«Не надо никого сталкивать лбами»: Уфа опередит Казань с памятником Рудольфу Нуриеву?

fBEL_4240-5_resizeВ столице Башкортостана всемирно известный танцовщик «взлетит» напротив Салавата Юлаева, а в Татарстане все никак не определятся с местом

Мэрия Уфы объявила конкурс на проведение изыскательских работ на месте, где планируется установить памятник великому танцовщику Рудольфу Нуриеву. Тендер был опубликован через месяц после того, как стало известно, что «летящий» татарин в исполнении Зураба Церетели «приземлится» в Казани. К самому скульптору за вторым изваянием артиста из Башкирии никто не обращался, а его помощники сообщают, что в Казани памятник поставят, скорее всего, позади оперного театра.

«НЕ БУДЕМ ПЕРЕХОДИТЬ В СТАДИЮ СОПЕРНИЧЕСТВА, НЕ НАДО ТУТ НИКОГО СТАЛКИВАТЬ ЛБАМИ»

Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы объявило аукцион на выполнение инженерно-изыскательных работ по объекту «Изготовление и установка памятника Рудольфу Нуриеву». За труды геодезистов мэрия Уфы готова заплатить из городского бюджета 335,5 тыс. рублей. Кому поручат изготовление памятника, пока не известно: будет объявлена отдельная закупка.

Предполагается, что памятник будет установлен на улице Заки Валиди, 42, напротив Социнвестбанка. Площадь участка, на котором будут проведены геодезические работы, — 3 790,33 кв. метра. Напротив предполагаемого местоположения памятника Нуриеву находится здание, в котором размещен Дом Государственного Собрания – курултая Башкортостана, во дворе установлен памятник Салавату Юлаеву.

Тендер на сайте госзакупок появился 12 сентября, а накануне был закончен прием заявок. Главный специалист сектора муниципальных закупок управления коммунального хозяйства администрации Уфы Алия Тухватуллина рассказала нашему корреспонденту, что на торги заявились пока только два участника, кто из них будет допущен, пока не известно. Итоги конкурса будут подведены 24 сентября.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь министерства культуры Республики Башкортостан Олеся Мельникова заявила, что ей ничего не известно об установке в Уфе памятника Нуриеву. Не удалось связаться и с министром культуры Аминой Шафиковой — ее секретарь сообщила, что чиновник очень занята в связи с проведением в Уфе XXVI сессии международной ассамблеи столиц и крупных городов и международного форума МАГ «Безопасность города. Комплексный подход». Тот же ответ мы получили в пресс-службе администрации Уфы.

В разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» председатель Общественной палаты Республики Башкортостан Ольга Панчихина выразила удивление выбором места. Она считает, что гораздо более удачным вариантом был бы расположенный неподалеку парк им. Ленина, что напротив Башкирского государственного академического театра драмы им. Гафури (Заки Валиди, 34). «Это место очень хорошее, рядом много бюстов различных деятелей», — заметила Панчихина. Отметим, что в упомянутом парке действительно много разнообразных скульптур. Среди них — памятник героям Гражданской войны, памятник Александру Матросову, памятник башкирскому театральному режиссеру и драматургу Арслану Мубарякову, а также орден Октябрьской революции и орден имени Ленина.

Ольга Юрьевна подчеркнула, что не так важно, где памятник появится первым — в Казани или в Уфе. «У нас в городе очень много памятников различным культурным деятелям, и неважно, кто будет первым. И тот и другой регион стремятся увековечить культуру, в частности балет. О памятнике Нуриеву в культурной среде Уфы уже давным-давно говорили. Не будем переходить в стадию соперничества, не надо тут никого сталкивать лбами, наоборот, замечательно, что он (памятник — прим. ред.) будет и там и там».

РУДОЛЬФ НУРИЕВ «ВЗЛЕТИТ» ЗА ЗДАНИЕМ КАЗАНСКОЙ ОПЕРЫ?

Напомним, 8 августа «БИЗНЕС Onlne» рассказывал о том, что вопрос об установке памятника Нуриеву находится на финальной стадии проработки и в Казани. Известный скульптор Зураб Церетели, как оказалось, несколько лет назад уже отлил два варианта скульптуры, в чем убедились наши корреспонденты, побывав в мастерских Зураба Константиновича. При этом знаменитый скульптор готов был отдать одно изваяние Казани, а другое — его родине, Уфе. Кстати, с властями Башкортостана президент Российской академии художеств тоже давно вел переговоры и готов был отдать им «бронзового Нуриева» безвозмездно. Нужно было оплатить только расходы по транспортировке и установке монумента. Однако эта сумма (речь шла о 30–40 млн рублей) оказалась неподъемной для Уфы. Были у проекта и идеологические противники, педалирующие некоторые факты биографии всемирно известного танцора. В Казани же расходы согласился взять на себя неизвестный меценат.

Главный архитектор столицы РТ Татьяна Прокофьева выражала надежду, что памятник удастся установить уже к 30 августа, однако выбор наиболее подходящего места в центре Казани затянулся. Ряд экспертов склонялись к тому, что самый оптимальный вариант расположения монумента — возле оперного театра. Тем более что здесь проходит «фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева». К тому же именно с этим местом связаны и приезды великого танцовщика на историческую родину незадолго до его смерти в 1992 году. По приглашению директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова Нуриев дирижировал «Щелкунчиком» в оперном театре, а также выступил с ГСО РТ.

