В море – дома, на суше – в гостях

Лейтенант Ислямов, 1904 год_2По утверждению профессиональных историков и бывших моряков, интересующихся становлением военно-морских сил нашей страны, до 1885 года документально не установлен ни один морской офицер мусульманского вероисповедания. Татары со времен Петра на флоте служили, но низшими чинами: матросами, унтер-офицерами и фельдфебелями. Одним из первых офицеров Военно-морского флота Российской империи из числа татар и, как записано в послужном формуляре, «магометанской веры», был Исхак Ибрагимович Ислямов (1865-1929) – генерал-майор флота, полярник, географ-гидрограф и ученый. Удивляет не только то, что он «пробил окно» в морское офицерское сообщество, но и дослужился до высоких званий, хотя тогда действовал указ Екатерины II о награждении зачисленных на военную службу татарских мурз и чиновных людейчинами не выше премьер-майора, т.е. майора или капитана 3-го ранга. 

Будущий высший морской офицер российского императорского флота родился 27 июня 1865 года в Кронштадте, в семье временно-отпущенного (то есть находящегося в запасе) унтер-офицера 1-го флотского экипажа Ибрагима Ислямова и Гильмиджамал Измайловой. Ибрагима абый, призвали на военно-морскую службу,предположительно, из старинного села Айбаш Студено-Ключинской волости Казанского уезда Казанской губернии (ныне – Высокогорского района Республики Татарстан). Возможно, что он учился в Айбашском медресе, упоминание о котором встречается в регистрационных книгах г. Казани.

А своего сына моряк отдал в Кронштадтское реальное училище, в котором занимались только мальчики, а педагогами являлись мужчины. Учебный процесс был рассчитан на шесть лет, но имелся и дополнительный седьмой класс – для тех, кто хотел поступать в военные училища, медицинские или технические институты. За обучение в заведении полагалось платить, но особо одаренные мальчики из малоимущих семей «грызли гранит науки» на средства, собранные попечительским советом. Учащихся называли «реалистами», они носили отличительные знаки из серебра и бляху на ремне с тремя буквами КРУ.

Исхак показал себя в КРУ очень способным учеником, обладающим острым, пытливым умом. До 1880 года его фамилия была записана как Исланов, однако на основании свидетельства, выданного 3 сентября 1880 года архивом Оренбургского магометанского духовного собрания подтверждена запись в метрической книге по г. Кронштадту о дате рождения юноши, и фамилия обрела новый вид – Ислямов.

В дальнейшей судьбе подростка большое участие принял родной брат матери Нигматулла Измайлов – отставной коллежский секретарь, помогший ему поступить в марте 1881 года в Техническое училище Морского ведомства по классу штурманов, которое располагалось в Кронштадте. Вроде бы невеликого звания был дядя Исхака – всего лишь чин X класса в Табели о рангах, соответствовавший тогда флотскому лейтенанту, но ведь сумел подсобить племяннику.

А подтверждением того, что сделать это было непросто, служат данные о контингенте заведения в 1871 году, которые приводит в своей книге «Исторический очерк штурманского училища. 1798-1871» адмирал А.И. Зеленой. Тогда личный состав состоял из 112 воспитанников, которые по вероисповеданию распределялись следующим образом: православному – 92, католическому и лютеранскому – по 10. Адмирал дает также список выпускников училища за 1799-1871 годы, и татар среди них не значится.

Итак, Ислямов стал воспитанником учебного заведения с серьезной программой, рассчитанной на усвоение общих предметов и подготовку не только штурманов, но также корабельных инженеров, инженеров-механиков, штурманов и морских артиллеристов. В специальном курсе штурманского отделения изучали навигацию, девиацию компасов и магнитные наблюдения, астрономию и морскую съемку, физическую географию и лоцию, морскую практику и военно-морскую историю, тактику, эволюцию и элементарный курс кораблестроения.Офицеры,выпускаемыеизучилища,получали правопоступатьвМорскуюакадемию.

Напряженным был и распорядок дня. Подъем объявлялся в 6:30, через час, после пения молитвы хором, – первый завтрак (кружка чая и 136,5 граммов белого хлеба), потом с 8:00 до 11:00 – занятия в классах. В 11:00 – завтрак из одного блюда, затем прогулка. С 12:30 до 15:30 – занятия в классах и практические занятия. После этого обед из трех блюд и прогулка (зимой – катание на коньках) до 17:00. С 18:30 до 19:30 – дополнительные занятия (по субботам – обучение танцам). В 21:00 – снова чай с хлебом (вместо ужина) и в 22:00 – отбой для IV класса (это младший класс). Часом позже – отбой для остальных воспитанников.

