Илдар Ягъфәровның “Байгал” фильмы “Киношок” кинофестиваленең махсус призына ия булды / Фильм «Байгал» Ильдара Ягафарова получил спецприз фестиваля «Киношок» в Анапе

5310Илдар Ягъфәровның “Байгал” фильмы Анапада узучы “Киношок” фестивалендә “зур жюриның” “Милли традицияләргә сак караш өчен” махсус дипломына ия булды. Җиңүчеләр бүген фестивальнең ябылу тантанасында билгеле булды. Фестивальдә фильмны аның режиссеры Илдар Ягъфәров үзе тәкъдим итте.

  • “Байгал” драматург һәм киносценарист Мансур Гыйләҗев сценариесе буенча 2018 елда төшерелде. Фильм анда Россия актеры Владимир Вдовиченков һәм продюсер Миләүшә Айтуганова төшүе белән игътибарны җәлеп итте.

Казан халыкара мөселман кинофестиваленең программа директоры, танылган кино белгече Сергей Лаврентьев “Байгал” фильмына югары бәя бирсә дә, фильм Казан кинофестивалендә катнашмады. Билгеле булганча, Казан кинофестивалендә икенче Татарстан фильмы – “Мулла” катнаша.

  • XXVII “Киношок” ачык кинофестивале Анапада 2 – 8 сентябрь көннәрендә үтә. Фестиваль беренче тапкыр 1992 елда оештырыла. Быел фестивальдә Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Үзбәкстан, Украина һәм Россиянең Санкт-Петербург, Мәскәү шәһәрләре, Пермь, Чиләбе, Камчатка, Татарстан кинематографистлары катнашты. Фестиваль кысаларында биш конкурс үтә. Болар – тулы метражлы, кыска метражлы, документаль, телевизион һәм балалар фильмнары. Фестиваль кысаларында 70ләп фильм тәкъдим ителде. Кинофестиваль программалары өчен дүрт төрле жюри билгеләнгән. Тулы метражлы фильмнарны кинорежиссер һәм сценарист Эльёр Ишмухамедов җитәкчелегендәге жюри карады.

tatar-inform.tatar

* * *

Фильм «Байгал» Ильдара Ягафарова получил специальный приз большого жюри XXVII Открытого фестиваля «Киношок», который проходил в Анапе со 2 по 9 сентября. Награда татарстанскому режиссеру была присвоена с формулировкой «За бережное отношение к национальным традициям».

Спецприз «Киношока» стал первой наградой для «Байгала», а решение жюри во главе с кинорежиссером и сценаристом Эльером Ишмухамедовым – большой честью и символом признания. «Когда я вышел на сцену, я сказал, что посвящаю свою картину родному татарскому народу, поскольку фильм был создан именно на татарской земле и о татарском народе», – подчеркнул Ильдар Ягафаров.

Сценарий «Байгала» создан на основе пьесы татарстанского драматурга Мансура Гилязова. В центре сюжета – судьба главного героя Галимжана, который долгие годы проживает в одиночестве в небольшом обветшалом домике на окраине татарской деревни. Много лет назад в Казани у Галимжана было все: любимое дело, любимая женщина и мечты. Только в погоне за грезами он потерял почти все, что имел.

Сейчас персонаж влачит жалкое существование. Набив шишки в большом мире, Галимжан прячется от него в небольшой деревушке. Старому рыбаку едва хватает улова на то, чтобы прокормить себя, но судьба ставит перед ним неожиданную и, казалось бы, невыполнимую задачу. Сын главного героя, которого он не видел более 30 лет, попадает в беду: по стечению обстоятельств он оказывается под следствием, его помещают в СИЗО. Ему необходима крупная сумма денег, которую просто не в состоянии найти Галимжан. После нескольких неудачных попыток выкарабкаться он впадает в отчаянье, осознавая неотвратимость беды, настигшей сына, и всю тщетность своих попыток что-либо изменить.

В этот самый момент в реалистическую историю вмешивается фантастическая линия, эхо которой можно проследить с самого начала фильма в виде легенды о волшебной рыбе Байгал, обитающей в Волге. Фактически Байгал – это белуга. По преданиям, она приносила счастье тому, кто ее поймает. В фильме Ягафарова, по его собственному признанию, Байгал – это рука Бога. Это существо, которое появляется в самые исключительные моменты, когда человек упирается в стену и ему нужно помочь. В картине звучит мысль о неизбежности хода вещей, принятии судьбы, необходимости веры.

Роль следователя по делу сына Галимжана в фильме сыграл старый товарищ (сокурсник по мастерской ВГИК) режиссера Ягафарова, известный актер Владимир Вдовиченков. Главная роль старика Галимжана принадлежит непрофессиональному актеру, педагогу по сценической речи Казанского института культуры Ренату Галимову.

Мелодрама «Байгал» начала сниматься в 2016 году. К июлю 2017-го были завершены съемки, монтаж и базовая озвучка. Стоимость ленты татарстанского производства на тот момент составляла около 4,5 млн рублей – деньги символические для полного метра. Около 2 млн рублей на производство выделил Минкульт Татарстана, остальное собирали всем миром – помогали неравнодушные спонсоры, использовались личные накопления. Сейчас лента проходит «обкатку» на фестивалях, а уже этой осенью может появиться в прокате.
На «Киношоке» Ильдар Ягафаров подписал договор с Бурятией и Иркутской областью, уже в октябре в двух российских регионах картина выйдет в прокат. Продюсеры фильма «Байгал» в настоящий момент ведут переговоры с сетью «Синема 5» о прокате в 16 городах страны, в том числе и Казани, рассказал агентству Ягафаров.

Для справки.

Фестиваль «Киношок» был основан в 1992 году советской и украинской актрисой Ириной Шевчук, российским сценаристом Сергеем Новожиловым и драматургом Виктором Мережко. За годы существования здесь были показаны работы многих мэтров отечественного и зарубежного кинематографа. 27-й по счету фестиваль собрал программу из 67 художественных и документальных кинолент в полном и коротком метре из 10 стран мира.

На фестивале состоялось пять конкурсов: полнометражных, короткометражных, документальных, телевизионных и детских фильмов. Гран-при «Киношока» – приз «Золотая лоза» в этом году завоевал фильм «Мунабия» киргизского режиссера Таалайбека Кулмендеева.
В комиссию жюри полнометражных картин под председательством Эльера Ишмухамедова вошли первый зампредседателя Союза кинематографистов России Николай Бородачев, актриса Ольга Кабо, армянский оператор-постановщик Тер-Акопян Ваагн и киновед Кора Церетели.

tatar-inform.ru

Просмотров: 870

Комментирование запрещено