Камиль Самигуллин: «Тема строительства этнодеревни сегодня не рассматривается предметно»

e576c54efaf205c2Ответы муфтия Татарстана на вопросы читателей «Реального времени»

Почему идея этнодеревни для мусульман пока только идея, какие ждут изменения в работе с халяль-продукцией для школьников и куда расходуются гранты, выделяемые для ДУМ РТ? Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин ответил на все вопросы читателей, поступившие во время онлайн-конференции. Напомним, прямой эфир с лидером мусульман Татарстана длился 1 час 20 минут, но и этого времени не хватило, чтобы ответить в формате онлайн на многочисленные вопросы читателей «Реального времени». Сегодня мы публикуем ответы.

Ассаламу алейкум, уважаемый муфтий Камиль хазрат! Я задавала вопрос по выпуску халяль-питания Департаментом питания и продовольствия города Казани. Мы вчера вечером всей семьей посмотрели ответ уважаемого нашего лидера мусульман Татарстана. Но, к сожалению, не услышали понятного ответа. На мой взгляд, это очень серьезный вопрос. И тем более духовный лидер мусульман, муфтий должен на него обязательно ответить! Особенно на второй вопрос: «Ложится ли грех на родителей, которые, доверившись свидетельству халяль ДУМ РТ, накормили своих детей харамом? С уважением, Амина.

— В настоящее время в Департаменте продовольствия и питания города Казани при производстве продукции халяль используется часть совместного оборудования. Данное оборудование используется после осуществления его полноценной мойки, что исключает попадание харама в произведенную продукцию. Осуществляется двойная дезобработка дезицинфицирующими средствами и солью. Контроль за чистотой оборудования, а также соблюдением норм по выпуску халяльной продукции, в течение всего цикла производства осуществляет специально назначенный комитетом контролер. Производство халяльной продукции на совместном оборудовании допущено в связи с тем, что в департамент не поставляется свинина. Ее поставка исключена. Кроме того, допуск в помещение, где производится халяль продукция, осуществляется строго по фамильному списку. В ближайшее время на предприятии планируется полный перевод производства халяль на специально выделенном отдельном оборудовании. Разумеется, греха на родителях за возможные ошибки поставщиков нет. Ошибок в работе Комитета по стандартам «Халяль» ДУМ РТ до сих не наблюдалось. Это самый строгий по требованиям комитет в России.

Камиль хазрат, спасибо вам за вашу работу. Радует, что вы переводите и издаете много религиозной литературы, публикуете книги и своего авторства. Однако у меня вопрос. Почему, как пишут в СМИ, вы не издаете переводов трудов Имама Агзама (р.а.). Я видел, что вы издали его «Фикх акбар», но на арабском языке и тиражом всего 200 экз. Трактаты имама Абу Ханифы (р.а.) по акыде (вероучение, — прим. ред.) небольшие сочинения, все вместе около 100 страниц, но для возрождения ханафитской традиции они очень важны. Я читал эти трактаты в переводе Батрова. Во-первых, не знаю, можно ли ему доверять. Во-вторых, и его переводов уже тоже не достать. А хотелось бы увидеть официальный перевод ДУМ РТ. И почему вы издали сборник хадисов Бухари (р.а.), но не издаете сборник хадисов Абу Ханифы (р.а.) «Муснад»? Неужели за 6 лет своего руководства муфтиятом вы не сочли это важным? Ахмет, Казань.