Уже летом 1881 года И.Ислямов в составе младшего класса убывает на учебную практику в 75-дневное плавание по Балтийскому морю на корвете «Богатырь». В ходе плавания воспитанники класса штурманов посетили 12 рейдов и портов, вели навигационную прокладку и другие практические действия.

По истечении двух лет Техническое училище Морского ведомства прекращает прием на штурманское отделение в связи с готовящейся реформой штурманской части на флоте. Именно в это время Исхака, как старшего воспитанника, производят в кондукторы. На летней практике 1883 года он участвовал в «съемках и промере на мысе Вахтола около Выборга», в мае-августе 1885 года являлся производителем работ по съемкам и промерам кронштадтских рейдов и гаваней.

Осенью того же года, после четырехлетнего обучения в училище, Ислямов получает звание подпоручика «корпуса флотских штурманов» (корпус в современном понимании соответствует службе: артиллерийской, медицинской и др.) и зачисляется в «1-й Его Императорского Высочества генерал-адмирала Константина Николаевича экипаж» (экипаж – это аналог сухопутного полка). В 1886-ом, после годичной службы с вензелем шефа «К», молодого штурмана прикомандировывают к 8-му флотскому экипажу для занятий в Главном морском штабе (ГМШ).

В том году кронштадтские штурманы завершили девятилетний сбор средств на возведение памятника своему славному предшественнику П.К. Пахтусову – исследователю Новой Земли, подпоручику корпуса штурманов, умершему в 36 лет «от понесенных трудов». Штурманы перечисляли один процент своего содержания, и, думается, что Ислямов в этой акции участвовал, которая окончилась открытием монумента, до сих пор украшающего Кронштадт.

После возвращения из командировки И.И. Ислямов 1 апреля 1887 года назначается «младшим штурманским офицером на клипер (быстроходное парусное судно) «Разбойник» с переводом из 1-го в 6-й флотский экипаж». На нем он совершил плавание по Балтийскому морю, а затем – и кругосветное. Во время последнего команда корабля проводила гидрографические исследования залива Петра Великого, и один из его мысов, находящийся в бухте Новик, в 1887 году получил имя героя нашей статьи. На этом же судне он в 1888-1889 гг. выполнил очередное кругосветное плавание. Придя из него, Ислямов вновь уходит в годичную кругосветку, а позже – в 126-тидневную.

В октябре 1890 года он становится старшим штурманом клипера. А через два месяца его как опытного штурмана, совершившего четыре кругосветных плавания и детально изучившего побережье Дальнего Востока, вновь откомандировывают в 8-й флотский экипаж для занятий в Главном морском штабе. Первоначально командировка планировалась до 1 апреля 1891 года, однако в связи с большим количеством материала исследований срок ее продлили на год. В то же время Ислямов был произведен в поручики.

После занятий в ГМШ его переводят в 9-й флотский экипаж и утверждают старшим штурманским офицером на эскадренный броненосец «Наварин», недавно спущенный на воду, но требовавший достроечных работ и испытаний, которые длились три года. По их завершении броненосец стал сильнейшим кораблем русского флота, но оказался устаревшим по сравнению с судами других флотов, прежде всего британского. В период доводки «Наварина» Ислямов четыре месяца занимался гидрографическими работами по лоции Кронштадского порта на портовом судне «Лоцман».

Затем он становится слушателем Николаевской морской академии по гидрографическому отделению. К лекциям на нем допускались флотские и штурманские обер-офицеры, если они сделали не менее двух трехмесячных кампаний. У Ислямова в этом плане задел был более солидный, а вот каким образом он преодолел «национальный барьер» – об этом информации нет. То, что такой барьер в заведении существовал, подтверждает обнаруженный в Интернете «Отчет по Николаевской морской академии от начала ее учреждения», выпущенный в 1878 году (на этом отрезке времени она именовалась Академическим курсом морских наук). В отчете указаны все 86 выпускников, в том числе 55 гидрографов, за 1864-77 гг., и среди них татар нет.

В течение двух лет Исхаку эфенди и его коллегам читались лекции по астрономии, геодезии, гидрографии и метеорологии, теории кораблестроения, оптике и системе маячного освещения.Отметим, что коллег было немного: раз в два года выпускалось 5-6 гидрографов. Так с 1877 по 1914 год академия произвела 18 выпусков, подготовив для ВМФ более 100 специалистов гидрографии.

