«Думаю, надо извиниться перед нашими братьями»: карикатурный скандал закрыл Радий Хабиров

1560948675_5

Бурю возмущения у части татарской общественности вызвала карикатура башкирского художника Камиля Бузыкаева.

Карикатурист Камиль Бузыкаев, изобразивший проститутку в калфаке, официально извинился и объяснил, зачем это сделал

Скандал с карикатурой, напомнившей части общественности творения Charlie Hebdo, наконец исчерпан. С примирительным комментарием выступил лично глава Башкортостана Радий Хабиров, сам художник Камиль Бузыкаев принес извинения. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты говорят, что в общественном резонансе вокруг этой истории сыграл роль принцип взаимности, ведь не так давно извиняться был вынужден татарский юморист Данир Сабиров, пошутивший о башкирском танце.

«КАМИЛЬ — НАТУРА ТВОРЧЕСКАЯ. МЕНЯ ОН, КСТАТИ, ТОЖЕ НЕ ЖАЛЕЕТ»

Бурю возмущения у части татарской общественности вызвала карикатура башкирского художника Камиля Бузыкаева, на которой изображена девушка «легкого поведения» с подносом чак-чака в руках и в калфаке (татарский национальный головной убор — прим. ред.), которая стоит на трассе и встречает гостей. Над ее головой висит плакат с надписью Welcome to Kazan. Под ним есть два слова visit — с отсылкой на официальный туристический бренд Татарстана Visit Tatarstan. Рядом в машине изображена еще одна девушка с задранными вверх ногами. Получив массу негативных откликов, художник удалил карикатуру. В своем комментарии «БИЗНЕС Online» он объяснил это так: «Творчество должно приносить радость или смех, а тут столько негатива. Если карикатура кого-то может оскорбить, то пусть лучше этот человек ее не увидит. Поэтому я ее удалил. Простите, если кого-то задел, я не хотел. Мне сейчас всякое пишут. Но проблема, которой посвящена карикатура, остается. Можно сказать, я нарисовал то, что увидел. Такой популяции девушек легкого поведения на трассе нет нигде, кроме Казани. Причем знаете, там еще стоит ограничение скорости 40 километров в час, как будто специально, чтобы получше разглядели. Я как издевательство это воспринял».

Однако взбудораженной общественности этого показалось недостаточно. И. о. председателя союза татарской молодежи «Азатлык» Рафик Каримуллин обратился в прокуратуру Башкортостана (обращение есть в распоряжении редакции) и попросил проверить творчество Бузыкаева на предмет наличия в нем признаков разжигания межнациональной розни ипривлечь его к административной ответственности по ст. 20.3.1 КоАП РФ.

«Союз татарской молодежи „Азатлык“ считает данный рисунок оскорблением татарской нации, так как в ней изображена женщина легкого поведения в татарской национальной одежде (а именно с калфаком на голове) и с татарским национальным блюдом, чак-чаком, в руках. В комментариях в прессе карикатурист указывает, что хотел поднять вопрос, связанный с проституцией, однако, судя по рисунку, он подчеркнул национальную принадлежность женщин легкого поведения, — говорится в заявлении. — Мы считаем, что данная карикатура оскорбляет татарских женщин, унижает и оскорбляет весь татарский народ. Этот очередной плевок уфимского „художника“ в адрес татарского народа способен негативным образом сказаться на межнациональных отношениях, нарушив атмосферу дружбы и согласия между народами».

1560948675_5

Бурю возмущения у части татарской общественности вызвала карикатура башкирского художника Камиля Бузыкаева.

«ОЧЕРЕДНОЙ ПЛЕВОК УФИМСКОГО «ХУДОЖНИКА» В АДРЕС ТАТАРСКОГО НАРОДА»

Наконец, накануне вечером на эту историю отреагировал лично глава Башкортостана Радий Хабиров. Шеф региона-соседа пожурил автора «нетленки» и рекомендовал ему повиниться перед возмущенной общественностью.

«Кажется, пора пришла и мне вмешаться… — написал Хабиров в своем „Фейсбуке“ (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. ред.). — Камиль — натура творческая. Его рисунки мне порой нравятся, но бывает, что и нет. (Меня он, кстати, тоже не жалеет.) Вот тот, что про казанскую дорогу М7 — явно перебор. Можно говорить о нарывах в разных городах нашей страны, но наделять их национальными признаками считаю некорректным. Думаю, ему надо бы не спорить с этим, а просто извиниться перед нашими братьями».

После этого Бузыкаев принес официальные извинения на своих страницах в соцсетях: «Друзья, все-таки есть темы очень деликатные. Да, иногда могу и пересолить. Радий Фаритович, не могу оспаривать вопросы, в которых вы имеете опыта больше чем я. Вам я верю. В своем этом мессидже я искренен. Я, конечно, enfant terrible (в переводе с английского —„несносный ребёнок“ — прим. ред.) и иногда, возможно, берегов не вижу. Но ошибки нужно уметь признавать. Признаю».

