Сезон надежд: в театр им. Камала пришла эпоха «большой прозы»

ERO_3085Нияз Игламов уверен, что слепое копирование шедевров прошлого не соответствует традициям татарской культуры

Свой 113-й сезон вскоре открывает главный национальный театр республики. Завлит театра им. Камала Нияз Игламов уверен, что ни один другой местный институт сегодня не делает столько для сохранения и развития традиций, языка, культуры. Каким образом «камаловцы» будут поддерживать этот статус в новом сезоне? Ответ — в материале известного театрального критика.


КУЛЬТУРНЫЙ КОД ТАТАРСКОЙ НАЦИИ

Каждый новый сезон старейшего национального коллектива России – театра им. Камала – дарит своим зрителям массу впечатлений, радостей, сомнений, вопросов, разочарований, прозрений, надежд. Самое главное для любого театра – беспрестанное движение вперед, ведь театральное искусство напрямую зависит от контекста общественной жизни и, как синтез всех остальных видов искусств, – от их развития, от уровня общественной мысли, совершенства информационных технологий. Сегодня темп нашей жизни участился как никогда прежде, а уровень информационных технологий (появление интернета) позволяет говорить о новой медиареволюции сродни изобретению письменности или книгопечатания. Одним словом, мы живем в непростую, интересную, насыщенную событиями эпоху. И если сегодня какой-либо театр, уповая на некие традиции, пытается остановить время и замереть в раз и навсегда найденных формах, то очень скоро он остается на периферии общественного интереса. Это аксиома.

Конечно, есть исключения – некоторые национальные театры Востока, например Пекинская опера, театр Кабуки, театр Но, театр Авадзи, шиитский мистериальный театр Тазиё. Но их путь слишком специфичен и в российских реалиях непредставим. Кроме того, любые сравнения с современным русским театром по определению некорректны, ведь ни один из российских театров сегодня не может претендовать на статус «главного», «ведущего» театра русского народа. Театр им. Камала подобным статусом обладает. Во всяком случае, по сию пору было так. Потому что миссия театра им. Камала выходит за рамки сугубо локального художественного явления, она шире, чем просто выпуск и прокат спектаклей. В многогранной деятельности театра им. Камала, как в волшебном кристалле, сокрыт и зашифрован культурный код татарской нации. Ни один другой национальный институт сегодня не делает столько для сохранения и развития традиций, языка, культуры. Эту миссию в театре понимают не как повод для гордости, хотя есть чем по праву гордиться, но скорее как колоссальную меру ответственности, лежащую на коллективе. Ответственности перед будущим нашего народа. Поэтому каждый новый сезон Камаловского театра – это экзамен на стойкость и верность этим принципам, сдавать который приходится почти ежевечерне перед лицом самого строгого, справедливого и уважаемого из судий – перед зрителем.

Читая эти строки, кто-то, возможно, скажет, что это пиар. Другой – что часть спектаклей не укладывается в такое понимание театральной миссии. Для кого-то все, что мы делаем, – это «не то» и «не так». Говоря о традициях (боже, какое замыленное и бессмысленное понятие), каждый и вовсе выскажется наособицу. Ведь что такое традиции татарской культуры? Очевидно же, не слепое копирование шедевров прошлого. Лично мне ближе высказывание, приписываемое великому австрийскому композитору и патриоту Густаву Малеру: «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». И думаю, что большинство все же согласится с мыслью о значении и месте театра им. Камала в авангарде татарской культуры.

Что до традиций, мне ближе такие.

Первую премьеру нового сезона, драму «И дольше века длится день» по роману Чингизу Айтматова в режиссуре Зайниева, можно будет увидеть на первых показах – с 4 по 7 ноябряПервую премьеру нового сезона, драму «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова в режиссуре Зайниева, можно будет увидеть на первых показах – с 4 по 7 ноябряФото: пресс-служба театра им. Камала

«В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ НАС ЧАСТО УПРЕКАЮТ В ЧРЕЗМЕРНОМ УВЛЕЧЕНИИ ПРОЗОЙ И ПОЭЗИЕЙ»

113-й театральный сезон откроется 5 октября по традиции «Голубой шалью», но по еще одной прекрасной традиции уже утром того же дня коллектив театра посетит Татарское кладбище и отдаст долг памяти основоположникам национального театрального искусства и коллегам, ушедшим в мир иной. Вся следующая неделя – и это тоже традиция – будет посвящена премьерам прошедшего сезона. Спектакли «Взлетел петух на плетень» Гилязова, «Пришлый» Гаффаровой, «Вызывали?» Хакима в постановке Фарида Бикчантаева, «Миркай и Айсылу» Исанбета в постановке Ильгиза Зайниева, «И это жизнь?..» Исхаки в постановке Айдара Заббарова уже полюбились зрителям и были тепло встречены критикой. Так случается довольно редко, чтобы каждая из премьер попала в точку, в свой сегмент зрительской аудитории, нашла своих восторженных почитателей. 112-й театральный сезон стал одним из самых успешных на моей памяти.