Блестяще окончив в 1894 году морскую академию – «с предоставлением прав и преимуществ первого разряда», Ислямов продолжил службу в своем экипаже, затем в 1-м экипаже ГМШ. В1895 году он в качестве штурманского офицера находился во внутреннем плавании наканонерской лодке береговой обороны «Бурун» (небольшой боевой корабль с артиллерийским вооружением).

Спустя год его назначили помощником заведующего метеорологической частью при Главном гидрографическом управлении и во время нахождения на этой должности произвели в штабс-капитаны. Потом Исхака командируют на 79 дней на Каспийское море для исследования залива Кара-Богаз-Гол, а позже переводят во флот лейтенантом, и он участвует в работе комиссии, которая организовывала практические испытания гардемаринов Морского кадетского корпуса и старших воспитанников Морского технического училища по штурманскому делу. В 1899 году за отличия в службеИслямова наградили первым орденом – Св. Станислава 3-й степени.

А вскоре судьба свела его с вице-адмиралом С.О. Макаровым – всемирно известным ученым и изобретателем, знаменитым мореплавателем и георгиевским кавалером. По идее вице-адмирала, а также благодаря его настойчивости, проявленной во властных структурах, за границей был построен в 1899 году первый в мире мощный ледокол «Ермак», который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Со 2 мая по 16 августа 1899 года Ислямову довелось находиться на «Ермаке» в период испытательного плавания ледокола под командованием Макарова к Шпицбергену и вести метеорологические и гидрографические наблюдения. Накопленные материалы были изложены им в статье, опубликованной в журнале «Записки по гидрографии», а затем изданы отдельной книгой.

Свою книгу под названием «Ермак во льдах» выпустил и Степан Осипович. Вот выдержки из нее, касающиеся героя нашей статьи: «Лейтенант Исаак Ибрагимович Ислямов работает специально по гидрографии четвертый год. Он уже разработал некоторые вопросы по астрономии и метеорологии, о чем и поместил отчеты свои в «Морском сборнике». В его ведении находились хронометры, гидрологические и метеорологические инструменты. Он лично участвовал в определении места судна, изучал и выверял инструменты и обмерял толщину и вышину льда», «Работа закипела… Лейтенант Шульц измерял глубину моря (1079 м). Лейтенант Ислямов и инженер Цветков доставали образцы воды и измеряли ее температуру. Астроном Кудрявцев определял удельный вес воды, а штурман Эльзингер выпиливал большой кусок глыбы для исследования его», «В 11 часов вечера вошли в очень толстый лед, состоящий из больших и малых льдин, но без тяжелых нагромождений. При разламывании одной из льдин отломанный кусок оказался плавающим на боку в выгодных условиях для подробного обмера и обследования. Решился остановиться и поручил лейтенанту Ислямову и инженеру Цветкову приступить тотчас же к изучению льда. Они проработали вместе с лейтенантом Шульцем до 3 часов утра».

Довольный работой Ислямова, Макаров пригласил его и в мае 1901 года во второе полярное плавание, но принявший поначалу это предложение лейтенант накануне выхода в море отказался. Он решил продолжать службу в должности вахтенного начальника на только что спущенном на воду минном транспорте «Амур», который в 1900-1904 годах находился во внутреннем и заграничном плавании, а также был занят на работах по съемке рельефа дна Балтийского моря.

С началом русско-японской войны лейтенанта Исхака Ислямова назначили старшим штурманом броненосца «Севастополь», и он убыл в Порт-Артур к месту базирования корабля. «Севастополь» совершил семь боевых походов, участвовал в обороне Порт-Артура и в бою с японским флотом в Желтом море 28 июля 1904 года. Два раза (10 июня и 10 августа) он подрывался на минных заграждениях противника, но оставался на плаву и после заделки пробоин вновь вводился в строй.

Вот как старший штурман описывает в послании родным от 24 июня первый подрыв своего корабля на мине: «Я думаю, вы все очень беспокоились, узнав из донесений японцев, что они 10 июня будто потопили несколько наших судов; … на деле поврежден миной лишь наш «Севастополь», на котором я плаваю; но никаких потерь в людях, если не считать 2 заболевших от вдыхания газов, но уже поправляющихся. …вода залила только 2 носов. отделения; пошли, отстреливаясь, к мелкому месту, где и простояли до утра, а утром вошли в Артур».

