Гюзель САННИКОВА: «Моя задача — чтобы дело Фэнии Хакимовой жило и после нее»

 

img0162017 году одно из крупней­ших транспортных предприя­тий Самарского региона, АО «Евразийская корпорация ав­товокзалов», лишилось своей бессменной руководительницы — Фэнии Хакимовой, умершей после продолжительной болез­ни. Как прошел для корпорации этот год и как компания наме­рена развиваться дальше? На эти и другие вопросы ответи­ла дочь Хакимовой и ее преем­ница на посту президента ЕКА Гюзель Санникова.

-  Вы возглавляете Евразий­скую корпорацию автовокза­лов уже более года. Что вас связывает с предприятием и почему именно вы его воз­главили?

-  Здесь прошли мои детство, отрочество и юность. Я видела, каким трудом все это создава­лось, сохранялось, расширя­лось. Правопредшественником нашего предприятия является Куйбышевское производствен­ное объединение автовокзалов и автостанций, основанное в декабре 1973 года. И база, соз­данная на этом предприятии, была сохранена, несмотря на все сложности. В трудный для отрасли период 1990-х и 2000-х удалось не только сберечь всю существующую инфраструкту­ру, но и развить ее. Это была позиция бывшего руководите­ля предприятия и моей мамы Фэнии Хакимовой.

- Каким человеком она вам запомнилась?

- Для тех, кто ее знал, ее на­рицательным именем было — «леди-танк». Но те, с кем ей приходилось работать, это прежде всего люди из 1990-х. Сейчас ситуация — и в бизнес-пространстве, и в политической среде — совершенно другая. Для меня же она была прежде все­го мамой, сильным человеком, прекрасной дочерью, прекрас­ной бабушкой.

Она была руководителем, че­ловеком, для которого самым важным в жизни было ее пред­приятие. В семье все знали и принимали эту точку зрения. Евразийская корпорация ав­товокзалов — это ее ребенок, за которым она старалась успеть, потому что дети быстро растут, быстро взрослеют. Что запом­нилось… я не зря заговорила о людях, с которыми ей пришлось столкнуться в 90-х. Запомнилась борьба. Борьба, которая велась всегда. Маме постоянно прихо­дилось двигаться, взбираться с большим трудом на крутую гору. Запомнилась сила, кото­рая передалась и мне. И я готова идти дальше. Смотреть прямо в глаза трудностям и помнить, что трудности иногда таковыми и не являются. В первый раз я пришла сюда, когда мне было 11 лет, и видела тон, заданный ею. Она научила не всему. Не успела. Но основные пути раз­вития, что нужно делать, чтобы получить результат, она объяс­нила. Пусть пока у меня не так много опыта, как у мамы, но есть основы, переданные ею, а также мамины друзья, кол­леги, соратники, способные оказать помощь на самом вы­соком уровне.

-   Каковы были основные управленческие принципы Фэнии Хакимовой?

-   Вообще рынок пассажир­ских услуг очень зарегулиро­ван. Здесь действует, как нигде, множество нормативных актов, и без них, без их понимания невозможно работать. Что от­личало Хакимову — она всегда действовала в соответствии с за­коном. Всегда. Она сама юрист и привыкла руководствоваться буквой закона. Это было нелег­ко, но она располагала таким багажом знаний, что это стало преимуществом.

Кроме того, она была очень волевым человеком. Даже по­сле ее смерти люди отмечают тот факт, что ее трудно забыть. Почему? Потому что одним из ее принципов, которым она ру­ководствовалась и в жизни, и в работе, являлся принцип быть на равных. Ты к человеку дол­жен относиться профессиональ­но, личностно, но на равных. Если не можешь — учись. И для меня она до сих пор является примером стойкости. Человека лучше моей матери, наверное, для меня нет. Таких людей, как она, вообще немного. Тех, кто стремится становиться лучше, использует для этого каждый день, каждый час, каждую ми­нуту. Она говорила: «Пока ты стоишь на месте, другие обой­дут тебя». Она не боялась идти и знала, что делает все ради того, чтобы ее предприятие жило. Часто жертвуя прежде всего своей семьей. Но она не отдавала своих детей на попе­чение бабушек, тетушек, дядю­шек. Почему я говорю о том, что выросла здесь, — она брала нас с собой. «Вы должны пони­мать, почему я иногда вас не вижу, почему иногда не хва­тает времени», — говорила она. Думаю, ей хотелось бы, чтобы дело жило и после нее. Так что теперь это моя задача.

