«Некоторые ошибочно утверждают, что между Аллахом и человеком нет посредников»

print_5300847_3899464Имамы со всей России сетуют на отсутствие национальных школ, а Рустам Минниханов жалеет, что нет богословов уровня Марджани

«В большинстве мечетей имамы — татары, а среди прихожан их можно по пальцам пересчитать», — возмущалась перед началом X всероссийского форума татарских религиозных деятелей писательница Фаузия Байрамова. Остаются ли сейчас синонимами слова «татарин» и «мусульманин», включат ли в Стратегию развития татарского народа исламский фактор и как, по мнению Рустама Минниханова, снизить риск проникновения в общество чуждых ценностей и экстремистских идей — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«В МЕЧЕТЯХ ИМАМЫ — ТАТАРЫ, А ВОТ СРЕДИ ПРИХОЖАН ИХ МОЖНО ПО ПАЛЬЦАМ ПЕРЕСЧИТАТЬ»

Пленарное заседание X всероссийского форума татарских религиозных деятелей прошло в этом году не на привычном месте. Поэтому гости, подъезжая к выставочному центру «Казань Экспо», взирали удивленными глазами на пропитанный татарским духом концертный зал имени Ильгама Шакирова и расположенный по соседству аэропорт имени Габдуллы Тукая. Однако именно татарского духа не хватало тем процессам, которые сейчас протекают в мечетях, расположенных за пределами Татарстана. Делегат форума, писательница Фаузия Байрамовавдоль и поперек объездила сибирские регионы, Сахалин, Урал, побывала во всех местных мусульманских храмах, которые были построены до революции татарскими купцами, а теперь «новыми татарами» — нефтяниками.

«В большинстве мечетей сейчас имамы — татары, а вот среди прихожан их можно по пальцам пересчитать, — возмутилась Байрамова. — Например, в одну из них на Урале ходят порядка 700 человек, из них только 7 — татары, в городе же проживают 10 тысяч наших соплеменников. Я сказала имаму, что в Судный день он будет отвечать за то, что не призвал их на намаз. Среди положительного хочу отметить, что вновь стали возрождать проповеди на татарском языке. А ведь еще недавно под предлогом того, что люди не понимают языка, переходили на русский».

А вот в Иваново пятничных проповедей на татарском языке нет, они пошли, как говорится, другим путем. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал председатель областного ДУМ и руководитель региональной общественной организации национально-культурной автономии татар Ивановской области Фярит Ляпин. «Татарский язык мы преподаем в 18-й школе и в доме национальностей Ивановской области. Кроме того, у нас работают два театра: музыкальный и драматический. Там дети, да и взрослые учатся говорить по-татарски», — рассказал он.

В селе Бахтеевка Кулаткинского района Ульяновской области проблемы незнания языка не существует. «Кругом все татары», — смеется имам местной мечети Дамир Мустафин. Для проповедей они используют книгу главного казыя (шариатского судьи) ДУМ РТ Джалиля Фазлыева, который также участвовал в работе форума.

«ДО РЕВОЛЮЦИИ «ТАТАРИН» БЫЛО СИНОНИМОМ СЛОВА «МУСУЛЬМАНИН»

Перед началом форума гости посетили выставку народных промыслов, развернутую в фойе концертного зала. Под аккомпанемент муллы, игравшего на гармошке, имамы примеряли чапаны, рядом была развернута продажа головных уборов — чалмы. Религиозные деятели торговались, разговаривали между собой, молодежь в основном на диалекте — в регионах количество школ с преподаванием на родном языке, где ученики изучает его литературный вариант, с каждым годом сокращается. «У нас в Краснооктябрьском районе Нижегородской области 34 татарских села, и только в 6 из них обучение ведется на татарском языке», — с болью в голосе привел печальную статистику имам мечети села Ендовище Анас Ситдиков. Одним из главных факторов сохранения языка остается ислам, говорят гости форума, а муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов недоумевает, почему религию не включили в Стратегию развития татарского народа, проект которой должны были сегодня презентовать духовенству, но в итоге этого не сделали.

«Это ни в какие рамки не лезет, татар ни в коем случае нельзя отделять от мусульман. До революции слово «татарин» было синонимом «мусульманин». Поэтому исключение из стратегии важного пункта — это просто нонсенс. Еще недавно мы смогли отстоять родной язык, важно не допустить подобного с религией», — говорил Бибарсов. Его опасения преждевременны, сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель исполкома всемирного конгресса татар Ринат Закиров, ведь у стратегии готов только лишь проект.

«Мы ведь еще до конца ее не разработали, предложения религиозных деятелей будут рассматриваться, — заверил Закиров. — Мы никак не можем вычеркнуть из нашей истории религию, ислам должен лечь в основу стратегии развития татарского народа. При ее составлении должны учитываться и религия, и культура, и язык, и обычаи. Духовные ценности нашего народа многогранны, поэтому мы обязательно должны прислушаться к религиозным деятелям».

