Создатели татарской комедии «Яу» о сверхзадаче фильма и о том, кого в нем сыграет Салават (ВИДЕОТИЗЕР)

getImage

РТ может похвастаться еще одним амбициозным кинопроектом: молодые казанские постановщики Альберт Шакиров и Айдар Габдрахманов планируют представить фильм «Яу» — первую татарскую историческую комедию. О том, зачем нужно создать сеть местных кинотеатров, и о бизнесменах, готовых вкладывать деньги в развитие культуры, создатели картины рассказали в интервью «БИЗНЕС Online».

ПЕРВАЯ ПОЛНОМЕТРАЖНАЯ КОМЕДИЯ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

— Давайте начнем с того, как появилась идея снять фильм и почему именно комедию?

Альберт Шакиров: Три года назад, когда мы разговаривали с продюсером картины о творческих проектах, о том, что происходит именно в татарском кинематографе, он предложил сделать фильм на татарском языке. Тогда же, во время разговора, обозначился костяк актеров — это труппа нижнекамского театра миниатюр «Мунча ташы». Собственно, мы определились и с жанром — комедия в исторических декорациях.  

Что касается сюжета, ситуации, которые возникают в нашем фильме под названием «Яу» («Бой»), могут случиться и в наше время, но мы перенесли их в XV век. С чего начинается эта история? Время действия — ориентировочно 1432 год, когда проходили распри, конфликты между соседними молодыми ханствами. Казань начинает развиваться, становится богатой, красивой, что вызывает зависть у соседа. И вокруг данной истории раскручивается сюжет фильма.


— Все это будет рассказано в юмористической форме? На моей памяти, это первый комедийный полнометражный фильм на татарском языке.

А.Ш.: Да, это комедия-гротеск. Действительно она одна из первых в татарском кино. К тому же картина снята в исторических декорациях. Несмотря на комедийность фильма, будет и любовная линия, хотя как сценарист я ее не предполагал — такое пожелание высказал режиссер. Так что в проекте присутствует любовная линия, есть линия главных героев, у которых своя миссия — дойти до ханства. И имеются параллельные маленькие поддерживающие линии других персонажей. Все они в конечном итоге встречаются.  

— Вообще, подобные фильмы время от времени появляются на телеэкранах. В чем будет отличие вашего?

А.Ш.: Я думаю, в сатире, которая изначально присутствует в «Яу». И это не какой-то абсурд, из которого делается что-то смешное. Кроме того, в фильме нет каких-то нереальных вещей, которые не могли бы произойти в то время или сейчас, как мы уже сказали. В основе лежит природа человека, те же самые жадность, любовь, зависть, ненависть — все, что существовало в любые времена и есть сейчас. Сверхзадача, которая стоит у фильма, — дать понять, что в сменяющихся со временем декорациях не меняется природа человека, отношения между людьми.

ЕСЛИ ТАТАРСКИЕ КОНЦЕРТЫ СОБИРАЮТ ПОЛНЫЕ ЗАЛЫ, КИНОТЕАТРЫ ТЕМ БОЛЕЕ ДОЛЖНЫ

— После окончания производственного цикла создания фильма, какова его дальнейшая судьба? Уже есть план, как его продвигать?

Айдар Габдрахманов: В Татарстане снимается много фильмов, но до массового зрителя они доходят очень редко — это большая проблема. В лучшем случае картину ожидает несколько показов по пригласительным, ну а после фестивалей она уходит на полку. Необходимо искать пути продвижения. Я считаю, что если татарская эстрада со своими концертами собирает полные залы, а иногда аншлаги идут день за днем, то прокат фильмов в кинотеатрах может как минимум покрывать затраты на производство кинокартин.   

— Есть кинотеатр «Мир», который показывает фильмы татарстанских режиссеров, а как выйти на федеральные мультиплексы?