-  Что Фэния Хакимова счи­тала главным достижением в Евразийской корпорации?

-  Систему собственных пере­возок. Это было новшеством не только для города и области, но и для России в целом. Есть та­кое выражение, что успешного предпринимателя отличает от других готовность рисковать. Фэния Хакимова умела, могла и не боялась рисковать. Порой на кон ставила все. Это главное ее качество.

-  Что удалось сделать за год, в течение которого Ев­разийская корпорация авто­вокзалов находится под ва­шим управлением?

-  Сделано немало. Мы сохра­нили финансовые показате­ли, объемы бизнеса, что с ны­нешним уровнем конкуренции очень непросто. При этом мы продолжаем модернизировать, улучшать тот имущественный комплекс, что уже существует. В этом году мы полностью от­казались от прибыли, вклады­вая ее в развитие Евразийской корпорации. Это очень боль­шие суммы, порядка 12% от оборотов самой компании. В течение года отремонтирова­ны перрон, фасад автовокзала, крыльцо. Мы полностью пере­оборудовали вокзал по части транспортной безопасности, открыли несколько новых кас­совых пунктов и автовокзалов в регионе. Серьезно поработа­ли над принципом доступной среды. Наш вокзал оборудован пандусами, есть таблички для слабовидящих людей, специ­альные туалеты, кассы. Тот, кто войдет сюда, легко сможет сориентироваться. Если воз­никнет проблема, человек мо­жет обратиться к любому со­труднику автовокзала, и мы готовы помочь.

Огромные инвестиции были направлены на переоборудова­ние автобусов, подключение к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», уста­новку камер видеонаблюдения. Причем все эти затраты, мо-дернизационные усилия осу­ществлялись одновременно по всем направлениям. В резуль­тате мы стали одними из не­многих, допущенных к пере­возкам в период чемпионата мира по футболу. Мы работали не только в Самаре. В период проведения ЧМ-2018 осущест­вляли перевозки, например, в Республике Мордовия. Кроме того, мы за год не потеряли ни одного маршрута, напротив, появились новые, например рейсы в Москву. Кроме того, мы вышли на рынок туристи­ческих услуг. Развивается си­стема онлайн-продаж билетов. На сегодняшний день работаем с такими ведущими системами продажи автобусных билетов в сети Интернет, как «Басфор», «Е-Траффик», «Туту.ру». Все это делается на собственные сред­ства, без субсидий извне.

- Вы уже сформировали собственную управленческую команду?

- Большинство топ-менедже­ров нашего предприятия вы­росли на нем. Я росла и обу­чалась вместе с ними. И я хочу поблагодарить этих людей, что остались со мной в самый от­ветственный момент, не отвер­нулись от меня. Сильных людей, сильных руководителей. По поводу команды я все-таки придерживаюсь принципа — ра­ботать с людьми, которых при­вела сюда мама. Это прекрасные управленцы, профессионалы своего дела, что очень важно для любого бизнеса. В целом сейчас в Евразийской корпора­ции работает около 600 чело­век, и я уверена в них. В свою очередь и мы будем стараться для них, это касается и обуче­ния. Фэния Хакимова придер­живалась принципа, что сотруд­ников нужно растить самой. Хакимова ратовала за то, что­бы все росли в профессиональ­ном плане. Она брала на себя затраты по обучению сотруд­ников, оплачивала учебу топ-менеджеров в ВШЭ, получение диплома МВА. Всех работников рядовых позиций она подтал­кивала повысить свою квали­фикацию, всегда была за то, чтобы для каждого сотрудни­ка существовала возможность карьерного роста. Мама опла­чивала обучение в вузах даже детям своих сотрудников.

- Что сейчас представляет из себя Евразийская корпо­рация автовокзалов?

- Евразийская корпорация ав­товокзалов — это одновременно автовокзал и перевозчик. Мы оказываем транспортные услу­ги населению, работаем внутри области, а также за ее предела­ми: у нас есть междугородные и международные маршруты. Всего у нас таковых 146, из них пригородных 34, межмуници­пальных 58, межсубъектных 49 и пять международных. Наш автопарк насчитывает поряд­ка 90 автобусов, обслуживаем 495 рейсов в сутки. Также мы работаем как автовокзал, ока­зывая соответствующие услуги пассажирам и сторонним пере­возчикам.

