не был принят.

Заканчивая свое выступление, Валеев напомнил, что в Татарстане два государственных языка — русский и татарский. По его словам, проблем с изучением русского в регионе нет. При этом государственный язык не может выбираться родителями добровольно.

К слову, пункт о законопроекте попал и в резолюцию съезда. Согласно документу, участники форума надеются, что предлагаемые поправки дадут возможность получать образование на родных языках и изучать «туган тел» «за счет учебного времени в обязательной части учебных планов». Такой подход предлагается закрепить в образовательных стандартах и программах.


«Реальное время».

* * *

Съезд учителей татарского языка: шутки от Бурганова, «беспокойство» федерального чиновника и педагоги, которые «не хотят быть клоунами»

Вчера в «Корстоне» прошло пленарное заседание VII всероссийского съезда учителей татарского языка и литературы. Татарстанская власть на нем была представлена на уровне вице-премьеров — Рафиса Бурганова и Василя Шайхразиева. Республика не стала превращать форум во фронду федеральному центру, зато услышала из уст главы департамента минобрнауки РФ Андрея Петрова слова о «вдумчивой работе с законопроектом» о родных языках. Чаяния учителей татарского со всех концов России — в материале «БИЗНЕС Online».

 «КРУЖКИ, ФАКУЛЬТАТИВЫ РОДНОГО ЯЗЫКА ВЫНУЖДЕНЫ ВЕСТИ НЕРАВНОДУШНЫЕ К СУДЬБЕ НАЦИИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ, ФИЗИКИ…»

На самом деле вчерашний день был уже третьим в работе VII всероссийского съезда учителей татарского языка и литературы. Правда, воскресенье посвятили собственно приезду и размещению 700 делегатов, а накануне было проведено и выездное совещание в Кукморе. Взяли в неблизкий путь и журналистов, хотя последние и съездили вхолостую: прессе показали образцовую местную гимназию, а вот на основное заседание под председательством первого замминистра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина их не пустили. Говорят, что один из чиновников даже бросил в ответ на недовольство «акул пера»: «Вот вы напишете, а через час об этом уже в Москве докладывают». Видимо, эти слова должны были лишний раз подтвердить сложность момента, связанного с судьбой родных языков и госязыков национальных регионов России. Так или иначе, власти Татарстана дали понять, что никакой фронды федеральному центру из съезда учителей татарского языка делать не собираются.

Главная же пленарка форума прошла вчера в Казани. Целых полдня в гостинично-развлекательном комплексе «Корстон» звучала татарская речь — такое здесь нечасто бывает. Место помпезное, знатное, а настроение делегатов курултая омрачало лишь общее состояние дел с преподаванием родной речи. Например, учитель татарского языка и литературы из села Усманка Новосибирской области Якуп Вахитов педагогом стал, как сказали бы в советские времена, «по просьбе трудящихся». В 2004 году директор школы попросил имама местной мечети переквалифицироваться в «укытучы» (тат. «учитель»). Для этого пришлось окончить профильный вуз, а не так давно Вахитов стал даже лауреатом районного конкурса «Учителем года – 2017» . Предметника беспокоит секвестрование его уроков, ведь 14 лет назад дети из чисто татарской деревни изучали язык матери по четыре часа в неделю, а сейчас «не больше одного-двух часов»: «В связи с ЕГЭ понадобились часы дополнительные для подготовки к нему. Специально для этого часов не предусмотрено. На директора давили, ведь основные предметы нельзя урезать, пришлось брать за счет татарского языка и литературы. Мы всячески сопротивлялись, но другого выхода не было.  Он у нас преподается со второго по девятый класс».

Татарский язык в регионах России держится именно за счет таких энтузиастов, как Вахитов, но, к сожалению, их не так много. По крайней мере, основная проблема Ульяновской области — это отсутствие квалифицированных специалистов. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» поведал председатель областной национально-культурной автономии татар Рамис Сафин: «У нас количество часов осталось таким же, наш губернатор всегда выступает за сохранение языков, говорит чиновникам, мол, почему вы не разрешаете татарам, чувашам, мордве учить родной язык. У нас проблема с учителями татарского языка, открытая в 90-е годы группа в пединституте закрылась, потому что родители не хотели туда отдавать своих детей. Кружки, факультативы родного языка вынуждены вести неравнодушные к судьбе нации учителя химии, физики…» 

Голую и неутешительную статистику того, когда и в каком вузе был последний выпуск национальных педагогов, приводит завкафедрой татарского языка и литературы Башкирского пединститута им. Акмуллы  Ильшат Насипов: «В Тобольске лет пять назад, в Тюмени — семь-восемь лет, в 2016 году — у нас в Бирске был последний выпуск. В Башкортостане только в трех вузах сохранились отделения татарского языка и литературы, до этого было более десятка. Были отделения в Москве, Тюмени, селе Батырево Чувашской Республики, Ижевске, Оренбурге, Челябинске, Ульяновске. Они, кроме прямых обязанностей, служили также национально-культурными центрами своих областей». По словам Насипова, отрадно, что хоть бюджетные места в этих трех вузах его республики сохраняются.

