Фронтовое письмо

1Письма с полей сражений Великой Отечественной войны дают особые впечатления. Они несут неповторимую энергетику прежде всего для потомков воинов великой Победы. Передо мной несколько весточек с фронта от моего отца – Фуада Вазыховича Мифтахова. Восемнадцатилетним худеньким парнем он был мобилизован на фронт в 3-ю Гвардейскую армию, которая была создана в 1942 г. Он участвовал в операции «Уран», в ходе которой разгромили войска противника на Среднем Дону и сорвали попытки прорыва блокады окружённой группировки армии фельдмаршала Паулюса в районе Сталинграда.

В январе и феврале победного 1945 г. армия воевала в составе ударной группы 1-го Украинского фронта и вместе с соединениями 1-го Белорусского фронта уничтожила группировку фашистов, пройдя с боями к реке Нейсе. В апреле и мае 1945 г. армия принимала участие в Берлинской наступательной операции. Выступая на правом фланге 1-го Украинского фронта, армия охватила с юга и юго-запада франкфуртско-губенскую группу войск противника, после ликвидации которой армия была передислоцирована с берлинского на дрезденское направление, где приняла  участие в знаменитой Пражской операции. В дни майских праздников отец изредка рассказывал о событиях военной молодости. Он хорошо помнил, что 1 мая 1945 года, когда еще шли бои за Берлин, а над Рейхстагом уже развевалось красное зная. Исход битвы за Берлин ни у кого не вызывал сомнения. В этот момент Командующему войсками 1-го Украинского фронта маршалу СССР И.С. Коневу Ставкой Верховного Главнокомандования был дан приказ 3 мая перенаправить
силы на Прагу с севера для молниеносного наступления. 2В День Победы, утром 9 мая, вслед за 3-й и 4-й гвардейскими танковыми армиями, передовые части армии вступили в Прагу. В ее составе отец освободил от фашистов не только советские, но и европейские горогорода, дойдя до Берлина! После войны в 1945 г. служил в Центральной группе войск под командованием И.С. Конева на территории Чехословакии, Австрии и обеспечивал безопасность в ее столице – Вене. О
том времени свидетельствует фотография, на которой отец (справа) играет трофейными шахматами со своим товарищем. На обороте надпись: «Чехия. Июнь, 1945 год».

О военных событиях мама Галия апа и сестры узнавали только из сводок Совинформбюро. В письмах об этом упоминать было нельзя, они проходили через строгую военную цензуру. Вот текст одного из них – всего за 40 дней до Победы – лишь несколько строк: «Мама! Пусть это фото с фронта Вам напоминает Вашего прежнего сына… Фуад. 16 марта 1945 г. Грюнберг». Сколько нежности и уважения звучит в этом обращении к маме на «Вы». Это почтение к родителям Фуад Вазыхович сохранял всю жизнь. Отец знал, что каждое письмо на родину может оказаться последним… В них ни слова о войне, трудностях и полученной контузии. Нет вопросов и о жизни в тыловом Куйбышеве, где в небольшом бараке из досок, почти землянке, построенной Фуадом в татарской слободе, на волжском склоне, ждали его сестры – Наиля, Рауза, Назимя и мать некогда большого и дружного семейства – Галия апа.

Незадолго до войны по семье прокатился каток репрессий – в 1937 г. были расстреляны муж и свекр, работавшие муллой в небольшом татарском селе Тюгальбуга. ГУЛАГ поглотил многих других
родственников и друзей… 

Еще раз рассматриваю приложенную к письму фотографию. Вглядываюсь в знакомые черты отца. В феврале 1945 г. на фронте ему исполнилось 22 года. Он младший лейтенант с пышной копной чёрных волос и непривычно молод, ведь снимок был сделан более, чем за 20 лет до моего появления на свет… Взгляд отца уставший, со светлой грустью, как будто хочет разглядеть вдалеке, за тысячи километров от Германии любимый город и своих близких. Наверняка он думал о скорой мирной жизни, о том, как вернётся домой, где ждут от него каждую весточку, что послевоенная жизнь предстоит счастливая и безоблачная, будет учиться в институте, работать по мирной профессии, гулять по Куйбышеву с красивой женой и детьми. Однако предстояло еще воевать и выжить в эти долгие 40 дней до Победы, а затем освобождать от фашистов Прагу и служить в Австрии.

Мой отец был счастливым человеком и прожил после того, победного 45-го, года ещё более полувека насыщенной деятельной жизни. Судьба уберегла от тяжелых ранений и исполнила почти все его земные желания.

Искандер МИФТАХОВ, сын фронтовика Великой Отечественной войны, член Союза журналистов России.

Журнал «Самарские татары», № 2 (19), март-май 2018 года.

Просмотров: 1198

Комментирование запрещено