— Издание религиозной литературы является одним из приоритетных направлений деятельности ДУМ РТ, которое осуществляется Издательским домом «Хузур». Здесь стремятся делать качественные книги об исламе не только для верующих, но и для широкой читательской аудитории, испытывающей к религии культурологический интерес. Именно издание религиозной литературы является наиболее действенным методом в борьбе с духовными недугами и невежеством в обществе. Только в 2017 году издательством выпущено в свет 76 наименований книг. Их общий тираж составил 54 тысячи экземпляров. Примечательно, что более половины книг переизданы по многочисленным просьбам преданных читателей. В том числе труды Абу Ханифы и труды о ханафитском мазхабе:

  • Муснад Абу Ханифы (сборник хадисов) — 2018 г.
  • «Фикх-уль акбар» с разъяснением Абу Мунтаха (репринт) — 2016 г.
  • Пост по мазхабу Абу Ханифы — 2015 г.
  • Намаз по мазхабу Абу Ханифы
  • Введение в ханафитский фикх. К. Самигуллин — 2015 г.
  • Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность. В. Якупов — 2014 г.
  • Метод вынесения фетв Абу Ханифы и его учеников

Расскажите о вреде суфистов (последователи духовной школы суфизма, — прим. ред.) и бидгатчиков (сторонники нововведений, — прим. ред.).

— Суфизм и его традиции пришли на татарские земли одновременно с распространением ислама в основном из Центральной Азии. Поэтому среди татар имели распространение тарикаты йасавиййа, кубравиййа. В XIX — начале ХХ века наибольшее распространение имел тарикат накшбандиййа, названный по имени бухарского праведника Баххаддина Накшбанда, также являвшегося ханафитом по мазхабу. Крупными учеными этого тариката были Мухаммад Закир Камали и Зайнулла Расули. Суфизм в исламе отражает, прежде всего, нравственную сторону через обращение к внутреннему миру верующего, к его душевным переживаниям, к созерцанию. А нравственность в Исламе — это жизненная программа, порождающая образец безупречного, образованного, интеллигентного, приветливого и дружелюбного человека с добрым сердцем, который заботится о благе всего человечества и трудится ради того, чтобы оживить землю посредством религии. Что касается, бидгатчиков, то общеизвестно, что любые нововведения в исламе запрещены. Известнейший татарский мусульманский ученый Мухаммад Мурад Рамзи аль-Казани писал в 1908 году, что татарские имамы всегда были суннитами, матуридитами в вероубеждении и ханафитами в действиях и среди них не было тех, кто распространял нововведения.

Можете ли вы озвучить имена тех десяти счастливчиков, которые в этом году поехали в хадж по бесплатным путевкам? Почему вы не отдали их тем эбилэр и бабайлар, которые пострадали от нечестных туроператоров, а вместо этого повезли во второй раз в хадж свою жену?

— К сожалению, вас ввели в заблуждение. Информация не соответствует действительности. Что касается моей поездки в хадж, то она была совершена по приглашению короля Саудовской Аравии Салмана и содержала многочисленные деловые встречи, в том числе с монаршими особами. В ходе встреч были рассмотрены важные религиозные вопросы и вопросы о сотрудничестве. То есть поездка носила официальный рабочий характер и не предполагала возможность визита в КСА по программе гостей короля других лиц.

Уважаемый муфтий Камиль! Недавно ДУМ РТ выступило с идеей построить татарскую деревню, где бы мусульмане могли жить отдельно от остальных людей. Когда начнется старт продаж? Рузалия

— Подхваченная и растиражированная в СМИ тема строительства этнодеревни сегодня не рассматривается предметно, идея лишь обсуждалась среди имамов. Но живой интерес к ней, безусловно, свидетельствует о высокой потребности расширения инфраструктуры для мусульман в Татарстане. И это одна из важных задач, стоящих перед ДУМ РТ.

В списки экстремистской литературы каждую неделю попадают исламские книги, даже самые безобидные. Почему муфтият ничего не предпринимает, чтоб остановить этот процесс? Почему в «экспертах» сидят некомпетентные люди, которые за пару часов могут сделать вывод о «вреде» десятков книг, включая изданных на татарском языке?

