Рафик Мухаметшин: «Я спиной чувствую, что эта возня идет»

DSC03977_0300 млн в год, поддержка целевых наборов и аккредитация учебных заведений… Совет по исламскому образованию РФ объявил о перезагрузке

Совет по исламскому образованию России, который возглавляет Рафик Мухаметшин, наделяют большими полномочиями, о чем сам руководитель организации рассказал на пресс-конференции в Казани. Общественная аккредитация при СИО проверит исламские учебные заведения России на соответствие принятым в 2017 году стандартам, а финансирование совета увеличится почти в 10 раз. Эти деньги заберут у вузов, включая КФУ. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

«ВСЕ РЕШИТСЯ ПРИ ЛИЧНОЙ ВСТРЕЧЕ»

«Равиль хазрат — учредитель Российского исламского университета, а я уже 12 лет — ректор, у нас с ним никогда не было серьезных разногласий, наоборот, он подчеркивает, что это крупнейший вуз, — так Рафик Мухаметшин прокомментировал «БИЗНЕС Online» конфликтную ситуацию вокруг письма Равиля Гайнутдина, в котором тот грозит отставкой нынешнему руководителю РИУ. — Та шумиха, которая возникла вокруг статьи в журнале „Минбар“, не причина для серьезных разногласий. Просто я этот вопрос еще ни с кем не обсуждал. В этом мало приятного, возможно, и его окружение немного накручивает». При этом наш собеседник признался, что с самим Гайнутдином еще не обсуждал эти вопросы, но рассчитывает, что «все решится при личной встрече».

Возможно, из-за конфликта вчерашняя пресс-конференция Мухаметшина, которую он давал в качестве руководителя совета по исламскому образованию России (СИО), вызвала повышенный интерес прессы, тем более что, по одной из версий, Гайнутдин хотел бы перемен и в руководстве СИО. Впрочем, таких вопросов журналисты не задавали. Зато спрашивали о деньгах, ведь в последнее время ходит немало разговоров, что организация, главной целью которой заявлено «создание единого образовательного пространства в сфере исламского религиозного образования», буквально озолотится. Мухаметшин подтвердил, что средств у его структуры будет больше, однако речь не идет о миллиардах рублей, а именно такие цифры можно было ранее слышать из уст экспертов.

Однако в любом случае в части финансирования деятельности СИО могут произойти кардинальные изменения. Сейчас финансово совету помогает фонд поддержки исламской науки и образования, выделяя в год около 40 млн рублей. «Это не такие уж и большие деньги, учитывая, что у нас 38 мусульманских учебных заведений…» — посетовал Мухаметшин и добавил, что, естественно, фонд не обязан формировать весь бюджет исламских учебных заведений. И в целом отметил, что формировать бюджет исламских учебных заведений не так просто, приведя пример РИИ, который на платных услугах (в основном это заочное и вечернее обучение) зарабатывает в год 15 млн рублей, а весь бюджет исламского института составляет 100–120 млн рублей в год. «Это с минимальными зарплатами», — добавил ректор вуза.

 «Начиная с 2007 года государство для мусульманского образования ежегодно выделяло по 300 миллионов рублей. Но поскольку это федеральная программа, то деньги шли через светские вузы. Средства распределялись между КФУ, МГУ, Пятигорским госуниверситетом, Санкт-Петербургским университетом и Башкирским педагогическим университетом, — рассказал уже „БИЗНЕС Online“ Мухаметшин. — Они, соответственно, работали с исламскими вузами. Первоначально эта система была эффективной, но сегодня ее необходимо пересмотреть. Возможно, со временем средства перейдут фонду поддержки исламской науки. Поэтому уже сейчас вокруг СИО чувствуется определенная возня, хотя в публичном поле ее нигде нет. По крайней мере, я спиной чувствую, что эта возня идет. То там, то здесь». По его словам, возможно, с новым витком деятельности СИО, который и будет контролировать и распределять эти 300 млн в год, в финансовом плане исламским учебным заведениям станет легче.

