Всеволод Чаплин: «Нарастание конкуренции между православной и мусульманской общинами неизбежно»

5dae248c4ffdca8d

Председатель Совета муфтиев России и ДУМ РФ Равиль Гайнутдин.

Вера, этнос, фигуры хайпа: «закончатся» ли русские к 2050 году 

На прошлой неделе председатель Совета муфтиев России и ДУМ РФ Равиль Гайнутдин заявил, что через 15 лет треть россиян будут мусульманами. Прогноз муфтия вызвал бурную реакцию в СМИ, блогах и соцсетях. Межде тем, руководитель Патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства Дмитрий Смирнов согласился с мыслью главы СМР, отметив, что русские «закончатся» к 2050 году, чем, конечно же, обеспечил дискуссии второе дыхание. Не остался в стороне от нее и колумнист «Реального времени» протоиерей Всеволод Чаплин — в своей авторской колонке он рассуждает о конкуренции между православными и мусульманами и «Карфагене московской агломерации».

Нарастание конкуренции неизбежно

Вполне понятно, почему слова о 30 или 50 процентах мусульман в России вызвали столько хайпа (собственно, не могли не вызвать). Во-первых, потому, что демографическая политика нынешней власти потерпела окончательный и очевидный крах. Периоды мизерного роста сменяются периодами такого же мизерного падения — и конечным результатом становятся «нули». А они — как и лозунг «сбережения народа» — означают застой, который обязательно кончится разложением и замещением.

Вторая причина хайпа также очевидна. Кто бы что ни говорил, между православной и мусульманской общинами в России существует конкуренция, и нарастание ее неизбежно. Сколько бы не хранили свои подневольно обретенные привычки религиозные лидеры советской формации, сколько бы они не заговаривали зубы разговорами о вечной дружбе, — две «большие» общины давно работают с людьми разных этносов, миссионерствуют на одном общественном, информационном и соцмедийном поле, и никакие заборы тут больше не построишь.

Последние заявления это наглядно демонстрируют — как и заинтересованный, эмоциональный отклик на них. Сначала наступательно высказался муфтий Равиль Гайнутдин, считающий, что в ближайшие 15 лет доля мусульман в России вырастет до 30%. Затем протоиерей Димитрий Смирнов, простимулированный на реакцию бойким радиоканалом «Говорит Москва», сказал, что через 50 лет русских людей вообще не останется.

Негативный сценарий отверг профессор-исламовед, деятель Всемирного русского народного собора Роман Силантьев. По его мнению, доля мусульман в стране с 1989 года выросла максимум на полтора процента: мигранты из Средней Азии перемешиваются с украинцами и молдаванами, около миллиона этнических мусульман стали христианами, а новообращенных мусульман лишь десятки тысяч. Конечно, за этим последуют контрдоводы, причем наверняка эмоциональные, а не основанные на статистике и прочей объективной реальности.

Русские не исчезнут

«Ты исчезнешь! Твою землю завоюет чужой!» — «А тебя вообще статистически нет!». От таких вызывающих, пугающих фигур хайпа мы на самом деле никуда не денемся. Особенно в сфере отношений этносов, регионов, религиозных общин, «своих» и «чужаков». Сколько бы нас не склоняли к официозному бронзовому «миротворчеству», надоевшему еще с брежневских и горбачевских времен. Людям вообще свойственно пугать и пугаться. Но страх — не всегда вещь плохая. Обычно он помогает осознать реальные угрозы, а иногда — увидеть собственные ошибки и начать их исправлять, чтобы не наделать новых и вообще не погибнуть.

И в этом смысле нынешний пугающий хайп вполне себе полезен. Да, русские не исчезнут за 50 лет. Но они стагнируют — пока безвыходно. Я вообще убежден, что настоящих русских сегодня почти нет. Неужели это женщины, которые ходят по улице полуголыми и нецензурно бранятся при собственных детях? Или мужчины, в воскресное утро не идущие в храм, а занимающиеся либо опохмелкой, либо своим любимым телом в фитнес-клубе? Или старики, сутками пялящиеся в сериалы? Или молодые люди, «берегущие себя» до такой степени, что даже женихов-невест искать боятся? Русские люди, воспитанные Православием, не должны быть такими. Их отличительные черты — умение служить Отечеству, строить прочные семьи, хранить чистоту — внутреннюю и внешнюю. Так было даже в 50-е годы, когда, несмотря на весь госатеизм, русские оставались культурно и нравственно православными людьми.

Впрочем, у «старых» мусульманских народов России, да и у евреев, бурят, калмыков демографическая реальность не сильно отличается от русской. Исключение — глубоко религиозные люди и некоторые народы Северного Кавказа. Впрочем, и тех не хватит больше, чем на 100—200 лет, если их накроет главным антидемографическим процессом — гиперурбанизацией.

