От истории семьи – к истории своего народа

1В конце прошлого года исполнилось 60 лет Гумару Муллануровичу Батршину, председателю Попечительского совета Культурно-исторического фонда «Булгарское наследие», руководителю группы компаний «Феникс».

Гумар Мулланурович Батршин из тех людей, которые твердо знают, чего они хотят, и уверенно идут к поставленной цели. Успешный предприниматель, известный общественный деятель, меценат и благотворитель. А еще его знают как большого любителя истории, изучению которой он посвящает свое свободное время.

Эта любовь – от мамы Рабиги Харисовны, в доме которой хранилась богатая библиотека с книгами на разных языках. Гумар Батршин с детства увлекался историей и географией Европы и Азии, мог часами зачитываться историями мореплавателей, путешественников, других народов. А, повзрослев, стал задумываться об истории своего рода, своего народа, родной земли. 

А история его семьи богата и даже трагична. И по отцовской, и по материнской линии семьям не
удалось избежать раскулачивания и последовавших после этого ссылок и тюрем. Дедушка по отцу, владевший мануфактурами, имел контракты на снабжение царской армии обмундированием и продуктами питания. Еще до революции, в 1916 году, он вместе со многими эмигрировал в китайский Харбин. Он уже тогда почувствовал, что в стране зреют большие перемены, и успел вовремя сориентироваться. Один из его сыновей, Закир, дедушка Гумара, остался в России, верный семье, роду, родной земле. Такой «патриотизм» аукнулся уже очень скоро: припомнили ему и мануфактуры отца, и его собственное дело, и сотрудничество с армией Колчака…  Вместе с молодой женой Хадичей отправился в ссылку под Читу. Вырыли землянку, где спасались от морозов и злых ветров. И все-таки выжили.

С годами им удалось не только обустроить дом, но и вновь завести свое собственное дело: в этих диких ссыльных условиях построили небольшую мельницу, заодно занялись заготовкой и продажей пушнины. Правда, длилось это недолго. Власти достаточно быстро спохватились, что раскулаченный Закир вместо того, чтобы встать на «путь праведный», снова на их глазах превращается в зажиточного кулака. Такого ему простить не могли: на этот раз его отправили в тюрьму под Иркутск. Бабушка Хадича с двумя сыновьями Муллануром (отцом Гумара), Саидгареем, его женой – Марьям апа и двумя детьми – Асией и Розией последовали за ним и поселились в деревне рядом с тюрьмой.

Годы были голодные, голодали не только заключенные, но и работники тюрьмы. Природная коммерческая жилка пригодилась Закир бабаю и здесь. В тюрьме, чтобы не помереть от голода, ему доверили создание подсобного хозяйства. Он справился. У тюрьмы появилась собственная
мельница, а у заключенных и конвоиров – регулярное питание. Помогала тюрьма продовольствием и жителям окрестных деревень, которые вместе с заключенными и являлись работниками этого подсобного хозяйства. А еще Закир бабаю стали больше доверять, у него появилась возможность чаще навещать семью.

Однако сытая жизнь продлилась недолго: во время чистки 37–39-го годов все руководство тюрьмы репрессировали, а саму тюрьму расформировали, заключенных оправили на каторжные работы на Колыму. Забегая немного вперед, скажу, что ссыльная и лагерная жизнь Закира растянулась почти на 20 лет. Один из его сыновей – Саидгарей попал на фронт. Отца Гумара Батршина, Мулланура, на фронт не пустила мама – переписали метрику о рождении, занизив возраст: выжить в Сибири без мужских рук было невозможно, и хотя бы один из сыновей должен был остаться дома. И в холод, и в зной, и в дождь, и в снег Мулланур подрабатывал в окрестных деревнях, иногда валил лес, взамен получая продукты. Все это помогло выжить семье и поддерживать отца. Саидгарей с фронта пришел в 1943 году, весь израненный и с орденами, что помогло впоследствии освободить отца Закира с каторги на пять лет раньше положенного ему срока в 25 лет.

Дедушка и бабушка.

Дедушка и бабушка.