Попутно надо отметить, что делегаты съезда — это не исключительно учителя татарского языка. В число 700 делегатов вошли кураторы национального образования органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования; заместители начальников отделов образования, курирующие вопросы национального образования; методисты по национальному образованию и межрегиональному сотрудничеству муниципальных образований РТ; руководители образовательных организаций с татарским языком обучения и с изучением татарского языка; руководители татарских общественных организаций и национально-культурных автономий татар из 30 субъектов РФ, Татарстана и Казахстана.

«БЕСПОКОЙСТВО ДОШЛО В ПОЛНОЙ МЕРЕ ДО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ. ПОЭТОМУ РАБОТА С ЗАКОНОПРОЕКТОМ ИДЕТ ВДУМЧИВО»

На учительский курултай ждали председателя госсовета Фарида Мухаметшина, но главный парламентарий республики в «Корстоне» так и не появился. Самым высокими по статусу в зале были два вице-премьера: организатор съезда — министр образования и науки РТ Рафис Бурганов и председатель «Милли шура» Василь Шайхразиев. Не обошлось и без высокого гостя из Москвы — федеральную власть представлял директор департамента государственной политики в сфере общего образования минобрнауки РФ Андрей Петров.

Заседание началось с гимна РФ, после чего слово взял Бурганов. Имеющий репутацию строгого чиновника, «застегнутого на все пуговицы», Рафис Тимерханович на этот раз проявил себя с неожиданной стороны: сыпал шутками и в целом вел себя непосредственно. Одним словом — как настоящий добродушный хозяин. Зачитывая приветственное слово, глава республиканского министерства образования и науки несколько раз останавливался: перед глазами лежали не те бумажки, после обнаружения их вздыхал с облегчением: «Таптым» (тат. «нашел»), — и продолжал свой спич. А в какой-то момент честно признался: «Потерялся регламент, куда-то его засунул».

Как и положено у татар, первым для приветствия дали слово московскому гостю. Высокий чин федерального минобразования Петров между тем был лишь одним из двух людей, которые выступали по-русски. Третью попытку воспользоваться государственным языком России Бурганов пресек, но об этом чуть позднее. Директор департамента федерального министерства не обошел вниманием и самую острую тему: «Конечно же, один из основных вопросов, который сейчас решается, это вопрос преподавания родных языков. Я уже посмотрел резолюции, и есть определенная обеспокоенность в связи с законопроектом, который находится сейчас на рассмотрении в Госдуме. Уверяю вас, что это беспокойство дошло в полной мере до федеральных властей. Поэтому работа с законопроектом идет вдумчиво». И заговорил о поправках, которые будут внесены в законопроект об изучении родных языков во втором чтении. «Министерство занимается системно вопросом», — заверил Петров.

Бурганов же на правах модератора так прокомментировал этот момент: «В министерстве просвещения очень оперативно была создана рабочая группа, в состав которой вошли и наши представители. И эта группа готовила законопроект ко второму чтению. Я думаю, что на многие-многие наши вопросы мы после очередного заседания Думы увидим ответы, которые нас должны устроить. Ну и в дальнейшем, мы надеемся, при разработке ФГОСов также будут формироваться рабочие органы, в которые будут приглашены представители всех регионов, всех наций и народностей нашей огромной необъятной Российской Федерации».