Извинения Бузыкаев сопроводил еще одним рисунком. На нем изображен провинившийся мальчик, по всей видимости башкир, который, замазав предыдущую запись на мольберте белой краской, черным цветом написал: «Сестры и братья татары, прошу простить, был не прав».

1

Извинения Бузыкаев сопроводил еще одним рисунком.

Справа из-за забора, на котором написан номер региона Татарстана «116», на провинившегося мальчика тычут пальцем и смеются еще два мальчика в тюбетейках — по всей видимости, татары. Слева виднеется рука взрослого человека с ремнем. Вероятно, имелся в виду Хабиров.

Стоит отметить, что в соцсетях многие требуют, чтобы губернатор лично извинился за своего «придворного художника». Однако тот выступил лишь в роли верховного арбитра. Здесь стоит вспомнить случай с гастролями Альметьевского татарского театра в Уфе в 2014 году, когда извинения башкирскому народу пришлось приносить лично президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Тогда башкиры оскорбились фразой «вонючийвшивый башкир» в спектакле «Кыю кызлар» («Смелые девушки») по пьесе Тази Гиззата.

Похожая история случилась и в апреле нынешнего года, когда всемирный курултай башкир пожаловался властям Татарстана на татарского юмориста Данира Сабирова. Оскорбительной башкирская общественность сочла репризу, где обшучиваются плясовые традиции разных народов, а башкирский танец связывается с состоянием похмелья. Отметим, что в случае с карикатурным скандалом всемирный конгресс татар сохранил деликатное молчание.

«ХОТЕЛ ПОКАЗАТЬ ЛОКАЦИЮ, ПРИВЯЗЫВАЯ НАЦИОНАЛЬНУЮ АТРИБУТИКУ, А ЛЮДИ ВОСПРИНЯЛИ ЭТО КАК ЛИЧНОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ»

Сам Бузыкаев не считает, что его работа вызвала такой уж большой скандал. «Войной тут не пахнет», — заявил он сегодня в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«Есть такая группа в обществе, которая без причины заводится по любому поводу, а я выступил для них катализатором, — считает художник, добавляя, что смысл его карикатуры был неправильно понят. — Этим людям, живущим в таком красивом современном городе, неприятно видеть [это], может, они чувство неловкости испытывали перед приезжими, поэтому перевели стрелки на [обвинения в проституции]. Я в данном случае хотел показать локацию, привязывая национальную атрибутику, а люди восприняли это как личное оскорбление».

Впрочем, Бузыкаев признает, что был «крайне неосторожен», и «сожалеет, что так случилось». «Если уж у стольких людей это вызвало негодование… Я понимаю, что мне впредь со своим умением надо быть крайне деликатным и осторожным. Я такой урок вынес из этого. А когда Радий Фаритович подключился, я его знаю 35 лет и спорить с ним никак не могу. Он для меня безусловный авторитет, и я счел, что то, что он предлагает мне [извиниться], приемлемо и справедливо».

При этом художник заметил, что после скандальной карикатуры он получил в свой адрес массу оскорблений и даже угроз. «И обещали приехать, и вспоминали всех моих родственников, и упрекали меня в гомосексуализме, и говорили, что мое лицо запомнили, и все такое прочее… Самое удивительное, что пишут оскорбления с использованием нецензурной лексики такие благообразные люди, в тюбетейках, с бородками, фотографируются они на фоне мечети. В Уфе общество раскололось. Половина поддерживает меня и ничего не видит в этом [предосудительного]. У меня масса друзей из Казани, которые ничего в этой карикатуре не увидели. Общество неоднородно».

«ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО МЕНЯ РАССТРОИЛО, — НА РИСУНКЕ ПРОСТИТУТКА ОЧЕНЬ УЖ СТРАШНАЯ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить художественный уровень работы Бузыкаева и ответить на вопрос о том, как обществу следует реагировать на подобные творческие порывы

Ркаил Зайдулла — драматург:

— Карикатура — один из видов сатиры. Я не сторонник того, что нужно ущемлять свободу слова художника, но здесь он нарисовал проститутку с национальными элементами — она держит чак-чак и так далее. Обида представителей татарского народа, желание, чтобы Камиль Бузыкаев принес извинения, мне понятны. Тут как в татарской поговорке «Кунак ашы — кара-каршы» (дословно «Накормили в гостях — в ответ и ты накорми»), что-то вроде ответки. Данира Сабирова заставили  ведь извиниться (за высказывание о башкирском танце — прим. ред.). И у него не было чего-то такого особенного, и у Бузыкаева нет, единственное, что меня расстроило, — на рисунке проститутка очень уж страшная, хотя среди них есть ведь много красавиц. Хабиров правильно написал в «Инстаграме» — перебор, я тоже увидел в этом перебор.

