«У нас половина дворянских родов России носила татарские фамилии»

Bez-imeni-33Круглый стол «БИЗНЕС Online»: татарские мурзы и их роль в становлении национального самосознания

Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в обществе: что такое новая татарская элита, есть ли она? И как она должна реагировать на вопросы современности, на те вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанные с проблемой утери татарского языка? На эти и другие вопросы искали ответы в редакции «БИЗНЕС Online» представители древних татарских родов — мурзы из Казани и Уфы.

Участники круглого стола:

Булат Яушев — предводитель собрания татарских мурз РТ;

Алексей фон Эссен — предводитель дворянского собрания РТ;

Рашид Галлям — кандидат исторических наук, бывший научный сотрудник Института истории АН РТ;

Гали Еникеев — независимый историк, адвокат (Уфа);

Наиль Чанышев — член татарского дворянского собрания РБ, офицер запаса (Уфа);

Фархад Гумаров — кандидат исторических наук, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия»;

Гадель Сафин — руководитель IT-компании.

Модераторы: 

Фарит Уразаев — кандидат исторических наук, член собрания татарских мурз РТ; 

Руслан Айсин — политолог.

«ЭТО БЫЛА ЭПОХА, КОГДА ПОНЯТИЕ ЭЛИТ БЫЛО ПЕРЕВЕРНУТО С НОГ НА ГОЛОВУ»

Кого сегодня можно считать элитой татарского общества? Ответ на этот вопрос искали представители татарского дворянства — мурзы — за круглым столом «Татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания», такова была тема встречи в редакции «БИЗНЕС Online». «Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в нашем обществе. Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову: все было в обществе перемешано, напутано. И это пагубно сказалось на состоянии всего общества, его общественно-экономическом и политическом развитии», — начал работу круглого стола предводитель собрания татарских мурз Республики Татарстан Булат Яушев.

При этом представитель старейшего татарского рода добавил, что есть естественная история, понимание того, что такое элиты общества и как они должны правильно формироваться. «Этому понятию есть масса примеров различных стран и народов, даже есть математические теории, которые описывают процесс формирования элит. Эти закономерности исторические невозможно нарушить, они неизбежно дают о себе знать. Сегодня мы хотели бы, чтобы эти правильные научно-обоснованные процессы зародились вновь и привели к тому, чтобы наше общество вернулось к здоровому, естественному развитию», — отметил он.

Кандидат исторических наук Рашид Галлям дал краткое описание понятию «мурза». «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом. Термин „мурза“ означает „сын эмира“ — член правящей династии. У татар оно использовалось в нескольких вариантах, в зависимости от диалекта — морза, мирза и мырза», — отметил ученый. Термин этот, по словам Галляма, в Золотую Орду был привнесен из Персии. «Мурза — это крупный феодал, землевладелец, глава рода, орды», — уточнил он и привел имена всем известных мурз: это предводитель ИдегейЮсуф (от Юсуфа мурзы пошел известный российский дворянский род Юсуповых — прим. ред.) и его родной брат Исмагил — отец царицы Сююмбике. «Позже этот статус был нивелирован. В 1713 году при Петре I во время христианизации татар мурзам было велено принять крещение, если они отказывались, то у них отнимались земли и передавались русским феодалам. В это время многие мурзы были переведены в податное сословие, хотя часть мурз сохранила за собой и титул, и какие-то привилегии. Их включили в дворянское сословие уже во времена Екатерины II. С тех пор часть бывших мурз вошла в дворянское сословие, а часть занялась торговлей. Из числа мурз вышли известные муллы, благотворители, промышленники и так далее. Последующий этап наступает в советскую и современную эпоху, когда титул „мурза“ имеет чисто номинальное значение, некий код престижа, но реальную социальную нагрузку не несет», — напомнил историк. При этом участники круглого стола отметили, что «половина дворянских родов России носили татарские фамилии».