Следующим оратором стали вице-премьер Шайхразиев: «В последние годы вопрос преподавания родного языка беспокоит не только татарский народ, но и все остальные народы. Но татары — это не только два миллиона татар Татарстана, это пять миллионов татар, проживающих на всей территории России, мы второй по численности народ в РФ. От того, что нас много и мы работаем масштабно (на примере этого съезда), все смотрят именно на нас: что будут делать татары, как будет у татар? Куда бы я ни приехал, в другой регион или в другую страну, первое, что у меня спрашивают: „А что будет с татарским языком?“»

Глава «Милли Шура» напомнил, что во время недавнего визита в Казахстан у Рустама Минниханова местные татары попросили преподавателей родного языка. «Мы готовы отправлять, но должна быть организована система по подготовке преподавателей татарского языка на местах. Поэтому Минниханов дал поручение нам с Бургановым и Гафуровым (ректором КФУ прим. ред.) решить этот вопрос, возможно, приглашать их сюда на стажировку… Даст бог, после того как Госдума примет этот закон, изучение родных языков станет (на самом деле останетсяприм. ред.) обязательным, но — если родители выберут. Поэтому наша основная задача сейчас — работать с родителями», — заключил Шайхразиев.

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РОДИТЕЛИ ВЫБИРАТЬ НЕ МОГУТ! ЕГО УЖЕ ВЫБРАЛА РЕСПУБЛИКА!»

То, что не решились сказать другие, озвучил председатель госсовета по образованию, культуры, науки и национальным вопросам Разиль Валеев. Свидетельство тому — речь его несколько раз прерывалась громкими продолжительными аплодисментами, переходящими в овации. Валеев напомнил, что языковой вопрос возник не сегодня. Он напомнил, что перед принятием декларации о суверенитете Татарстана 30 августа 1990 года, депутаты Госсовета на протяжении трех дней и трех ночей спорили между собой о статусе государственного языка Татарстана. «Если начали мы с обсуждения статуса Татарстана, гражданства ее жителей и имущества, то, в конце концов, все наши споры свелись к языку… В это время Шаймиев вышел со своим предложением, что в Татарстане у обоих языков — и русского, и татарского — должен быть равный статус. В итоге тот вариант, где государственным языками республики были обозначены и татарский, и русский, был утвержден», — напомнил депутат.  По словам Валеева, в Татарстане до сегодняшнего дня старались придерживаться этого принципа двуязычия, но, как известно, появилось много проблем. «Вы все о них знаете, но мы ни в коем случае не собираемся сворачивать с этого пути», — утвердительно заявил он.

«Мы, я говорю как депутат от имени Госсовета РТ, выступаем против законопроекта о языках», — приблизился к основной сути своего выступления Валеев и в очередной раз напомнил о важности сохранения татарского языка. «Если мы не сохраним свой язык и традиции, значит, и будущее татарского народа, его существование, окажется под угрозой», — отметил он и напомнил слова основателя научной педагогики Константина Ушинского, который в свое время сказал, что у народа, у которого нет своей системы образования, нет национальной школы, нет будущего. «А мы хотим, чтобы у нас не было будущего?» — обратился с вопросом к залу Валеев и сам же на него ответил: «Нет. На самом деле, представьте: если у татар не будет своей национальной школы, то не будет тех, кто будет изучать татарскую литературу. Соответственно, не будет писателей. Не будет писателей — не будет культуры, не будет татарского искусства, не будут татарских песен, не будет театра, не будет татарского телевидения. Вообще не будет ни татарской культуры, ни татарского искусства. Соответственно, не будет и татарского народа». Так Валеев обрисовал перспективы, если изучение родных языков и дальше будут ограничивать. «Мы этого желаем?» — в очередной раз обратился он к залу. «Нет, не желаем. Поэтому и стараемся сделать все, чтобы сохранить татарский язык. И в этой области вы те, кто работает на этом поприще больше всех», — обратился он к учителям.  

При этом депутат отметил, что относительно скандального законопроекта в Госдуму поступали обращения не только из Татарстана, но из многих других регионов. «И большое спасибо господину Петрову, они собираются внести в этот закон поправки», — обратился он к сидящему в президиуме представителю минобразования РФ. И продолжил: «Но эти поправки нас полностью не устраивают, особенно в области преподавания государственного языка… С тем, что родные языки должны быть по выбору, мы в какой-то мере согласны, но государственный язык родители выбирать не могут!» Эти слова Валеева учителя встретили громкими продолжительными овациями. После чего он продолжил: «Потому что государственный язык республика уже выбрала! Госсовет выбрал! Они обозначены в Конституции! Поэтому если какой-то родитель в нарушение Конституции выбирает государственный язык, это не лезет ни в какие законодательные рамки!» — зал еще раз разразился громкими аплодисментами. 

