«Турнир джиу-джитсу имени Марджани – это абсурд, как корэш монахов Шаолинь на кубок Будды»

1516111324_DSC_2443Рустам Батыр против религиозного постмодернизма, прикрывающего идейную пустоту

Абсолютный смысловой коллапс — первое, что приходит на ум, когда в СМИ встречаешь упоминание некоторых мероприятий, связанных с именем Шихабутдина Марджани, указывает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Только постмодернистской эклектичностью, к примеру, можно объяснить появление в Татарстане турнира по джиу-джитсу имени Марджани. Имя мусульманского богослова рядом с боевым искусством японских самураев — не что иное, как абсурд, считает автор «БИЗНЕС Online».

«ТОРЖЕСТВО ПОСТМОДЕРНИЗМА»

Торжество постмодернизма, или абсолютный смысловой коллапс, — первое, что приходит на ум, когда в СМИ встречаешь упоминание некоторых мероприятий, связанных с именем выдающегося татарского религиозного деятеля Шихабутдина Марджани. А таковых за последние дни произошло немало. 21 февраля в малом зале Камаловского театра состоялась презентация документального фильма татарстанского режиссера Салавата Юзеева «Шихаб Хазрат». В этот же день в далекой Бухаре в рамках первого международного форума по зиерат-туризму (паломническому туризму) открыли мемориальную доску в честь прославленного татарского богослова. 23 февраля во Дворце единоборств «Ак Барс» состоялся всероссийский турнир ДУМ РТ по джиу-джитсу на Кубок им. Марджани.

Такая плотная концентрация событий, утрамбованных в течение одной недели, не была кем-то запланирована, но она будто бы является финальным аккордом и подводит незримую черту под немногочисленными мероприятиями прошедшего года, который для ДУМ РТ, как выразился его председатель Камиль хазрат Самигуллин, «прошел под эгидой 200-летия Марджани». Уже неоднократно отмечалось, что год Марджани — одна из самых провальных инициатив руководства республиканского муфтията за последнее время. В течение него не только не было достигнуто ничего принципиально нового в изучении наследия мыслителя, но и были утрачены прежде завоеванные позиции. В частности, вопреки всем попутным ветрам руководство муфтията умудрилось упустить из своего управления историческое здание «Дома Марджани» на улице Каюма Насыри, а вместе с ним и похоронить идею открытия в нем ранее анонсированного музея ученого. Впрочем, речь сейчас не о провалах, а о смысловых коллизиях.

Как уже многократно писал ваш покорный слуга, нынешнее руководство ДУМ РТ упорно погружает ведущую исламскую организацию республики и ее служителей в трясину религиозного консерватизма. Как следствие, ведомство все более замыкается на самом себе и неизбежно входит в противоречие с окружающей его действительностью, превращаясь в некую вещь в себе, оторванную от реалий. Недавно продемонстрированный муфтиятом демарш против традиционных татарских имен, не имеющих ярко выраженного религиозного окраса, — лишь одно из проявлений этого процесса. Год Марджани — другой пример того же самого противоречия.

Данное противоречие лежит на поверхности. В унисон запрету на привычные нам татарские имена руководство ДУМ РТ, как и подобает ревностным исламским священнослужителям, нередко подчеркивает, что придерживается летоисчисления по мусульманскому календарю, берущему свой отсчет от так называемой хиджры, то есть переселения Пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Если вы посмотрите новости на официальном сайте ДУМ РТ, то их текст частенько начинается с обозначения даты, которая фиксируется именно по мусульманскому календарю, например: «Сегодня, 23-го джумадаль-ахира муфтий совершил рабочую поездку…» Если бы не программные алгоритмы сайта, автоматически проставляющие более привычные нам названия месяцев, то неискушенному читателю было бы непросто ориентироваться в хронологии официальных новостей ДУМ РТ. Раньше такого не было.

Защищая логику этих внешних декораций подчеркнутой религиозности, Камиль хазрат недавно выдвинул такой аргумент: «Сам Марджани хазрат жил только по мусульманскому календарю. Даже свой возраст он считал по Хиджре, а не по Милади». Абсолютно верное замечание. Марджани действительно был исламским автохтонным ученым, выросшим из самой традиции, а не играющим и не имитирующим ее. Теперь же попробуем сложить в данной связи дважды два: руководство ДУМ РТ на фоне подобных заявлений объявило годом Марджани — внимание! — 2018 год от рождества Христова. Где тут логика? Ее нет. А ведь не зря говорят: «Назвался груздем, полезай в кузов».