«Приспосабливаясь к гонениям, многие мурзы стали священнослужителями, имамами, муфтиями, поскольку их нельзя было крестить», — особо отметил модератор круглого стола Фарит Уразаев. «И в Российской империи, и в советское время выходцы из этих родов достигали очень серьезных вершин, хотя советская система их жестко преследовала, репрессировала. Но очень многие роды в советское время состоялись и сохранили этот код. Например, из рода Чанышевых вышло более 200 кандидатов и докторов наук. Феноменальное явление!  Еще есть село Татарские Каргалы в Башкортостане, из него вышли 250 выдающихся личностей: композиторы, писатели, художники, ученые, военные. Этот феномен до сих пор не изучен»,— добавил Уразаев и передал слово представителю рода Чанышевых Наилю Чанышеву из Уфы.

Бывший военный рассказал об истории своего рода, из которого, как уже отметил Уразаев, вышло более 200 ученых, а также об их вкладе в развитие татарского общества. В частности, Шайхильислам Чанышев принимал активное участие в общественной жизни татар Москвы, при его непосредственном участии Дом Асадуллаева был возвращен татарской общественности, сейчас там располагается Татарский культурный центр Москвы. А подполковник Шагиахмет Рахметуллин сын Чанышев удостоен медали «За взятие Парижа» в войнах 1812–1815 годов. «Чанышевы, как и многие другие, в отличие от рода самой богатой семьи Российской империи Юсуповых, отказались принимать крещение, вследствие чего лишились своих поместий, несли государственные повинности, облагались подушным окладом и утратили прежний статус и титул, после чего переселились в Уфимскую губернию», — рассказал Чанышев.

«В РОССИИ УСТАНОВИЛОСЬ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЕ ИГО»

В силу того, что в Уфе сохранилась большая часть древних архивов мусульман, в 1993 году Сад мурзой Еникеевым впервые было создано Татарское дворянское собрание РБ. Начиная 1997 года выпускается регулярная газета «Дворянский Вестник» («Морзалар Хабарчесе»). Позднее в Казани в 2006 году было зарегистрировано «Собрание татарских мурз РТ» («Меджлис татарских мурз»).








«Организация начала свою работу с изучения истории старинных семей и родов. Мурзы всегда являлись самым образованным сословием и носителями традиций и передовых знаний. Это наложило свой отпечаток на многие поколения. Пример рода Чанышевых яркий, но не единственный, во многих родах наблюдаем подобные проявления. Изучая историю своих семей, своих родов, мы углубляемся в изучение истории всего татарского народа — находим в архивах различные документы. Хотелось бы, чтобы взгляд современного поколения был направлен глубже в свою историю. Этого в современной жизни очень не хватает. Знание истории своего народа и своих предков формирует национальное самосознание и самоидентификацию личности. Национальное самосознание, в свою очередь, создает мотивацию к сохранению родного языка и культуры. Это направление в нашей деятельности — важнейшее, и мы пытаемся подключить к знанию настоящей истории татар молодое поколение», — отметил предводитель собрания татарских мурз РТ Булат Яушев.

Гали Еникеев, еще один представитель древнего татарского рода, адвокат по профессии, написал пять книг об истории татар («Корона Ордынской империи», «Чингисхан и татары: мифы и реальность», «Наследие татар» и другие), готовится шестая. «Я прочитал историю СССР, переведенную с русского на татарский язык, полностью в 4-м классе. История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение», — объяснил он свой интерес. У меня еще тогда возникло много вопросов по этой истории.

Мурзы и ученые отметили важность изучения объективной истории татарского народа. Так, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия» в Республике Татарстан, кандидат исторических наук Фархад Гумаров рассказал, каким образом связаны татарские мурзы и евразийство как определенная концепция. «Золотоордынская цивилизация сыграла важную роль в судьбе многих народов на территории Евразии. Однако ее роль в последующем искажалась. Со времен Петра I важные посты в государстве постепенно стали занимать иностранцы из Западной Европы либо их сторонники. Об этом говорил и Ключевский, и Ломоносов. По мнению одного из основателей теории евразийства Трубецкого, в России установилось романо-германское иго. И так со временем стали незаслуженно описывать золотоордынское наследие Московии как времена дикости и разбоя, учитывая, что более половины дворянских фамилий было связано с татарскими мурзами. И именно евразийцы первыми стали задаваться вопросом о том, правдива ли история России, написанная европейцами. И на основе научной базы они пришли к выводу о том, что тюрки-татары выступали на евразийских просторах ведущей государственно-образующей нацией и хранительницей евразийских традиций», — отметил он.