«Мы уважаем государственный язык России — русский. В Татарстане нет ни одного человека, кто бы не знал русского языка. Показатели ЕГЭ по русскому языку в Татарстане одни из лучших в России. Поэтому, еще раз повторю, у нас нет проблем с преподаванием русского языка», — речь Валеева в очередной раз прервали громкие аплодисменты. А депутат между тем продолжил: «Ее [проблему] кто-то выдумал, это останется на их совести. То, что русский язык, помимо государственного, можно выбирать в качестве родного, вроде бы и логично, но во всем должна быть мера».

«Мне в районах часто задают вопрос — кем можно стать, изучая татарский язык? Кому это нужно? Учась в татарской школе, зная татарский язык, можно стать президентом Татарстана! — ответил на вопрос Валеев, эти его слова в очередной раз были встречены громкими аплодисментами. — Наш первый президент Минтимер Шаймиев закончил стопроцентно татарскую школу в татарской деревне. Стал политиком, известным на всю Россию, героем России».

В конце своего выступления Валеев сделал лирическое отступление, вспомнив одну из своих многочисленных встреч с известным советским писателем Чингизом Айтматовым. «Однажды я спросил у Чингиза Айтматова: „Говорят, языки исчезают, что будет в будущем с киргизским и татарским языками, сколько им осталось, сколько они продержатся?“ Он подумал, подумал и говорит: „Разиль, ни один человек в здравом уме по собственному желанию не хочет покинуть этот мир, не хочет умирать. А народы состоят из таких людей, как ты, как я. Поэтому ни один народ не желает сгинуть по собственному желанию“. Поэтому и татарский народ не собирается уходить из этого мира по собственному желанию!»

«ПОЧЕМУ Я ТРЕБУЮ ОТ ВАС ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО-ТАТАРСКИ?»

С основным докладом на съезде выступил первый заместитель министра образования и науки РТ Хадиуллин. Но его получасовой спич напоминал больше не дорожную карту с конкретными задачами по выходу из ситуации, связанной с состоянием преподавания татарского языка, а отчет о проделанной работе, который звучит на подобного рода официальных форумах.

Вице-президент АН РТ Дания Загидуллина , кроме всего прочего, ознакомила делегатов с новой методикой преподавания татарского языка, которая сводится к тому, что ученики не должны зазубривать грамматические правила, а упор делается на разговорной речи. О подготовке в КФУ специалистов по татарскому языку поведала профессор Альфия Юсупова, директор гимназии №2 им. Вахитова города Набережные Челны Фирдуса Аюпова рассказала о проблемах с преподаванием родных языков. Делегат из Башкортостана Насипов повторил то, что сказал ранее корреспонденту «БИЗНЕС Online». Министр Бурганов сравнил все вышеуслышанное с тем, когда 35–40-летние женщины, выступая по телевизору, призывают повысить рождаемость: «Из призывов делать то или это дети не рождаются», — привел он грубоватую аналогию.

По регламенту, который куда-то «засунули», завершиться пленарное заседание должно было в 12:20, но по традиции все немного сместилось по времени. Поэтому председательствующий стал отводить на выступления представителям регионов лишь по пять минут. А желающих выйти к трибуне было много.

Ксения Зарипова — председатель сообщества татароязычных родителей, в прошлом преподаватель татарского языка в школе Иннополиса: «Учителя татарского языка не клоуны и не миссионеры, чтобы развлекать детей на уроках песнями и плясками и уговаривать родителей выбирать татарский язык. И вообще здесь собрали преподавателей татарского языка из татарских школ — оттуда, где нет проблем с преподаванием татарского языка, их этот закон не коснется! А преподавателей татарского языка из обычных школ не пригласили».

— Вы кто? — спросил у нее Бурганов.

— Председатель сообщества татароязычных родителей.

— А почему меня там нет? Я же тоже родитель, — заметил министр.

Среди тех, кто захотел выступить, был и председатель союза писателей РТ Данил Салихов. Он похвалил учителей, назвав их бойцами на передовой. Бурганов поблагодарил Салихова и спросил, из какого он региона. Вопрос вызвал смех в зале.

Ханиса Алишина, которая представляла Тюменский государственный университет и Тобольский педагогический институт, попросила возобновить в ТПИ «подготовку педагогических кадров по специальности „татарский язык и литература“». Алишина была второй после федерального чиновника Петрова, выступившей по-русски. А вот председателю Астраханской областной общественной организации — обществу татарской национальной культуры «Дуслык» — Анверу Алмаеву это не удалось. Он сказал, что хочет это сделать для того, чтобы его понял московский гость, но модератор съезда был категоричен. «Для того, чтобы Андрей Евгеньевич [Петров] понимал, мы пригласили профессионального переводчика. Сидящая возле женщина — не просто спутница, а именно переводчик. Все материалы раздали на двух языках. Почему я требую от вас выступления по-татарски? Одно дело, если человек заявляет, что плохо говорит по-татарски, пусть скажет, что татарский у него не совершенен: „Извините, буду говорить как умею, мы поймем“. А вот говорить, что „выступаю ради гостя“, — это обманывать себя. Мы почему-то везде так себя ведем, если хоть один человек не понимает языка, то переходим на его язык. Это надо менять, начинать с себя», — сказал под аплодисменты зала министр образования и науки РТ.