А. Г.: Я думаю, что государству необходимо мыслить не столько в сторону выдачи субсидий на производство фильмов, сколько в сторону поддержки проката, помощи в продвижении. В Голливуде большая часть бюджета уходит именно на продвижение продукта — рекламу, раскрутку. Хотя, надо признать, не все так плохо. У нас в республике есть компании, люди, добившиеся высот в бизнесе, заинтересованные в развитии культуры.

— То есть меценаты имеются?

А. Г.: Конечно. Есть люди, готовые вкладывать деньги в кино, но пока непонятно, как можно их отбить с помощью проката, потому что его системы нет. А это второй важный этап, в который тоже нужно вкладываться. Снять фильм — огромная работа, но это лишь половина дела. Главное — донести картину до зрителя. Молодых режиссеров много, они могут работать, выдавать качественный продукт, даже найти деньги, пусть и небольшие. И наш фильм снят на частные средства. А вот что дальше с конечным продуктом делать…


САЛАВАТ ФАТХЕТДИНОВ ИСПОЛНИТ ЭПИЗОДИЧЕСКУЮ, НО ЗАБАВНУЮ РОЛЬ

— В Татарстане уже готовы или снимаются сразу несколько довольно амбициозных полнометражных проектов. Есть ли у нашего национального кинематографа шанс пойти по пути Якутии, где, как говорят, кинотеатры стараются даже не выпускать новые голливудские фильмы в дни премьер якутских картин?

А. Г.: В Якутии местные фильмы ставят в прайм-тайм, зритель знает, что он может прийти и посмотреть картину в удобное время в ближайшем кинотеатре. У нас же там идут только федеральные или международные проекты. Когда местный режиссер или продюсер приходит договариваться о прокате своего фильма, это выглядит в глазах управляющих кинотеатрами как чудачество. Единого механизма проката местного кино нет, есть только вопрос: для чего вообще снимать фильмы, если нет понимания, каким образом можно отбить вложенные средства?

— Вы бы с чего начали? Что нужно молодым режиссерам?

А. Г.: В первую очередь необходима площадка, где они могли бы получить возможность отбить вложенные в кино средства, даже если это малобюджетная короткометражка. На административном уровне нужны договоренности с сетями кинотеатров и онлайн-кинотеатрами, причем самое главное — периодичность показов и удобное для зрителя время. И необходима поддержка СМИ, ведь сейчас даже негде узнать о прокате того или иного татарстанского фильма.

А.Ш.: Элементарно какой-нибудь день недели, скажем пятницу, надо сделать днем татарстанского кино. Пусть какой-то один кинотеатр будет транслировать, чтобы это стало традицией и люди могли пойти всей семьей на просмотр татарстанских фильмов — и не в 8–9 утра, а вечером, в удобное время.

— Тогда главный и заключительный вопрос: почему стоит посмотреть комедию «Яу»?

А.Ш.: Во-первых, это хорошая картина, красивые и правильные кадры, которые выставлялись на моих глазах. Во-вторых, в данной истории есть над чем задуматься и над чем посмеяться. При этом в фильме затрагиваются актуальные сейчас темы, например «языковой вопрос». Но одна из главных задач картины (я ее уже обозначил в начале) — дать людям возможность расслабиться и понять, что суть проблем никогда не изменится и зацикливаться на них не надо. В-третьих, хорошая музыка. Ее специально для фильма пишут казанские ребята. Знаете, «Яу» — полностью татарстанский продукт. Здесь нет ни одного человека, кто был бы из другого региона: актеры «Мунча ташы», Тинчуринского и Атнинского театров, режиссер, оператор, каскадеры и т. д. Еще в фильме зритель увидит Салавата Фатхетдинова, который исполнит эпизодическую, но забавную роль: он сыграет своего прапрапрадеда, который тоже пел.

А. Г.: Этот фильм изначально снимался для зрителей. Каждую минуту мы грузили героев конфликтами, создавали им препятствия. Наши герои пытаются выйти из одной проблемы, тем самым создавая другую, на этом и строится наша комедия. В фильме очень много событий, картина получилась достаточно динамичная и смотрится на одном дыхании, а для комедии это самое главное.

business-gazeta.ru

Просмотров: 1051

Комментирование запрещено