При этом все участники круглого стола сошлись во мнении в том, что представителям некоторых известных татарских родов нужно уйти от масштабов микроистории, когда мурзы изучают только истории своих фамилий и выходить за эти пределы. «История мурз не обобщена, есть отдельные статьи отдельных ученых, есть книги, посвященные отдельным родам, но нет обобщающей работы, до сих пор нет фундаментальной книги», — выразил при этом свою озабоченность Галлям. При этом Уразаев добавил, что сейчас идет процесс мобилизации татарских мурз и ученых с целью провести международную научно-практическую конференцию, посвященную истории татарских мурз и дворян.


«ЕСЛИ КТО-ТО РЕШИТ ЭТУ ЗАДАЧУ, ОН БУДЕТ НАСТОЯЩИМ МУРЗОЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ»

Не обошли стороной участники круглого стола и животрепещущую для всех сегодня тему изучения татарского языка в школах. «Что такое элита сейчас? И как новая татарская элита должна реагировать на вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанной с проблемой утери татарского языка. Что такое новая татарская элита, есть ли она? Если нет, какой она должна быть и как она должна реагировать на вопросы современности?» — задался вопросом еще один модератор круглого стола, политолог Руслан Айсин. «Тема „татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания“, на мой взгляд, очень важная определяющая тема, потому что, что есть „нация“? Нация — это прежде всего самоопределение себя. Надо понимать, что народная толща, народная масса не является коллективным умом. Нацию делают единицы — как раз представители элиты. Так исторически сложилось, что этими элитами, которые сделали из татар нацию — имперскую нацию, нацию передовую, которая не только захватывала, как тут говорили, евразийские территории, но доходила до Египта, — сделали правители Египта, мамлюки (тюрки кипчакиприм. ред.). Поэтому надо говорить о том, что мы переходим даже и эти границы, потому что, будучи цивилизацией кочевья, у нас нет горизонта, мы преодолеваем горизонт. Очень важно, что именно мурзы выступали элитой и тем фактором, который выстроил эту пирамиду нациестроительства. Сегодня, сейчас, к сожалению, эта тема уходит, потому что мы не знаем своих корней, своей истории», — отметил он.

«Для меня это была болезненная тема всю жизнь, потому что, если у народа нет языка, он теряет свое лицо как народ. Почему данный вопрос задевает всех, потому что до 17 лет я разговаривал с бабушкой, а дальше у меня не было возможности практиковать и продолжать учить татарский язык. Я считаю, что все силы нужно бросить на повышение материального благосостояния или решить какую-то техническую задачу, но не забывать о поиске новых методов, форм, а они есть, чтобы татарский язык поднять на тот уровень, чтобы человек мог думать и разговаривать на родном языке. Человек, который будет знать два языка — русский и татарский — в совершенстве, откроет для себя в будущем большие возможности в формировании евразийского мировоззрения. Если кто-то решит эту задачу, он будет настоящим мурзой. И если сделать язык второстепенным, то это — тихая ассимиляция, такая же, как и христианизация, — поддержал языковую тему Чанышев и привел в пример род Юсуповых. — Любишь деньги — прими христианство».

«Язык — это не просто лингвистическая конструкция, это стиль мышления. Носители разных языков по-разному формулируют и строят свои мысли. Эта сторона языка является определяющей культурный портрет нации. Язык нужно сохранять, потому что это достояние нашей культуры, потому что это метод и стиль нашего национального мышления. Если мы его потеряем, то потеряем свою уникальность. Что связано с сегодняшней языковой ситуацией: внешние силы пытаются планомерно сделать нас объектом манипулирования, и давление этого манипулирования мы все на себе ощущаем с детства. В данном случае решающее значение имеет искаженное восприятие истории по школьным учебникам. Пример — это история Золотой Орды, история так называемого татаро-монгольского ига. Это, мягко говоря, неправда. „Черная легенда“, как говорил Лев Гумилев. И эта неправда, вложенная в сознание большинства населения со школьной скамьи, является основой межконфессионального и межэтнического конфликта. Мы хотим от него уйти, но никак не можем, сознание нас держит, потому что сформировано с детства. И сейчас одна из важнейших задач для нас всех и мыслящей части нашего общества — все-таки начать изучать настоящую историю. Вернуться к историческим фактам, книгам, написанным серьезными независимыми исследователями. Если мы придем к этому, мы поймем, что между нациями, населяющими РФ, нет конфронтации, мы все здесь веками живем, мы должны дружить и сотрудничать, как сотрудничали исстари. И никаких проблем в принципе не должно быть. Русские должны с уважением относиться к тому, что татары и другие народы знают свой язык и историю, а татары должны с удовлетворением наблюдать, как русская нация развивается, процветает и совершенствуется.  Ведь мы живем в  стране, которую совместно построили наши предки», — добавил предводитель собрания татарских мурз РТ Яушев.                        

