Лицо школы определяет учитель

eed344c4-c0c0-4d36-be72-015f638f41525 октября — День учителя, Всемирный праздник

Самое главное в школе - это хороший учитель. Добрый, умный, профессиональный и который любит своего ученика. Потому что учитель — это не просто профессия. Это призвание сердца, души, ума. Вот мы и решили, что День учителя - отличный повод рассказать об учителях, которые трудятся сегодня в Камышлинском районе, о том, какими достижениями можно гордиться, о наиболее важных направлениях развития системы образования. Об этом и многом другом в интервью рассказал начальник Камышлинского отдела образования северо-восточного управления министерства образования и науки Самарской области И.Ш.Рахметуллин.

- Ильдар Шафигуллович, о том, что в нашем районе образовательную деятельность реализуют 6 учреждений, являющимися юридическими лицами с 7 филиалами, 11 структурными подразделениями, наши читатели хорошо знают. Как и то, что в этих организациях обучается и воспитывается 1728 детей. Как правило, лицо школы определяет учитель. Поэтому хотелось бы от Вас услышать количественную и, конечно, качественную характеристику районного педагога.

- Для развития нашей отрасли наиболее актуальным является национальный проект «Образование» и связанные с ним «Наука» и «Демография». Из этих проектов вытекают основные направления развития системы образования на ближайшие 6 лет, предусматривающие обеспечение раннего возраста развития детей, развитие у школьников навыков, необходимых для успешной социализации в современном мире, возрастание роли неформального образования, современных образовательных технологий, развитие сетевых форм взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, развитие дуальности профессиональной подготовки, использование принципов модульности образовательных программ и сетевой организации образовательных ресурсов, непрерывное образование и обеспечение профессиональной мобильности, самореализации и личностного роста граждан. Система образования района ориентирована на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения на услуги образования, реализуя при этом образовательные программы разного профиля и направленностей в соответствии с возможностями детей.

Очень многое в образовательном процессе определяют люди — те, кто учит, и те, кто учится. Их инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству - непременный фактор развития системы образования, ее жизнеспособности и прогресса.

При общей численности учителей в общеобразовательных учреждениях — 120 человек  количество молодых учителей (со стажем работы до 5 лет) составляет 7 человек (5,8%). Доля учителей в возрасте до 30 лет — 8,3%. Доля учителей пенсионного возраста в 2018 году составила 20% (24 учителя). И этот показатель растет от года к году. Особенно много педагогов пенсионного возраста по следующим предметам: математика и русский язык. Не умоляю важности учителей других предметов, но такая ситуация не может не тревожить. Стоит отметить, что в дошкольных учреждениях и учреждениях допобразования кадровая проблема не так остра, как в общеобразовательных учреждениях.

За последние 5 лет в школы района пришли работать 7 молодых специалистов. Это преимущественно выпускники Самарского государственного социально-педагогического университета и выпускники губернского колледжа города Похвистнево.

Несмотря на меры социальной поддержки молодых специалистов, многие выпускники высших учебных заведений, поступившие по целевому набору, не возвращаются в школы района. Правда, на сегодняшний день школы не испытывают острой нехватки в кадрах и открытых вакансий нет. Но в ближайшие годы эта проблема может возникнуть, поэтому руководителям образовательных организаций необходимо постоянно вести работу по омоложению кадров.

Отмечу, что большое значение для профессионального роста педагогических работников имеет их участие в различных конкурсных мероприятиях. Наиболее активными в этом направлении деятельности педагоги Камышлинской школы (2) и её структурных подразделений «Созвездие» (6), «Берёзка» (6), «Улыбка» (1), а также педагоги и воспитатели коррекционной школы-интерната имени А.З. Акчурина (8). Так, особым достижением всей системы районного образования, я считаю, является победа учителя Камышлинской школы Сергея Мискина в областном конкурсе воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости. По результатам конкурса он занял первое место. Хорошо зарекомендовали себя и район в целом на седьмом областном этапе всероссийского конкурса организаторов воспитательного процесса «Воспитатель человека» воспитатель детского сада «Березка» Гульфия Шайхутдинова, она заняла первое место. Лауреатом первой степени областного конкурса мастерства педагогических работников ДОО «Колобок» признана воспитатель детского сада «Улыбка» Венера Гарифуллина. Достойно представил наш район педагог образовательного центра села Камышла Эльвир Мустакимов в областном конкурсе профессионального мастерства «Лучший преподаватель СПО - 2018». По результатам конкурса он занял первое место. Несомненно, достижением является победа Рамзии Кабировой из Староермаковской школы на региональном этапе всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы («Туган тел»), а также учителей школы-интерната Мухтарамы Хайруллиной и Руслана Вагизова в областных конкурсах профессионального мастерства. Коллектив школы-интерната имени А.З. Акчурина под руководством Замиля Садриева стал победителем регионального этапа всероссийского конкурса на лучшую инклюзивную школу. И это только часть конкурсных мероприятий, в которых педагоги Камышлинского района принимали участие и становились призёрами и победителями.

— Сегодня вопросам качества образования уделяется повышенное внимание, особенно школьного, в связи с этим не могу не спросить Вас, как Вы лично оцениваете уровень об-
раз ован ия в муниципалитете?