«ЭТО НЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, КОТОРЫЙ «ОТОБРАЛ ЛИЦЕНЗИЮ — НАДО ЗАКРЫВАТЬ»

Но не только финансовый вопрос актуален в контексте нынешней деятельности организации, которая в марте следующего года отметит свое 10-летие. «С сентября мы начнем новую деятельность. На совет возложено много задач», — заявил Мухаметшин, рассказав о заседании совета по исламскому образованию РФ, которое состоялось в конце июля в Москве. «Это не было очередным заседанием, там мы обсудили многие вопросы. Сейчас нам предстоит создавать рабочие органы — совет станет полноценной организацией, будем ездить по учебным заведениям, мониторить, рассматривать вопрос об учебных пособиях».

Как пояснил спикер, под мониторингом подразумевается стандартизация всех учебных заведений, входящих в состав СИО. Сегодня в него входит 38 мусульманских учебных заведений, из них 12 — высшие и 26 — медресе. Всего же, по словам Мухаметшина, по данным минюста РФ, на конец 2017 года в России насчитывалось 82 мусульманских учебных заведения. «На самом деле их намного больше, особенно на Кавказе. Только в Татарстане три высших учебных заведения и 9 медресе», — отметил ректор РИИ.

«Одна из задач совета — стандартизация», — пояснил далее Мухаметшин. Он отметил, что все учебные заведения работают по стандарту, а в Татарстане данные нормы были разработаны еще в 2015 году. Это дает возможность систематизировать и контролировать качество образования, а сами стандарты помогают определить компетенции современного имама. Их повсеместное внедрение позволит создать то самое единое мусульманское образовательное пространство, заявленное в целях деятельности СИО, и повысить качество предоставляемых услуг. Мухаметшин напомнил, что об этом шла речь недавно на встрече президента РТ Рустама Минниханова с мусульманскими религиозными деятелями в Болгаре.

Также совет займется аккредитацией учебных заведений, которая, правда, будет носить общественный характер. «Стандарты по исламскому образованию по всей России мы приняли еще в 2017 году, но они не работают, потому что нет механизма контроля, — говорит руководитель СИО. — Например, в ДУМ есть отдел науки и образования, его сотрудники проводят мониторинг — в течение года выезжают в каждое медресе, проверяют обеспеченность литературой, кадрами, как работает медресе. После чего делается определенное заключение, о ситуации докладывается муфтию и принимается соответствующее решение. Только в таком случае стандарт работает».

Мухаметшин признается, что в СИО долго думали, как создать такой механизм внутри их структуры: «Мы не можем создавать какой-то орган, который не вписывается в российское законодательство. Изучали последнее: в законе об образовании есть понятие „общественно-профессиональная аккредитация“. Остановились на общественной аккредитации. Этот орган будет в составе нашего совета, с согласия учредителей мы решили, что будем мониторить, и составили для себя внутренний документ».

Как рассказал позже «БИЗНЕС Online» председатели СИО, санкций за не прохождение аттестации никаких нет. Максимум учебное заведение, которое не будет соответствовать принятым стандартам, исключат из совета по исламскому образованию. «Просто мы по ним для учредителей — духовных управлений — будем указывать, что существуют такие проблемы. Это не означает, что их кто-то закроет, они могут исправить все недочеты и спокойно работать дальше. Это не государственный орган, который „отобрал лицензию — надо закрывать“. У нас ситуация другая, просто хотим, чтобы СИО поддерживал соответствующий уровень. Мы вообще не можем ставить вопрос о закрытии, а только дать рекомендации», — рассказал Мухаметшин.

«ЗА 12 ЛЕТ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО БОЛЕЕ 4 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ, А МЫ ДАЖЕ НЕ ИМЕЕМ ЛИНЕЙКУ ПОЛНОЦЕННЫХ УЧЕБНИКОВ»

При этом ректор РИИ предполагает, что не все будут ждать этот мониторинг с распростертыми объятиями. «Общественная аккредитация — очень важный инструмент. Он будет вызывать много нареканий, раздражения со стороны духовных управлений, никто не хочет, чтобы проблемы их учебных заведений были обнародованы. Но это нужно пройти», — отмечает он.

При этом он уверен, что в будущем все исламские учебные заведения сами захотят пройти проверку на соответствие и войти в состав СИО, поскольку совет в какой-то мере поддерживает их и финансово. Хотя на сегодняшний день, как пояснил Мухаметшин, все учебные заведения получают лицензию на ведение образовательной деятельности в органах местного самоуправления и для этого необязательно вступать в СИО.