Вообще татаро-башкирские дела среди простых людей даже не наблюдаются, а вот в среде интеллигенции ищут что-то, какие-то противоречия, особенно башкиры любят копаться в социальных сетях. Мы же фактически один народ, а вот такая реакция из-за того, что стараются разъединить. Если бы эту карикатуру нарисовал татарский художник, то ничего и не было бы, а раз башкир, то воспринимается как оскорбление. Еще раз повторю: в рисунке Бузыкаева я не увидел чего-то такого, проблема проституции ведь существует, закрывать на нее глаза не надо. Возможно, даже мы Бузыкаеву спасибо сказать должны за то, что он поднял проблему, направил на нее внимание общественности.

Шамиль Валеев — публицист, директор ИА «Медиакорсеть» (комментарий получен до реакции руководства Башкортостана и извинений Бузыкаева):

— Я сам из тех, кому не раз доставалось от злого и острого карандаша Бузыкаева. Лично, а не обобщенно, довольно больно и обидно, иногда несправедливо. Но от этого мое отношение к его дару рисующего публициста не менялось. Талант от Бога, хотя и злой иногда, как шайтан.

Что касается конкретной картинки — спросите его лично, где он это явление увидел. То, что он прицепил одной из героинь нечто напоминающее калфак, обратило гнев на него, а не на тех, кто позорит на всю трассу М7 Казань и Татарстан. И не на их «крыши». Я бы, конечно, так не стал рисовать, если бы умел. Но очевидно, что рисует он так от боли и стыда, чтобы изжить это явление.

Что характерно: те, кто любит публично обижаться по национальному признаку, обижаются очень похоже друг на друга. Не так давно была серия «публичных обид» на татарстанского стендапщика Данира Сабирова, который пародировал похмельного соседа. Ситуации очень похожи. Видимо, это наш уровень конфликтной культуры — искать, на что бы обидеться, примерять на себя то, что к тебе не относится, имитировать коллективные чувства. Среди соседей такое бывает иногда, даже среди братьев-двойняшек. Может, это кризисный выход на новый уровень взаимопонимания — учиться не делать из мухи слона и вместе ржать над взаимными подколами. Но до этого нам еще не одну чарку кумыса с чак-чаком и казылыком придется выпить на бережку. Что это за дружба такая вековая, которая якобы может посыпаться из-за одной интермедии или карикатуры? Наша дружба в сто раз крепче любой ссоры.

«ВСПОМНИТЕ ПРИМЕРЫ CHARLIE HEBDO И ИСТОРИЮ ДАТСКИХ КАРИКАТУРИСТОВ…»

Ильгизар Хасанов — художник:

— Общественный резонанс, который вызвала работа Бузыкаева, меня удивляет. Кого он мог своей карикатурой обидеть, девушек с низкой социальной ответственностью? Данная история касается дискуссии о свободе творчества и ответственности. Это результат того, что нашим художникам дали свободу. Но вместе с популярностью к творцу должно приходить чувство внутренней ответственности, когда ты что-то не можешь сделать, потому что тебе не позволяет это этика. А некоторым художникам не хватает этих этических норм, и тогда на арену выходят обиженные, которые пытаются подменить своими мнениями эту ответственность.

Как сказал кто-то из великих: «Обидеть нас желают многие, но выбор, на кого обижаться, а на кого нет, остается за нами».

Надо философски относиться к таким работам. Один [художник] перегнул палку, три человека обиделись и проявили себя в обществе как специалисты или борцы за правду. Но художник-то отразил факт из жизни. Эти барышни стоят на М7, их в стране много, и у них свои нормы, раз они позволяют себе так зарабатывать. Я считаю, надо дать каждому высказаться по этому поводу и история сама себя исчерпает.

Рафаэль Халилуллов — главный редактор журнала «Чаян»:

— Я недавно обратил внимание на творчество Камиля Бузыкаева. И меня удивило, что он известный в Башкирии карикатурист, сотрудничает с различными СМИ. На мой взгляд, он очень слабый карикатурист, у него техника недостаточно развита. Поэтому в творческом плане он мне как график неинтересен. Но темы он поднимает острые. Правда, то, что он придал национальный оттенок карикатуре М7, нехорошо. Карикатура — это жанр провокативный, но автор должен знать чувство меры. В каждом художнике должен сидеть маленький цензор, который знает чувство меры и ситуацию в обществе. Хайп на карикатуре поднять можно, но посмотрите, как это нехорошо отразилось в нашем случае.

Что касается принципиальности Бузыкаева, то о ней говорит тот факт, что он широко замахнулся, но когда врио глава Башкирии одернул его, он тут же оперативно опубликовал свои извинениями перед братьями татарами,но вновь в виде карикатуры и вставил в нее шпильку, изобразив двух персонажей из региона 116, которые злорадствуют над художником.

Карикатура — это сильное сатирическое оружие, надо с его помощью явления негативные высвечивать, но это надо очень тактично делать. Вспомните только примеры Charlie Hebdo и историю датских карикатуристов. Наше общество под воздействием интернета и ТВ готово к восприятию всего — и позитивного, и отвратительного. Но в первую очередь чувство меры и такта должно быть заложено в самом художнике, а потом уже в зрителе.

business-gazeta.ru

Просмотров: 928

Комментирование запрещено