Ислямов, участвовавший во всех походах броненосца, отвечал за навигационную безопасность плавания судна, прокладывал боевые курсы и помогал командиру выполнять маневрирование в боях с японским флотом. За проявленные мужество и храбрость Исхака эфенди наградили орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Во второй половине 1904 года он стал флагманским штурманом – офицером штаба начальника 1-й эскадры флота Тихого океана. А «Севастополь», в течение шести ночей отбивал при стоянке в бухте Белый Волк атаки японских кораблей, которые выпустили по нему около 80 торпед. Но в ночь на 3 декабря он подвергся атаке девяти миноносцев противника (в ходе войны Япония добилась четырехкратного перевеса в этом классе кораблей). После попадания трех торпед броненосец, на котором служил И.Ислямов,во избежание гибели, приткнулся к берегу и лег на грунт. Утром 20 декабря 1904 года, накануне капитуляции Порт-Артура, корабль был взорван экипажем по приказу командования крепости.

То же самое сделали с хорошо знакомыми Ислямову минным транспортом «Амур», потопленным месяцем ранее в доке артиллерийским огнем неприятеля, и клипером «Разбойник». Тогда на рейде крепости перед ее сдачей было затоплено 33 судна. Некоторые из них японцы позже подняли, отремонтировали и переименовали, но «Севастополь» стал единственным броненосцем, не доставшимся им в качестве трофея. Всего Россия потеряла в той войне 96 судов, а Япония – только 23.

А какова дальнейшая судьба нашего героя, находившегося в 1904 году в плавании 301 день? По версии капитана 1-го ранга М.И. Сажаева, ставшего в 2002 годуглавным штурманом Тихоокеанского флота ВМФ России, И.И. Ислямов «после сдачи Порт-Артура, по-видимому, находился в плену и в начале 1905 года был, предположительно, под честное слово не участвовать в войне с Японией, возвращен в Россию через Шанхай». С ним не согласен А.Н. Челомбитко, выпустивший в 2016 году биографический справочник о морских офицерах, чинах корпусов, гражданских и медицинских чинах Морского ведомства – участниках Русско-японской войны. Вот фраза об Исхаке эфенди из этого справочника: «Отказался идти в плен и вернулся из Порт-Артура в Россию через Шанхай».

В мае 1905 года по распоряжению ГМШ Ислямова отправляют в распоряжение Министерства путей сообщения «для помощи экспедиции к устью реки Енисей». В должности помощника начальника экспедиции он вел караван из восемнадцати судов от Гам­бурга до Мурманска, а в дальнейшем командовал отрядом пароходов и лихтеров (разновидность несамоходных барж). 148-суточный полярный переход был завершен 16 ноября.

После возвращения из полярного плавания Исхаку эфенди присвоили звание капитана 2-го ранга и вручили два ордена: Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и Св. Станислава 2-й степени с мечами. А вскоре он получил право ношения серебряной медали на Александровско-Георгиевской ленте за участие в войне 1904-1905 годов в Порт-Артуре.

Затем кавторанга ждет двухлетняя служба в 9-м, 8-м и 2-м Балтийских флотских экипажах. 2 апреля 1907 года за примерное служение Отечеству его награждают орденом Св. Анны 2-й степени с мечами. В этот же период И.И. Ислямов по ходатайству Министерства торговли находился несколько месяцев в Англии. После возвращения из Туманного Альбиона он назначается посредником на морские маневры. Как разносторонне подготовленный морской офицер, Исхак Ибрагимович работает членом Военно-морского суда в Петербурге, исполняет должность старшего корпусного офицера Морского корпуса при занятиях с гардемаринами и является председателем экипажного суда.

Поражение России в войне с Японией дало толчок дискуссиям о дальнейшем развитии флота. Они не проходят мимо Ислямова, публикующего в нескольких номерах кронштадтской газеты «Котлин» за 1908 год свои статьи под общим названием «Где и какой флот нам необходим». В них он формулирует предложения по разработке морской концепции России на грядущее десятилетие. Государство, не имеющее флота, полагал автор статей, которые вскоре были изданы книгой, не может считаться великим. И.Ислямов писал о необходимости создания сбалансированного флота, в котором наряду с тяжелыми броненосными кораблями должны быть и легкие крейсеры, и миноносцы. Причем главный линейный флот России он хотел бы видеть на Дальнем Востоке, где есть выход в мировой океан, а на остальных морях, омывающих берега Отечества, достаточно было бы минно-крейсерских кораблей и линкоров, которые «…должны идти в параллель с таковым же флотом второстепенных морских держав…».

