Сызранец Раис Биглов: «Татарский «Сабантуй» провели по-русски»

22Одним из праздников, проводимых в теплый летний день, показывающий весенние трудовые подвиги тружеников полей, да и городских рабочих, укрепляющий межнациональную дружбу и объединяющий их моральный дух, является татарский праздник «Сабантуй». Всем известно, что этот праздник — ни военный, ни политический, и на праздник выходит весь народ.

Чем же национальные праздники так интересны? Да тем, что они показывают все грани национальной культуры, языка, песенного искусства, плясок, шуток, национального рукоделия, кулинарных изделий, спортивных соревнований и детских игр. Понимая весь этот национальный колорит, организаторы праздника в Сызрани старались подготовить и провести этот праздник содержательно и интересно, чтобы он был душевным и старому и молодому поколению. Нужно отметить, старался в этом председатель автономии татар Ринад Шарафутдинов. А каков был интерес горожан к празднику, можно узнать из официальных данных: на праздник пришло более 6 тысяч горожан и гостей города — абсолютный рекорд в сравнении с прошлыми годами.

в 11 часов 15 июня в городском парке отдыха им.Горького озвучиванием мусульманского «Азана» открыли праздник «Сабантуй». На сцене появились приглашенные почетные гости: Глава города Н.М. Лядин, Глава Дрожжановского района Республики Татарстан М.Р. Гафаров, депутат Думы г.о. Сызрань Р.Ш. Шафеев.

В своем поздравительном выступлении Н.М. Лядин говорил о положительном значении национального праздника «Сабантуй», пожелал всем доброго здоровья и успехов в работе.

Такие же пожелания высказал гость из Татарстана М.Р. Гафаров, подарив городу ценный подарок. Кроме этого, наши гости приехали с большой татарской концертной программой, кулинарными угощениями и красивыми с орнаментом тюбетейками.

Целый день шел праздник, полный игр, веселья, спортивных соревнований. На отдельной площадке шла борьба «Кореш». На сцене выступали русские, мордовские, чувашские и, конечно же, татарские художественно-самодеятельные группы. Пляски с удовольствием поддерживали зрители!

Абсолютным батыром в борьбе «Кореш» стал гость из Татарстана, который свой приз — барана — подарил заядлому любителю борьбы, юному мальчику из Сызрани. Вот в этом проявляется истинная высокая нравственность и доброжелательность!

Безусловно, праздник прошел содержательно, организованно. Праздничная программа выполнена полностью. Добрых слов заслуживают настоящие организаторы праздника!

Но…но… Было и маленькое недоразумение…

Как уже везде принято, национальные праздники ведутся на национальном языке с переводом на русский. Именно в этом проявление граней национальной культуры. А здесь, на Сабантуе, по указанию отдела культуры праздник вели русские ведущие на русском языке. Подготовленную ведущую на татарском языке даже не допустили на сцену! Вначале праздника, как говорилось ранее, прозвучал «Азан», дающий национальный колорит празднику, что тоже пытались запретить. Осталось заменить татарские пляски на русские, оставив татарские названия «для вида» и думать, как же тогда назвать этот праздник?

Уважаемые пожилые татары спрашивали:»Почему праздник ведут на русском языке? Где же татарские шутки, прибаутки?»

Видимо, есть те важные вопросы в подготовке национальных праздников, которые не должны оставаться без внимания ответственных за подготовку — отдела культуры города.

Как говорится: в поисках находится истина…

Раис БИГЛОВ.

tatsyz.ru 

 

Просмотров: 1156

Один комментарий

  1. Сабантуйларны урысча үткәзмәс очен иң беренче макаләне ( бу язманы) татарча язырга кирәктер.
    Хәзерге вакытта мин бик гаҗәпләнәм кайчан төрле-төрле оешмалар татар «телен сакларга кирәк»- дип җыелыш-конференция (фәлән-фәсмәтәнннәр) оештырып урысча докладлар чыгышлар ясап кайгырткан булып утыралар.
    Татар телен сакаларга түгел- татарча сөйләшергә кирәк.
    Икенче мәсәлә ммне быелгы Сызран Сабантуенда гаҗәпләндерде: Сабантуйны азан белән башладык дип мактанышулар.
    Туганнар азан ул намазга һәм газаптан котылуга, ә «гулять» итәргә уен-бөюгә чакыру түгел. Нинди зур наданлык туганнар. Әлбәттә мин уен-бөю, көрәшү һә күңел күтәрүгә каршы түгел. Әммә ләкин азанның үз урыны уен-көлке, бөю- көрәшүнең үз урыны бар.
    Имамнарның сүзләренә әз генә булсада колак салсагыз файдадан башка ни дә булмас инь шә Аллаһ!