«Архипелаг Халяль»: почему водка и сало продаются в рамках шариата?

Карта «Халва Халяль» провозглашает «покупку товаров, разрешенных шариатом в магазинах-партнерах Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/396212

Карта «Халва Халяль».

А карта рассрочки от одного из банков, одобренная ДУМ РТ, продвигается на рынке с помощью образа свиньи? Новые вопросы от Рустама Батрова

Первая банковская карта, выпущенная в России с расчетом на мусульман, в конце прошлого месяца получила положительный вердикт от совета улемов ДУМ РТ. Известный мусульманский общественный деятель Рустам Батыр внимательно проанализировал новую инициативу банкиров на предмет ее соответствия канонам ислама. Став держателем карты и проведя несколько контрольных закупок, он обнаружил, что «Халва Халяль» лишь имитирует исламскость банковского продукта, чем отражает глубокое непонимание вопроса.

«НЕ СПРАВЛЯЛАСЬ СО СВОИМИ СЛУЖЕБНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ, А ТАКЖЕ ПЫТАЛАСЬ ВМЕСТЕ С МУЖЕМ ПОДМЯТЬ ХАЛЯЛЬ-СФЕРУ ПОД СОБСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ»

В последний день лета состоялась встреча муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина с руководителями республиканского отделения Совкомбанка Наилем Сафиным и Дмитрием Кузнецовым. На встрече муфтий РТ сообщил о последнем решении совета улемов ДУМ РТ, которое определило, что карта рассрочки «Халва Халяль», запущенная банком еще в прошлом году, полностью соответствует канонам исламского права и признана улемами дозволенной для мусульман. Мне стало любопытно, что же такого особенного и мусульманского в этой банковской карте и почему ее определяют как «халяль». Внимательно изучив этот вопрос, ваш покорный слуга пришел к выводу, что небезызвестное ООО «Челны мясо», скандально прославившееся перед ЧМ по футболу «халяльной» свининой, похоже, теперь передает эстафету сомнительного халяль-бизнеса новому игроку.

Стоит заметить, что ДУМ РТ в данной истории играет все же не главную скрипку. Все началось с ООО «Алиф Консалт» – именно решение этой коммерческой структуры от 16 октября прошлого года первым определило банковскую карту «Халва Халяль» как соответствующую шариату, после чего она и была выпущена на рынок. У ДУМ РТ Совкомбанк спросил одобрения лишь тогда, когда продукт решили запускать в Татарстане, что, впрочем, и не помешало ему стартовать в республике, не дожидаясь положительного отзыва от муфтията.

«Алиф Консалт» – бизнес семейной пары из Москвы: Кирилла Скогорева (гендиректор) и Мадины Калимуллиной (учредитель). Как указано на официальном сайте фирмы, «Алиф Консалт» реализует «сложны проект связанные с халял тематикой». Ошибки, допущенные в данном оффере, похоже, не случайны. Как мы увидим ниже, неточности – фирменный стиль этой «диванной» микрокомпании.

Проектом «Халва Халяль» в семейной чете Скогоревых-Калимуллиных, судя по всему, больше всего занималась жена. По крайней мере, именно ее подпись стоит на заключении ООО «Алиф Консалт», в котором она, кстати, обозначена почему-то как советник руководителя аппарата совета муфтиев России, хотя «Алиф Конслат» к этой религиозной организации никакого отношения не имеет. В самом СМР пояснили, что Калимуллина раньше работала у них, но с ней давно уже попрощались: та не справлялась со своими служебными обязанностями, а также пыталась вместе с мужем подмять халяль-сферу под собственные интересы. Бизнесмен в платке на своем персональном сайте скромно называет себя «авторитетным спикером российских и международных конференций по теме исламского бизнеса и финансов» и «экспертом в области исламских финансов и экономики». 

Что ж, с фигурантами делами мы познакомились. Теперь перейдем непосредственно к карте.

Карта «Халва Халяль» провозглашает «покупку товаров, разрешенных шариатом в магазинах-партнерах»

КУПИТЬ ШОКОЛАДКУ ПО КАРТЕ «ХАЛВА ХАЛЯЛЬ» НЕ УДАЛОСЬ

«Халва Халяль» – карта рассрочки, которая предоставляет клиентам беспроцентный кредит. Здесь выгоду банк получает не с держателей карты, а с магазинов-партнеров. Поэтому воспользоваться картой «Халва» можно только у последних. При этом декларируется, что за использование и пополнение карты «Халва Халяль» никаких денег не взимается. Действует и особый порядок  начисления штрафных санкций на сумму просроченной задолженности. Банк забирает их не себе, а направляет в благотворительный фонд «Будущее сейчас».

