Рустам Батыр: «Архипелаг «Халяль»: и снова скандал с «халяльной свининой»

bМогут ли у мусульман на праздничных столах к Курбан-байраму оказаться угощения, запретные по исламу?

Еще одна неприятная история случилась в халяль-индустрии Татарстана. А словосочетание-оксюморон «халяльная свинина», недавно вошедшее в наш обиход, похоже, из шокового начинает превращаться в повседневное, с грустью констатирует известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Подробности очередного вопиющего случая, завершившегося в зале суда, — в очередном материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».

Маловероятно, конечно, что свинину будут добавлять в колбасу.
У такого человека должны отсутствовать понятия веры и совести.
Динар Садыков, 2009 год.

«ИЗ-ЗА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРОДАВЦОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НАМ В ПИЩУ ПОДКИНУЛИ СВИНЬЮ — В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА»

Словосочетание-оксюморон «халяльная свинина», которое с халатной руки ДУМ РТ, недавно вошло в наш обиход, похоже, из шокового начинает превращаться в повседневное. В начале этого месяца мировой судья судебного участка №3 по Московскому судебному округу города Казани вынес решение по иску к ООО «Ашан». В колбасных изделиях, которое оно продает на своих торговых площадях под брендом «халяль», была обнаружена свинина. Суд вину продавца признал и присудил компенсировать покупателю стоимость товара и моральный ущерб. Теперь обман потребителей на рынке халяль – факт, зафиксированный судебной системой России. Мне удалось раздобыть материалы дела и встретиться  с истцом. Эта история и поучительна, и шокирующа одновременно.

Конечно же, подобными процессами, направленными на защиту интересов татарстанских мусульман, должно заниматься прежде всего ДУМ РТ. Но оно, увы, здесь бездействует. В суд на «Ашан» подал некий Андрей Грызунов, житель Казани и юрист по профессии. «Я был оскорблен фактом использования знака „халяль“ на свиносодержащей продукции, – пояснил он свой мотив. – У меня много друзей-мусульман. Я сам постигаю ислам. И потому мне крайне неприятно от осознания того, что из-за недобросовестных продавцов и производителей нам в пищу подкинули свинью — в прямом смысле этого слова».

История началась весной нынешнего года. Грызунов купил в «Ашане» три продукта: полукопченую колбасу «Говяжья Особая», сосиски «Восточные халяль с говядиной» от ОАО «Царицыно» и сосиски «Байрам-Халяль» от ОАО «Сызранский мясокомбинат». В «Ашане» ни для одного из упомянутых колбасных изделий сертификат «Халяль» показать не смогли. Тогда юрист отнес их в «Татарскую межрегиональную ветеринарную лабораторию». Проведенный тест выявил наличие ДНК свиньи в царицынской колбасе, при этом в продукции сызранского производителя свинины обнаружено не было. ОАО «Царицыно» по вопросам сертификации «Халяль» сотрудничает с бывшим руководителем комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Динаром Садыковым, который в настоящее время возглавляет свой собственный коммерческий «Центр по аудиту и контролю „Халяль“». Другими словами, после прогремевшего скандала с ООО «Челны-Мясо» халяль-дельцы Татарстана вновь отличились на ниве «мусульманского» свиноделия.

По факту нарушения прав потребителя Грызунов обратился  в Роспотребнадзор. Ведомство заполучило собственную пробу колбасы от ОАО «Царицыно» и провело соответствующий анализ, который также показал там наличие ДНК свиньи. На случайную ошибку уже не спишешь вдвойне.

О присутствии свинины в «халяльной» колбасе Грызунов  сообщил также в ДУМ РФ, ДУМ Москвы и ДУМ РТ. А как иначе? Мусульмане в первую очередь должны знать, что их обманывают. Московские муфтияты уведомили юриста, что сигнал ими получен и принят в работу. Ведомство же Камиля Самигуллина обращение проигнорировало. Более того, уже в день отправки письма на связь с Грызуновым вышел некий Умар и вежливо, но достаточно настойчиво дал ему понять, что распространять такую информацию не стоит. 