Он вернулся в 1946 году, а спустя три года его не стало. После войны они обосновались в Куйбышеве. У Саидгарея родились еще сын Амир и дочь Дания, гордость всей семьи. Это по проекту Амира Саидгареевича построен аэропорт Бегичево в Набережных Челнах. Старшая дочь Разия всю жизнь проработала в НИИ, вторая дочь Асия стала глазным врачом, последние 20 лет практикует в столице Катара – Дохе. Младшая дочь – Дания вместе с супругом проживает в Самаре.

По материнской линии судьба семьи оказалась схожей. Главу семьи Харис бабая оправили в архангельскую тюрьму, а его жену Фатиму с шестью детьми – на Урал, строить Магнитку. Стране нужен был металл. Какой ценой? Ценой искалеченных судеб и жизней собственного народа. У мамы Гумара Муллануровича Рабига апы было три старших брата: Сулейман абы, Заки абы, Якуб абы и сестра Зайнап.  Младшие дети умерли в ссылке. Братья были призваны на фронт, вернулись ранеными, но живыми. Рабига, вернувшись в Куйбышев, с 13 лет по 12–14 часов работала за станком на заводе КАТЭК. Заки был летчиком-штурмовиком, дошел до Берлина, имел множество наград. Сулейман абы после войны работал заведующим магазином напротив старой пожарной части (Мичуринский микрорайон), Заки стал начальником цеха облпотребсоюза, а Якуб абы – заготовителем. Зайнап апа проработала до самой пенсии начальником цеха по изготовлению мороженого на гормолзаводе № 1. Имеет множество наград. Рабига апа много лет проработала заведующей магазином в Куйбышеве.

1965 год. Приезд в Куйбышев.

1965 год. Приезд в Куйбышев.

Об истории своего рода Гумар Мулланурович Батршин может рассказывать часами. В семье перед детьми никогда не скрывали, через какие испытания и трудности пришлось пройти их бабушкам и дедушкам, родителям. Тема не замалчивалась, как это обычно происходило у других. Чтобы узнать больше о своем роде, Гумар Батршин обращался к ученым-историкам, которые помогли ему составить родословную и избавиться от многих белых пятен в истории его семьи. Так что в его увлечении историей есть очень много личного. 

1973 год. Мама с сыновьями.

1973 год. Мама с сыновьями.

Безусловно, тяга к предпринимательству у Гумара Батршина – это наследственное, переданное ему от его прадедов и дедов. Окончив школу, Гумар устроился работать на завод, но быстро понял, что это не для него. Выучился на водителя и ушел служить в армию. Вернувшись, поставил себе цель – купить автомобиль, начал копить на свою мечту, работая водителем в облпотребсоюзе. Работал без выходных. Все же купил новенькую «шестерку», мечта сбылась. Но понял, что нужно двигаться дальше. Поступил в плановый институт, окончив который, стал работать заведующим складом заготовительной конторы Нефтегорского района. С началом в стране кооперативного движения создал кооператив с незамысловатым названием «Урожай». Занимался сельским хозяйством, продажей и переработкой зерна, подсолнечника.

1978 год. В рядах Советской армии.

1978 год. В рядах Советской армии.

Как и многие наши жители, любил отдых на воде, а особенно на Волге. Облюбовал для себя турбазу «Солнечный» в поселке Царевщина, где на все лето снимал небольшой домик. Отсюда же ездил на работу. В 1997 году ему предложили приобрести здесь участок. Но при одном условии – оптом, 14 гектаров сразу. Согласился. Построил дом себе, своему брату, друзьям. Тогда и пришла мысль сменить сферу деятельности с сельскохозяйственной на строительную. Это сейчас никого уже не удивят благоустроенные коттеджные поселки, разнообразные дома на любой вкус и кошелек, а тогда комплексная загородная застройка в Самаре только зарождалась, и одним из первопроходцев в этом деле был Гумар Батршин. Нужно было вкладываться в инфраструктуру, намывать грунт, тянуть коммуникации… Со всеми этими задачами, пусть и не сразу, но удалось справиться. В самом живописном уголке нашей области в излучину реки и множество озер органично вплелись красивые и благоустроенные поселки Лукоморье, Муромский-1 и Муромский-2 и другие. Строится поселок Булгари Парк. И трудно поверить, глядя на эту красоту, что совсем недавно здесь ничего этого не было.