— К сожалению, проблема некомпетентности экспертных органов в религиозных вопросах существует и свойственна в целом для российской общественности. ДУМ РТ не может влиять на процессы, происходящие в государственных институтах, но всегда четко публично выражает свою позицию в защиту классических трудов исламской литературы. Несколько лет назад ДУМ РТ уже приходилось встать на защиту «Сахиха» аль-Бухари от запрета по решению суда, и мы выпустили хадисы многотысячным тиражом. Совсем недавно снова вступились за «Сборник хадисов» и «Сады праведных» имама ан-Навави. Кроме того, мы осуществляем собственную экспертную деятельность в вопросах издательства религиозной литературы. В ДУМ РТ функционирует экспертный совет, который оценивает и рекомендует для издания те или иные труды и книги.

Куда расходуются гранты, выделяемые для ДУМ РТ? Не видно результатов. Хотелось бы видеть квартальную или хотя бы годовую финансовую отчетность.

— Гранты ДУМ РТ выделяются для осуществления деятельности мухтасибатов Татарстана, а также являются одной из мер поддержки имамов республики. Отчет о проделанной работе имам-мухтасибы предоставляют ежеквартально по мере получения финансирования. С деятельностью ДУМ РТ и его мухтасибатов можно ознакомиться на сайте муфтията.

Какой вид спорта вы любите? Правда ли, что заниматься боксом харам?

Речь идет не о том, запрещен или нет бокс в исламе. В исламе запрещено нанесение ударов по лицу. По религии даже животное нельзя бить по морде. Что касается моих личных предпочтений, то я активно занимаюсь борьбой. Борьба — это сунна. Но и здесь нужно учитывать требования к внешнему виду: аурат (запретные места, — прим. ред.) должен быть прикрыт. В целом, в ДУМ РТ уделяется особое внимание спортивным инициативам, которые мы рассматриваем как средство воспитания среди мусульманской молодежи здоровых и коммуникабельных граждан с активной жизненной позицией.

У меня вопрос из практической плоскости. Можно ли в летнее время объединять вечерний магриб и ночной ‘иша намазы?

В определенный летний период, когда не заходит ночная молитва, действительно, у верующих ежегодно возникает этот вопрос. Причем не одно столетие велись споры на этот счет: кто-то объединял намазы, кто-то выдерживал между ними время, а кто-то и вовсе не читал ночной намаз, поскольку он не наступал. Но точку в этом поставил Шигабутдин Марджани, который в своем труде «Назарутуль хакк…» доказал, что ночная молитва должна совершаться. ДУМ РТ придерживается фетвы, согласно которой мы читаем молитву примерно через полтора часа после ахшама (вечерней молитвы, — прим. ред.).

Можно ли мне как ханафиту, находящемуся в пути, объединять полуденный зухр и послеполуденный ‘аср намазы, как это совершают шафииты?

— Нет, следовать нескольким мазхабам одновременно не приветствуется. При этом возможно зухр-намаз (полуденная молитва, — прим. ред.) приблизить к аср-намазу (послеполуденная молитва, — прим. ред.) за 10 минут до его наступления.

Сколько языков вы знаете? Когда выучили татарский — с детства или уже в юности-зрелости?

— Я владею татарским, русским, арабским и турецким языками. Татарскую речь как и многие в детстве слышал только летом в гостях у бабушки и дедушки. Осознание необходимости в знании татарского пришло позже, в медресе: было нужно общаться и понимать пятничные проповеди. Серьезно взялся за свой татарский, когда стал имамом, потому что эти проповеди теперь приходилось читать самому. То есть в моем случае, религия действительно сохранила язык.

Почему в республиканских медресе не введена единая форма для шакирдов?

— По поводу внешнего вида есть четкие требования к каждому шакирду медресе, которые прописаны во внутренних локальных актах образовательной организации. Это головной убор (тюбетей), пиджак (в дореволюционном стиле). Практически все медресе республики выдвигают требования по внешнему виду и они реализуются в основном на очной форме обучения. Однако некоторые медресе не всегда могут себе позволить заказывать форму, так как из-за большого количества учащихся возникают финансовые сложности.

Прошел год с открытия Булгарской исламской академии. Какие итоги можете подвести? Над чем еще предстоит работать? Справляются ли Мухаметшин и Исхаков?