А вот эти его слова и сегодня звучат актуально: «… вопрос о воссоздании флота не может и не должно решать одно морское министерство: оно в состоянии выработать лишь типы судов, соответственным образом вооружить корабли, воспитать и обучить личный состав, оборудовать базы. А морская сила государства и ее распределение – предметы ведения коллективного, если так можно выразиться, государственного ума».

В начале 1909 года Ислямов открывает командирскую страничку в биографии, получив под свое начало посыльное судно «Бакан» и совершив на нем внутреннее и заграничное плавание, длившееся 242 дня. Затем его зачисляют в Сибирский флотский экипаж и назначают командиром речной канонерской лодки «Вихрь», только что вступившей в строй. Летом 1910 года поручают временно заведовать Хабаровской провизной базой Амурской речной флотилии, затем назначают на другую новую канонерку «Шквал», на которой он с 5 апреля по 5 августа 1911 года находился в плавании по р. Амур. После этого Исхак эфенди исполнял обязанности начальника штаба Амурской речной флотилии.

Служба на упомянутых канлодках была, по сути, дебютной для экипажей и командира. Опыт Японской войны показал, что на Амуре необходимо иметь корабли специальной постройки с крупнокалиберной артиллерией. И поэтому был реализован проектчетырехбашенной бронированной канонерской лодки балтийских инженеров. Оперативно построили восемь таких лодок, и «Вихрь» со «Шквалом» были из их числа. Оснащенные впервые в истории флотов планеты дизельными двигателями, они показали себя лучшими в мире речными кораблями на то время.

После амурских плаваний героя этой статьи приходит черед его сухопутной работы. В феврале 1912 года И.Ислямова переводят на Балтийский флот и зачисляют в Либавский флотский полуэкипаж (береговая воинская часть). Здесь его назначают председателем комиссии по внезапным и периодическим поверкам всех портовых содержаний и временным членом Временного военно-морского суда в порте. Весной Ислямов избирается членом Призового суда в память Императора Александра III, а 6 декабря ему присваивают звание капитана 1-го ранга.

В начале 1913 года каперанг заведует мобилизационной частью порта, далее – строевым отделом конторы порта. Кроме этого он председательствует в портовой комиссии по проверке сумм, обращающихся по конторе найма мастеровых и рабочих.

А через год сухопутный отрезок службы Ислямова завершился. Дело в том, что во льдах Северного Ледовитого океана тогда исчезли сразу три русские полярные экспедиции: Г.Л. Брусилова, собиравшегося на шхуне «Святая Анна» пройти Северным морским путем; В.А. Русанова, изучавшегона судне «Геркулес» Новую Землю с последующим плаванием до Берингового пролива; и самая рискованная – Г.Я. Седова, который на шхуне «Святой мученик Фока» хотел добраться до Северного полюса.

Для общественного мнения начала ХХ века покорители полюсов планеты были так же популярны, как известные летчики 30-х годов и первые космонавты. Поэтому в начале 1914 года общественность обеспокоилась исчезновением мореплавателей и стала настаивать на их поиске.

В марте И.И. Ислямова зачисляют во 2-й Балтийский флотский экипаж и назначают начальником западной экспедиции для розыска арктических исследователей. В ней участвовали четыре судна: барк «Эклипс»(большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, которая несет косые паруса),паровые шхуны «Герта» и «Андромеда», а также пароход «Печора».

Причем два первых корабля – старых, но крепких китобоя, приобрел в Норвегии знаменитый полярник этой страны, капитан славного «Фрама» экспедиции Ф.Нансена Отто Свердруп. Он предполагал набрать норвежскую команду на оба судна – вплоть до капитанов и начальника экспедиции. Потом в своей книге «Под русским флагом» Свердруп напишет: «…идея набора норвежской команды встретила жесткую критику в русской прессе. Хватило норвежского начальника и команды на «Эклипсе», поэтому на «Герте» такого уже не позволили. Начальником этой экспедиции назначили командора Ислямова, это был старый моряк с многолетним опытом плаваний в качестве командира маленькой канонерки на реке Амур». Хоть и велик сей норвежский полярный мореплаватель и исследователь, но обида в последних словах цитаты просквозила. Мелким бисером она подсвечивает и в других местах книги.