Однако рассматривались и другие варианты. В шорт-листе республиканских и городских властей находилась площадка за зданием казанской оперы — вместо находящегося там сейчас фонтана. В качестве подходящего варианта называлась и улица Петербургская — речь шла о территории недалеко от пересечения с улицей Артема Айдинова. Здесь скульптура выглядела бы довольно интересно на фоне красивой ротонды и ближайшего фонтана, а пешеходная часть Петербургской могла бы логично завершаться знаковым для города монументом, однако источник «БИЗНЕС Online», близкий к городским властям, утверждал, что Зурабу Церетели якобы не понравилась предложенная мэрией города площадка и в связи с этим со скульптором не удается договориться.

Однако сегодня помощник Церетели Сергей Шагулашвили сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что казанские власти все-таки нашли компромиссное решение. По его словам, памятник Нуриеву будет установлен за зданием казанской оперы. «По моей информации, сейчас это место утверждают, решение проходит все инстанции для получения необходимых подписей», — сказал помощник Церетели и заметил, что это произойдет в ближайшее время. Более точная информация появится к началу октября, когда скульптор вернется из командировки. Отметим, что большинство читателей «БИЗНЕС Online» ранее высказались за то, чтобы монумент артисту появился напротив центрального входа в театр, где он будет смотреться органичнее. 

Шагулашвили добавил, что власти Уфы к Церетели не обращались, следовательно, можно сделать предположение, что исполнить скульптуру «летящего татарина» доверят местному мастеру. «Раньше у них была такая просьба, они письмо писали, но это было давно. А сейчас не знаю, может, тоже заходят, — рассмеялся помощник скульптора. — Очень хорошо, что и в Уфе появится памятник Нуриеву, он же там жил. Нуриев достоин того, чтобы ему поставить памятник и в Уфе, и в Казани, и даже в Москве. Он очень много сделал для искусства и культуры».

«ОН ТАТАРИН, ЭТО ЕГО РОДИНА, ЭТО ЕГО КРОВЬ»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались на тему того, где раньше появится памятник Нуриеву — в Казани или в Уфе.

Евгения Тирдатова — режиссер, автор фильма «Рудольф Нуреев. Остров его мечты»:

— Знаете, а мне кто-то звонил по этому вопросу месяца два назад из Уфы. Спросили, как я отношусь к тому, чтобы увековечить память Нуриева. Позвонили потому, что я занималась этой темой, снимала фильм о нем, знаю многих его друзей и в России, и других странах. Я тогда сказала, что, конечно, за то, чтобы увековечить память великого танцовщика. Но я совершенно не могу вмешиваться в дела внутренние: решать, где это делать — в Казани или Уфе. Я только могу отметить, что он внес огромный вклад в культурное развитие не только Казани или Уфы, но и всего мира. Не могу вмешиваться в то, чтобы говорить, где это правильно делать. Он много сделал для Уфы, он там родился, начинал и так далее. С другой стороны, он татарин, поэтому это его родина, это его кровь и так далее. Это великий художник, и мне не нравится, когда его делят. А что-то такое до меня доносится, слухи об этом. Я за то, чтобы памятник был установлен в Казани, Уфе, в Питере и где угодно еще!

Загир Хакимов — депутат курултая Республики Башкортостан, председатель комитета башкортостанского регионального отделения политической партии «Патриоты России»:

— Вот я про Татарстан не знал, но в курсе того, что у нас в Башкортостане собираются ставить этот памятник. Мы рады тому, что у нас изъявили желание сделать это. А насчет того, что там в Казани… Видите, они между собой в чем-то немного конкурируют. Если такая конкуренция в хорошем ключе, то я это только поддерживаю. Если и в Татарстане появится памятник этому выдающемуся нашему деятелю, то это было бы хорошо.

Насчет места я пока ничего не могу сказать, надо обсуждать. Дело в том, что на улице Заки Валиди нет ничего, связанного именно с Рудольфом Нуриевым. Наверное, было бы лучше установить памятник на Заки Валиди, 40 — у нас это общественно-политический центр, в сквере рядом с театром оперы и балета. Или там, где у нас балетное училище. Желательно это делать не где попало, а там, где есть связь с балетом. Окончательного решения по данному вопросу пока не принято. Думаю, что общественность еще тоже будет высказывать свое мнение. Лично мне бы хотелось, чтобы памятник установили в том месте, которое было бы связано с именем этого выдающегося человека, дабы в последующем и молодежи, и интересующимися балетом было его видно. 

Рабит Батулла — автор книги про Рудольфа Нуриева:

— Башкиры — молодцы! Они на пустом месте создают. У нас есть Нуриевский фестиваль, у них есть училище имени Нуриева. И памятник собираются ставить. Я, конечно, не против, но и в Татарстане нужен памятник. В Башкортостане всегда на шаг впереди идут. Ладно мы Нуриевский фестиваль вовремя организовали, но нужны названия улиц, памятники, парк имени Нуриева. Мы их права не можем отобрать — это все-таки автономная республика. А кто будет против памятника татарину? Пусть везде ставят, пускай прославляют татарский народ. Всем же известно, что он татарин. Мы же единый народ! Мы как беркут: правое крыло — татарское, левое крыло — башкирское. Если одно крыло повредить, то он погибнет, упадет. Мы единый и дружный народ. Но сейчас они молодцы, идут на шаг впереди татар и Казани. Мы пока спим.

У нас Ленина надо убрать и поставить вместо него Нуриева. Или основателя Казани поставить на это место. Знаете, у нас [с башкирами] вообще очень много общих личностей. Татары у узбеков в свое время киноискусство, а также театр организовали. Казахи вообще считают татар своими учителями, башкиры в том числе. Татары должны быть великодушны. Но если татарин не сможет служить своей республике, то он будет служить братским народам. Примеров тому много.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 846

Комментирование запрещено