Позднее, уже после судебного заседания, когда для истца вскрылось участие в деле Садыкова, Грызунов погуглил всю доступную информацию об интересантах дела. И тогда попутно выяснилось, что «суровый мусульманин» Умар, судя по страничке в одной из соцсетей, – боец восточных единоборств (им оказался некий Умар Метеков, переехавший в Казань из Ростова), частенько появляется в компании этого самого Садыкова, не только представителя ОАО «Царицыно» в суде, но и его сертификатора. Кто слил информацию из внутренней переписки, в результате чего она сверхоперативно дошла до Метекова, Грызунов судить не берется, но полагает, что это дело рук ДУМ РТ, для которого подобные скандалы на тему «мусульманской» свинины в их татарстанской вотчине крайне нежелательны.

Как бы там ни было, Грызунов не дрогнул и, желая оградить мусульман от обмана, опубликовал на своей страничке в соцсетях результаты проведенного анализа, а затем довел дело и до суда.

«ЗАПРЕТНОЕ В БОЛЬШОМ, ЗАПРЕТНО И В МАЛОМ»

Суд получился не менее увлекательным. Прежде всего крайне интересна аргументация, к которой апеллировал Грызунов. В своем исковом заявлении он указал на нарушение как религиозных аспектов его прав, так и светских. В первом случае наличие свинины в колбасе противоречит продекларированному принципу халяльности, т. е. делает продукт харамом. А во втором вводит в заблуждение относительно ингредиентов продукта, ведь колбаса заявлена как говяжья, а по факту оказалась со свиной начинкой. Таким образом, речь идет и об обмане религиозно мотивированных чувств, и об обмане потребителя как такового.

Как следует из протокола судебного заседания, интересы производителя ОАО «Царицыно» представлял на суде Садыков, который, как уже было отмечено выше, возглавляет сертификационный центр, давший добро на выпуск халяльной продукции, оказавшейся в итоге харамной. Это тоже крайне любопытная деталь. По логике вещей, сертификатор должен быть независимым от производителя, иначе ни о каком настоящем контроле речи быть не может. Но здесь мы видим обратное – их плотную связку. На нее указывает и то, что, как отмечают источники, штатный ветврач «Царицыно» Хишем Буссахи одновременно является халяльным экспертом Садыкова на мясокомбинате, что в корне противоречит принципу независимости и что, надо полагать, помимо прочего, обуславливает систематическое обнаружение ДНК свиньи в царицынских изделиях.

Казалось бы, факт выпуска под видом халяль-продукта со свининой является грубейшим нарушением со стороны производителя и его «халяльный» сертификат должен немедленно отзываться, но здесь этого не происходит. Садыков, напротив,  защищает подопечного. Это как если бы таможенник защищал в суде контрабандиста. И даже тогда, когда суд признал факт обмана со стороны ОАО «Царицыно», бывший руководитель комитета «Халяль» ДУМ РТ не отозвал у него сертификат. По крайней мере, об этом в публичном пространстве заявлено не было.

Более того, Садыков развернул информационную кампанию в поддержку «халяльной» продукции «Царицыно». При этом в своих выступлениях Садыков так лихо закручивает мысль, что невольно понимаешь: в его лице Болгарская исламская академия теряет великого богослова. Впрочем, предоставим слово ему самому. «Метод не измеряет количественный параметр, – уверяет он. – При принятии решения, есть свинина или нет, смотрится именно количество, а так как этот метод ДНК просто на реакцию, его не используют в пищевой индустрии. В частности, в халяльном направлении он как таковым критерием не используется». И далее: «И еще данный анализ подвержен ложноположительной реакции, когда положительный результат является ошибочным. Поэтому в мировой практике нет того, чтобы ДНК-тест являлся критерием определения халяльности. Если у кого-то есть такое решение, я буду рад с ним ознакомиться».

Это называется «пытаться сохранить хорошую мину при плохой игре». Добавим к ней перчинки. В свою бытность председателем комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Садыков не только не выступал против эффективности тестов на выявление свинины, но даже активно продвигал экспресс-полоски, которые, по его словам  «предназначены для определения наличия свинины или свиного жира». Почему-то тогда ни серьезные лабораторные исследования, ни его собственные экспресс-тесты с помощью предлагаемых полосок у нашего героя не вызывали абсолютно никаких сомнений. Однако после того как свинину раз за разом начали обнаруживать в продукции от сертифицированного им производителя, Садыков пересмотрел свое мнение.