А модератор круглого стола Уразаев, чтобы обратить более пристальное внимание участников круглого стола, остановился на печальной статистике. Начиная с 90-х годов, после распада советской империи, русский народ в своей основе переживает глубокую депрессию: в один день 25 млн русских остались за пределами своей Родины и не хотят возвращаться обратно; демографические показатели за последние 25 лет фиксируют убыль населения; каждый год исчезают сотни деревень с карты страны, происходит опустошение земель, особенно в центральной России и на Дальнем Востоке; в последние годы в России появилось около 20 млн людей, проживающих за чертой бедности; увеличение пенсионного возраста и отток молодежи с высшим образованием из России (около 30%) в разные страны резко может ухудшить социально-экономическое положение населения.

В тоже время в прибалтийских странах, на Украине и в странах Средней Азии русский язык как средство межнационального общения выводится из школьной программы. Это является стрессовым фактором для русского населения. Однако в самой Российской Федерации в местах компактного проживания татар последние четверть века татарские школы системно закрываются. Остается этно-культурный компонент — это два-три часа татарского языка или литературы в неделю, а во многих областях и этого нет. Эти проблемы после упразднения договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией, пришли и в нашу республику. «Когда открылись первые татарские гимназии, а это было желание родителей, я отдал своих детей в татарские детские сады и школы. У меня проблем не было. Когда уже сейчас я отдал своего внука, говорящего на татарском языке, в садик, в течение шести месяцев он потерял родную речь. То есть в Татарстане обучение моих детей и внука на родном языке на современном этапе государством не гарантировано. К большому сожалению, ассимиляция нации начинается не со школьной скамьи, а прямо из садика. Нам нужно не только изучать историю, но и придется заново перестраивать систему национального образования.  Эти проблемы конкретно меня, как деда, как родителя, волнуют. Отчизна у нас одна, мы тут жили и будем жить. Я такой же налогоплательщик, но кому-то условия изучения родного языка обеспечены, а кому-то — нет. Мы в свое время хотели быть „советским народом“, но его по определенным причинам не стало. Сейчас говорят: „Мы — российский народ“. Но прежде чем стать российским народом, я, как гражданин этой страны, как представитель татарской нации, должен знать, гарантирует ли государство мои незыблемые права на сохранение татарского языка и культуры на законодательной основе. Нарушение конституционных прав, к большому сожалению, не способствует формированию гражданского общества», — заключил Уразаев.


«СЕЙЧАС У НАС ЭЛИТА ДЕНЕГ, ЭЛИТА КЛАНОВ»

При этом Айсин отметил, что здесь как раз роль мурз очень велика. «И до революции татарам было непросто: нарушали их свободу вероисповедания. Что сделали мурзы? Это ведь люди серьезного великого сознания, потому что они несли ответственность за судьбу нации, и благодаря им мы сейчас имеем и нашу религию ислам, которую они до нас донесли, и язык, и историю, и культурную матрицу. Сейчас их роль как никогда велика. Кто, если не они? Когда мы говорим про народ, мы должны понять, что это понятие достаточно абстрактное, аморфное. Его делают народом определенные люди: конкретные историки, которые пишут книги, конкретные мурзы: Чанышевы, Яушевы и так далее. Они олицетворяют этот народ и ведут его. Если их не будет, то народ просто рассыплется, что мы сейчас и получаем. Есть у нас подлинная элита или нет? Если элиты нет, значит, все сыплется. Все, что мы получаем за последние годы, — это кризис элитной идентичности. Нет, видимо, той прослойки, которая смогла бы, как мурзы в свое время 500 лет, сохранить всю эту богатую традицию. А сейчас, к сожалению, мы все это можем очень быстро потерять», — сказал Айсин.