А первую премьеру нового сезона, драму «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова в режиссуре Зайниева, можно будет увидеть на первых показах – с 4 по 7 ноября. Кстати, это ведь тоже традиция – приурочивать знаковую премьеру ко дню рождения выдающегося татарского режиссера Марселя Салимжанова. Уже третий сезон подряд эта честь выпадает молодому постановщику, который не успел застать Марселя Хакимовича, но, как и все в театре, свято чтит его память.

Театр им. Камала в последние годы часто упрекают в чрезмерном увлечении прозой и поэзией в ущерб оригинальным пьесам, однако таковы реалии. Подняв за последнее десятилетие планку художественного уровня постановок, не хочется возвращаться ради галочки к малосодержательной и схематичной современной драматургии. Ведь татарская литература – настоящий кладезь смыслов и форм для воплощения их театром. Успех «Петуха», «И это жизнь?..», «Все плывут и плывут облака…», обращение к прозе Фатиха Хусни и Орхана Памука, планы на «Сказание о Йусуфе» и некоторые другие планы воочию свидетельствуют о приоритетах театра. Несколько лет назад на афише превалировала национальная классика, до этого – современная татарская пьеса. Сейчас, очевидно, пришел черед большой прозы. Все это называется термином «репертуарная политика», мы меняемся, оставаясь самими собой. Это естественный процесс.

В прошлом году народный артист Татарстана Ильдус Габдрахманов отметил 50-летний юбилей. Вместо обычного праздничного концерта с поздравлениями и отрывками из спектаклей актер решил сыграть небольшой перформанс о танцоре, вернувшемся после долгого отсутствия и погони за славой в родной город. За сценарную основу и режиссуру вечера отвечал Зайниев. Вечер удался, да так, что было принято решение сделать из сценария полноценную пьесу и поставить репертуарный спектакль. 14 декабря зритель сможет сам оценить, насколько удался этот необычный проект. Спектакль «Очарованный танцем» Зайниева с Габдрахмановым в главной роли станет второй премьерой сезона.

Спектакль «Очарованный танцем» Зайниева с Габдрахмановым в главной роли станет второй премьерой сезонаСпектакль «Очарованный танцем» Зайниева с Габдрахмановым в главной роли станет второй премьерой сезонаФото: пресс-служба театра им. Камала
Постановщиком третьего спектакля нового сезона выступит восходящая звезда молодой российской режиссуры, ученик Фарида Бикчантаева, Юрия Бутусова и Сергея Женовача – Айдар Заббаров. Афишу театра им. Камала впервые украсит пьеса выдающегося драматурга Александра Володина «Пять вечеров». В связи с огромной востребованностью молодого режиссера – его постановок ждут в МХТ, «Современнике» и «Et cetera» – премьера ориентировочно назначена на апрель.

Последней премьерой сезона станет комическая драма Мансура Гилязова «Вы живы?» в постановке главного режиссера Бикчантаева. Драматург и режиссер – давние друзья, однако режиссер ставил работы драматурга считанные разы. Зато каждая из постановок знаменовала собой новый этап в развитии театра. «Бичура», «Казанские парни» и «Кукольная свадьба» обрели легендарный статус. Какую роль в истории татарского театра суждено сыграть новой пьесе? Дождемся конца сезона…

«НОВАЯ ТАТАРСКАЯ ПЬЕСА»

Пытливый читатель, возможно, задастся вопросом: а как же Малый зал, будут ли там премьеры? Конечно, будут. В прошлом году конкурс «Новая татарская пьеса» прошел в новом формате. 16 молодых авторов под руководством опытных наставников в течение нескольких месяцев писали свои первые пьесы. Семь новых текстов дошли до финала и были в форме читок представлены публике в ноябре 2017 года. Ни одна из этих пьес не стала открытием, и все же после долгих раздумий руководство театра приняло решение довести три из них до полноценных спектаклей. Это аванс, и аванс весьма щедрый. Итак, встречайте! «Двери» Эндже Гиззатовой в постановке Рамиля Гараева, «Парковка» Сюмбель Гаффаровой в постановке Олега Кинзягулова и – тара-ра-рам! – «Туман» Гузель Сагитовой (новый директор театра им. Кариева – прим. ред.) в постановке самого Бикчантаева. Даты премьер уточняются, следите за новостями!

Премьеры премьерами, но вспомним о миссии театра. В январе камаловцы отправятся на традиционные гастроли в Москву, в мае – в Уфу, весной – в города Татарстана. Со 2 по 9 декабря пройдет юбилейный X всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло», в начале июня – долгожданный «Науруз». В апреле мы примем участие в международном театральном фестивале MITEM (Будапешт), а в мае – в международном фестивале тюркских народов «Туганлык» (Уфа). А уже 28 сентября стартует второй сезон «Школы театрального зрителя» («Камалмәктәбе»).

Новый сезон театра обещает стать сезоном надежд…

Нияз ИГЛАМОВ.
«БИЗНЕС Online»

Просмотров: 785

Комментирование запрещено