- Анализируя динамику среднего балла ЕГЭ с 2013 по 2018 год можно отметить заметное улучшение результатов наших образовательных учреждений в сравнении со средними баллами по округу. Средний балл по русскому языку, математике базовой и профильной, физике стабильно растёт. Так, по результатам итоговой аттестации 2018 года можно отметить, что все наши школы показали неплохие результаты. По четырем предметам Единого государственного экзамена — 2017/18, который в нашем районе сдавали 29 выпускников, — математике базовой и профильной, физике и биологии — средний балл выше среднеокружного показателя. 6 выпускников (21,4%) 11 классов района получили аттестат особого образца. Все медалисты подтвердили свои результаты, получив высокие баллы по результатам ЕГЭ, и все поступили в высшие учебные заведения на бюджетной основе. 82 учащихся (98,8%) из 83 допущенных к итоговой аттестации получили аттестаты об основном общем образования. Этот показатель остается самым высоким по северо-восточному управлению. 10 выпускников (12,2%) 9 классов получили аттестаты об основном общем образовании с отличием, в 2017 году было 5 выпускников (6,3%). Анализируя результаты аттестации учащихся 9 классов, надо отметить следующие моменты. 

По основным предметам средние баллы стабильны, но по математике (2018 -16,2 2017 – 16,3) ниже среднего по северо-восточному управлению, а по русскому языку (2018 — 31,7, 2017 – 30,8) — самый высокий.

Сейчас на федеральном и региональном уровнях, помимо процедур итоговой аттестации, действует ряд механизмов оценки образовательных результатов школьников: всероссийские проверочные работы, региональные контрольные работы, работы в рамках национальных исследований качества образования. Рад отметить, что образовательные учреждения района по итогам рейтинга эффективности деятельности 2017-18 года среди 38 образовательных учреждений северо-восточного управления вошли в десятку лидеров. Да, у нас достойные результаты и повод для гордости есть!

- Важнейшей задачей каждой школы является развитие детской одарённости. Как общеобразовательные учреждения района ориентированы на работу с одаренными детьми?

Образовательные учреждения являются частью единой системы работы с одаренными детьми, целью которой является создание благоприятных условий для формирования социальной среды поддержки и развития одаренности, как основы устойчивого развития общества.

В 2017/18 учебном году 186 учащихся образовательных учреждений района приняли участие в конкурсах всероссийского и регионального уровня (18,8% от контингента обучающихся в образовательных учреждениях). Победителями и призерами конкурсных мероприятий данной направленности стали 90 учащихся (9,1% от контингента обучающихся в образовательных учреждениях).

Среди значимых результатов можно назвать следующие достижения учащихся: Лэйла Нагимуллина из Староермаковской школы 1 место на всероссийском конкурсе юных чтецов «Илхамият», Дмитрий Трусов из Камышлинской школы – 1 место на областном фестивале педагогов, работающих с одаренными детьми, с участием детей и демонстрацией их достижений «Изумруды», Гульназ Хисматова – Камышлинская школа – 1 место на региональном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета», Диляра Тухбатшина – Камышлинская школа – 1 место на областной олимпиаде по татарскому языку и литературе, Рустам Тазетдинов – Новоусмановская школа – 3 место на  12 открытой международной наусно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» в секции техническое творчество.

- Согласитесь, что особое место в системе работы образовательных учреждений района по формированию и развитию творческих способностей учащихся занимает дополнительное образование. Как Вы оцениваете работу таких учреждений?

- Дополнительное образование детей является особым и необходимым звеном в системе непрерывного образования, выполняющим важные социальные функции по формированию социально — активной, компетентно-грамотной, ответственной личности. Система дополнительного образования района в настоящий момент — это два структурных подразделения ГБОУ СОШ села Камышла «Созвездие» и «Фортуна». Общая численность 1300 воспитанников.

Важным показателем с позиции планирования развития является охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет, который в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 году должен составить 75%. На сегодня по Камышлинскому району охват составляет 68,5% (в 2017 — 68,3%). В целом, хочу отметить активную деятельность учреждений дополнительного образования, свидетельством чему служат высокие результаты, победы и достижения на муниципальных, областных и всероссийских творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. К примеру, на всероссийском фестивале искусств «Зимние вечера» сразу четыре призовых места заняла группа учащихся СП «Созвездие». Карина Давлетшина — победитель областного конкурса творческих работ, посвященного истории Великой Отечественной войне.  Воспитанники СП «Созвездие»  стали призерами окружного этапа регионального фестиваля робототехники. Воспитанник СП «Фортуна» Карим Рузметов занял III место на турнире городов Поволжья по борьбе «Кореш» среди юношей и II место в первенстве России по борьбе среди юношей 17-18 лет.

Важным направлением деятельности учреждений дополнительного образования района – это организация и проведение массовых мероприятий различного уровня для учащихся. Отмечу некоторые из них: муниципальный этап окружного конкурса «Интеллект, Творчество, Фантазия» — 140 участников, районный конкурс «Безопасное колесо» — 30, районный конкурс агитбригад «ЮИДД» — 70, «Созвездие талантов» — 210, окружной туристический слет – 60 участников, реализация физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и т.д.