Далее была принята резолюция курултая, причем даже без голосования. В ней, например, «выражалась надежда» на появление поправок к законопроекту о родных языках, а также предлагалось создание в министерстве просвещения РФ структуры, координирующей образование на языках народов РФ. Наградили отличившихся, после чего VII всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы завершился исполнением гимна татарского народа — песней «Туган тел» на стихи Габдуллы Тукая. Весь президиум, кроме Петрова, исполнил ее с начала и до конца.



150223По окончании заседания «БИЗНЕС Online» кратко пообщался с куратором нацобразования в минобразования РТ, первым замминистра Хадиуллиным:

— Вы поднимаете  вопрос о статусе государственного языка в рабочей группе при федеральном минпросвещения, в которой состоите? Вы настаиваете, чтобы государственный язык субъектов федерации остался в учебной программе? Или это только желание Татарстана?

— Мы говорим, говорим. 

— Есть понимание у федерального центра?

— Кроме нас никто не просит, если честно. Но мы свою позицию доносим, эта работа идет, чтобы государственный язык попал в учебный план. И представитель из минобра [Петров] не просто так же здесь сегодня находится. Он принял наше приглашение — значит, хочет помочь в решении этого вопроса.

«БИЗНЕС Online».

* * *

Татар теле укытучылары корылтае тыйнак һәм артык «теш күрсәтми» генә узып китте. Түрәләр Мәскәү сәясәтенә зыян итмәслек итеп чыгыш ясады, мөгаллимнәр алкышлап утырды. Берничә чыгышта гына татар теле мәҗбүри укытылырга тиешлеге һәм милли кадрлар әзерләү тәкъдиме яңгырады. Ләкин аларга карап резолюциягә бернинди үзгәреш кертелмәде.

Татарстанда татар теле һәм әдәбияты укытучыларының русиякүләм корылтае узды. Җиденче тапкыр оештырылган җыенда Русиянең 30 төбәгеннән, шулай ук Казакъстаннан методистлар, татар теле укытучылары, милли оешмалар җитәкчеләре катнашты. Барлыгы 700 вәкил чакырулы иде. Мөгаллимнәр беренче көндә Кукмара районы мәгариф системы белән танышса, икенче көнне, 10 июльдә Казанда пленар утырышка җыелды.

Туган тел урынына Русия гимны

«Туган тел» белән башлар урынга татар телен бетергән дәүләтнең гимнын куйдылар

Татар теле укытучылары җыенының пленар утырышы Русия гимны белән башланып китте. Залда җыелган мөгаллимнәр, советча, президиум артыннан торып басып, башта Русия, аннан Татарстан дәүләт гимнын тыңлады. «Менә, «Туган тел» белән башлар урынга татар телен бетергән дәүләтнең гимнын куйдылар», диде шул чакта бер төбәк вәкиле.

Кыскасы, утырыш бары регламент буенча гына барды. Очрашуга журналистлар чакыру да артык сүз сөйләнмәячәгенә, татар телен яклау булмаячагына ишарә иде. Чөнки моңа кадәр җыенның Кукмарада узган очрашуы ябык ишекләр артында узды. «Сезнең хәбәрләр икенче көнгә үк Мәскәүгә барып җитә», дип шүрләүләрен белдергән иде министрлык вәкиле Азатлык хәбәрчесенә.

Соңрак Татарстан мәгариф министры Рәфис Борһанов: «Резолюция өйрәнелде. Аны Русия мәгариф министрлыгы вәкиле русчасын да, татарчасын да карап, сорашып чыкты», диде. Димәк, татар теле укытучылары җыены Мәскәү күзәтүе астында оештырылган.

Очрашуга укытучылардан тыш, төбәкләрдән милли-мәдәни мохтәрият җитәкчеләре һәм төбәкләрдәге мәгариф министрлыклары вәкилләре дә килгән. «12 төбәктәге министрлыклардан вәкилләр килде. Алар урыс милләтеннән. Берни аңламый утыралар», диде бер төбәкнең милли мохтәрият вәкиле. Аларга тәрҗемә оештырылмаган иде. Ә ике чыгыштан кала, очрашу тулысынча татарча гына барды.