«Все потомки дворян в советское время попали под тяжкое воздействие государства. Дворяне в тот период не допускались в высшие учебные заведения», — добавил при этом еще один участник круглого стола, предводитель дворянского собрания РТ Алексей фон Эссен. При этом фон Эссен уверен: чтобы вырастить новую элиту, недостаточно обучить человека хорошим манерам. «Традиция, которая передается по роду, заставляет быть человека культурным. Чтобы стать культурным человеком, недостаточно научиться правильно держать ложку с вилкой и улыбаться. Семья в двух-трех поколениях должна жить в достатке и в порядке, чего нет сейчас. Что вы понимаете под советской и постсоветской элитой? Элита та — мурз, дворян — была сообществом людей, которое относилось с уважением к представителям других сословий. Сейчас у нас элита денег, элита кланов. Каждый богач считает себя элитой и создает вокруг себя группировки. Мы идем в 1990-е годы. Это элита? Мы должны определиться с этим вопросом», — подчеркнул он.

«Стал вопрос о том, что является главной ценностной базой нашего общества, не только татарского, а шире, — согласился с ним Айсин. — В дни проведения чемпионата мира по футболу мы видели, что происходила некая ценностная подмена: все кричали „ура, ура“. Когда у нации или народа, который заселяет эти просторы, нет системных ценностей, они подменяются некими идеологическими симулякрами». «Такой ура-патриотизм», — согласились с ним мурзы.

«Элита — это люди, которые внесли некую идеологическую надстройку. Что должно быть главной ценностной ориентацией татар, их традиционной исторической  элиты — мурз?» — задался вопросом Айсин. И сам же, по просьбе участников круглого стола, на него ответил. «Что такое татарская элита? Из чего она должна складываться? Из каких вещей она должна формироваться? К сожалению, утеряна определенная нить, связь с историческим прошлым, где были великие предки, часть этого великого неизвестна, часть до нас донесли. Но, к большому сожалению, нынешние наши правители с удовольствием все это дело разбазаривают, наживаются просто экономически. Из чего должна состоять элита сейчас? Это прежде всего те люди, которые готовы жертвовать в пользу общества, готовы вкладывать свой интеллектуальный и экзистенциальный ресурс в развитие нации. Это те люди, которые готовы отдавать, а не брать. Плюс это люди с избытком определенной внутренней пассионарной энергии. Это люди с особой печатью, которые избраны для того, чтобы вести народ вперед. Таких людей много быть не может, но без этой элиты никуда не денешься. Я думаю, что присутствующие здесь тоже представители татарской элиты, потому что, во-первых, они ставят вопрос „почему так произошло?“, и второе — „что делать?“. Если люди ставят такой вопрос, они уже находятся на первой ступени. Второй ступенью является, собственно, действие». «То есть вы их узнаете по их делам», — заметил Уразаев.

Руководитель IT-компании Гадель Сафин отметил, что объединить молодежь под одной идеей сейчас не так-то просто: «Среди молодежи ситуация плачевная, поскольку есть социальная рознь, дифференциация: по национальному, по этническому и, самое главное, по религиозному признаку. Есть целые каналы, которые эту рознь разжигают, есть каналы, которые, наоборот, консолидируют. Я не имею отношения к мурзам, поэтому мне сложно что-то сказать по данной теме». «Каждое время выдвигает своих мурз, интеллектуалов — это запрос времени. Да, есть потомственные мурзы, которые вносят свою лепту, а есть интеллектуалы, они тоже мурзы, которые обладают колоссальным потенциалом и вносят свои знания в развитие социума. В этом отношении ты — молодой мурза, будущее татарской нации; люди интеллектуального труда, которые вносят и будут вносить свою лепту», — возразил ему Уразаев. «Быть мурзой — это большая ответственность за себя, за свою семью, за свой род, за свою нацию, за то отечество, где мы живем», — резюмировал он.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 960

Один комментарий

  1. Поэтоиу в России был порядок!