Мусульман в этой карте может заинтересовать и такая ее подача. Как утверждает Калимуллиина, «карта не будет действовать в заведениях, которые специализируются на запрещенных исламом товарах и услугах: например, игорные клубы, пивные бары, табачные магазины, онлайн казино и пр.» (орфография и пунктуация сохранены – прим. ред.). При этом сайт карты «Халва Халяль» идет дальше и провозглашает «покупку товаров, разрешенных шариатом в магазинах-партнерах». Мы решили проверить и то и другое, то есть возможность купить по карте что-то харамное и возможность купить что-то в харамном магазине, а также проанализировать другие аспекты в работе этого нового банковского продукта.

Получить «Халву Халяль», как ни странно, оказалось проще простого. Нужно было сделать всего лишь один звонок и пять минут посидеть в офисе банка. Даже документы собирать не пришлось. Гораздо сложнее (в эмоциональном плане) для меня оказалось осуществить контрольную закупку, но здесь помогли коллеги по работе. В магазине «Пятерочка» – он является партнером Совкомбанка – по карте «Халва Халяль» мы купили две запретные по исламу вещи. Первое – это бутылка водки «Татарстан» от «Татспиртпрома»: как говорят, доходы от этой компании идут в том числе и на развитие ислама в республике, а значит, поддерживать данного производителя мусульманам Татарстана, как говорится, сам Бог велел. Второе – это бекон от ООО «Челны мясо», того самого, которому недавно ДУМ РТ вернуло сертификат на выпуск халяльной продукции. Оплата прошла без проблем, как говорится, за милую душу.

Итак, с обычными магазинами мы разобрались: харам в них купить очень даже можно. А можно ли воспользоваться картой «в заведениях, которые специализируются на запрещенных исламом товарах и услугах»? Игорные клубы, пивные бары, онлайн-казино, которые упомянула Калимуллина, среди партнеров банка мы не обнаружили. Зато в Казани в данном качестве представлена сеть алкомаркетов «Глобус», табачный магазин ArabiaKazan на улице Фучика, а также шесть страховых компаний, с которыми можно работать онлайн. На всякий случай уточняю у Калимуллиной, относит ли она обычные страховые компании к харамным организациям, и она без тени сомнений дает утвердительный ответ.

Действие карты в ArabiaKazan проверить не получилось: он уже отказался от партнерства с Совкомбанком, а информация на сайте – устаревшая. Поэтому оплата в магазине не прошла. Не прошла она и в одной из точек «Глобуса» (улица Пионерская, 8), действующего партнера банка. Стало быть, обещанное ограничение на «харамные» магазины все-таки действует. Примечательно, что в «Глобусе» помимо винно-водочной продукции реализуется и целый спектр различных импульсных товаров – шоколадок, жевательных резинок и даже мороженое. Однако купить шоколадку по карте «Халва Халяль» не удалось: покупка блокируется системой. Согласитесь, выходит странная ситуация: по халяльной карте от Совкомбанка можно купить собутыльникам в «Пятерочке» водку и сало на закуску, но нельзя купить детям простую шоколадку в «Глобусе». И это «Алиф Консалт» и совет улемов ДУМ РТ называют исламским подходом? Кстати, Калимуллина в телефонном разговоре заверила, что существует техническая возможность налагать ограничения на покупки не в отдельных типах магазинов, как сейчас, а на отдельные позиции товаров. Почему тогда подобный подход остался нереализованным – остается загадкой.

«НА КОГО РАССЧИТАНА ДАННАЯ ФУНКЦИЯ? НА БЫВШЕГО АЛКОГОЛИКА, КОТОРЫЙ НЕДАВНО ПРИНЯЛ ИСЛАМ?»