Мәскәү хәйләсе һәм самими укытучылар

Җыенда беренче итеп сүзне Мәскәү түрәсенә бирделәр. Русия мәгариф һәм фән министрлыгының гомум белем бирү өлкәсендә дәүләт сәясәте департаменты мөдире Андрей Петров укытучыларны тынычландырырга кереште. Иң элек оештыручыларны мактады, аннан Татарстанны да зурлады.

Сезнең барлык борчылулар да федераль хакимияткә тулысынча барып иреште

«Без ачык, сезнең белән бергә эшләячәкбез. Татар хезмәттәшләремә хас булганча, Татарстанда күп нәрсә акыл белән уйланып эшләнгән», диде ул. Шуннан Думада каралучы туган телләрне укыту кануны проектына күчте. «Думада каралучы канун проектына карата сездә курку бар. Ышандырып әйтәм, сезнең барлык борчылулар да федераль хакимияткә тулысынча барып иреште», диде Петров.

Хәзер Мәскәүдә туган телләрне укыту концепциясе әзерләнә диелде. Шул рәвешле, алга таба татар телен ничә сәгать укыту гына түгел, ә балаларга ничек өйрәтүне дә Мәскәү кушачак.

Борчулы йөзле татар теле укытучыларының берсе дә Мәскәү түрәсенә каршы сүз әйтергә кыймады. Гомумән, очрашу барышында бер мөгаллим дә милләтләрне юк итүгә корылган Русия сәясәтенә каршы чыгыш ясамады. Киресенчә, Петровны алкышлап мөнбәрдән урынына озаттылар.

Татар конгрессы урыслашуга «әйе» диде

Татар конгрессының «Милли шура» рәисе Васыйл Шәйхразиевның чыгышы Мәскәү җырын җырлаудан әллә ни аерылмады. Конгресс тарафыннан Думада каралучы туган телләрне укыту кануны проектына бернинди тәнкыйть сүзләре дә ишетелмәде. Киресенчә, уңай яктан гына телгә алынды. «Алла бирса, канун кабул ителгәч, туган телне уку мәҗбүри булачак. Ата-ана сайлап алган очракта», диде Васил Шәйхразиев. Шәйхразиев ата-аналар белән эшләүне көчәйтергә чакырды.

Туган телне уку мәҗбүри булачак. Ата-ана сайлап алган очракта

Төбәктән килгән укытучыларга бердәнбер файдалы мәгълүмат — татар конгрессы төбәкләргә укытучыларны әзерләүдә ярдәм итәчәк. Бу эшкә алынырга узган атнада Казакъстанга Татарстан президенты Рөстәм Миңнехановның эшлекле сәфәре төп этәргеч булган. Анда Павлодар татарлары Казаннан татар теле укытучысы җибәрүне сораган иде.

«Без укытучылар җибәрергә әзер. Ләкин төп өлешен үзебез әзерләргә тиеш. Рөстәм Миңнеханов безгә, мәгариф министрлыгына һәм КФУга бурыч куйды. Әгәр төбәкләрдән, йә чит илләрдән татар теле һәм әдәбияты укытучыларын сорап мөрәҗәгать итсәләр, аларны еллык планга кертеп, җибәрергә кирәк. Бер ай эчендә регламент яза алсак, яхшы булыр иде», диде Васил Шәйхразиев мәгариф министрына мөрәҗәгать итеп.

Шәйхразиев Самар шәһәрендә татар мәктәбе зурайтылачагын да әйтте. «Самарда губернатор белән очрашуда мәктәпкә өстәмә бина сораган идек. Ул бина мәктәпкә биреләчәк, хәзер ремонт турында уйлап йөрибез. Бу балаларның санын арттырырга мөмкинлек бирә», диде Шәйхразиев.

«Урыс телен укытуда чама булырга тиеш»

Дәүләт теле буларак татар теле мәҗбүри укытылырга тиеш, дигән фикер бары ике чыгышта гына яңгырады. Беренче итеп бу мәсьәләне Дәүләт шурасы депутаты Разил Вәлиев күтәрде. Ул иң элек Мәскәү түрәсе алдында Татарстанның суверенитетны ничек яулавын, аннан татар теленә ничек дәүләт статусы бирелүен искә төшерде.

