Самат Мухаметов: он работал начальником Сталина

rbtВ документах главы парламента ТАССР значилось: «Образование ниже среднего»

Первый председатель Верховного Совета ТАССР Самат Ахметович Мухаметов исполнял свои обязанности с 1938 по 1942 год, до конца жизни. Выходец из татарской деревни, 14-летний паренек нашел спасение от голода и войны на Украине. В республиканском парламенте, который он в свое время возглавил, рядовыми депутатами числились несколько вождей партии и государства. «БИЗНЕС Online» продолжает рассказ о республиканских руководителях советского периода.

ПЕРВОЙ СОВЕТСКУЮ РОССИЮ ПРИЗНАЛА ЛАТВИЯ

К середине 1930-х годов страна избавилась от большинства внешних угроз – как военно-политических, так и экономических, поэтому в сталинской историографии XVII съезд ВКП(б), проходивший в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 года, носит название «съезда победителей».

К 1934 году СССР как суверенное государство был признан 30 странами, включая наиболее развитые и влиятельные в мировом сообществе, такие как США, Великобритания, Франция, Германия и другие (интересно, что первой Советскую Россию еще до образования СССР признала Латвия 11 августа 1920 года – прим. ред.).Съезд положительно оценил и ход индустриализации, определив, что уже к этому времени СССР «превратился из отсталой аграрной страны в передовую индустриально-колхозную державу». 1935 год положил конец продовольственным карточкам. «Важным результатом осуществления в 1933–1937 годах политики индустриализации стало преодоление технико-экономической отсталости, полное завоевание экономической независимости СССР. К 1936 году удельный вес импортной продукции в общем потреблении снизился до 1–0,7 процента. Торговый баланс СССР к исходу второй пятилетки стал активным и принес прибыль. По структуре промышленного производства СССР вышел на уровень самых развитых стран мира. По объему промышленной продукции он обогнал Англию, Германию, Францию и занял второе место в мире, уступая лишь США, а по темпам индустриального роста впервые превзошел и показатели развития американской экономики», – приводит такие данные доктор исторических наук Виталий Лельчук.

Феномен 1930-х годов заключался в том, что так называемая административно-командная экономика сочеталась с энтузиазмом миллионов, с безграничной верой в идеи Великого Октября. Но было бы наивно полагать, что люди тех лет, строя заводы, шахты, фабрики, работая на них, осваивая технику, не видели и не чувствовали тяжелых трудностей. И не только в быту. Во многих отраслях производства тяжелыми оставались и условия труда.

ЗА КУСКОМ ХЛЕБА – НА БЕРЕГ АЗОВСКОГО МОРЯ

Такими в начале индустриального развития были, например, социальные характеристики производственного процесса на угольных шахтах Донбасса. По характеру и содержанию труд горняков являлся тяжелым, физическим, ручным, преимущественно неквалифицированным или низкого уровня квалификации, не требующим самостоятельности в принятии решений и специальной профессиональной подготовки. Условия труда горняков определялись в первую очередь работой под землей, на значительных глубинах, в тесном, сыром, запыленном пространстве, со слабым источником света, неисправностью технических сооружений. Все перечисленные характеристики приводили к раннему старению шахтеров, профессиональным заболеваниям, быстрой потере трудоспособности, высокому уровню травматизма, часто со смертельным исходом.

Почему упомянут именно Донбасс? Потому, что здесь на эти «социальные характеристики» горняцкого труда вдоволь насмотрелся 14-летний паренек из татарской деревни, которого звали Самат Мухаметов. Спасаясь от голода и прочих бед Гражданской войны, в 1921 году он вынужден был покинуть свою малую родину после смерти обоих родителей и искать куска хлеба аж в краю шахтеров на юго-востоке Украины, потом – на берегу Азовского моря в устье рек Кальмиус и Кальчик, в городе Мариуполе. В будущем он возглавит Верховный Совет ТАССР… Но это произойдет через 17 лет. Так что вернемся пока к большой политике.