Вообще, ограничения на покупки мне представляется каким-то абсурдом и даже глупостью. На кого рассчитана данная функция? На бывшего алкоголика, который недавно принял ислам и все еще боится не удержаться от новых запоев? Но если подобный неофит не сможет купить водку в алкомаркете, но спокойно сделает это в обычном продуктовом магазине, то какой вообще смысл в подобных ограничениях? И потом, ведь по исламу запретна не покупка спиртного как таковая, а лишь его употребление. Водку некоторые умельцы используют в хозяйстве как растворитель, как компресс для больных. Из вина же делают уксус, что уже давно стало хрестоматийным примером для классического фикха. Вино могут использовать и в кулинарии. Если оно в ходе приготовления полностью утрачивает свои опьяняющие свойства, оставляя блюду лишь дополнительные нотки вкуса, то его использование по исламу, как известно, вполне допустимо. Поэтому указанные ограничения не имеют ничего общего ни со здравым смыслом, ни с исламскими принципами. Видимо, единственная их цель – сымитировать исламскость банковского продукта.

Последняя контрольная закупка была осуществлена онлайн – в страховой компании «Абсолют страхование». Ваш покорный слуга выбрал самый минимальный тариф, и оплата, как ни странно, по карте прошла, хотя Калимуллина и относит обычные страховые компании к харамным организациям и обещает нам, что «Халва Халяль» не будет действовать «в заведениях, которые специализируются на запрещенных исламом товарах и услугах». Однако, увы, это утверждение не совсем соответствует действительности, и потому теперь моя жизнь застрахована харамным способом на 50 тыс. рублей, но зато по «халяльной» банковской карте.

В банковском продукте много и других вопросов. Например, нам обещают шариатский контроль по каждой сделке. Однако данный контроль осуществляется не до, а уже после заключения договора. Как отметила учредитель ООО «Алиф Консалт», в случае обнаружения каких-то нестыковок клиент приглашается в банк для переподписания договора. Другими словами, человек сначала должен вступить в незаконные по исламу отношения, и только потом ему будет предложено исправить ситуацию.

Много вопросов в плане соответствия исламским принципам и о перечислении штрафных санкций в пользу благотворительного фонда «Будущее сейчас», который занимается психологическими тренингами, и о переуступке долга третьим лицам, и о фактической продаже банком всего лишь вероятностного трафика магазинам-партнерам, в чем можно усмотреть признаки запретного по исламу гарара, и о многом другом. Вообще, общаясь с представителями совета улемов ДУМ РТ и ООО «Алиф Консалт», целый ряд вопросов для них оказался неожиданными, поставленными впервые, о чем они честно признавались в телефонном разговоре. Другими словами, эксперты глубоко не вникали в детали данного проекта, но тем не менее уже поспешили объявить банковский продукт халяльным. Кстати, в ООО «Алиф Консалт» в течение недели так и не смогли ответить на вопрос о том, попадают ли собственные средства держателя карты в общую денежную массу банка, используемую в том числе и для выдачи кредитов. А ведь для верующих это принципиальный момент, ибо ростовщичество запретно по исламу, и мало кому из них хочется быть причастным к подобному.

«ПОЧЕМУ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ КАРТЫ ВЫБРАЛИ ПОРОСЕНКА, ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ ОСТАЕТСЯ ЗАГАДКОЙ»

К описанной бочке дегтя добавим все же ложку меда. Мне представляется, что инициатива Совкомбанка сама по себе заслуживает всяческого уважения и одобрения. Руководство банка, не побоявшись быть первопроходцами, как и положено любому здоровому бизнесу, пытается откликаться на потребности потребителей, в данном случае – мусульман, что стоит только приветствовать. Причем в случае с картой «Халва Халяль» и сделано-то все предельно корректно: Совкомбанк не лезет в чужой монастырь со своим уставом, а ищет консультантов в самой исламской среде, чтобы продукт был максимально правильным с точки зрения мусульманских канонов. Только вряд ли банкиры подозревали, что далеко не каждый «авторитетный спикер» от ислама ответственно относится к делу и может справиться с данной задачей. Увы, не все то золото, что блестит.

Ну и в заключение маленькая, но весьма символичная вишенка на торте. Карта выдается клиенту в красивом рекламно-подарочном конверте. На нем с обеих сторон – вы не поверите! – изображен поросенок с пятачком и маленьким хвостиком. Причем данный конверт изготовлен не под карту «Халва», а именно под «Халва Халяль». Почему из двух стандартных образов идеи бережливости – кошелечка и копилки – выбрали для продвижения мусульманской карты второе, то есть поросенка, лично для меня остается загадкой. Калимуллина отметила, что вся рекламная продукция согласовывалась с ООО «Алиф Консалт», а про образ свиньи на конверте «Халва Халяль» она сказал предельно откровенно: «Меня тут ничего не смущает». Как говорится, это только бизнес.

Рустам БАТЫР.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 512

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>