Если мы правильно понимаем его нынешние суждения по данной теме, то мизерное количество свинины в колбасном изделии не делает продукт харамным, ибо, дескать, по этому поводу нет соответствующей фетвы. На самом деле такая фетва есть, в том числе и в нашей стране. Так, в богословском заключении совета муфтиев России №5 от 10.04.18 прямо сказано, что попадание свинины «делает продукцию запретной, даже если это имеется в малом количестве».  Данная формулировка отражает известный принцип исламского права, гласящий, что «запретное в большом, запретно и в малом». Поэтому все отговорки, что тест, мол, не выявляет количественный показатель наличия в продукте свинины – от лукавого. Удивительно, что руководитель сертификационного центра по стандарту «Халяль» не знает таких элементарных вещей.

Интересно и другое. Грызунов в своем исковом заявлении, указывая на религиозный аспект вопроса, связанного с понятием халяль, процитировал несколько аятов из Св. Корана. Однако Садыков, согласно протоколу судебного заседания, отметил, что «Священный Коран не является законодательством и нельзя ссылаться на Коран». Согласитесь, для руководителя центра по сертификации на основе стандарта «Халяль», который как явление изначально обусловлен императивами Корана, подобное заявление звучит несколько странно. И если по теме халяль в присутствии Садыкова нельзя ссылаться на Коран, тогда, может, и фетва для него не аргумент?

«МОЖНО БЫЛО БЫ, ХОТЯ БЫ НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА ПРЕДУПРЕДИТЬ МУСУЛЬМАН ОСТЕРЕГАТЬСЯ ПОДДЕЛОК»

Судебное решение, увы, закрепляющее за нашей республикой репутацию региона неблагонадежных халяль-деятелей, да еще накануне мусульманского праздника Курбан-байрам, кроме грусти, ничего не вызывает. Наш муфтият, руководство которого любит делать громкие заявление о мусульманах Мьянмы и по другим вопросам международной повестки дня, в данном конкретном случае, когда речь зашла о защите интересов татарстанских мусульман, абсолютно ничего не предпринимает. Нет ни заявлений, призванных оградить мусульман от обмана, ни каких-то других практических действий. Можно было бы хотя бы накануне праздника предупредить мусульман остерегаться подделок, дабы они не накормили своих гостей завуалированной свининой.

Вместо этого ДУМ РТ продолжает поощрять деятельность Садыкова. Так, он по сей день входит в технический комитет по разработке ГОСТов в сфере халяль, возглавляемый заместителем муфтия Рафиком Мухаметшиным, и среди прочих определяет готовящиеся правила функционирования халяль-индустрии страны. Другими словами, муфият тем самым повышает статус этого бизнесмена, что, в свою очередь, как я полагаю, помогает ему находить себе партнеров среди халяль-производителей.

Все это, конечно, в корне противоречит тем масштабным задачам, которые руководство нашей республики ставит применительно  к халяль-индустрии, для развития которой 10 февраля этого года Рустам Минниханов даже утвердил специальную дорожную карту Halal Life Style. Вне всяких сомнений, халяль, помимо прочего, – это один из каналов сбыта продукции, а значит, и поддержки татарстанских товаропроизводителей. Неужели в ДУМ РТ этого не понимают?

Вообще, ДУМ РТ выбрало странную стратегию работы в последнее время. В разгар кризиса доверия, возникшего после скандала с «халяльной свининой» от ООО «Челны-Мясо», комитет по стандарту «Халяль» закрыл на реконструкцию свой сайт, который не работает уже почти месяц, практически обнулил активность аккаунтов в соцсетях. При этом директор по связям с общественностью комитета, как ни в чем ни бывало, уехала за пределы республики для совершения очередного хаджа. Воистину, как говорится, умом Россию не понять. А в желание некоторых функционеров ДУМ РТ делать для мусульман что-то полезное нам остается только верить…

Просмотров: 839

Комментирование запрещено