Дәүләт телен республика, дәүләт шурасы сайлаган, Конституциядә ныгытып куйган

«Дәүләт телен ата-ана сайлап ала алмый. Чөнки ул бер милләтнең генә теле түгел. Дәүләт телен республика, дәүләт шурасы сайлаган, Конституциядә ныгытып куйган. Әгәр берәр ата-ана Конституцияне бозып, аерым тел сайлый икән, бу бернинди закон кысаларына да сыймый дигән сүз», диде Вәлиев. Аның чыгышы алкышларга күмелде.

Разил Вәлиев мәгариф өлкәсендә урыс телен ана теле итеп укыту урыслаштыруга китерәчәк дип саный.

Әгәр урыс телен ана теле дип игълан итәбез икән, ата-аналар БДИ өчен рус телен ана теле дип сайлый башларга мөмкин

«Бөек рус телен хөрмәт итәбез, Татарстанда рус телен белмәгән кеше юк. БДИ нәтиҗәләренә караганда Татарстан Русиядә алдынгы урында бара. Бездә урыс телен укытуда проблем юк, моны кемнәрдер уйлап тапкан икән — бу аларның намусында. Ә менә рус телен дәүләт теле булудан тыш, ана теле итеп укытуны без бер яктан хуплыйбыз, шул ук вакытта чама да булырга тиеш. Русия мәгариф министрлыгы әмере белән БДИны бары урыс телендә генә бирә алабыз. Әгәр урыс телен ана теле дип игълан итәбез икән, ата-аналар БДИ өчен рус телен ана теле дип сайлый башларга мөмкин», диде Разил Вәлиев. Депутатның чыгышы берничә тапкыр алкышларга күмелде.

«Тел вәзгыяте абитуриентлар санын киметте»

Татар телен мәктәпләрдән кысрыклау фәнгә дә тискәре йогынты ясый. «Татар теленә кагылышлы тугыз монографиянең өчесе генә татар телендә», диде Татарстан фәннәр академиясе вице-президенты Дания Заһидуллина. Ул үз чыгышын татар телен яңача укыту методикасына багышлады.

Татар теле һәм әдәбияты укытучысы белгечлегенә керүчеләр азайды

«Татар теле һәм әдәбияты укытучысы белгечлегенә керүчеләр азайды. Моны мин тел тирәсендәге вазгыять белән бәйлим. Абитуриентларның өчтән берен югалттык», диде Башкортстанның Акмулла исемендәге дәүләт педагогия университетының татар теле һәм әдәбияты кафедрасы мөдире Илшат Насыйпов.

Насыйпов республикалар дәүләт телләре мәҗбүри укытылырга тиешлеген әйткән икенче һәм соңгы кеше булды.

«Федераль стандартларда 1-9 сыйныфларда туган телләрне укытуны чикләү, 10-11ләрдә сәгатьләр калдырмау белән килешеп булмый. Шулай булса, без киләчәктә югары уку йортларының татар бүлекләренә укучыларны ничек кабул итәрбез икән?» диде Насыйпов. Ул Башкортстанда вазгыять катлаулануын да сөйләде.

«Башкортстанда да югалтулар бар. 2016 елда Бөре шәһәрендә татар бүлеге соңгы чыгарылышын ясады. Уфа һәм Стәрлетамак шәһәрләрендә өч татар кафедрасы үзләрен саклап калсалар да, бик киеренке шартларда эш итәләр. Елдан-ел бюджет урыннары кими. Уку планнарында сәгатьләр киметелгәнлектән квалификацияле укытучыларны саклап калу кыенлаша», диде Насыйпов.

«Тубылда татар теле кафедрасын ачарга»

«Тубылда 5 ел элек, Төмәндә 7-8 ел элек татар бүлекләре ябылды. Элек Мәскәү, Төмән, Чувашстан, Ижау, Оренбур, Чиләбе, Ульянда татар кафедралары эшләп килде», диде Илшат Насыйпов Азатлык хәбәрчесенә.

Тубыл педагогика институтында татар теле укытучыларын әзерләүне торгызу мәсьәләсен резолюциягә кертүне сорыйм

Бу мәсьәләне соңрак Төмән дәүләт университеты һәм Тубыл педагогика институты профессоры Хәнисә Алишина күтәреп чыкты. Ул планлаштырылган чыгышлар тәмамлануга сүз сорап, мөнбәргә күтәрелде.