НЕБЫВАЛАЯ ДЕМОКРАТИЯ В ГОДЫ НЕБЫВАЛОГО ТЕРРОРА

Хотя на том же XVII съезде ВКП(б) фактически впервые в истории партии уже полностью отсутствовала какая-либо оппозиция, в низком жизненном уровне населения и тяжелых условиях труда должны были быть виноватые. И они нашлись в виде различных «врагов народа» – от расхитителей социалистического имущества, вредителей на производстве до заговорщиков, планирующих государственный переворот. Приближалась эпоха большого террора – 1937 и 1938 годы, когда за этот кратчайший период в результате общегосударственного произвола и беззакония по разным источникам было физически уничтожено от 600 до 800 тыс. человек.

Но опять же парадокс того времени – годы большого террора стали периодом активного формирования демократических органов власти. Сталинская Конституция СССР 1936 года, в обсуждении которой участвовали 75 млн человек (было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в печати), отменила поражения в правах по признаку происхождения, законодательно уравняла всех граждан СССР в этом отношении, в избирательном праве. Демократический характер этой Конституции – в сравнении с Конституцией 1924 года – был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму. Иосиф Сталин в то время писал: «Систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения ее многостепенности. Ее надо менять еще в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге… Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле».

Союзная Конституция с ее нововведениями была продублирована в конституциях региональных, включая и автономии. Конституция Татарской АССР 1937 года была принята XI чрезвычайным съездом Советов ТАССР 25 июня 1937 года, утверждена III сессией Верховного Совета РСФСР 2 июня 1940 года. В Конституции 1937 года республика определяется уже как Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика – социалистическое государство рабочих и крестьян.

…И ЗАКОНЫ НА ДВУХ ЯЗЫКАХ

ТАССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики. В основном законе было записано, что вся власть в Татарской АССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Новая Конституция предоставляла право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование. Женщине предоставлялись равные права с мужчиной. Церковь и мечеть отделялись от государства, школа – от церкви и мечети. Защита отечества являлась священным долгом каждого гражданина Татарской АССР. Гражданам закон гарантировал свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов и свободу уличных шествий и демонстраций. В новой Конституции говорилось, что законы, принятые в республике, публикуются на татарском и русском языках.

Что касается государственного устройства, то наибольшей реформе подверглась система представительной власти. На смену центральным исполнительным комитетам (ЦИКам) как союзного, так и регионального уровней пришли выборные Верховные Советы.

Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики был образован на основании принятой в 1937 году новой, второй по счету Конституции Татреспублики. Согласно этому документу, Верховный Совет являлся высшим органом государственной власти ТАССР. В его ведении находились: принятие Конституции ТАССР и контроль за ее исполнением, установление административно-территориального деления республики, законодательство, бюджет ТАССР, экономика, здравоохранение, образование, культура, спорт. Верховный Совет ТАССР избирался гражданами республики по избирательным округам сроком на четыре года.

«АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАЗОБЛАЧЕНИИ ПОДЛЫХ ГАДОВ И ИЗМЕННИКОВ РОДИНЫ»

Выборы в Верховный Совет ТАССР первого созыва состоялись 26 июня 1938 года. Было избрано 143 депутата. 26 июля 1938 года в Казани, в клубе имени Менжинского, открылась его первая сессия. На ней был избран председатель Верховного Совета и два его заместителя. Им стал, как было упомянуто выше, Мухаметов Самат Ахметович, из рабочих и крестьян (читайте Конституцию!), 1907 года рождения. Также в официальной характеристике новоиспеченного депутата и первого председателя Верховного Совета Татреспублики значилось (орфография документа сохранена – прим. ред.): «Образование ниже среднего. С 1928 г. – член ВКП(б). В 1921–1925 гг. работал в Донбассе, в Мариуполе. В 1925 г. приехал в ТАССР, где был комсомольским организатором среди татарской молодежи, затем третьим секретарем Татарского обкома ВКП(б). Основная профессия – партработник».