Проблем же на местах достаточно, например, в той же Мордовии, которую еще совсем недавно сотрясал скандал с платками. «В нашем селе Белозерье девочки ходят в платках, но вот по окончании школы, при учебе в вузе и после его окончания тяжело устроиться на работу, не везде их принимают», — сетует муфтий республики Зяки Айзатуллин.

РУСТАМ МИННИХАНОВ: «ОДНА ИЗ НАШИХ ОСНОВНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ — СОХРАНЕНИЕ ТАТАРСКОЙ НАЦИИ, ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ»

На пленарной части форума председательствовал ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин. Он озвучил девиз форума, взятый из слов Габдуллы Тукая: «Мин һәрвакыт дин белән милләтнең һәр икесенә тигез әһәмият бирү тарафында» («Я сторонник того, чтобы религии и нации уделялась равное внимание»). Оказалось, в зале присутствуют 1137 делегатов из 70 регионов России. Началось мероприятие традиционно — с чтения Корана. Любопытно, но аяты священной книги рецитировал имам казанской мечети «Шамиль» Махмут Шарафутдинов, причем делал это на татарский манер, как умеют немногие. После этого слово было предоставлено президенту Татарстана Рустаму Минниханову.

«В 922 году на территории Древнего Булгара наши предки приняли ислам, что предопределило дальнейшее развитие нашего народа. Более тысячи лет татарский народ является важной частью мусульманского мира, содействует развитию многонациональной России, способствует укреплению нашей общей государственности, культурных и духовных традиций», — начал президент РТ свое приветствие. Он отметил, что на протяжении многих веков ислам занимал важное место в национальной идентичности татар. «Несмотря на все трудности, мы всегда уверенно двигались вперед. Основной силой нашего национального возрождения был ислам. В этой связи особенно важно изучение и развитие татарской богословской мысли. Однако сегодня у нас нет ученых и богословов уровня Марджани, Баруди, Мусы Бигиева, Курсави», — перечислил глава республики. Минниханов напомнил, что в прошлом году в республике отметили 200-летний юбилей со дня рождения выдающегося татарского мыслителя и богослова Шигабутдина Марджани, и выразил уверенность, что среди татар еще могут появиться выдающиеся ученые-богословы. «Особую надежду в этом мы возлагаем на открывшуюся недавно Болгарскую исламскую академию. В ее создании нам активно содействовал Владимир Путин. Уже в этом году академия выпустит первых докторов исламского богословия», — сообщил он. Минниханов сделал акцент на том, что выпускники академии должны иметь возможность реализовать полученные знания и содействовать укреплению традиционных устоев мусульманской уммы. В этом деле большую роль играют российские имамы. Только совместными усилиями можно реализовать намеченные планы, подчеркнул президент РТ.

Минниханов заметил, что на первое место сегодня выходят и другие вопросы, требующие особого внимания. В частности, сохраняется риск проникновения в общество чуждых ценностей и экстремистских идей. Чтобы не допустить этого, следует укреплять единство и традиционный уклад жизни.

«Одной из наших основных обязанностей является сохранение татарской нации, родного языка, культуры и традиций. В сегодняшних непростых условиях одним из важных факторов сохранения и укрепления национального самосознания является религия. Она дает нам духовную силу в противостоянии различным трудностям. Отрадно, что в последнее время в мечетях активизировалась работа по организации уроков родного языка, национальной литературы и культуры татарского народа. Считаю, что в итоговых документах нашего форума необходимо отразить актуальность этого вопроса», — сказал Минниханов. Важность сохранения единства татарской нации президент подчеркнул в контексте очередной переписи населения, которая пройдет в России в 2020 году. 

После президента выступили и религиозные деятели. Первым стал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, который рассказал о двух противоположных мнениях, распространенных среди мусульман: одни считают, что в исламе нет такого понятия, как нация, другие же считают себя представителями ислама, но определенной национальности. Камиль хазрат, приведя аяты Корана, доказал, что сохранение национальной идентичности является богоугодным делом. «Не зря великий татарский просветитель и энциклопедист Шигабутдин Марджани писал: «В религии нет трех вещей, но эти вещи сохраняют ее. Это — национальный язык, национальная одежда и национальные обычаи», — сказал лидер татарстанской уммы. В завершение своего выступления он призвал имамов не ограничивать свою религиозную деятельность богослужебной практикой, а учитывать ожидания современных мусульман и всего российского общества и реализовывать просветительские, социально-значимые, благотворительные, воспитательные, детские и молодежные инициативы. «Мечеть должна стать центром духовного воспитания общества!» — призвал муфтий и обратил внимание на необходимость благоустройства территории мечетей детскими и спортивными площадками, скверами, водоемами для привлечения населения к мечетям. 

business-gazeta.ru

Просмотров: 1002

Один комментарий

  1. «Некоторые ошибочно утверждают, что между Аллахом и человеком нет посредников» — верность/неверность этого утверждения зависит от того, как интерпретировать термин «посредник».