2017 году одно из крупнейших транспортных предприятий Самарского региона, АО «Евразийская корпорация автовокзалов», лишилось своей бессменной руководительницы — Фэнии Хакимовой, умершей после продолжительной болезни. Как прошел для корпорации этот год и как компания намерена развиваться дальше? На эти и другие вопросы ответила дочь Хакимовой и ее преемница на посту президента ЕКА Гюзель Санникова.
- Вы возглавляете Евразийскую корпорацию автовокзалов уже более года. Что вас связывает с предприятием и почему именно вы его возглавили?
- Здесь прошли мои детство, отрочество и юность. Я видела, каким трудом все это создавалось, сохранялось, расширялось. Правопредшественником нашего предприятия является Куйбышевское производственное объединение автовокзалов и автостанций, основанное в декабре 1973 года. И база, созданная на этом предприятии, была сохранена, несмотря на все сложности. В трудный для отрасли период 1990-х и 2000-х удалось не только сберечь всю существующую инфраструктуру, но и развить ее. Это была позиция бывшего руководителя предприятия и моей мамы Фэнии Хакимовой.
- Каким человеком она вам запомнилась?
- Для тех, кто ее знал, ее нарицательным именем было — «леди-танк». Но те, с кем ей приходилось работать, это прежде всего люди из 1990-х. Сейчас ситуация — и в бизнес-пространстве, и в политической среде — совершенно другая. Для меня же она была прежде всего мамой, сильным человеком, прекрасной дочерью, прекрасной бабушкой.
Она была руководителем, человеком, для которого самым важным в жизни было ее предприятие. В семье все знали и принимали эту точку зрения. Евразийская корпорация автовокзалов — это ее ребенок, за которым она старалась успеть, потому что дети быстро растут, быстро взрослеют. Что запомнилось… я не зря заговорила о людях, с которыми ей пришлось столкнуться в 90-х. Запомнилась борьба. Борьба, которая велась всегда. Маме постоянно приходилось двигаться, взбираться с большим трудом на крутую гору. Запомнилась сила, которая передалась и мне. И я готова идти дальше. Смотреть прямо в глаза трудностям и помнить, что трудности иногда таковыми и не являются. В первый раз я пришла сюда, когда мне было 11 лет, и видела тон, заданный ею. Она научила не всему. Не успела. Но основные пути развития, что нужно делать, чтобы получить результат, она объяснила. Пусть пока у меня не так много опыта, как у мамы, но есть основы, переданные ею, а также мамины друзья, коллеги, соратники, способные оказать помощь на самом высоком уровне.
- Каковы были основные управленческие принципы Фэнии Хакимовой?
- Вообще рынок пассажирских услуг очень зарегулирован. Здесь действует, как нигде, множество нормативных актов, и без них, без их понимания невозможно работать. Что отличало Хакимову — она всегда действовала в соответствии с законом. Всегда. Она сама юрист и привыкла руководствоваться буквой закона. Это было нелегко, но она располагала таким багажом знаний, что это стало преимуществом.
Кроме того, она была очень волевым человеком. Даже после ее смерти люди отмечают тот факт, что ее трудно забыть. Почему? Потому что одним из ее принципов, которым она руководствовалась и в жизни, и в работе, являлся принцип быть на равных. Ты к человеку должен относиться профессионально, личностно, но на равных. Если не можешь — учись. И для меня она до сих пор является примером стойкости. Человека лучше моей матери, наверное, для меня нет. Таких людей, как она, вообще немного. Тех, кто стремится становиться лучше, использует для этого каждый день, каждый час, каждую минуту. Она говорила: «Пока ты стоишь на месте, другие обойдут тебя». Она не боялась идти и знала, что делает все ради того, чтобы ее предприятие жило. Часто жертвуя прежде всего своей семьей. Но она не отдавала своих детей на попечение бабушек, тетушек, дядюшек. Почему я говорю о том, что выросла здесь, — она брала нас с собой. «Вы должны понимать, почему я иногда вас не вижу, почему иногда не хватает времени», — говорила она. Думаю, ей хотелось бы, чтобы дело жило и после нее. Так что теперь это моя задача.