«Сездән Тубыл педагогика институтында татар теле укытучыларын әзерләүне торгызу мәсьәләсен резолюциягә кертүне сорыйм», диде Алишина. Ләкин Төмән профессорының гозере исәпкә алынмады, алдан әзерләнгән резолюциягә бернинди дә үзгәреш кертелмәде.

Мәгариф министры Рәфис Борһанов: «Резолюцияне исәпкә алмыйча да әйтергә мөмкин, без быел финанс университеты (мөгаен, Казан федераль университетыдыр — ред.) базасында укытучылар әзерли башлаячакбыз. Анда квота буларак аерым урыннар биреләчәк. Русия төбәкләреннән укучыларны кабул итәчәкбез. Бу хакта без Рөстәм Миңнеханов белән сөйләштек», дип җавап кайтарды.

Тел вазгыяте хлыкны төрле төркемнәргә бүлде

Чакырылмаган укытучылар: «Саф татар районнары урыслаша»

Гомумән, гади укытучыларга сүз аз бирелде. Чыгышларның бары яртысы гына мөгаллимнәргә туры килде. Чаллының Мулланур Вахитов исемендәге 2нче санлы гимназиясе мөдире үз тәҗрибәсе хакында сөйләде. «Тел вазгыяте халыкны төрле төркемнәргә бүлде», диде Фирдәүсә Әюпова.

Әйтергә кирәк, корылтайда чыгыш ясарга тиешле кайберәүләргә вакыт калмады. Шул рәвешле Татарстанның ике укытучысына, әзерләнеп килсәләр дә, сүз бирелмәде. Шулай да ахырдан ахырдан аерым сүз сорап алучылар арасында бер укытучы бар иде.

Татар теле һәм әдәбияты укытучысы идем. Хәзер рус телен укытуга күчтем

«Мин Иннополис мәктәбеннән. Татар теле һәм әдәбияты укытучысы идем. Хәзер рус телен укытуга күчтем», дип башлады сүзен Ксения Зарипова. Ул татар ата-аналары берләшмәсен вәкиллек итә. «Ул оешмага кемнәр керә? Мин ник кермим? Мин дә ата бит», дип кушылды аның чыгышына министр Рәфис Борһанов. Соңрак Зарипова Татарстанның саф татар районнары да урыслаша баруын сөйләде.

«Төп проблем — ата-аналарның татар телен сайламавы. Бердәм дәүләт имтиханын урыс телендә генә тапшырырга мәҗбүр булганга, балаларны урыс мәктәпләренә күчерәләр. Менә, тел тирәсендә шау-шу башлангач Актаныш районындагы бер мәктәп урыс телендә укытуга күчте», диде ул.
Зарипова сүзләренчә, хәзер татар теле укыутчылары проблемнар белән ялгыз калган. Күбесе эш эзли, диде ул Азатлык хәбәрчесенә. Ләкин бу мәсьәләне ул трибунада күтәрмәде.

Тешсез резолюция

Корылтай өч көн дәвам итсә дә, делегатларга резолюция проекты соңгы көндә генә таратылды. Өч биттән торган кәгазьдә татар телен укытуны камилләштерү, дистанцион белем бирү технологияләрен куллану хакында озын итеп язылган иде.

Милли кадрлар әзерләүгә багышланган пунктта да гомуми сүзләр язылган. «Мәктәпкәчә белем бирү оешмалары, башлангыч сыйныфлар өчен кадрлар, татар телендә укытыла торган мәктәпләр өчен аерым фәннәр буенча (математика, физика, биология, химия, тарих, җәмгыять белеме, география һ.б.) укытучылар әзерләү һәм аларны яңадан әзерләү системасын модернизацияләү» дип аталды ул.

Русия думасында каралучы канун проектына мөнәсәбәт резолюциядә «тирән борчу уятты» ише сүзләр белән генә тасвирланган иде. Ә татар телен мәҗбүри укыту турында бер сүз дә очрамады.

Корылтай “Туган тел” җырлау белән тәмамланды.

azatliq.org


КОНТЕКСТ:

​В Казани проходит пленарное заседание Всероссийского съезда учителей татарского языка и литературы / Казанда татар теле һәм әдәбияты укытучыларының Бөтенроссия съезды пленар утырышы бара

* * *

Татар теле укытучыларын ябык очрашуга җыйдылар / Всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы проходит за закрытыми от СМИ дверями (ВИДЕО)

 

Просмотров: 713

Один комментарий

  1. Татарский добровольно
    Пенсия добровольно
    Цены добровольно
    Зарплата добровольно
    Самая добровольная страна на свете!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>