- Не маловажным, на мой взгляд, является тема дошкольнго образования. Все ли в этой работе Вас устраивает?

- В настоящее время дошкольное образование признается как один из ключевых периодов развития ребенка. Задача подготовки ребенка к школе всего лишь одна из многих задач.Отмечу, что количество дошкольных образовательных учреждений и групп кратковременного пребывания не изменилось. Количество детей в этих учреждения, к сожалению, уменьшается в связи с уменьшением числа детей дошкольного возраста в целом по району. Процент охвата детей в возрасте от 1 до 6 лет за последние три года стабилен. До минимума снизился показатель количества детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения.

В одном из докладов министра образования и науки Самарской области отмечалась необходимость приобщения детей к научно-исследовательской деятельности, начиная с детского сада. Два дошкольных учреждения района – детские сады «Берёзка» и «Улыбка» села Камышла стали активными участниками и победителями окружных и региональных конкурсов научно-исследовательской деятельности среди воспитанников детских
садов. Конечно, свои проекты дети выполняют при помощи родителей и педагогов, но приобретают при этом бесценный опыт взаимодействия и сотворчества. А главное, они учатся наблюдать, сравнивать, задавать вопросы, любить сам процесс самостоятельного приобретения знаний. Но пока степень вовлечения дошколят в научно-исследовательскую, а тем более в инженерно-техническую деятельность достаточно низка.

В числе достижений наших воспитанников можно отметить Радмила Исламова и Ильдара Гилязова — «Улыбка», победителей открытого конкурса исследователей проектов «Я- исследователь-2017» г. Кинель; группу воспитанников СП «Улыбка» — победителей регионального фестиваля детского творчества «Экология. Творчество. Дети», Лилию Спорыш — «Березка» — победитель всероссийского конкурса «Что? Зачем? Почему?», Ралину Багаутдинову и Камилу Багаутдинову — «Березка» - победители VII регионального этапа всероссийского конкур-
са социально значимых проектов «Моя страна — моя Россия».

Системный подход в развитии своих педагогических коллективов демонстрируют детские учреждения «Улыбка» и «Березка», подтверждая свой статус окружных плотных площадок.

- На территории северо-восточного образовательного округа функционирует одно учреждение среднего профессионального образования — государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Образовательный центр с. Камышла». Поделитесь основными направлениями и задачами развития профессионального образования в районе.

- Основные направления и задачи развития профессионального образования в течение ближайших 6 лет будут определяться приоритетным национальным проектом «Образование». В части среднего профессионального образования – это федеральный проект «Молодые профессионалы», который направлен на модернизацию профобразования. В его рамках пройдет мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Worldskills в 2019 году в Казани.

Направления подготовки кадров в образовательном центре села Камышла остаются неизменными, что обусловлено сложившимися профессионально-педагогическими традициями учреждения, а также востребованностью кадров на рынке труда и материальной базой образовательного учреждения. В ходе учебного процесса педагогическим коллективом было уделено большое внимание решению многих задач. В числе основных - формирование у студентов компетенций в соответствии  со стандартами World Skills, участие в конкурсах, чемпионатах профессионального мастерства. Так, Р.Р. Хуснутдинов отличился на региональный чемпионате «Молодые профессионалы» (World skills Russia) и был награжден дипломом и медалью «За профессионализм». Далее — развитие дуального обучения. Образовательным центром села Камышла заключен договор с АНО «Центр социального обслуживания северо-восточного округа» муниципального района Камышлинский об организации дуального обучения студентов по профессии «Социальный работник». А также формирование не только специальных, но и общих компетенций у обучающихся учреждения.

- Сегодня у Вас есть возможность обратиться к своим коллегам со словами поздравлений и напутствия. Что Вы им пожелаете?

- Уважаемые учителя, работники сферы образования и ветераны педагогического труда! От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником. Ваш благородный и нелегкий труд пользуется заслуженным уважением в обществе, он требует высочайшего профессионализма, огромных душевных сил, мудрости, терпения и самоотдачи. Именно вы стоите у истоков становления личности, учите самостоятельно мыслить, принимать правильные решения, нести ответственность за свой выбор.

Учителю никогда не было легко, жизнь постоянно предъявляет вам высокие требования: меняются технологии обучения, учебные программы, вводятся новые образовательные стандарты. Но даже в век стремительных перемен, модернизации и компьютеризации сферы образования учительского таланта и мастерства не сможет заменить ни один суперсовременный компьютер.

Позвольте выразить вам, дорогие учителя, самые искренние слова благодарности и признательности за верность своему профессиональному долгу, душевную теплоту, которую вы ежедневно дарите детям. Особо хочется поблагодарить ветеранов педагогического труда, внесших неоценимый вклад в развитие системы образования в нашем районе и воспитание подрастающего поколения.

Желаю всем счастья, неиссякаемой энергии и постоянного движения вперед к вершинам знаний, творческому росту.

Илюся ГАЙНУЛЛИНА.

«Камышлинские известия».

Просмотров: 705

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>