- Что Фэния Хакимова считала главным достижением в Евразийской корпорации?
- Систему собственных перевозок. Это было новшеством не только для города и области, но и для России в целом. Есть такое выражение, что успешного предпринимателя отличает от других готовность рисковать. Фэния Хакимова умела, могла и не боялась рисковать. Порой на кон ставила все. Это главное ее качество.
- Что удалось сделать за год, в течение которого Евразийская корпорация автовокзалов находится под вашим управлением?
- Сделано немало. Мы сохранили финансовые показатели, объемы бизнеса, что с нынешним уровнем конкуренции очень непросто. При этом мы продолжаем модернизировать, улучшать тот имущественный комплекс, что уже существует. В этом году мы полностью отказались от прибыли, вкладывая ее в развитие Евразийской корпорации. Это очень большие суммы, порядка 12% от оборотов самой компании. В течение года отремонтированы перрон, фасад автовокзала, крыльцо. Мы полностью переоборудовали вокзал по части транспортной безопасности, открыли несколько новых кассовых пунктов и автовокзалов в регионе. Серьезно поработали над принципом доступной среды. Наш вокзал оборудован пандусами, есть таблички для слабовидящих людей, специальные туалеты, кассы. Тот, кто войдет сюда, легко сможет сориентироваться. Если возникнет проблема, человек может обратиться к любому сотруднику автовокзала, и мы готовы помочь.
Огромные инвестиции были направлены на переоборудование автобусов, подключение к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», установку камер видеонаблюдения. Причем все эти затраты, мо-дернизационные усилия осуществлялись одновременно по всем направлениям. В результате мы стали одними из немногих, допущенных к перевозкам в период чемпионата мира по футболу. Мы работали не только в Самаре. В период проведения ЧМ-2018 осуществляли перевозки, например, в Республике Мордовия. Кроме того, мы за год не потеряли ни одного маршрута, напротив, появились новые, например рейсы в Москву. Кроме того, мы вышли на рынок туристических услуг. Развивается система онлайн-продаж билетов. На сегодняшний день работаем с такими ведущими системами продажи автобусных билетов в сети Интернет, как «Басфор», «Е-Траффик», «Туту.ру». Все это делается на собственные средства, без субсидий извне.
- Вы уже сформировали собственную управленческую команду?
- Большинство топ-менеджеров нашего предприятия выросли на нем. Я росла и обучалась вместе с ними. И я хочу поблагодарить этих людей, что остались со мной в самый ответственный момент, не отвернулись от меня. Сильных людей, сильных руководителей. По поводу команды я все-таки придерживаюсь принципа — работать с людьми, которых привела сюда мама. Это прекрасные управленцы, профессионалы своего дела, что очень важно для любого бизнеса. В целом сейчас в Евразийской корпорации работает около 600 человек, и я уверена в них. В свою очередь и мы будем стараться для них, это касается и обучения. Фэния Хакимова придерживалась принципа, что сотрудников нужно растить самой. Хакимова ратовала за то, чтобы все росли в профессиональном плане. Она брала на себя затраты по обучению сотрудников, оплачивала учебу топ-менеджеров в ВШЭ, получение диплома МВА. Всех работников рядовых позиций она подталкивала повысить свою квалификацию, всегда была за то, чтобы для каждого сотрудника существовала возможность карьерного роста. Мама оплачивала обучение в вузах даже детям своих сотрудников.
- Что сейчас представляет из себя Евразийская корпорация автовокзалов?
- Евразийская корпорация автовокзалов — это одновременно автовокзал и перевозчик. Мы оказываем транспортные услуги населению, работаем внутри области, а также за ее пределами: у нас есть междугородные и международные маршруты. Всего у нас таковых 146, из них пригородных 34, межмуниципальных 58, межсубъектных 49 и пять международных. Наш автопарк насчитывает порядка 90 автобусов, обслуживаем 495 рейсов в сутки. Также мы работаем как автовокзал, оказывая соответствующие услуги пассажирам и сторонним перевозчикам.