А «командор» зафрахтовал два остальных судна и вел переговоры о включении в свою «эскадру» первого русского ледокола «Ермак», на котором он открывал для себя Арктику, но получил отказ Министерства торговли и промышленности. Зато впервые в мировой истории для поисков использовалась авиация в лице военного летчика Яна Нагурского на гидросамолете «Фарман МФ-11».

План действий наметили следующий: «Эклипс» под командованием Свердрупадолжен был в поисках экспедиций Брусилова и Русанова пройти на восток Северо-Восточным проходом, а остальные суда – осмотреть район Новой Земли, надеясь обнаружить там команду Седова или ее следы.

Кроме того, с восточной стороны поиск был поручен гидрографической экспедиции Б.А. Вилькицкого на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». Она также пыталась задействовать воздушную разведку, однако гидросамолет летчика Д.Н. Александрова потерпел аварию в первом же пробном полете.

В июле главной базой экспедиции Исхака эфенди стал Александровск-на-Мурмане (ныне – город Полярный Мурманской области). Здесь до задержавшейся на две недели «Герты» дошла весть о разразившейся Первой мировой войне. Ислямов оказался старшим военным чином в городе. Поэтому вместо того чтобы сконцентрироваться на подготовке к выходу в море, он вынужден был заниматься перехватом оставшихся в русских водах немецких торговых судов, организацией экстренного оповещения, уничтожением запасов угля на случай захвата городка противником и т.д.

Еще в июне герой нашей статьи, ожидавший прибытие закупленных для экспедиции судов из Христиании (ныне – Осло), приказал «Андромеде» выйти к Новой Земле пораньше. В начале августа, в день старта «Герты» на поиски, от ранее ушедшей шхуны было получено сообщение, что найдена записка Седова, извещавшего об убытии его экспедиции после зимовки с Новой Земли в сторону мыса Флора архипелага Земля Франца-Иосифа, откуда он, Седов, намерен на ездовых собаках двигаться к полюсу.

Пришлось менять план действий, однако поиски седовцев на Новой Земле не были приостановлены, поскольку «Святой мученик Фока» мог и не дойти до архипелага. К Новой Земле была направлена «Печора» с Нагурским и его самолетом на борту. Также было решено устроить там склады с теплой одеждой, провизией и оружием. Нагурский и моторист Е.Кузнецов на берегу бухты Крестовая Губа оборудовали себе обиталище из опустевших ящиков из-под частей гидросамолета, и после сборки машины начались полеты. За пять вылетов летчик исследовал с воздуха льды и побережье Новой Землина протяжении около 1060 километров, но никого из членов пропавшей экспедиции не обнаружил.

Сам Ислямов 12 августа на «Герте» взял курс на мыс Флора острова Нортбрук. В этом пути его сопровождали сыновья Яков и Илья (по другим источникам, с отцом был только Илья).

29 августа шхуна достигла упомянутого мыса и обнаружила крест с надписью «Экспедиция Седова». На нем висели жестянки с записками внутри, проливавшими свет на участь экспедиций Седова и Брусилова.В одной из них сообщалось, что на санном пути к полюсу Седов в марте умер и был похоронен на острове Рудольфа, а экспедиция в 20-х числах июля 2014 года ушла на «Святом мученике Фоке» в Архангельск.

В другой записке, подписанной штурманом «Святой Анны» В.И. Альбановым, говорилось о том, что судно Брусилова, затертое в октябре 1912 года льдами севернее полуострова Ямал, в течение полутора лет дрейфовало к северу, а затем – на запад. По просьбе Альбанова, 23 апреля 1914 года Брусилов отпустил его и с ним 10 человек, пожелавших идти пешком на юг, чтобы добраться до Земли Франца-Иосифа. Дошли до мыса Флора только штурман и один матрос. Здесь их заметили возвращавшиеся домой седовцы, которые зашли на мыс, чтобы разобрать на топливо имевшиеся там деревянные постройки предшественников, и взяли брусиловцев на борт.

Надеясь обнаружить потерявшуюся часть пешей партии Альбанова, Ислямов некоторое время продолжал курсировать в районе островов Земли Франца-Иосифа и у западных берегов Новой Земли. Но приближалась полярная зима, и «Герте» разрешили закончить навигацию и возвратиться в Архангельск.