По словам главы совета, провести аттестацию всех учебных заведений нужно будет в довольно короткие сроки — с сентября и до конца календарного года, поскольку в конце года фонд поддержки исламского образования формирует свой бюджет на будущий год, а он является основным источник финансирования СИО. Для того чтобы заложить в бюджет будущего года все расходы, необходимые для приведения исламских учебных заведений к общему стандарту, нужно иметь полную картину, где и чего не хватает.

Также стимулом для прохождения аттестации учебными заведениями будет целевой набор — еще одно новшество в системе исламского образования. В этом году совет исламского образования совместно с ДУМ запускает пилотный проект целевого набора: РИИ берет на себя обязательство — обучить будущих имамов, а ДУМ гарантирует их трудоустройство. Фонд исламского образования выделил для таких студентов стипендии в виде грантов. Вузы, которые не пройдут аттестацию, не смогут принимать студентов по такому набору. «Это общероссийский проект, федеральный. Мы опробуем его в Татарстане и Чечне. Человек 10 в этом году попробуем набрать, — сообщил Мухаметшин. — В будущем, возможно, целевой набор будет увеличен до 200–300 студентов».

Еще одна сложная, по словам спикера, проблема — это выпуск пособий и учебников для исламских вузов, и 300 млн в год, 12 лет выделявшиеся в том числе и на эти цели, вопроса не решили. «Поскольку это бюджетные деньги, они шли через светские учебные заведения. За 12 лет уже выделено более 4 миллиардов рублей, а мы даже не имеем линейку полноценных учебников по основам ислама. Все это говорит о том, что программу нужно переформатировать. Хотя многое было сделано в рамках данного проекта, но на примере учебников мы видим, что он должен быть более эффективным», — пояснил Мухаметшин.

«ДАЛЬШЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ БОЛЬШЕ АКТИВНОЙ, РЕАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили нынешнюю деятельность совета по исламскому образованию РФ и дальнейшие перспективы организации.

Альбир Крганов — муфтий духовного собрания мусульман России:

—  Ту работу, которую проводит совет, я оцениваю положительно. Учитывая актуальность необходимости координировать систему исламского образования, а мы говорим об его многоуровневой форме, — это мектеп, медресе, вуз, сейчас у нас есть уже и академия. За небольшой срок удалось систематизировать эту работу. Кроме того, на нескольких мероприятиях с участием самих глав ДУМ и представителей мусульманских стран СНГ было изъявлено о создании совета по исламскому образованию СНГ.

Конечно, еще много есть к чему стремиться, поработать. Совет должен стать, образно говоря, министерством по исламскому образованию. Нам сегодня нужно пересмотреть интерпретацию некоторых книг, давать современные разъяснения. Например, на слуху тема джихада, мы же от него не можем отказаться, а должны правильно объяснить, ведь джихад — это, по сути, любовь к своему Отечеству, желание его оберегать, охранять. Есть и другие темы, чтобы профессионалы исламского образования, сев за круглый стол, посмотрели спорные моменты по преподаванию.

Рустам Батыр — экс-первый заместитель главы ДУМ РТ:

— Совет мог бы эффективнее строить деятельность, то есть разработка образовательных стандартов очень долго тянулась. До сих пор не запущена процедура общественной аккредитации, не проработаны механизмы, которые бы обеспечивали это. С другой стороны, совет — не министерство образования, у него нет полномочий, чтобы командовать мусульманскими учебными заведениями, принуждать их исполнять стандарты, налагать какие-то санкции. Вполне понятно, что работа длилась достаточно медленно, и то, что сейчас речь идет о расширении прав совета, — это правильно, потому что без реальных полномочий внедрить стандарты по большому счету не получится. В государственной системе у проштрафившихся вузов отзывают право выдавать дипломы государственного образца, а мусульманские учебные заведения и так не дают такие документы.  Что тогда у них отзывать? Без реальной возможности принудить совет бессилен изменить ситуацию.

Азат Ахунов — исламовед:

— Совет — новая организация, она хорошо выполнила свои функции на начальном этапе: объединение учебных заведений, это нужно было для общей координации деятельности. Понятно, что он выполнял больше декоративные, представительские функции, какой-то реальной работы, по крайней мере внешне, не было видно. Никто не заявлял о прорывах или еще что-то. Я считаю, что на первом этапе это вполне нормально, но дальше хотелось бы больше активной, реальной работы.