— Первый год в Болгарской исламской академии прошел успешно, были задействованы ведущие отечественные и зарубежные богословы, сформировалась команда. Ведется исследовательская работа по различным богословским темам. Конечно, реализуя столь глобальный проект, возникают и определенные сложности, проблемы, которые на данный момент решаемы. Учитывая предложения участников образовательного процесса, необходимо вести совершенствование образовательного стандарта. Деятельность Рафика хазрата Мухаметшина и Камиля Шамильевича Исхакова высоко оцениваются и ДУМ РТ, и руководством республики.

Трудно ли трудоустроиться выпускникам ваших медресе и РИИ?

— Выпускникам медресе и РИИ трудоустроится по специальности нетрудно, так как в Республике Татарстан функционирует 48 мухтасибатов, 9 профессиональных медресе, 3 высших учебных заведения, 2 частные школы, свыше 700 начальных курсов при мечетях республики. Наблюдается, скорее, нехватка кадров среди имамов.

Сейчас все мусульманское образование выстроилось в систему ступенчатого образования, от начального образования, продолжая средним (это медресе), заканчивая институтом и академией, что не может не радовать. Приняты образовательные стандарты в соответствии с гостребованиями, постоянно дополняется библиотечный фонд. Но какова позиция ДУМ РТ по отношению к дошкольному образованию? Будут ли приниматься меры по систематизации и улучшению этого направления? Планируется ли создание мусульманских детсадов?

— Открытие детских садов, безусловно, расширило бы инфраструктуру системы мусульманского образования в Татарстане. Однако сейчас для ДУМ РТ является приоритетным качественное развитие школьного образования. Если с медресе, институтами мы в масштабах России вышли вперед, то школ, которые должны сформировать личность для дальнейшего воспитания представителей татарской интеллигенции, нам катастрофически не хватает. Свои усилия мы сейчас направляем именно на эти цели.

Борода — это сунна или ваджиб?

— Это сунна Пророка салаллаху галейхи вассалям, правовое заключение же (хукм) относительно ее в ханафитском мазхабе — ваджиб.

Во сколько лет нужно делать обрезание мальчикам? И как относитесь к обрезанию девочек?

— Рекомендуется делать раньше, что же касается женского обрезания, то насколько я знаю, в нашей традиции такого никогда не практиковалось.

Как человек, у которого очень много ежедневных задач, которые требуется решать, какие советы вы можете дать по управлению временем и процессами? Пусть Всевышний дарует вам тауфик во всем благом что вы делаете. Амин.

— Как говорится в хадисе Пророка салаллаху галейхи вассалям, умейте ценить пять вещей, пока не наступили следующие пять. Одна из них — свободное время, пока не пришла занятость. Нужно приучить себя ценить время. А это проявляется в том, что ты никогда не опаздываешь, планируешь свой день и четко следуешь этому плану.

Искандер Сиражи в своем видеообращении обвинил вас в том, что вы работаете не на благо республики и мусульман, а только на свой личный карман. Он также отметил, что когда вы пришли в ДУМ РТ у вас ничего не было, а сейчас у вас несколько квартир и коттедж. Правда ли это?

— Неправда. Всевышний сказал в Священном Куръане: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный» (сура «Худжурат, 12 аят). Аллах предостерег мусульман от злословия, которое является одним из величайших грехов, и поэтому Всевышний уподобил его другому величайшему греху — употреблению в пищу мертвечины.

Почему из муфтията зачищаете сторонников других тарикатов, в т. ч. накшибандитов из другой ветви, и ставите «своих» (Валиулин)?

— Не понимаю о чем вы, это все глупости и абсолютное незнание ситуации.

Расскажите о джамаате Исмагил ага в Турции, в котором вы состоите. Поддерживаете ли контакты с муршидом?

— Мой джамаат очень большой и это все члены ахли сунны Валь джамаа, (последователи сунны).

realnoevremya.ru

Просмотров: 1176

Комментирование запрещено