Начальник поисковой экспедиции отпустил зафрахтованные суда, а его шхуна 19 сентября стала на зимовку в Архангельске. Экипаж еще не знал, что в 1915 году ему придется идти в район архипелага Шпицберген, находившегося западнее Земли Франца-Иосифа, поскольку там могла оказаться экспедиция Г.Брусилова. На сей раз поисковую миссию возглавил другой человек, но обнаружить новые сведения о пропавших полярниках ему не удалось.

А что же капитан 1-го ранга Ислямов? Вернувшись из экспедиции, он инициировал переименование Земли Франца-Иосифа в Землю Романовых, но эта идея не была реализована. А появилась она как логическое продолжение одного действия Исхака эфенди, совершенного им 29 августа 1914 года – в первые часы прибытия на мыс Флора. В тот день он, ссылаясь на войну с Австрией, провозгласил открытый австрийцами архипелаг Земля Франца-Иосифа территорией Российской империи. Его сын Илья Ислямов в торжественной обстановке поднял российский флаг, специально изготовленный из листового железа. Как известно, сейчас этот архипелаг, состоящий из 191 острова (называют и число 192), входит в Приморский муниципальный район Архангельской области.

За отличную организацию поисков и самоотверженность Исхак Ибрагимович был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени. В октябре 1914 года его освободили от должности начальника поисковой экспедиции и направили в комиссию по приему новобранцев.

При проведении мобилизационных мероприятий, связанных с Первой мировой войной, он отличился, за что получил светло-бронзовую медаль «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 г.».

В 1915 году Ислямов принимал участие в работах по углублению выхода в Гельсингфорсский рейд (Helsingfors – шведское название Хельсинки). Осенью того года его направляют на Черноморский флот и назначают комендантом пункта высадки войск, а затем начальником базы высадки войск. Это была весьма ответственная должность, так как готовилась высадка российского десанта к проливу Босфор в районе Константинополя (ныне – Стамбула). С октября по декабрь Исхак эфенди находился в плавании по Черному морю на борту транспорта №20 «Грегор», а затем до середины февраля 1916 года – на транспорте №15 «Владимир» (грузовые пароходы, которые использовались для перевозки войск).

Трудности войны привели к появлению императорского указа от 3 июля 1916 года о формировании флотилии Северного Ледовитого океана с целью защиты морских перевозок от нападения германских кораблей и подводных лодок. Первым военным кораблем этой флотилии стало посыльное судно «Бакан», которым И.И. Ислямов командовал в предыдущем десятилетии.

И его самого, как опытного полярного мореплавателя и умелого организатора, перевели в новую флотилию, где он стал первым начальником Йоканьгской военно-морской базы. Пришлось заниматься организационными мероприятиями по налаживанию службы и быта на этой отдаленной земле. База служила промежуточным пунктом на пути из Архангельска в Романов-на-Мурмане (будущий Мурманск) и местом стоянки тральных и дозорных сил флотилии. Необходимо было организовать обеспечение безопасности проходящих судов. Через Йоканьгскую военно-морскую базу шли также суда союзников в Архангельск. Здесь очень пригодилось безупречное знание каперангом английского языка (владел он еще и французским).

Правда, строительство базы, в котором было задействовано 600 рабочих вместо 2500 по плану, шло с отставанием от графика и к весне 1917 года было совсем остановлено. Это в 70-80-е годы она станет грозной Гремихой – базой ВМФ СССР, которую американцы называли «Осиным гнездом» атомных подлодок. А в начале века в России задули ветры Февральской революции, и через три месяца общее собрание личного состава базы, выразив недоверие Ислямову за халатное отношение к своим обязанностям, потребовало его удаления. Надо сказать, что это было не самое жесткое решение – ведь тогда начались убийства морских офицеров матросами, глотнувшими воздух свободы.

Но для дисциплинированного и исполнительного служаки такая ситуация стало, скорей всего, серьезным моральным ударом, который сказался на отношении Ислямова к грядущей революции.

Он возвращается на Балтийский флот и в июле избирается членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих. 11 сентября 1917 года И.Ислямов приказом военно-морского министра Временного правительства произведен в генерал-майоры корпуса гидрографов с увольнением от службы по болезни, с мундиром и пенсией (для присвоения звания контр-адмирала ему не хватило плавательного ценза).

Интересна его дальнейшая судьба: он не поддержал Октябрьскую революцию и стал участником Белого движения. С 1918 года Ислямов в Добровольческой армии и Вооруженных силах Юга России являлся начальником комиссии по отбору российских солдат из плена для формирования десантной армии по захвату Петрограда. По делам этой комиссии генерал выезжал в Германию. Потом он служил в одесском военном порту, откуда в конце 1919 года эмигрировал в Турцию.