Вывести из Москвы правительство

При всех наших неизбежных богословских и культурных различиях, при всем понимании того, что мы миссионерствуем в одном пространстве, нам можно и нужно говорить об общей угрозе и об общенациональных ошибках. Говорить иногда врозь, иногда вместе. Говорить с властью и обществом, даже если они не желают слушать.

За обещаниями «новой демографической политики» пока прослеживается только кудринская мечта превратить Россию в миграционный плавильный котел. Даже если часть людей искренне желает умножения народа, и фамилия одного из этих людей — Путин. Все меры, озвученные в недавнем президентском послании, поднимут рождаемость на пару процентов — если не переходить хотя бы частично к принуждению. Не родили ребенка к 23 годам — никакого бесплатного вуза. Не хотите отработать молодыми специалистами пару лет в провинции, где гораздо проще обзавестись собственным домом и большим семейством, — никакого назначения на должность в Москве.

Вообще Карфаген московской агломерации должен быть разрушен — и лучше всего это сделать через вывод отсюда и правительства, и большинства министерств и ведомств, и парламента. Вой чиновники поднимут страшный — но на то и государева воля, чтобы этот вой пересилить. Да и сами высокопоставленные товарищи, а главное — их жены и дети — быстро поймут преимущество жизни где-нибудь у речки, с присутствием на паре совещаний в неделю в компактном здании посреди райцентра, а то и с полным переходом к совещаниям виртуальным (кстати, это и коррупцию вместе с «неформальными связями» поможет обуздать).

Что бы мы ни думали о хайпе, иногда он позволяет поднять действительно серьезные проблемы, периодически заметаемые под стол чиновниками-охранителями и теми официозными СМИ, которые боятся чиновников лишний раз побеспокоить. И дело это для верующих в высшей степени важное, по-настоящему «свое».

Ведь застой — особенно в такой сфере, как демография — может привести к медленному самоубийству и православных народов страны, и российских мусульман, и тех правящих элит, которые не хотят смотреть дальше своего носа и дальше планов на год-два. Ведь, наверное, мечтают, что эти годы получится пересидеть, а дальше… либо падишах умрет, либо ишак сдохнет, либо билет в одну сторону станет «лучшим ответом» на все стратегические вопросы.

Всеволод ЧАПЛИН.

Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в издательском отделе Московского патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная». Ведет авторскую колонку в интернет-газете «Реальное время».
  • Автор нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.


realnoevremya.ru

Просмотров: 967

2 комментариев

  1. Равиль хазрат выдает желаемое за действительное. Разве не виднно как татары в России стремительно «русеют». Некогдаа даже в советское время татарский язык был не только языком кухни, но и техническим языком. А сейчас в лучшем случае татарский язык язык кухни и домашнего общения. Даже из ниших семей за редким исключением вытеснен. Татарский язык остался языком междлисов и то » современные» молодые имамы новой формации уже отошли от татарского языка. Постепенно и в мечетях татарского не услышим. Так же обрусению начинают поддаваться и дети мигрантов которые уже более 20-30 лет а России: их дети так же как и дети татар башкир ходят в садики и школы где доминирует русский язык. Так, что дорогие мои нестоит слишком фантазировать и облащаться не будет никакого бума роста мусульман, если хотя бы сможим сохранить то что имеем было бы великолепно. Спростие себя у кого дети разговаривают на татарском! А потеря языка приводит к потере национального самосознанаия. Следовательно потеря национального самосознания приведет неизбежно к потере и религиозного самосознания.

  2. А ведь конкуренции ВООБЩЕ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. Если есть конкуренция, то это значит, что мы подвержены не религиям, а подвержены влиянию «религиозных бизнесменов». Ибо конкуренция подразумевает выигрышность ВО ВЛАСТИ И ДЕНЬГАХ того или иного мероприятия, проекта, будь то идейного или технического. Например, в чем отличие мусульманина от католика или христианина? По большому счету — ни в чем, если не считать различия в религиозных праздниках и датах. Но эти различия совсем не касаются экономических взаимоотношений. Ведь даже не вникая в религии можно видеть, что все люди так или иначе отличаются друг от друга по своим философским соображениям даже будучи в одной религии. Поэтому стравливать людей по религиозным соображениям — ЭТО РУК ДЕЛО САТАНЫ, А НЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА, ТЕМ БОЛЕЕ, ЧТО БОГ-АЛЛАХ-…- ОН ОДИН. Так, что если мулла или поп зовет к джихаду или к крестовому походу то, знайте, что перед вами — СЛУГА САТАНЫ.