- Как стыкуется собственная работа в сфере перевозок и сотрудничество с другими перевозчиками, пользующимися услугами автовокзала? Нет ли здесь конфликта интересов?
- Никакого конфликта нет. Все мы осуществляем свою перевозочную деятельность на основании договоров, заключенных с министерством транспорта. Так что этот вопрос регулируется не нами. Мы участвовали в конкурсах, выиграли несколько из них и теперь обслуживаем выигранные маршруты. Так же и другие транспортные компании. Все регулируется на уровне государства, и мы не выбираем, с кем именно работать. На областном уровне все определяет конкурс, а на федеральном — реестр маршрутов. Если говорить о межсубъектных перевозках, то доля наших рейсов, совершенных через Центральный автовокзал, — 46%, остальной трафик обеспечивают сторонние перевозчики.
- Какие пути развития вы видите для компании? На какие направления делается упор?
- Транспортный бизнес — это очень широкое понятие. Здесь можно расти и получать прибыль из совершенно разных областей. Успешный бизнес — тот, который развивается в нескольких направлениях. Это одна из наших главных задач. На данный момент мы пробуем себя в сфере туризма и открыли свое туристическое бюро. Уже совершена первая поездка, которую мы впервые полностью организовали самостоятельно: в конце сентября вернулась группа из Грузии. Раньше мы работали в сфере туризма, но только как перевозчики. Собственное туристическое бюро у нас уже было, но лишь внутри региона. Например, мы плотно сотрудничаем с нашим областным департаментом туризма в этой сфере, возим гостей города, в том числе иностранных.
Выходить на новые рынки — не внове для ЕКА. Уникальность нашей компании в том, что мы совмещаем разные виды деятельности. Изначально был только автовокзал, и, хочу подчеркнуть, это была идея именно Фэнии Хакимовой, со временем сфера деятельности была расширена и до услуг пассажирских перевозок. До нее мало кто думал об этом, на тот момент и до сих пор в соседних регионах немногие работают так. Я планирую идти в том же направлении. Конечно, прежде всего дальнейшее развитие будет происходить в сфере пассажирских перевозок. Но и открытие новых направлений деятельности в числе приоритетных задач. Например, я планирую развивать торговлю, создать собственный таксопарк.
- Центральный автовокзал является стратегическим объектом для региона. Соответствует ли он современным требованиям безопасности?
- К автовокзалу предъявляются очень высокие требования обеспечения транспортной безопасности на законодательном уровне. Поэтому мы уделяем этой теме особое внимание. Очень показательный момент: Евразийская корпорация автовокзалов — одно из предприятий, которое имеет право обслуживать пассажиров с детьми, в том числе и на дальних расстояниях, чем не могут похвастаться многие другие игроки рынка. Требования к работе с детьми очень высоки, и далеко не все в состоянии их исполнить. У нас же есть и опыт, и компетенции, и мы спокойно возим эту категорию пассажиров. В первую очередь повышенные требования касаются автопарка. Безопасность наших автобусов подтверждают все необходимые проверки. Для транспортников это очень значимо.
- За счет чего достигается такой уровень безопасности?
- Если говорить об автовокзале — это рамки металлоискателей, пропускная система на входе. Если говорить об автобусах — видеокамеры, подключение к системам «ГЛОНАСС» и «ЭРА-ГЛОНАСС», постоянное наблюдение и контроль за нашими водителями. Они регулярно аттестовываются и проходят обучение. Водитель перед каждым рейсом проходит предрейсовый медицинский осмотр. Перед каждым рейсом проверяется и автобус. Вся инфраструктура в наличии, есть медицинский пункт и соответствующая лицензия на эти процедуры, автотранспортное управление, своя производственно-ремонтная база, которая позволяет проводить техосмотр и ремонт самостоятельно. Наши услуги сертифицированы, все наши механики аттестованы и имеют право заниматься такой деятельностью. Естественно, всем этим пользуемся не только мы, но и перевозчики, работающие на нашем автовокзале.