Если дополнительные средства попадут в систему исламского образования, это неплохо, но если просто полномочия и ручное управление на вузы усилятся, начнут плодиться директивы, то здесь, конечно, ничего хорошего нет, будут вставлять палки в колеса… Но система уже сформировалась, она работает, функционирует. В каждом центре есть своя специфика, даже если мы посмотрим по мазхабам, правовым школам — на Кавказе это шафииты, у нас ханафитский мазхаб и так далее, то есть есть свои сложности, которые надо учитывать. Поэтому здесь вводить директивное управление, чтобы всех грести под одну гребенку, неправильно.

 

business-gazeta.ru

* * *

Уроки патриотизма для шакирдов, эксперимент с целевиками из Татарстана и Чечни и ревизор для медресе

Студентов исламских учебных заведений будут учить патриотизму и национальной идентичности, для российских медресе введут «общественную аккредитацию» и в стране запустят эксперимент по целевому набору абитуриентов от духовных управлений. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил председатель Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин. Подробнее — в материале «Реального времени».

Как медресе не желали внедрять стандарты

В конце июля в Москве состоялось заседание совета по исламскому образованию России (СИО). К сожалению, информация о прошедшем мероприятии осталась без внимания СМИ. Лишь несколько сайтов духовных управлений ограничились краткими новостями о нем. Казалось бы, очередной междусобойчик деятелей мусульманского образования, которые проходят несколько раз в год в разных городах России. Однако принятые решения могут заметно повлиять на вектор развития уммы. Поэтому председатель СИО Рафик Мухаметшин, который одновременно является ректором Российского исламского института и заместителем муфтия Татарстана по образованию, собрал в стенах Духовного управления мусульман РТ журналистов для нескольких заявлений.

Отметим, Совет по исламскому образованию функционирует с 2010 года. С 2012 года его возглавляет Рафик Мухаметшин. В структуру входят 38 исламских учебных заведений России — медресе и мусульманские вузы.

По его словам, еще в 1990-е годы в Татарстане функционировали 15—20 медресе — и в каждом шло преподавание по собственным программам (или при полном отсутствии программ): делался упор на одни предметы и игнорировались другие дисциплины. На сегодняшний день в республике работают 9 медресе, РИИ и Болгарская исламская академия. В них трудятся 240 преподавателей и обучаются более 4 тыс. студентов.

Когда стандарты были спущены сверху, это не работало. Тогда мы пошли снизу — и обсудили с медресе, сколько часов на каждый предмет необходимо отвести. И учли опыт этих учебных заведений

Как заявил спикер, Совет по исламскому образованию намерен включить все мусульманские учебные заведения в единое учебное пространство, чтобы систематизировать научные дисциплины и контролировать качество образования. Для этого в 2015 году в Татарстане разработали стандарты для медресе и высших учебных заведений (бакалавриат). Однако не все шло гладко.

— Со стороны учебных заведений особого желания реализовывать эти стандарты не было, — рассказал Мухаметшин. — Тем не менее в течение года со всеми медресе мы этот путь прошли. Когда стандарты были спущены сверху, это не работало. Тогда мы пошли снизу — и обсудили с медресе, сколько часов на каждый предмет необходимо отвести. И учли опыт этих учебных заведений. Приняли эти стандарты — и все заработало. Сейчас духовное управление на 100% обеспечило всех учебниками.

«Ревизорро» для медресе

В 2017 году единые стандарты приняли в СИО. Но оказалось, что эти программы работают только в Татарстане. В других регионах никто их не контролировал. Дабы не пускать ситуацию на самотек, Совет ввел «общественную аккредитацию». Для этого с согласия муфтиятов появится некий орган, который с сентября до конца 2019 года будет проводить мониторинг мусульманских учебных заведений России.

Сотрудники этого органа при СИО будут ездить по регионам, смотреть, как функционирует учебное заведение, и выявлять отклонения от стандартов. По словам Мухаметшина, таким ревизором будет начальник отдела науки и образования ДУМ РТ Айдар Карибуллин.

В случае выявления проблем СИО будет оказывать методическую помощь медресе и вузам. При этом перед учебными заведениями, которые не будут исправлять «грешки» в учебном процессе, поставят вопрос об исключении из Совета.