1983 год.

1983 год.

Эти поселки от остальных отличает наличие собственного яхтенного клуба и швартовочных причалов у домов. Детские мечты стали сбываться. На своей первой яхте он со старшим сыном обошел всю Волгу и ее притоки – от Астрахани до Ярославля и Москвы. Однако главную свою мечту – совершить поход на моторной яхте вокруг Европы – он сумел осуществить лишь в 2008 году, когда появилась возможность приобрести в Норвегии более серьезную яхту для морских путешествий. В это путешествие он отправился с дочерью и друзьями. Вместе с перерывами на работу путешествие растянулось на 4 года. Прошли более 10 000 миль. Также удалось побывать в Иране, где посещали музеи, собирали материалы по истории Волжской Булгарии. 

С женой Альфией и детьми.

С женой Альфией и детьми.

В 2003 году Гумар Батршин вместе со своими соратниками создал фонд «Булгарское наследие». Одним из ярких событий в его работе стала установка в 2011 году в селе Ширяево Самарской области, где когда-то проходили южные рубежи Булгарского государства, памятного знака – крылатого Барса, олицетворяющего собой талисман и символ древних булгарских племен. Ежегодно в сентябре здесь проводится выездной открытый урок истории для детей, который включен Администрацией городского округа Самара в план мероприятий по празднованию Дня города.

2015 год. Альфия, сын Сабир, невестка Диляра

2015 год. Альфия, сын Сабир, невестка Диляра.

– История тюркских народов неразрывно связана с историей мировой цивилизации. Наши дети
должны знать, что в те времена, когда в Западной Европе царила инквизиция и за научные идеи
людей сжигали на кострах, в Волжской Булгарии царили наука и просвещение. Уверен, такие выездные уроки сумеют пробудить в них национальную гордость и уважение к своему народу, сумевшему несмотря ни на что сохранить свой язык, культуру, национальное самосознание, традиции и веру, – подчеркивает Гумар Мулланурович.

Мечеть в пос. Зубчаниновка

Мечеть в пос. Зубчаниновка.

Еще лучше любых слов о добрых делах фонда «Булгарское наследие» может свидетельствовать одноименная мечеть, ставшая украшением поселка Зубчаниновка. Еще в самом начале ее строительства  муфтий Вагиз хазрат Яруллин дал ему мудрый совет не взваливать все только на себя, а привлечь как можно больше людей. В беседе с Гумаром Батршиным трудно определить, что его радует теперь больше: то, что эта красавица мечеть построена и действует, или то, что удалось придумать и реализовать программу по сбору средств на ее строительство под названием «Миллион от друзей». Цель была – сделать своих друзей и соратников сопричастными к этому богоугодному делу, чтобы их дети и внуки могли гордиться ими, а сами они и в последующем участвовали в благих делах в меру своих возможностей. Наверное, одного не может быть без другого. И хорошо, что добрые намерения и дела сумели найти должную поддержку. При этом сам фонд «Булгарское наследие» Гумара Батршина вложил в ее строительство и в строительство дома для хазрата более 20 миллионов рублей.

У Гумара Батршина трое детей. Старший сын Сабир и дочь Марьям работают вместе с отцом: дочь – дизайнер, Сабир – строитель. Младший сын Ибрагим ходит в школу, увлекается спортом. В конце прошлого года  Гумару Муллануровичу исполнилось  60 лет. Ровно пять лет назад в самом первом номере нашего журнала было опубликовано интервью с ним, которое называлось «Необходимо сохранить гордость за свой народ». Тогда во вступлении к нашему интервью я написал, что деятельность, осуществляемая Гумаром Батршиным и его фондом, не может не вызывать восхищения и в чем-то наверное, удивления. По случаю 60-летия от имени всего нашего медиахолдинга хочу пожелать юбиляру крепкого здоровья и не переставать удивлять. Удивлять своим бережным отношением к истории своей семьи и своего народа, своими добрыми делами и поступками.

Данияр САЙФИЕВ.

Журнал «Самарские татары», № 4 (21), октябрь — декабрь 2018 года.

Просмотров: 1552

Комментирование запрещено