- Какие услуги оказывает собственно сам Центральный автовокзал?
- Полный спектр услуг и для пассажиров, и для водителей. Зал ожидания, кафе и столовые, которые находятся на территории автовокзала, комната матери и ребенка, комнаты отдыха как для пассажиров, так и для водителей сторонних перевозчиков, если им приходится ночевать здесь. В первую очередь мы стараемся быть удобными для наших клиентов. Хочу отметить, что наше предприятие — это не только Центральный автовокзал. Это сеть, притом очень большая. Почти в каждом районном центре региона есть либо наш автовокзал, автостанция либо кассовый пункт.
- Насколько рентабельна выстроенная сеть?
- В первую очередь речь идет не о прибыли, а о социальной нагрузке. Эта функция лежала на автовокзале еще в советские времена, и мы продолжаем ее исполнять. Да, собственная сеть автовокзалов и касс — это удобно, в том числе с учетом того, что мы работаем как перевозчики и нам выгоднее взаимодействовать с меньшим числом сторонних организаций. Но о высокой прибыльности речи не идет. Если мы сейчас погонимся за прибылью, избавимся от этого актива, потеряют прежде всего пассажиры. Если этой сети не будет — значит, повысятся цены на билеты, чего допускать нельзя. Плотность рынка очень высокая, и на данный момент у нас цены вполне конкурентоспособные. Изменения в этом плане, соответственно, чреваты потерей пассажиропотока. Кроме того, для пассажиров наличие автостанции в районе — это возможность приобрести билет заранее, возможность подождать автобус в комфортном теплом месте. Конечно, мы продаем билеты и онлайн, но, как показывает практика, наличие кассового пункта — это удобно для людей. А вся наша деятельность, по сути, направлена на работу с пассажирами и для пассажиров.
- Как строятся ваши отношения с курирующим ваш бизнес региональным министерством транспорта?
- Я за то, чтобы частному бизнесу давали больше возможностей для развития. Залог успеха любого сотрудничества — работать взаимовыгодно. Транспортный рынок может приносить плюсы области, а область — содействовать развитию сектора, прислушиваясь к его игрокам. Хотелось бы отметить, что представители власти сегодня стали ближе как к пассажирам, так и к перевозчикам, и к нам в том числе. Недавно мы все стали свидетелями того, как жалоба в «Твиттере» одного из недовольных пассажиров повлекла за собой немедленную реакцию губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, а также стала поводом для личного визита регионального министра транспорта и автомобильных дорог Ивана Пивкина на Центральный автовокзал. Благодаря этой встрече нами совместно с министром выявлены основные проблемы пассажирских перевозок в регионе и намечены возможные пути их решения.
- Занимается ли Евразийская корпорация благотворительными проектами?
Много лет в дни празднования Победы в Великой Отечественной войне мы бесплатно возим ветеранов. В дни чемпионата мира — бесплатно возили болельщиков. Кроме того, сейчас мы сотрудничаем с автономной некоммерческой организацией «Самарский хоспис». Один рубль с каждого билета уходит на помощь онкобольным. Это в память о маме. Она с 2003 года боролась с заболеванием,хотя никогда не афишировала это, не спекулировала им, ничего не просила. Никто о нем не знал, кроме самых близких. Мы видели, как ей было тяжело, и хотим облегчить последние дни жизни тех, кто страдает от рака. Эта организация выбрана нами не случайно. Она создана группой единомышленников, врачей и медсестер, которые добровольно и безвозмездно заботились о безнадежных онкологических больных. Миссией «Самарского хосписа» является сохранение качества жизни таких больных и их семей путем оказания бесплатной медицинской, психологической, социальной и духовной помощи.
Газета «Самарское обозрение». 2018 год.
Просмотров: 1770