ВКонстантинополе Ислямов заведовал гидрографической частью Русской морской базы и занимал должность вице-председателя совета «Союза морских офицеров». Кроме того, он преподавал в турецком морском училище и писал труды по мореплаванию. Известно также, что Исхак эфенди составил словарь татарских корней в русском языке и много занимался научно-просветительской деятельностью. Знание родного языка позволяло ему комфортно ощущать себя в мусульманской стране, в отличие от коллег-офицеров.

Скончался генерал-майор от инфаркта в ночь с 3 на 4 июня 1929 года в Константинополе, не дожив трех недель до своего 64-летия. До конца своих дней он был предан вере отцов, чтил Коран и исполнял предписанные обряды.

А вот морская династия татар Ислямовых не получилась, несмотря на наличие у героя нашей статьи двух сыновей, появившихся в его браке с дочерью губернского секретаря, дворянкой лютеранского вероисповедования Верой Александровной Панаш (Паннаш).И Яков (1897 г.р.) и Илья (1899 г.р.) были крещены и исповедовали православие.

Хотя поначалу они решили посвятить себя морскому делу.Старший сын в год двух революций окончил Морской корпус и получил звание мичмана. Младший поступил в это же заведение в 1916 году, но завершал учебу во Владивостоке, а мичманом стал спустя четыре года в Калькутте. Как и их отец, юноши не приняли советскую власть (Илья даже воевал с красными партизанами в Приморье) и в 1922 году перебрались к нему в Турцию, а оттуда летом 1923-го – в США.

За океаном они изменили морю, заинтересовавшись авиацией. Яков стал одним из ближайших сподвижников выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского. Но 26 сентября 1926 года при попытке первого трансатлантического перелета на самолете Сикорского S-35 Яков Ислямов, исполнявший на нем обязанности авиационного механика, погиб.

Лейтенант Ислямов, 1904 год

Лейтенант Ислямов, 1904 год

100-летие Морского инженерного училища. Учащиеся в форме разных времен, Кронштадт, 1898 год. На заднем плане памятник Пахтусову

100-летие Морского инженерного училища. Учащиеся в форме разных времен, Кронштадт, 1898 год. На заднем плане памятник Пахтусову

Лейтенанты Шульц и Ислямов (справа) у валуна во время плавания на «Ермаке»

Лейтенанты Шульц и Ислямов (справа) у валуна во время плавания на «Ермаке».

Суда, на которых служил Ислямов_Ледокол «Ермак»

Ледокол «Ермак».

Участники поисковой экспедиции Ислямова на борту «Печоры». 2-й слева - Я.Нагурский

Участники поисковой экспедиции Ислямова на борту «Печоры». 2-й слева — Я.Нагурский.

Вскоре после этого среди сотрудников фирмы Сикорского появился Илья Ислямов. Затем он трудился и в других компаниях, сделав блестящую карьеру инженера авиа- и ракетостроения. Младший сын генерала не только внедрял в производство новые модели самолетов и авиационной техники, но и участвовал в разработке оборудования для запуска знаменитых «Першингов», а также в космических исследованиях. Скончался он в 1977 году в Алабаме.

Чем занимаются потомки Ислямовых, которые, возможно, и сегодня живут в Соединенных Штатах, нам неизвестно. А их предок – мореплаватель, генерал-майор корпуса гидрографов, полярный исследователь, участник Русско-японской и Первой мировой войн, кавалер шести орденов и пяти медалей, самый высокопоставленный из морских чинов татарского происхождения в списках Российского императорского флота – не был избалован вниманием прессы и россиян после своей кончины. Причина этого ясна – поддержал белых.

Но постепенно завеса молчания приподнимается, и стали появляться публикации об Исхаке эфенди. В 2014 году директор музея УФСБ по РТ, публицист Р.А. Кашапов создал инициативную группу, которая намеревалась провести ряд мероприятий, посвященных100-летию со дня начала Первой мировой войны. Одно из них касалось И.Ислямова и объявления им ровно век назад архипелага Земля Франца-Иосифа российской территорией.

Человек, считавший море своим домом, а нахождение на суше – гостевым пребыванием и много сделавший во славу Отечества, достоин такого внимания.

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 4 (21), октябрь — декабрь 2018 года.

Просмотров: 1146

Комментирование запрещено