— «Общественная аккредитация» будет вызывать раздражение со стороны духовных управлений, будут и нарекания. Никто не хочет, чтобы проблемы учебных заведений вышли за их пределы. Но другого выхода нет. Они должны понимать, что этот мониторинг нужен в первую очередь для них, это для общего дела, — заявил председатель СИО.

Надо отметить, Духовное управление мусульман Республики Татарстан в 2016 году запускало проект «Мусульманский ревизорро». Рустам Батров, в то время занимавший должность первого заместителя муфтия РТ, посещал мечети Казани и выявлял детали, которые с его точки зрения являлись недостатками: месторасположение минбара и часов, состояние тахаратханы, отсутствие головных уборов у прихожан и др. Так, он нанес визит в три казанские мечети (Закабанную им. 1000-летия принятия ислама, Апанаевскую и «Казан нуры»). Затем он на сайте духовного управления описывал свои впечатления. После одного из таких визитов «ревизора» своей должности лишился имам-хатыб Закабанной мечети СейджагфарЛутфуллин, который неожиданно не прошел аттестацию ДУМ РТ. Как позже объяснил «Реальному времени» муфтий Камиль Самигуллин, с уходом Батрова из муфтията «неправильно реализованный» проект прекратил свое существование.

Новый предмет — о патриотизме и национальной идентичности

В июне этого года стандарты обновили. Как сообщало «Реальное время», теперь в исламских учебных заведениях появится новый предмет «Гражданская этнокультурная идентичность мусульман России». Он будет посвящен национальной и религиозной идентичности и патриотическому воспитанию.

— 29 июля на заседании Совета по исламскому образованию мы вернулись к образовательным стандартам. Мы добавили новый предмет, посвященный идентичности и патриотическому воспитанию. Он наиболее актуален для учебных заведений Кавказа и, наверное, менее — для центральной России, — отметил он.

По словам Мухаметшина, курс нового предмета объемом в 32 часа будут изучать шакирды медресе, 72 часа — студенты бакалавриатов вузов.

— Сейчас верующие больше интересуются своей историей. Важно показать, как мусульмане жили в Российской империи, в доимперский период, как идентичность связана с национальностью и языком. Оторванные от языка и этнической идентичности мусульмане представляют проблему, — подчеркнул председатель СИО.

Эксперимент в 10 целевиков

Кроме того, в религиозные высшие учебные заведения будет осуществляться целевой набор от регионов. Духовные управления, направившие абитуриентов, обязуются трудоустроить выпускников-целевиков по окончании их учебы.

Пилотный проект, в котором пока участвуют Татарстан и Чечня, запустят уже в этом году. 10 целевиков будут определены в конце августа. Если программа покажет первые положительные результаты, в следующем году целевой набор увеличат до 200–300 человек.

— Это будет федеральный проект. Духовное управление региона определяет некоторое количество своих учеников. С этими шакирдами заключаются договоры. Возможно, это будет «Мухаммадия» или другие учебные заведения, — пояснил Мухаметшин.

В свою очередь Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования обеспечит их стипендией. Когда студенты получат дипломы, муфтияты должны будут предоставить им работу. По мнению Мухаметшина, наиболее остро кадровый вопрос стоит в сельской местности. Поэтому такие выпускники, скорее всего, отправятся на работу в деревни. Однако и фонд будет выделять им гранты первые три года работы после окончания учебного заведения.

Отметим, что подобные целевые программы работали в Российском исламском университете ЦДУМ России. В Уфу на учебу отправлялись парни и девушки из Пензенской и Ульяновской областей, которые закончили alma mater, некоторые продолжили получать знания в зарубежных вузах (в частности, в «Аль-Азхаре», Египет) и теперь работают имамами и преподавателями. Была также попытка обучить ребят из Чечни, но джигиты из Кавказа там не прижились, и через несколько месяцев они вернулись на родину.

Мухаметшин, который некоторое время возглавлял Болгарскую исламскую академию, назвал регионы, готовящие наиболее сильных исламских теологов, которые поступают в БИА. На первом месте — Дагестан, на втором — Ингушетия. Замыкает тройку Татарстан. Однако перед выпускниками кавказских учебных заведений, по его мнению, стоит проблема социализации в поликонфессиональной среде.

realnoevremya.ru

Просмотров: 893

Комментирование запрещено