Добавим масла в огонь. Марджани по хиджре родился в 1233 году, а сейчас на мусульманском дворе 1440-й. Другими словами, 200-летний юбилей Шихаб хазрата на самом деле был 7 лет тому назад. Дважды два никак не сходятся. Это и есть религиозный постмодернизм в чистом виде: имитация, поверхностность, эклектичность мышления.

«ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ДРУГИЕ, БОЛЕЕ МИРНЫЕ, СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ?»

Той же самой постмодернистской эклектичностью продиктовано и появление в Татарстане турнира по джиу-джитсу им. Марджани, который наш муфтият проводит уже третий год подряд. Когда ДУМ РТ участвует в организации в честь Марджани соревнований по татарской борьбе на поясах — это еще куда ни шло. Но вот увязывать имя мусульманского  богослова с боевым искусством японских самураев (к слову, многобожников по мировоззрению) — не что иное, как смысловой абсурд. Это как если бы монахи Шаолинь провели соревнования по корэш на кубок Будды или танковый биатлон имени какого-нибудь ринпоче.

Сомнительна эта инициатива и в контексте задач преодоления исламофобских настроений в обществе, которые, увы, все еще обуревают многих наших соотечественников. Вновь людям транслируется пугающий сигнал, ассоциирующий мусульман с агрессией и угрозой, ведь из всех видов спорта, достойных популяризации, ими было выбрано не что-нибудь, а разновидность рукопашного боя, которую применяли средневековые ниндзя, то есть наемные убийцы. Мусульманские предводители в этом турнире чествуют того, кто лучше всех владеет техникой болевых заломов, жестких бросков и удушения. Возникает вопрос: почему бы не пропагандировать другие, более мирные, спортивные занятия? Провести, например, соревнования в духе Ironman: заплыв на 4 км, заезд на велосипеде на 180 км и забег на 42 километра. Или сделать исламский вариант этого триатлона — скажем, преодолеть дистанцию из Казани до священного Болгара. Почему муфтият выбирает именно боевые направления?

А ведь есть еще и интеллектуальный спорт, например игра в шахматы, которая развивает прежде всего умственные способности человека. С кафедр мечетей мы часто слышим на пятничных проповедях, что ислам — религия науки и образованности. Так почему бы в данной связи у нашей молодежи культивировать не силу мускул, а мощь интеллекта? Однако вместо этого духовные иерархи ислама учат, что шахматы — богомерзкое (макрух) занятие, которого правоверные должны сторониться. А вот выкручивать человеку руки или делать захват шеи — дело, стало быть, богоугодное. Потом мы удивляемся, когда вдруг обнаруживается, что часть практикующих мусульман тесно связана с криминалом. «После шариата самое справедливое — жизнь по понятиям», — заявил один знакомый единоверец, пятикратно исполняющий намаз.

К слову, победитель турнира ДУМ РТ по джиу-джитсу им. Марджани Умар Метеков был фигурантом одного из моих расследований: некоторое время он выполнял роль своего рода вышибалы при скандально известном казанском сертификаторе «Халяль» Динаре Садыкове, по крайней мере, он пытался заставить замолчать юриста, который через суд взялся вывести на чистую воду ОАО «Царицыно». Неслучайно соцсети Метекова пестрят фотографиями, где тот красуется с боевым оружием в руках. Вообще, ДУМ РТ, прежде чем вручать ему бесплатную путевку в хадж, не помешало бы поинтересоваться, по какой причине их победитель спешно перебрался из Ростова в Казань.

Впрочем, я не настаиваю на криминальном прошлом Метекова. Однако я задаюсь другим вопросом: почему турнир им. Марджани делает героями тех, кто умеет трясти мускулами и причинять боль другим, а не социальных работников и волонтеров, служащих людям, не ученых и студентов, вышедших на путь знания, не многодетных матерей и отцов? Почему от имени Марджани, великого гуманиста и одного из главных интеллектуалов в истории татарского народа, превозносится физическая сила, а не любовь и забота, не ум и образование?

Это и есть идейное фиаско.

Просмотров: 836

Комментирование запрещено