Гротескный татарский ислам

576f9a198c3f4c09d384af951c16804bСовременные татаро-мусульманские традиции довольно своеобразны и их национально-бытовое воплощение может выглядеть весьма забавным — если уметь невинно забавляться, как я.

Сразу следует оговориться, что от региона к региону имеются небольшие отличия, которые, впрочем, абсолютно не влияют на общую картину. Поэтому рассмотрим проблему на примере Тюменской области.

Мусульмане региона, как и их собратья из других уголков мира, соблюдают основные обряды, предписанные исламом и в отношении которых у мусульман нет разногласий. Это, прежде всего, касается таких праздников, как: Курбан-байрам, Ураза-байрам и никях. И, как это обычно бывает с религиями в повседневности, базовые человеческие страсти сплетаются с такой же базовой потребностью в той или иной форме причастия к духовной жизни. Здесь мы попытались показать, как преломляется в сибиро-татарском постсоветском быту религия, взросшая в песках Аравии почти полторы тысячи лет назад…

Начнем с главного праздника жертвоприношения. На Курбан-байрам люди собираются в мечети, будь то город или деревня. Соблюдающие совершают намаз, остальные сидят и смотрят на молящихся. После чего все делают дуа (обращение к Богу с требами) и дают садака в мечеть. Затем народ расходится и собирается в кружки по интересам: салафиты с салафитами, не салафиты с не слафитами, выходцы из средней Азии друг с другом по диаспорам, люди «бабайского» ислама вперемешку – т.е. включают в себя соблюдающих бабушек и дедушек, не очень соблюдающих людей среднего возраста, татарскую поросль, которую в мечеть в основном проводят люди старшего поколения. Вишенкой на торте сих меджлисов является имам.

Подобные конфигурации собираются не только по большим праздникам. Собрание с имамом, которое называется характерным термином «Аш» (Трапеза), созывается по самым разным поводам. Например: поминание умерших, рождение ребенка и его имянаречение, переезд в новое жилье, отправление в армию, день рождение или, в конце концов, поминание Аллаха, чтобы замолить грехи и отдать дань традиции. На «ашах» принят следующий регламент: хозяева до прихода муллы накрывают стол, а когда он приходит, люди рассаживаются (если народу много, сначала пускают старших, в основном мужчин). После он приветствует всех и начинает делать дуа (хозяева заранее говорят, за кого помолиться) окружающие тоже делают дуа (просто характерно поднимают руки в данном случае), затем мулла читает Коран. Стоит заметить, что имам и часть гостей весьма искренне молятся за хозяев стола и за их родственников. После, хозяева раздают садака (милостыню). Мулле полагается больше всего. Гостям дают по мелочи – 20-30 руб. в среднем, а маленьким детям рублей по 5-10, что, кстати, очень радует малышей (суммы садаки варьируются в зависимости от благосостояния того или иного региона).

Исполнив основную ритуальную часть, которая для некоторых является лишь увертюрой к пиршеству, все начинают увлеченно есть. На таких мероприятиях накрывают весьма изобильный и аппетитный стол, главным блюдом которого является конечно же наваристый суп. По ходу дела мулла может рассказывать какие-либо назидания и наставления. Люди, как правило, едят и кивают, но большинство воспринимают это как необходимость, подобно тюбетейки. Мулла иногда тоже, когда понимает, что в принципе исполнил свой долг, сделав вагаз перед трапезой. Но поскольку он ощущает ответственность за их заблудшие души, то иногда начинает сурово осуждать неправедный образ жизни и даже горячиться, вследствие чего может завязаться дискуссия, в ходе которой среди гостей обнаруживаются ярые атеисты-коммунисты из прошлой эры, которые с неприязнью относятся ко всей религиозной риторике. И здесь возникает вопрос: а зачем они пришли и усердно говорят аминь?  После трапезы народ еще раз делает дуа и на этом обряд заканчивается.

Теперь — небольшое наблюдение о бракосочетании. Никях среди татар имеет скорее декоративно-прикладной характер к гражданской свадьбе. Проводится он в основном по настоянию старших. И не важно, являются ли молодожены этническими мусульманами, или один из них принадлежит к другой конфессии, из-за чего несчастному этническому православному (чаще всего это они) приходится на чудовищно ломанном арабском декларировать, что он верит в Аллаха и в то, что Мухаммад его раб и посланник. На таком никяхе не всегда увидишь особо нарядно одетую невесту и жениха. Зачастую она надевают более-менее длинную юбку и закрытую блузку, а он к опрятной синтетической футболке может подобрать вышитую бисером зеленую тюбетейку прадеда. Картина получается весьма гротескной.

Все же отрадно осознавать, что люди старшего поколения испытывают какое-то смутное душевное беспокойство перед Создателем, что побуждают своих чад перед сожительством (даже если до официальной свадьбы далеко) вступать в религиозный брак, тем самым снимая с себя ответственность за эту сферу. А также раз или два раза в год ходить в мечеть и устраивать меджлисы, с целью испрошения благословения Всевышнего для себя и своих близких. Остается лишь надеяться, что подобные мероприятия не будут проходить даром, как это кажется на первый взгляд. Кто знает, какие фразы имама могут оставить семя в душе человека, которое может прорасти в крепкое древо веры, основанной на знаниях и соблюдении божественных предписаний.

Диана КАРИМОВА.

islamnews.ru

Просмотров: 898

Комментирование запрещено