- Как стыкуется собствен­ная работа в сфере перевозок и сотрудничество с другими перевозчиками, пользующи­мися услугами автовокзала? Нет ли здесь конфликта ин­тересов?

- Никакого конфликта нет. Все мы осуществляем свою перевозочную деятельность на осно­вании договоров, заключенных с министерством транспорта. Так что этот вопрос регулиру­ется не нами. Мы участвовали в конкурсах, выиграли несколь­ко из них и теперь обслуживаем выигранные маршруты. Так же и другие транспортные компа­нии. Все регулируется на уровне государства, и мы не выбираем, с кем именно работать. На об­ластном уровне все определяет конкурс, а на федеральном — ре­естр маршрутов. Если говорить о межсубъектных перевозках, то доля наших рейсов, совер­шенных через Центральный автовокзал, — 46%, остальной трафик обеспечивают сторон­ние перевозчики.

-   Какие пути развития вы ви­дите для компании? На какие направления делается упор?

- Транспортный бизнес — это очень широкое понятие. Здесь можно расти и получать при­быль из совершенно разных об­ластей. Успешный бизнес — тот, который развивается в несколь­ких направлениях. Это одна из наших главных задач. На дан­ный момент мы пробуем себя в сфере туризма и открыли свое туристическое бюро. Уже совер­шена первая поездка, которую мы впервые полностью органи­зовали самостоятельно: в кон­це сентября вернулась группа из Грузии. Раньше мы работа­ли в сфере туризма, но только как перевозчики. Собственное туристическое бюро у нас уже было, но лишь внутри региона. Например, мы плотно сотруд­ничаем с нашим областным департаментом туризма в этой сфере, возим гостей города, в том числе иностранных.

Выходить на новые рынки — не внове для ЕКА. Уникаль­ность нашей компании в том, что мы совмещаем разные виды деятельности. Изначально был только автовокзал, и, хочу под­черкнуть, это была идея именно Фэнии Хакимовой, со временем сфера деятельности была рас­ширена и до услуг пассажир­ских перевозок. До нее мало кто думал об этом, на тот мо­мент и до сих пор в соседних регионах немногие работают так. Я планирую идти в том же направлении. Конечно, прежде всего дальнейшее развитие будет происходить в сфере пассажир­ских перевозок. Но и открытие новых направлений деятель­ности в числе приоритетных задач. Например, я планирую развивать торговлю, создать собственный таксопарк.

- Центральный автовокзал является стратегическим объ­ектом для региона. Соответ­ствует ли он современным тре­бованиям безопасности?

- К автовокзалу предъявля­ются очень высокие требова­ния обеспечения транспортной безопасности на законодатель­ном уровне. Поэтому мы уделя­ем этой теме особое внимание. Очень показательный момент: Евразийская корпорация авто­вокзалов — одно из предприятий, которое имеет право обслуживать пассажиров с детьми, в том числе и на дальних расстояни­ях, чем не могут похвастаться многие другие игроки рынка. Требования к работе с детьми очень высоки, и далеко не все в состоянии их исполнить. У нас же есть и опыт, и компетен­ции, и мы спокойно возим эту категорию пассажиров. В пер­вую очередь повышенные тре­бования касаются автопарка. Безопасность наших автобусов подтверждают все необходимые проверки. Для транспортников это очень значимо.

- За счет чего достигается та­кой уровень безопасности?

- Если говорить об автовок­зале — это рамки металлоискателей, пропускная система на входе. Если говорить об авто­бусах — видеокамеры, подклю­чение к системам «ГЛОНАСС» и «ЭРА-ГЛОНАСС», постоянное на­блюдение и контроль за нашими водителями. Они регулярно аттестовываются и проходят обу­чение. Водитель перед каждым рейсом проходит предрейсовый медицинский осмотр. Перед каждым рейсом проверяется и автобус. Вся инфраструктура в наличии, есть медицинский пункт и соответствующая ли­цензия на эти процедуры, авто­транспортное управление, своя производственно-ремонтная база, которая позволяет про­водить техосмотр и ремонт са­мостоятельно. Наши услуги сертифицированы, все наши механики аттестованы и имеют право заниматься такой дея­тельностью. Естественно, всем этим пользуемся не только мы, но и перевозчики, работающие на нашем автовокзале.