А уже в других бумагах – на предвыборных плакатах начала 1938 года – было отпечатано немалым кеглем жирного начертания: «После учебы в Комвузе тов. Мухаметову поручается ряд серьезных и ответственных работ. Он принимает активное участие в разоблачении агентов фашизма, троцкистов, бухаринцев и буржуазных националистов – этих подлых гадов и изменников родины. На протяжении всей своей сознательной жизни товарищ Мухаметов проявил себя верным сыном родины, преданным делу коммунизма». Если учесть, что конец большому террору пришел лишь через несколько месяцев после предвыборной кампании, 17 ноября 1938 года (в этот день вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», подготовленное по поручению Сталина Ежовым, Берией, Вышинским, Рычковым и Маленковым, – прим. ред.), то становится несколько яснее, почему персонаж с «образованием ниже среднего», но «верный сын родины, преданный делу коммунизма», тем более крестьянско-пролетарского происхождения, был избран на пост председателя республиканского парламента. Время было такое! Хотя справедливости ради надо сказать, что в документах и публикациях того периода вопрос к коммунисту любого ранга «А ты сколько разоблачил врагов народа?» был настолько частым, насколько и нормальным.

Что интересно, в тронутой временем толстенькой папке, хранящейся в Государственном архиве Республики Татарстан, среди 143 оригиналов личных карточек депутатов того Верховного Совета ТАССР встречается с пяток фамилий, знакомых, что называется, до боли: Ворошилов, Каганович, Калинин и даже Сталин. Судя по именам-отчествам, это не однофамильцы. Правда, депутаты эти отличались слабой трудовой дисциплиной и ни разу не посетили ни одну сессию Верховного Совета ТАССР. Тем не менее они как рядовые члены парламента республики подчинялись его председателю. Так что пусть формально, пусть заочно, но товарищ Мухаметов Самат Ахметович по документам числился у них в начальниках.

«АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАЗОБЛАЧЕНИИ ПОДЛЫХ ГАДОВ И ИЗМЕННИКОВ РОДИНЫ»

В обязанности председателя входило руководство пленарными заседаниями Верховного Совета ТАССР и внутренний распорядок. Сессии проходили дважды в год, между ними парламентскую деятельность в республике осуществлял президиум Верховного Совета в составе председателя и 14 членов, которые избирались тут же, на первой сессии, сроком на четыре года. На первой сессии также были сформированы три постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетная и мандатная), было образовано правительство республики – Совет народных комиссаров ТАССР. Правительство и президиум ВС (последний – в отличие от прочих своих коллег-депутатов) трудились уже на профессиональной основе, а вот председатель парламента со своими двумя заместителями между сессиями возвращался к своей основной работе (так было до 1990 года, когда председатель ВС до избрания первого президента РТ стал фактическим главой республики; эта должность, совмещенная с председательством в президиуме, стала профессиональной, когда на нее из первых секретарей Татарского обкома КПСС пришел Минтимер Шаймиев, – прим. ред.). Чем в перерыве между сессиями занимался Мухаметов, в отличие от остальных его последователей, документально четко найти не удалось. Напомним, что в его краткой биографии, которую приводит научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» государственного комитета РТ по архивному делу, сказано, что он какое-то время после того, как приехал в 1925 году в ТАССР и стал комсомольским организатором среди татарской молодежи, работал 3-м секретарем Татарского обкома ВКП(б). Очевидно, в свою бытность неосвобожденным председателем парламента он продолжал секретарствовать в обкоме партии. Во всяком случае, другой информации найти не удалось.

К началу 1940 года перестройка системы государственной власти и управления Татарской АССР на основе новой Конституции республики была завершена. В историю представительных органов республики вошла Великая Отечественная война. Из 143 депутатов Верховного Совета ТАССР 44 добровольно подались на фронт. Самат Мухаметов в их числе не был, но жизнь его оборвалась 7 августа военного 1942 года, причины и обстоятельства в источниках не указываются…

«БИЗНЕС Online»

Просмотров: 1061

Комментирование запрещено