-  Какие услуги оказывает собственно сам Центральный автовокзал?

-  Полный спектр услуг и для пассажиров, и для водителей. Зал ожидания, кафе и столовые, которые находятся на террито­рии автовокзала, комната мате­ри и ребенка, комнаты отдыха как для пассажиров, так и для водителей сторонних перевоз­чиков, если им приходится но­чевать здесь. В первую очередь мы стараемся быть удобными для наших клиентов. Хочу от­метить, что наше предприятие — это не только Центральный автовокзал. Это сеть, притом очень большая. Почти в каждом районном центре региона есть либо наш автовокзал, автостанция либо кассовый пункт.

- Насколько рентабельна выстроенная сеть?

- В первую очередь речь идет не о прибыли, а о социальной нагрузке. Эта функция лежала на автовокзале еще в советские времена, и мы продолжаем ее исполнять. Да, собственная сеть автовокзалов и касс — это удоб­но, в том числе с учетом того, что мы работаем как перевоз­чики и нам выгоднее взаимо­действовать с меньшим числом сторонних организаций. Но о высокой прибыльности речи не идет. Если мы сейчас пого­нимся за прибылью, избавимся от этого актива, потеряют пре­жде всего пассажиры. Если этой сети не будет — значит, повысятся цены на билеты, чего допускать нельзя. Плотность рынка очень высокая, и на данный момент у нас цены вполне конкуренто­способные. Изменения в этом плане, соответственно, чрева­ты потерей пассажиропотока. Кроме того, для пассажиров наличие автостанции в районе — это возможность приобрести билет заранее, возможность подождать автобус в комфорт­ном теплом месте. Конечно, мы продаем билеты и онлайн, но, как показывает практика, на­личие кассового пункта — это удобно для людей. А вся наша деятельность, по сути, направ­лена на работу с пассажирами и для пассажиров.

- Как строятся ваши отно­шения с курирующим ваш бизнес региональным мини­стерством транспорта?

- Я за то, чтобы частному биз­несу давали больше возможно­стей для развития. Залог успеха любого сотрудничества — рабо­тать взаимовыгодно. Транспорт­ный рынок может приносить плюсы области, а область — со­действовать развитию секто­ра, прислушиваясь к его игро­кам. Хотелось бы отметить, что представители власти сегодня стали ближе как к пассажирам, так и к перевозчикам, и к нам в том числе. Недавно мы все стали свидетелями того, как жалоба в «Твиттере» одного из недовольных пассажиров по­влекла за собой немедленную реакцию губернатора Самар­ской области Дмитрия Азаро­ва, а также стала поводом для личного визита регионального министра транспорта и автомо­бильных дорог Ивана Пивкина на Центральный автовокзал. Благодаря этой встрече нами совместно с министром выяв­лены основные проблемы пас­сажирских перевозок в регионе и намечены возможные пути их решения.

-  Занимается ли Евразий­ская корпорация благотвори­тельными проектами?

Много лет в дни празднова­ния Победы в Великой Отече­ственной войне мы бесплатно возим ветеранов. В дни чемпи­оната мира — бесплатно возили болельщиков. Кроме того, сейчас мы сотрудничаем с автономной некоммерческой организаци­ей «Самарский хоспис». Один рубль с каждого билета уходит на помощь онкобольным. Это в память о маме. Она с 2003 года боролась с заболеванием,хотя никогда не афишировала это, не спекулировала им, ничего не просила. Никто о нем не знал, кроме самых близких. Мы виде­ли, как ей было тяжело, и хотим облегчить последние дни жизни тех, кто страдает от рака. Эта организация выбрана нами не случайно. Она создана группой единомышленников, врачей и медсестер, которые доброволь­но и безвозмездно заботились о безнадежных онкологических больных. Миссией «Самарского хосписа» является сохранение качества жизни таких больных и их семей путем оказания бес­платной медицинской, психо­логической, социальной и ду­ховной помощи. 

Газета «Самарское обозрение». 2018 год.

 

Просмотров: 1770

Комментирование запрещено